Низшая» мифология: духи природы




 

Гораздо более устойчивым в коми мифологии оказался ее так называемый «низший слой». К нему относились различные духи, связанные со всем мифологизированным пространством от дома до леса и причисленные к разряду нечисти. Им посвящались различные обряды жертвенного характера.

Среди персонажей «низшей» мифологии выделялась группа духов- «хозяев» различных природных объектов (лес, земля, поле, вода и т.д.). Самым популярным природным духом у вепсов был и остается «хозяин» леса. Он известен под множеством названий, по которым можно наметить некоторые стадии развития народного мировоззрения.

Семейные отношения коллектива также накладывают отпечаток на представления о духах: у хозяина, как правило, есть жена-хозяйка, а иногда и дети. Вообще для коми традиции характерна парность мифологических персонажей.

По народным верованиям, при встрече человека с «хозяином леса» он внезапно превращался в толстый пень с корнями. Хозяин леса являлся перед человеком и в других обличьях, например, в виде некоторых животных (медведя, змеи, филина), но чаще всего антропоморфным существом (маленьким старичком, «с куст можжевельника», молодым черным и лохматым мужиком, человеком, ростом равным самым высоким деревьям в лесу.

В сложении образа лесного духа-«хозяина» отразилось двойственное отношение коми к лесу: с одной стороны, он являлся кормильцем крестьянина, с другой - был наполнен всевозможными опасностями. Хозяин леса мог не только послать охотнику много дичи, собирателю - много грибов и ягод, а пастуху - безопасность скота, но и сбить путника или домашних животных с дороги, напустить на них диких зверей. Чтобы не прогневить лесного духа каждый крестьянин в прошлом знал различные религиозно-магические обряды на случай встречи с ним в лесу, потери дороги, ночевки под деревьями, а также жертвенные обряды в начале и конце лесной промысловой деятельности. Так, закончив сбор «даров леса», собиратели обязаны были принести жертву лесному хозяину - в виде ягод и грибов, которые они оставляли на пне, у придорожного креста или на перекрестке дорог. Этим формам поведения многие сельские жители следуют до сих пор при посещении леса.

Почитаемым образом коми низшей мифологии был водяной дух. Но в отличие от духа леса, вера в него мало сохранилась среди коми до сегодняшнего времени. В традиционном мировоззрении коми отразились различные стадии олицетворения водных объектов. О реках говорится как о существах женского пола, содержится объяснение их физических особенностей. Перед началом рыбной ловли рыбак подходил к озеру или реке и обязательно «здоровался» с ними. Такое приветствие сопровождалось протягиванием руки к воде и имитацией рукопожатия.

С развитием анимистических верований олицетворения, придаваемые различным водным объектам, постепенно отделялись от своих стихийных основ и становились их хозяевами.

Помимо терминов, связанных с мифологизацией определенного водного пространства (озеро, ручей, река), у коми известна группа названий для обозначения духа-хозяина вод, применимых по отношению к любому водоему.

В мифологии коми выявляются два источника происхождения водяного. По одному из них, водяные духи появились одновременно со всей нечистью на земле по непредвиденной случайности во время акта творения Богом мира; по другому - от утопленников.

В народных рассказах встречаются описания этого духа в виде быка, собаки, но особенно часто - в виде голого человекоподобного существа мужского или женского пола с длинными волосами. Местообитание водяного порою накладывало отпечаток на его внешний вид. Так, в воображении народа его волосы часто рисовались в виде длинных зеленых водорослей.

В отличие от хозяина леса, имеющего противоречивый характер, водяной в коми мифологии - преимущественно злой дух, жестокий и коварный. Его неожиданное появление перед человеком всегда сулит несчастье. Он опрокидывает лодки, ловит и душит купающихся, топит лошадей и коров, не щадит даже детей, останавливает мельницы. Как и вода, он может наслать болезни. Будучи властелином рыб, водяной часто вредит рыбакам: приближается к сетям и неводам и отгоняет от них свое «рыбье стадо». Для того, чтобы задобрить водяного и получить хороший улов, коми рыбаки делали ему приношения в начале и в конце рыбацкого промысла.

 

Почитание огня

 

Стихией, противоположной воде, был огонь. Культ огня занимал важное место в древних мировосприятии и религии. Он выражен прежде всего в различных табу, запрещающих как-либо осквернять эту чистую стихию: нельзя было плевать в огонь, топтать его ногами и т.д. В случае нарушения запретов огонь мог отомстить пожаром или болезнями.

Различные виды огня (костры, горящая лучина или свеча, дым и т.п.), которым приписывались очистительные, целительные, обережные или продуцирующие свойства, широко использовались в ритуалах. С ритуальными огнями производились всевозможные магические действия: обегание, прыжки, обходы, окуривание и т.п. Окуривание, считавшееся в народе важнейшим обезвреживающим средством, как правило, предваряло начало какого-нибудь нового периода в жизни и деятельности человека. Так, успеху рыболовного или охотничьего сезона способствовало окуривание орудий труда - сети, ружья. Употребление молока нового удоя в пищу начиналось с омовения коровы и окуривания ее дымом, что также имело и утилитарный смысл.

В представлениях народа отразились различные проявления этой природной стихии: огонь - источник света и тепла; огонь - земной и небесный, падающий на землю в виде молнии; огонь костра и домашнего очага; огонь - разрушитель и т.д. Дальнейшее развитие представлений о многоликости огня привело к персонификации некоторых форм его проявления и появлению особых «огненных» мифологических персонажей.

В культе огня особенно ярко выделялось почитание огня домашнего очага. Он олицетворялся в образе духа. Среди черт, характеризующих внешний облик духа, известна только одна - вымазанность сажей, которая вполне увязывается с его местопребыванием в печи.

 

Животные

 

В традиционном мировоззрении коми в значительное место занимали животные, роль которых была удивительно разнообразной. Это могло быть не только связанное с анимистическими представлениями, тотемическим или промысловым культами поклонение животному, но и суеверный страх перед некоторыми из них, а также наделение какими-то сверхъестественными свойствами отдельных представителей природного мира, которые переплетались с реальными взглядами народа на особенности их поведения.

Наиболее ярким образом в ряду почитаемых животных, «царем всех зверей» был медведь. В основе поклонения медведю лежали архаические тотемические представления и промысловый культ. Следы тотемических представлений проявились, прежде всего, в признании медведя существом, подобным человеку. При раскопках в большом количестве найдены кресала с изображением медведей, стоящих на задних лапах. По мнению специалистов в области древнего изобразительного искусства, вертикальная поза медведя указывает на его связь с человеком и сверхъестественные свойства этого зверя.

В промысловом культе существовали запрет называть имя медведя и замена его различными эвфемизмами: (лапа), (большой лоб), (хозяин леса), (бука); считалось, что сохранение черепа медведя способствует его возрождению; использовались когти и клыки зверя в качестве охотничьих талисманов.

Медведь, как и бык, лисица и белка, относятся к числу животных, которые по народным представлениям имели связь с огнем.

Особенно много поверий, примет и быличек было связано с птицами.

Различные факты народной культуры являются неопровержимым доказательством существования у коми в древности верований о превращении души человека после его смерти в птицу. Надмогильные сооружения в виде вырезанных из дерева птиц - обычное явление старых кладбищ.

Судя по текстам причитаний, коми, как и многие другие народы, верили в существование у человека нескольких душ, которые сменяли друг друга в различные периоды жизненного цикла. Возможно существовала не только возрастная, но и половая дифференциация душ.

Представления о душе-птице и о птице-вестнике смерти у вепсов нередко переплетались. Душа-птица, улетевшая в мир мертвых, могла возвратится к живым как вестник смерти. По поверьям, если любая птица залетала в окно дома, то это предвещало скорую смерть одного из ее обитателей.

Предметом иррациональных представлений были также домашние животные. Положительными чертами наделялся петух. Он считался глашатаем наступления благоприятного времени: дня и света, когда появляется солнце и исчезают темные силы. Петух мог отогнать всякую скверну не только своим криком, но и клювом и крыльями. Упоминания о петухе, отгоняющем болезнь с помощью золотого клюва и серебрянных крыльев, часто можно встретить в лечебных заговорах.

Образ собаки включал как положительные, так и отрицательные черты. С одной стороны, собака была другом и защитником человека. Такое представление о животном нашло отражение в поверьях. Согласно им увидеть во сне собаку означало скорую встречу со старым другом или приобретение нового. Считалось благоприятным предзнаименованием, если навстречу путнику, вступающему в деревню, выбегала собака или раздавался ее лай.

Комплекс представлений, связанных с кошкой, также характеризуется двойственным, но более настороженным, чем к собаке, отношением. По коми поверьям, кошка - демонологическое существо, имеющее различные связи со всякого рода нечистью.


Заключение

 

Целью нашей работы является изучение характерных особенностей культуры не славянского народа коми.

Наша задача – культурологически объяснить «логику» каждого культурного сценария. В культурный базовый сценарий, различаемый в разных культурах, входит следующее: базовый тип отношений, особенности семейных уставов, как празднуют свадьбы, как хоронят, где трудятся, наконец, какие области художественной деятельности получили наибольшее развитие.

Многообразная духовная культура Коми представлена в народном искусстве, фольклоре, народных верованиях и обрядах: космогонические мифы Коми, отражающие ранние представления народа об окружающем мире и месте человека в нём (отделение неба от земли, сотворение земли, человека и животных братьями-демиургами Еном и Омолем и др.); эпические сказания и легенды; сказки и песни; пословицы и поговорки; обрядовая поэзия. Семейные и календарные обряды Коми близки к северо-русским. Наряду с христианскими отмечались такие традиционные календарные праздники, как проводы льда, чарла рок (праздник урожая, буквально каша серпа), отправка на промысловую охоту и др. Сохранились дохристианские верования в леших (ворса), духов-хозяев, колдовство, гадания, заговоры, порчу (шева); существовали культы деревьев, промысловых животных, огня и др.

Особенностью является выявление этнического и национального профиля культуры народа коми, подчеркивающего как общие черты со славянскими народами, так и уникальность своей культуры.

Тема данной работы далеко не исчерпана, открываются всё новые грани поставленной проблемы, новые горизонты исследования. Лишь на основе комплексной работы с археологическими, фольклорно-этнографическими, географическими, лингвистическими и другими источниками возможна целостная реконструкция религиозно-мифологических представлений, обрядов древних коми.


Список используемой литературы

 

1. Гагарин Ю.В. История религии и атеизма народа коми. М., 1978.

2. Савельева Э.А., Королев К.С. По следам легендарной Чуди: Страницы древней истории народа коми. Сыктывкар, 1990; Рогачев М.Б. Религия и церковь // Республика Коми: Энциклопедия. Сыктывкар, 1999. Т.1.

3. Лепехин И.И. Путешествия академика Ивана Лепехина. Часть IV // В дебрях Севера. Русские писатели XVIII-XIX веков о земле Коми. Сыктывкар, 1983.

4. Тентюкова Ф.А. Из прошлого Коми края. Сыктывкар, 1976.

5. Сидоров А.С. Знахарство, колдовство и порча у народов коми. Л., 1928.

6. Плесовский Ф.В. Космогонические мифы коми и удмуртов // Этнография и фольклор коми: Тр. / ИЯЛИ КФ АН СССР. 1972. Вып.13.

7. Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск, 1994.

8. Грибова Л.С. Пермский звериный стиль. М., 1975.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: