Введение в православное богословие 2 глава




1. Евреи, жившие в период подзаконный, знали уже из обетований Божьих, данных ещё их праотцам Аврааму, Исааку и Иакову, что Христос или Мессия имел произойти от них по плоти (). Знали, в частности, и то, что из числа двенадцати колен Израилевых Мессия произойдёт собственно из колена Иудова, как предсказал родоначальник этих колен патриарх Иаков. Теперь Пророки ещё детальнее указывают ту отрасль, из числа всех отраслей колена Иудова, от которой должен был родиться обетованный Избавитель: они предвозвещают, что Мессия произойдёт от корене Иecceoвa, из рода Давидова.

   В первый раз изрёк это предсказание пророк Нафан. Возвестивши Давиду, что, по смерти его, сын его воздвигнет храм Господу, Нафан от лица Божьего присовокупил: и верен будет дом его, и царство его до века предо мною: и престол его будет исправлен во век (). Потом, в одном из псалмов своих, повторил это и почти теми же словами сам Давид, говоря от лица Божьего: единою кляхся о святем моем, аще Давиду солжу: Семя его в век пребудет, и престол его яко солнце предо мною, и яко луна совершена в век (). Далее, это пророчество встречается у Исайи: изыдет жезл из корене Иecceoвa, и цвет от корене его взыдет: и почиет на нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия: исполнит его Дух страха Божия (Исайи 11, 1—3); и будет в день оный корень Иессеов, и восстаяй владети языки, на Того языцы уповати будут (Исайи 11, 10). После Исайи — у пророка Иеремии: се дние грядут, глаголет Господь, и восставлю Давиду восток праведный, и царствовати будет царь, и премудр будет, и сотворит суд и правду на земли. Во днех его спасется Иуда, и Израиль пребудет в надежди, и сие имя ему, имже нарекут его, Господь праведен наш (); и в другом месте: во днех онех и в то время, произрастити сотворю Давиду отрасль правды: и сотворит суд и правду на земли. Во днех онех спасен будет Иуда, и Иерyсалим пребудет в надежди: и сие есть имя, имже нарекут его: Господь праведен наш (). Наконец,— у пророка Иезекииля: и восставлю им пастыря единого, и упасет я, раба моего Давида, той упасет я, и будет им пастырь, аз же Господь буду им в Бога, и раб мой Давид князь среде их: аз Господь глаголах ().

2. Что все представленные пророчества относятся к Мессии, это видно -

   а) Из самого их содержания. Нафан и сам Давид говорят о таком потомке Давидовом, который будет царствовать во век:- черта, которая не может приличествовать ни Соломону, ни даже всему роду Давидову, царствовавшему в Иудее только до плена Вавилонского, а совершенно прилична одному Мессии, вечному Царю духовного царства. Пророк Исайя свидетельствует, что на сем Жезле из корене Иессеова почиет Дух Божий со всеми своими обильными дарами, и что на этого Потомка Давидова языки уповати будут; Иеремия присовокупляет, что этот Царь будет премудр, сотворит суд и правду на земле, и что имя Его будет — Господь праведен наш, Иезекииль представляет этого будущего Давида и Пастырем и вместе Князем, которому сам Господь обещается быть в Бога:- все такие особенности, которые, в подлинном смысле, не могут приличествовать никому, кроме одного Мессии.
   б) Из единодушного согласия Иудеев, Все их парафрасты, все талмудисты и все древние писатели относят эти пророчества к Мессии, и считают Его потомком Давидовым. Очень известно это всеобщее верование древних Иудеев и из Евангельской истории. Захария, при рождении сына своего Иоанна Крестителя, благословляет Господа Бога Израилева за то, что Он сотворил избавление людем своим, и воздвиже рог спасения в дому Давида отрока своего: якоже глагола усты святых сущих от века пророк его (). Фарисеи, на вопрос Спасителя: что вам мнится о Христе, чей есть сын,— отвечали: Давидов (). Удивляясь чудесам Спасителя, Иудеи с недоумением спрашивали самих себя: еда сей есть Христос, сын Давидов ()? Больные, призывая на себя Его милосердие и желая исповедать свою веру в Него, как Мессию, называли Его сыном Давидовым (; 15, 22; 20, 30;). При торжественном входе Спасителя в Иерусалим, желавшие видеть в нём обетованного Избавителя взывали: осанна Сыну Давидову (). И в последующее за тем время всеобщая уверенность Иудеев в том, что Мессия должен произойти из рода Давидова, была столь глубока и общеизвестна, что император Троян, желая положить предел возмущениям их, возбуждаемым лжемессиями, повелел умертвить всех потомков Давида, каких только могли отыскать,— и при этом-то случае вкусил смерть св. Симеон, сродник Господень, бывший епископом Иерycaлимским.

3. А доказательством того, что рассмотренные пророчества исполнились на Иисусе Христе, что Он, точно, происходил из рода Давидова, служат два Его родословия, представленные в Евангелии, и многие другие места Евангельской истории.

§ 82. б) место, где Мессия имел родиться
   1) Место, где имел родиться Мессия, предсказал Пророк Михей в следующих словах: и ты Вифлееме доме Эфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных; из тебе бо мне изыдет Старейшина, еже быти в князя во Израили, исходи же его из начала от дней века ().
   2) И в настоящем случае, как содержание самого пророчества, так и постоянное, единодушное согласие древних Иудеев служат неопровержимыми доказательствами, что речь идёт о Мессии.
   В пророчестве довольно указать одну решительную черту. Пророк предвозвещает, что из Вифлеема изыдет такое лицо, которое имеет у себя и другие исходы, исходи из начала от дней века (предвременность, дни вечности), т. е. имеет вечное бытие: о ком же из рождённых на земле можно сказать подобное, кроме одного Мессии? Между тем и прочие черты предсказания совершенно идут к Мессии. Говорится, например, что происхождение Его из Вифлеема доставит этому малому городу великую славу; лицо, имеющее произойти, называется Старейшиной (владыкой) и князем в Израиле, как называли Мессию и другие пророки (). В последующих стихах утверждается, что этот Царь, действуя силой Иеговы, соберёт под властью своей всего Израиля, и прославится до конца земли (), в соответствие и другим пророчествам о Мессии (;; 71, 8); принесёт с Собой совершенный мир Израилю (), также сообразно с другими пророчествами о Мессии (и 7; 11, 5—7;); истребит в народе своём волхвования и гадателей, ниспровергнет истуканов и всякое идолослужение (), опять согласно с другими пророчествами о Мессии ().
   Постоянное верование Иудеев, что пророчество Михеево относится к Мессии, известно:
   а) из свидетельства древнейшего их парафраста, Ионафана, жившего до Рождества Христова, который слова: из тебе бо мне изыдет Старейшина, переводит так: «из тебя мне произойдёт Мессия»;
   б) из Евангельской истории, которая повествует, что представители церкви Иудейской, все первосвященники и книжники людские, на вопрос Ирода: где Христос раждается, единогласно отвечали: в Вифлееме Иудейстем, и в подтверждение своего ответа привели Михеево пророчество (); равно как и народ, думая, что Христос пришёл от Галилеи, спрашивал с недоумением: не писание ли рече, яко от семене Давидова и от Вифлеемския веси, идеже бе Давид, Христос приидет ();
   в) из обоих талмудов и вообще из свидетельств всех древних писателей Иудейских, которые излишне было бы приводить здесь; и
   г) наконец из того исторического случая, что Римляне, когда усмирили восстание Иудеев, увлечённых лжемессией Варкохавом, запретили им самый вход в Иерусалим и в Вифлеем, откуда ожидали они себе Мессии.
   Исполнение же этого пророчества на Иисусе Христе общеизвестно из Евангелия (и др.).
§ 83. в) Образ рождения Мессии
   I) Мессия имел родиться не так, как рождаются обыкновенные люди, а от непорочной Девы и, следовательно, образом сверхъестественным, чудесным. Это предвозвестил Исайя, когда сказал: се Дева во чреве зачнет, и родит Сына, и наречеши имя ему Еммануил ().
   II. Слова эти действительно -
   1) относятся к Мессии,
   2) определяют чудесный образ Его рождения и
   3) исполнились на Иисусе Христе.
   1) Доказательством первой мысли служат те высокие названия, какие даёт Пророк младенцу, имеющему родиться от Девы, и отчасти случай, по которому изречено пророчество.
   Сначала Пророк называет младенца Еммануилом, именем, которое может приличествовать одному Мессии. Ибо слово Еммануил значит — с нами Бог, и, следовательно, указывает на лицо, которое и в котором сам Бог поживёт посреди людей; а подобное можно сказать только о Богочеловеке (и 12; 88, 25). Потом в 8-й главе, стихе 8-м, Пророк представляет этого Младенца Владыкой Израиля, когда, предрекая нашествие на Иудею царя Ассирийского, выражается: и будет полк его, во еже наполнити ширину страны твоея, с нами Бог (т. е. Еммануил):- новое свойство, которое, как мы уже видели, по другим пророчествам, приличествовало Мессии. Наконец, в главе 9-й, стихе 6-м — изображает Еммануила ещё гораздо более возвышенными чертами, восклицая: Отроча родися нам, Сын и дадеся нам, егоже начальство бысть на раме его: и нарицается имя его велика совета Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века. О ком из людей можно выражаться так, кроме одного Мессии, в котором ветхозаветные праведники, действительно, ожидали себе самого Бога (), Господа (), Иегову (;)? А что все три главы Исайи, 7, 8 и 9, говорят об одном и том же Младенце, Это подтверждается самым составом речи и согласием знаменитых толковников Христианских и даже Иудейских.
   Случай, по которому изречено пророчество, был следующий; два царя, Сирийский Раасон и Израильский Факей, ведшие войну с Ахазом, царём Иудейским, положили совет, овладевши Иудеей, свергнуть его с престола, и возвести на этот престол новую династию Тавеилеву (), чтó, по тогдашним обычаям, означало вместе — умертвить Ахаза и истребить весь, дотоле царствовавший в Иудеи, род, т. е. род Давидов. Это привело в ужас Ахаза, весь дом Давидов и всех Иудеев (-2): и вот, для успокоения их, является Исайя к царю, и от лица Божьего уверяет его: не пребудет совет сей, ниже сбудется (-7), и, в подтверждение истины своих слов, предлагает ему просить у Бога, какого угодно, знамения. Маловерный Ахаз, решившийся уже искать помощи у людей (), отказывается просить знамения, под тем будто бы предлогом, что не должно искушать Господа. Тогда Пророк, оставивши царя, обращается ко всему дому (роду) Давидову, которому угрожала такая же опасность, и восклицает: слышите убо, доме Давидов: еда мало вам есть труд даяти человеком, и како даение Господеви труд; Сею ради даст Господь сам вам знамение: се Дева во чреве зачнет, и родит Сына, и наречеши имя ему Еммануил (). Знамение для дома Давидова, поистине, самое утешительное и убедительное, если несомненно, что Пророк указывает здесь членам этого дома на будущее рождение Мессии: ибо они знали уже, вместе со всем народом Иудейским, что Мессия произойдёт из их рода; а потому, при новом удостоверении в этом со стороны самого Бога, естественно должны были прийти к мысли, что род Давидов непременно останется цел, что он не может быть истреблён, как ни велика угрожающая ему теперь опасность. А допустивши, напротив, будто здесь речь о лице обыкновенном, которое когда-то ещё родится, мы совершенно не поймем, каким же образом могли послужить слова Пророка утешением для дома Давидова в тогдашних тесных обстоятельствах.
   2) Точно также доказательством и второй мысли служат:
   а) название, данное Пророком Матери Еммануила, и
   б) случай, по которому изречено пророчество.
   Мать Еммануила Пророк назвал словом Алма, которое, в строгом смысле, означает деву, деву чистую, непорочную, совершенно девственную. Семь раз встречается оно в Священном Писании Ветхого Завета, и везде употреблено в таком точно, а не другом значении (См.;;, сн.; песн. 1, 2, сн.; песн. 6, 7;;). Семьдесят два старца Иудейских, мужи искусные в законе и опытные, переведшие лет за 250 до P. X. Священное Писание на Греческий язык, перевели это слово Греческим: παρθένος, и тем засвидетельствовали, что все древние Иудеи под алма разумели собственно деву, а не какую-либо замужнюю молодую женщину, как хотят разуметь позднейшие их потомки. Прозелит Онкелос, написавший Халдейский парафраз на Пятикнижие Моисеево незадолго до P. X., везде употребляет слово алма также для обозначения только девственницы (см., напр., таргум его на;; 32, 25), и представляет новое свидетельство того, так понимали это слово древние Иудеи. По этимологии алма означает сокровенную, как справедливо могли называться на востоке одни только девы, которые, по тамошнему обычаю, до времени брака своего не смели явиться в обществе, а скрывались в доме своих родителей (;).
   Случай пророчества, нам уже известный, показывает, что Пророк, изрекая это пророчество, имел в виду указать членам дома Давидова знамение, и знамение величайшее (и 16), которое бы удостоверило их, что совет царей Сирийского и Израильского возвести на престол Давидов новую династию не сбудется. Сообразно с такою целью Пророк не только напоминает о Мессии, который имел родиться из дома Давидова,— что Иудеи уже знали; но прибавляет к этому ещё новую черту в рождении Мессии, совершенно дотоле неизвестную, черту необычайную и изумительную, которая, точно, могла послужить для верующих знамением, и знамением величайшим. Пророк говорит, что Мессия зачнётся и родится от чистейшей и непорочной Девы, от Алма, и, следовательно, зачнётся и родится чудесным, сверхъестественным образом. Но в чём бы, спросим вместе с древними учителями Церкви, могло состоять это знамение величайшее, если бы Пророк указал здесь Иудеям на обыкновенное рождение какого-то младенца; если бы сказал, что жена, как думают новейшие Иудеи, а не дева родит сына?
   Достойно, при этом, замечания, что и многие из древних Иудеев, хотя на основании других мест Библии, верили, что Мессия родится образом особенным, сверхъестественным, без отца, от Девы.
   3) Исполнение этого пророчества Исайина на Иисусе Христе нарочито заметил св. Евангелист Матвей, который, только что сказавши о бессеменном зачатии Его в чреве пресвятой Девы Марии, тут же присовокупит: сие же все бысть, да сбудется реченное от Господа пророком глаголющим: се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут ему имя Еммануил: еже есть сказаемо, с нами Бог (). А как идут к Иисусу Христу все имена, данные Исайей чудному Младенцу, всякому верующему известно.
§ 84. Пророчества касательно лица и служения Мессии
   В этом отношении Пророки предсказали, что Мессия -
   а) будет вместе и человек и Бог;
   б) будет Пророк, который преподаст людям новый закон;
   в) будет Первосвященник, который самого Себя принесёт в жертву за грехи людей;
   г) будет Царь, но Царь духовного царства, Нового Израиля.
§ 85. а) Мессия — человек и Бог вместе
   I. На человечество Мессии ясно указывают все те, нами уже рассмотренные, пророчества, которые говорят о колене, из которого Он должен произойти, о месте рождения и о самом способе рождения от Девы. А потому приводить здесь ещё другие пророческие изречения подобного рода было бы излишне.
   II. О Божестве Мессии свидетельствуют:
   1) Те места Ветхого Завета, где Мессия называется прямо Иеговой, именем, которое, по сознанию всех Иудеев, принадлежит исключительно одному Богу, и которое находилось у них в таком уважении, что только один раз в году произносимо было первосвященником в день очищения. Такого рода места читаем у пророка Иеремии:
   а) се дние грядут, глаголет Господь, и восставлю Давиду восток праведный, и царствовати будет царь, и премудр будет, и сотворит суд и правду на земли,— во днех его спасется Иуда, и Израиль пребудет в надежди, и сие имя ему, имже нарекут его, Господь (Иегова) праведен наш (), и -
   б) се дние грядут, рече Господь, и восставлю слово благо, еже глаголах к дому Израилеву, и к дому Иудину,— во днех онех и в то время произрастити сотворю Давиду отрасль правды и сотворит суд и правду на земли,— во днех онех спасен будет Иуда, и Иерусалим пребудет в надежди: и сие есть имя, имже нарекут его: Господь (Иегова) праведен наш (). Доказательства же того, что оба эти текста относятся к Мессии, мы уже видели (§ 81), и сами раввины Иудейские понимают их так, а не иначе.
   2) Места, в которых Мессия называется Адонаи, Елогим и подобными именами, которые, хотя уже не суть исключительные имена одного Бога и иногда в Писании даются царям и Ангелам, однако же, по преимуществу, суть имена Божьи. Сюда относятся:
   а) слова: престол твой, Боже, в век века: жезл правости, жезл царствия твоего,— возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза тя, Боже, Бог твой елеем радости паче причастник твоих (ст. 7 и 8),— слова, единодушно относимые раввинами к Мессии:
   б) слова -го, также относимого к Мессии: рече Господь Господеви моему: седи одесную мене (ст. 1);
   в) слова пророка Исайи: се Дева во чреве зачнет, и родит Сына, и наречеши имя ему Еммануил (), и нарицается имя его велика совета Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века (); также: глас вопиющего в пустыни: уготовайте путь Господень, правы сотворите стези Бога нашего (); се Бог ваш, се Господь: Господь с крепостью идет (-ст. 10);
   г) слова пророка Малахии: и внезапу приидет в церковь свою Господь... () и проч.
   3) Наконец, места, где Мессия изображается Сыном Божьим, рождённым от вечности. Так, в -м, который вся церковь Иудейская относила к Мессии, Мессия говорит о себе: Господь рече ко мне: сын мой еси ты, аз днесь родих тя (ст. 7); в -м, который также весь относится к Мессии, Бог говорит к Нему: из чрева прежде денницы родих тя (ст. 3); пророк Михей свидетельствует о Мессии, что исходи его из начала от дней века ().
   Соединение двух естеств, человеческого и Божеского, в лице Иисуса Христа, соответственно всем этим пророчествам, проповедует нам Евангелие.
§ 86. б) Мессия — Пророк
   Мест, в которых предвозвещается, что Мессия будет Пророк и Пророк всемирный, т. е. не для одних Иудеев, но и для язычников, весьма много в книгах Ветхого Завета, особенно у пророка Исайи. Таковы, например, следующие:
    Будет в последняя дни явлена гора Господня, и дом Божий на версе гор, и возвысится превыше холмов: и приидут к ней вси языцы, и пойдут языцы мнози, и рекут: приидите, и взыдем на гору Господню, и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь свой, и пойдем по нему: от Сиона бо изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима: и судити будет посреде язык (; 2—4). Место это единодушно относили к Мессии не только Христианские, но и древние Иудейские толкователи.
    И рече ми (Бог): велие ти есть, еже назватися тебе рабом моим, еже восставити племена Иаковля, и разcеяние Израилево обратити: се дах тя в завет рода, во свет языком, еже быти тебе во спасение, даже до последних земли (). Что это место относится также к Мессии,— видно из самого контекста речи, и, кроме того, подтверждается согласием как Христианских, так и древних Иудейских писателей.
   Таковы же места:; и 7; 52, 10; 55, 3—6; 61, 1 и 12 и др. Вследствие всех этих пророчеств древние Иудеи, действительно, и ожидали в Мессии Учителя и Просветителя не только для самих себя, но и для всего мира, как видно, между прочим, из слов Симеона Богоприимца, который назвал Господа Иисуса светом во откровение языком ().
   Немало и таких пророческих изречений, в которых говорится, что Мессия-Пророк возвестит людям именно новый закон, а не возобновит только древний, Моисеев, как учат некоторые из нынешних Иудеев. Но и здесь довольно привести только два изречения яснейших:
   Первое находится у Пророка Иеремии: се дние грядут, глаголет Господь, и завещаю дому Израилеву и дому Иудину завет нов, не по завету, егоже завещах отцом их, в день, в оньже емшу ми за руку их, извести я от земли Египетския, яко тии не пребыша в завете моем, и аз небрегох их, глаголет Господь. Яко сей завет, егоже завещаю дому Израилеву: по днех онех, глаголет Господь, дая законы моя в мысли их, и на сердцах, их напишу я, и буду им в Бога, и тии будут ми в люди. И не научить кийждо ближнего своего, и киждо брата своего, глаголя: познай Господа: яко вси познают мя от мала даже и до великого их: яко милостив буду неправдам их, и грехов их не помяну ктому (). Очевидно, что это место как бы нарочито направлено против ложного мнения Иудеев. Пророк говорит самым определённым образом не о возобновлении Завета Ветхого, данного через Моисея, а о Завете Новом, отличном от Моисеева: и завещаю дому Израилеву, и дому Иудину завет нов, не по завету, его же завещах отцом их, в день, в оньже емшу ми за руку их, извести я от земли Египетския. В таком точно смысле объяснял это место св. Апостол Павел (), и за ним объясняли многие св. отцы и учители Церкви.
   Второе место читаем у пророка Малахии: и в вас затворятся двери, и не возгнетите огня олтареви моему туне: несть воля моя в вас, глаголет Господь Вседержитель, и жертвы не прииму от рук ваших. Зане от восток солнца и до запад имя мое прославися во языцех, и на всяком месте фимиам приносится имени моему, и жертва чиста: зане велие имя мое во языцех, глаголет Господь Вседержитель (). Здесь также самым ясным образом предрекается, с одной стороны, упразднение и отвержение Богом жертв ветхозаветных и, след., обрядового закона Моисеева, по которому приносились они в одном только Иерусалиме, а с другой — установление новой, чистейшей Жертвы, которая будет приноситься уже во всех странах мира, разумеется, сообразно с духом Нового закона, имеющего заменить Моисеев. Многие из знаменитых пастырей древней Церкви пользовались и этим местом против Иудеев, доказывая им, что их сень законная должна прейти, благодати пришедшей.
   Христос, Спаситель действительно был Пророк в том смысле, как предсказали это о Мессии Пророки, и даровал всему миру новый закон.
§ 87. в) Мессия — Первосвященник
   1) О том, что Мессия будет Первосвященник, или Иерей, ясно предсказано в 4-м стихе 109 псалма: клятся Господь, и не раскается: ты Иерей во век, по чину Мелхиседекову.Кроме того, что весь этот псалом, как мы видели, относится к Мессии, самое содержание приведённого места и связь его с предыдущим совершенно убеждают нас, что оно ни может быть отнесено ни к кому, кроме Мессии. Лицо, о котором здесь речь, называется
   а) Иереем во век,— чего ни о ком из людей сказать нельзя;
   б) Иереем по чину Мелхиседекову, тогда как все Иудейские священники были по чину Ааронову, и каких-либо Иереев, по чину Мелхиседекову, в древности вовсе неизвестно;
   в) называется даже Господом Давида, и притом таким, которому сказал сам Иегова: седи одесную мене (ст. 1).
   А что этот необыкновенный Иерей, по чину Мелхиседекову, принесёт Богу за грехи людские и жертву необыкновенную, а не по подобию ветхозаветных священников, бывших по чину Ааронову, именно принесёт в жертву самого Себя,— это видно:
   а) из слов пророчества Даниилова: и по седминах шестидесяти двух потребится Помазание, и суд не будет в нём, т. е. умерщвлён будет Мессия и не ради Себя (); и -
   б) ещё яснее и подробнее из 53-й главы Пророка Исайи, где читаем: Господи, кто верова слуху нашему; и мышца Господня кому открыся; возвестихом, яко отроча пред ним, яко корень в земли жаждущей, несть вида ему, ниже славы: и видехом его, и не имяше вида, ни доброты: но вид его бесчестен, умален паче всех сынов человеческих: человек в язве сый, и ведый терпети болезнь, яко отвратися лице его, бесчестно бысть, и не вменися. Сей грехи наша носит, и о нас болезнует, и мы вменихом его быти в труде, и в язве от Бога, и во озлоблении. Той же язвен бысть за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша, наказание мира нашего на нем, язвою его мы исцелихом. Вси яко овцы заблудихом: человек от пути своего заблуди, и Господь предаде его грех ради наших. И той, зане озлоблен бысть, не отверзает уст своих: яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен, яко не отверзает уст своих. Во смирении его суд его взятся: род же его кто исповесть; яко вземлется от земли живот его, ради беззаконей людей моих ведеся на смерть (). Место это имеет такое разительное сходство с историей страданий нашего Господа, что, по выражению Христианских писателей, оно написано Пророком как будто у креста Божественного Страдальца. И сами древние Иудеи относили это место к Мессии. «Какое имя Мессии? спрашивает талмуд, и отвечает: болезненный, как сказано: сей грехи наша носит, и о нас болезнует ()». «Мессия принимает на Себя, говорится в другом месте талмуда, все страдания и мучения за грехи Израильтян. Если бы Он не подъял на Себя этих страданий, то ни один человек в мире не мог бы перенести казней, неминуемо следующих за нарушением закона. Когда Израильтяне жили в своей земле, они устраняли от себя все страдания и бедствия посредством жертвоприношений; но после того эти бедствия устраняет сам Мессия, как написано: той язвен бысть за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша, наказание мира нашего на нем ()».
   Исполнение всех этих пророчеств на Иисусе Христе, со всей обстоятельностью, показал св. апостол Павел во многих местах своих посланий (гл. 7, 8, 9 и др.).
    § 88
    г) Мессия — Царь
   1) Что Мессия, по предсказанию Пророков, будет Царь,— это мы уже видели, перебирая пророчества о происхождении Его из рода Давидова и о месте Его рождения, как-то:
   а)пророчество Нафана: царство его (Мессии) до века предо мною: и престол его будет исправлен во век ();
   б)пророчество Исайи: и будет в день оный корень Иессеов, и восстаяй владети языки, на того языцы уповати будут: и будет покой его честь ();
   в)пророчество Иеремии: се дние грядут, глаголет Господь, и возставлю Давиду восток праведный, и царствовати будет Царь, и премудр будет, и сотворит суд и правду на земли,— во днех его спасется Иуда, и Израиль пребудет в надежди, и сие имя ему, имже нарекут его, Господь праведен наш ();
   г) пророчество Михея: и ты Вифлееме доме Ефрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных; из тебе бо мне изыдет Старейшина, еже быти в князя во Израили, исходи от его из начала от дней века (). К этому можно присовокупить множество и других мест, например:; 44, 4. 8; 71, 8—11;; 61, 5.
   2) Столько же неоспоримо и то, что Мессия, по предсказанию Пророков, будет царь в смысле духовном, Царь царства нравственного, а не какой-либо земной царь и славный победитель, как мечтают заблудшие Иудеи, который будто бы покорит их владычеству все прочие народы.
   а) Это необходимо вытекает из духа тех пророчеств, нами уже рассмотренных, где говорится, что Мессия будет не простой человек, но вместе и истинный Бог·, что Он явится на земле с целью возвестить людям новый закон, новое учение Веры, и возвестить не одним только Иудеям, но и язычникам; явится также и для того, чтобы принести самого Себя в жертву за грехи людей: как сообразно со всем этим учением понятие о Мессии, Царе духовном, и как, напротив, несообразны все мечтания Иудеев о Мессии, царе земном, бранноносном, который должен пролить множество крови человеческой, чтобы покорить им все прочие народы!
   б) Это подкрепляется и древними обетованиями Божьими, что Мессия будет чаянием не только Иудеев, но и язычников (;), что о нём благословятся все племена земные (), что Его будут ублажать все народы (). Понятны все такие обетования при мысли о Мессии, Царе духовном, который из всех людей, Иудеев и язычников, создаст единое благодатное царство, дарует всем им новые, совершеннейшие законы веры и нравственности, ниспошлёт обилие сил духовных, и всеми средствами будет руководить своих последователей к достижению царства славы. Но как согласить эти обетования с мыслью о Мессии-завоевателе, который должен истребить, быть может, целые миллионы людей, покоряя их своему скипетру, и наконец, подчинить все народы вечному игу Иудеев! В каком смысле Он будет тогда источником благословении для всех языков? За что тогда станут ублажать Его все племена земные?
   в) Это, наконец, подкрепляется и теми многочисленными пророчествами, которые предвозвещают в Мессии Царя мирного и кроткого, имеющего повсюду водворить мир между Иудеями и язычниками и основать такое царство, царство всеобщей любви и тишины, где волк будет жить вкупе с агнцем, где раскуют даже мечи воинские, как вовсе ненужные, на земледельческая орудия, и никто не станетучиться бранному искусству. Радуйся зело, дщи Сиони, взывает по этому случаю один из Пророков, проповедуй, дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, той кроток, и всед на подъяремника и жребца юна,— и потребит колесницы от Ефрема, и кони от Иepycaлима, и потребит лук бранный, и множество, и мир от языков: и обладает водами от моря до моря, и от рек до исходищ земли (). Возсияет, говорит другой Пророк о Мессии, во днех его правда, и множество мира, дондеже отъимется луна, и обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенные (). И будет, продолжает третий, препоясан правдою о чреслех своих, и истиною обвит по ребрам своим: и пастися будут вкупе волк со агнцем, и рысь почиет с козлищем, и телец и юнец и лев вкупе пастися будут, и отроча мало поведет я: и вол и медведь вкупе пастися будут, и вкупе дети их будут, и лев аки вол ясти будет плевы: и отроча младо на пещеры аспидов и на ложе исчадий аспидских руку возложит: и не сотворят зла (Исайи 11, 5—8.См. также: и 7; 52, 7 и 10;; и 4; и др.).
   3) Как исполнились все эти пророчества на Иисусе Христе,— объяснил Он сам (;; 18, 36 и 37 и др.).
§ 89. Пророчества касательно разных обстоятельств жизни Мессии.
   Определивши время пришествия Мессии, предсказавши от кого, где и как родится Он, какой будет иметь личный характер, какие свойства и какое служение, Пророки, с изумительной подробностью предвозвестили и все обстоятельства Его жизни, так что, на основании одних пророчеств, можно бы написать полную Евангельскую историю. Предсказали например:
   а) что Мессия будет иметь предтечу: се аз посылаю Ангела моего, и призрит на путь пред лицом моим (); глас вопиющего в пустыни: уготовайте путь Господень, правы сотворите стези Бога нашего,— всяка дебрь наполнится, и всяка гора и холм смирится: и будут вся стропотная в право, и острая в пути гладки, и явится слава Господня, и узрит всяка плоть спасение Божие, яко Господь глагола (; сн. и далее; 11, 7 и 10);
   б) что Ему принесут дары и поклонятся волхвы, цари востока: царие Фарсийсте и острова дары принесут, царие Аравстии и Сава дары приведут: и поклонятся ему вси царие земстии (; сн.);
   в) что на Него низойдет Дух Святой: и изыдет жезл из корене Иecceoвa, и цвет от корене его взыдет: и почиет на нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия: исполнит его Дух страха Божия (; сн. и след. 61, 1 и далее);
   г) что Он начнёт свою проповедь в Галилее в пределах Завулона и Неффалима: сие прежде испий, скоро твори страно Завулоня, и земле Неффалимля, и прочии при мори живущии, и объону страну Иордана, Галилея языков,— люди ходящии во тме, видеша свет велий: живущии во стране и сени смертней, свет возсияет на вы (; сн.);
   д) что Он будет проповедовать многое в притчах: отверзу в притчах уста моя, провещаю гадания исперва (; сн. и 13—16);
   е) что Он будет творить чудеса, давать зрение слепым, слух — глухим, исцелять всякие болезни, воскрешать мёртвых: укрепитеся руце ослабленные, и колена расслабленная, утешитеся малодушнии умом, укрепитеся, не бойтеся: се Бог наш суд воздает, и воздаст, той приидет и спасет нас,— тогда отверзутся очи слепых, и уши глухих услышат, тогда скочит хромый яко елень, и ясен будет язык гугнивых (); воскреснут мертвии, и восстанут, иже во гробех ();
   ж) что Он будет иметь кроткое вшествие в Иерусалим на жребяти: радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй, дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, той кроток, и всед на подъяремника и жребца юна ();
   з) что Он будет предан одним из своих учеников: человек мира моего, на него же уповах, ядый хлебы моя, возвеличи на мя запинание (); и предан именно за тридесять сребренников: и реку к ним: аще добро пред вами есть, дадите мзду мою, или отрецытеся: и поставиша мзду мою тридесять серебреник,— рече Господь ко мне: вложи я в горнило, и смотри, аще искушено есть, имже образом искушен бых о них, и приях тридесять сребреник ();
   и) что на Него восстанут многие лжесвидетели: воставше на мя свидетеле неправеднии, яже не ведях, вопрошаху мя,— воздаша ми лукавая возблагая, и бесчадие души моей (); на мя шептаху еси врази мои, на мя помышляху злая мне: слово законопреступное возложиша на мя (); подвергнут Его осмеяниям и уничижению: азъ·есмь червь, а не человек, поношение человеков, и уничижение: людей (); заушениям и заплеваниям: плещи мои вдах на раны, и ланите мои на заушения, лица же моего не отвратих от студа заплеваней ();
   i) что Его осудят на смерть: уловят на душу праведничу, и кровь неповинную осудят (); прободут Его руце, и нозе, и ребро: ископаша руце мои, и нозе мои (); и воззрят нань, егоже прободоша (); что мимоходящии поругаются Ему: видящии мя поругашамися, глаголаша устнами, покиваша главою: упова на Господа, да избавит его, да спасет его, яко хощет его (); что разделят одежды его по жребию: разделиша ризы моя себе и о одежде моей меташа жребий (); подадут Ему, для утоления жажды, уксус с желчью: и даша в снедь мою желчь, и в жажду мою напоиша мя оцта ();
   к) что Он, в продолжение страданий своих, будет смирен и кроток: и той, зане озлоблен бысть, не отверзает уст своих (Исайи 53, 7); будет молиться за своих врагов: Боже, хвалы моея не премолчи: яко уста грешнича и уста льстиваго на мя отверзошася, глаголаша на мя языком льстивым и словесы ненавистными обыдоша мя, и брашася со мною туне,— вместо еже любити мя, оболгаху мя, аз же моляхся (); что, умирая, воззовёт к Отцу своему: гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу помолихся,— пролию пред ним моление мое, печаль мою пред ним возвещу: внегда исчезати от мене духу моему (), и тогда померкнет солнце и потрясутся основания земли: и будет в той день, глаголет Господь Бог, зайдет солнце в полудне, и померкнет на земли в день свет (); ещё единою аз потрясу небом и землею, и морем и сушею, и сотрясу вся языки ();
   л) что, по смерти, низойдёт Он в ад: не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному твоему видети истления (; сн.);
   м) что Он воскреснет: елика явил ми еси скорби многи и злы; и обрящся оживотворил мя еси, и от бездн земли возвел мя еси (; сн. 48, 16; 3, 6),— и именно в день третий: исцелит ны по двою дню, в день третий воскреснем, и живи будем пред ним, и увемы: поженем еже уведети Господа (Осии 6, 2);
   н) что, потом, Он вознесётся на небеса и сядет одесную Бога Отца: возшел еси на высоту, пленил еси плен (; сн.); рече Господь Господеви моему: седи одесную мене, дондеже положу враги твоя подножие ног твоих (; сн.);
   о) что, наконец, Он ниспошлёт, вместо Себя, на землю Духа Святого: и будет по сих, и излию от Духа моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши, и дщери ваши, и старцы ваши сония узрят, и юноши ваши видения увидят (; сн.).
§ 90. Общий вывод из предыдущего и переход к последующему
   Три главных следствия вытекают из сделанного нами обозрения подзаконной Веры. Первое и непосредственное — то, что эта Вера носит на себе неизгладимую печать происхождения Божественного, и, следовательно, есть, неоспоримо, сверхъестественное откровение. Второе то, что это откровение было только приготовительным, а не окончательным, и, следовательно, дано было только на время, и должно уступить место своё другому, совершеннейшему. Такая мысль очевидна из самого вероучения подзаконной Веры, в котором главнейший член был член о Мессии, имеющем прийти; из всего обрядового устройства, которое, в буквальном смысле, было только сению грядущих благ, а не самым образом вещий (); особенно же из многочисленных пророчеств, в которых предсказано было, что Мессия явится пророком, и возвестит людям новый закон, разумеется, взамен Ветхого, данного через Моисея, и возвестит не одним только Иудеям, но и язычникам; явится Первосвященником, и установит новую, чистейшую Жертву, имеющую приносить<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: