Введение в православное богословие 4 глава




1. есть места, которые или необходимо предполагают, или даже прямо выражают эту истину, и

2. есть другие места, которые, кроме того, представляют на неё удовлетворительные объяснения.

   1) К изречениям первого рода можно отнести по преимуществу -
   а) Слова Спасителя о неоскудеваемости и непреоборимости Церкви: созижду Церковь мою, и врата адова не одолеют ей (). Эта непреоборимость Церкви оказалась бы, явно, невозможной, если бы Церковь не была изъята от всякой возможности погрешить в учении веры. Ибо уклонение её от истины учения необходимо уже повлекло бы за собой и уклонения в священнодействиях, в управлении и во всём прочем; а всё это неоспоримо засвидетельствовало бы, что врата адовы одолели Церковь, и что она уже не Церковь Христова, чистая и святая.
   б) Слова св. Апостола Павла о назначении церкви учащей или учителей веры: Той дал есть овы убо Апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова..., да не бываем ктому младенцы, влающеся и скитающеся всяким ветром учения, во лжи человечестей, в коварстве козней льщения (). То есть, назначение учителей веры в Церкви, между прочим, состоит в том, да не бываем ктому младенцы, влающеся и скитающеся всяким ветром учения, во лжи человечестей. Каким же образом могло бы быть достигнуто такое высокое назначение церкви учащей, если бы даже вся она не была изъята от возможности заблудиться?
   в) Слова того же Апостола о Церкви, где он прямо и ясно называет её столпом и утверждением истины (). Да увеси, писал учитель языков к своему возлюбленному Тимофею, како подобает в дому Божии жити, яже есть Церковь Бога жива, столп и утверждение истины. И исповедуемо велия есть благочестия тайна: Бог явися во плоти... («ἵνα ἐιδῇς, πῶς δεῖ ἐν ὄικῳ Θεοῦ ἀναστρέφεσθαι, ἥτις ἐστὶν ἐκκλησία Θεοῦ ζῶντος, στύλος καὶ ἐδραίωμα τῆς ἀληθεϊας. Καὶ ὁμολογονμένως μέγα ἐστί τὸ τῆς ἐυσεβείας μυστύριον. Θεὸς ἐφωνερώθη»). Должно заметить:
   аа) Что столпом и утверждением истины в представленной речи называется не велия благочестия тайна, как думают некоторые, а именно Церковь: это видно, во-первых, из Греческого чтения настоящего места, где после слов — Θεοῦ ζῶντος непосредственно стоит στύλος без члена, а после слов — καὶ ὁμολογονμένως μέγα ἐστί поставлен член τὸ τῆς ἐυσεβείας, который, по замечанию знатоков Греческого языка, означает новое подлежащее; во-вторых, из самого выражения — στύλος καὶ ἐδραίωμα: в параллельных местах библии подобное говорится о Церкви (;); наконец, из свидетельства древних учителей Церкви: Оригена, Кирилла Иерусалимского, Евсевия, Златоуста, Амвросия, Августина и других, которые читали рассматриваемое нами место в древнейших манускриптах точно так, как читаем мы.
   бб) Что Церковь, о которой здесь говорит Апостол, не есть частная церковь Ефесская, но Церковь Христова вообще. Ибо ей только прилично название: Церковь Бога жива, и она только уподобляется в св. Писании дому Божьему (;;); и
   вв) что под словом — истина, столпом и утверждением которой называется здесь Церковь, надобно разуметь всё Христианское учение, по употреблению этого слова в св. Писании (; 14, 16;; 5, 7 и др.), а не какую-либо истину частную.
   2) К изречениям последнего рода должно причислить места, выражающие ближайшее отношение самого Господа Иисуса и Св. Духа в Церкви и особенно к церкви учащей. Таковы -
   а) Все те места, в которых Господь называется Главой Церкви. Того (т. е. Иисуса Христа), говорит св. Апостол, даде (Бог-Отец) главу выше всех Церкви, яже есть тело его, исполнение исполняющего всяческая во всех (Eфec. 1, 22—23; см. также; 5, 23;). Если же Спаситель, как истинная Глава Церкви, всегда присущ телу своему, непрестанно оживляет его, и сам невидимо управляет им, то быть не может, чтобы Он допустил всю Церковь свою уклоняться от истины и погрешать,— Он, который есть самая истина (). Такое уклонение могло бы происходить или без ведома его, или с ведома и согласия: но то и другое равно нелепо.
   б) Места, где Спаситель называется верховным Правителем Церкви, которому подобает царствовати, дондеже положит вся враги под ногама своима (). А для достижения этой цели Господу необходимо соблюсти благодатное царство своё, т. е. Церковь, от заблуждений в вере, вследствие которых, мало-помалу, царство это неизбежно могло бы разрушиться; и тогда Он был бы побеждён врагами своими, а не сам бы победил их.
   в) Обетование, которое изрёк Спаситель ученикам перед вознесением своим на небо, посылая их на всемирную проповедь: и се аз с вами есмь во вся дни до скончания века (). Обетование это относится и ко всем епископам и пастырям Церкви: ибо не на одних только Апостолов, но и на всех преемников их возложен долг распространять и сохранять учение Христово; а с этой-то именно целью, как показывает весь состав речи, и дано помянутое обетование. Это же видно из самого выражения: до скончания века, которое означает в св. Писании кончину Христианского домостроительства (и 49;).
   г) Другое обетование Христа-Спасителя ученикам своим: и аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век..., той вы научит всему, и вспомянет вам вся, яже рех вам (). Слова: да будет с вами в век — показывают уже, что Спаситель, изрекая это обетование, имел в виду не одних только Апостолов, но и преемников их в деле проповедования св. Веры. А если вспомним, что и сами Апостолы относили особенное содействие Духа Святого не к одним себе, но и вообще к пастырям Церкви, которых поставляли (;): в таком случае истина эта представится нам в полном свете.
   II. И надобно заметить, что это учение о непогрешимости Церкви не есть какое-нибудь новое учение, которого прежде не знали Христиане. Нет, оно также древне, как древня сама Церковь: учение это единодушно провозвещали верующим во все времена Христианские пастыри и учители. Так -
    Св. Игнатий Богоносец говорит: «для того и приял Господь на главу свою помазание, чтобы сообщить Церкви неповреждённость (ἀφθαρσίαν)».
    Св. Ириней: «не должно искать истины у других, но должно научаться ей у Церкви, в которую, как в богатое хранилище, Апостолы положили всё, что только есть истинного. Здесь кто хочет, да почерпает себе животворное питие. Здесь-то дверь жизни; все же другие тати суть и разбойницы, и потому должно убегать их, а должно любить то, что исходит от Церкви, и принимать от неё предание истины (veritatis traditionem)». «Где Церковь, там и Дух Божий и где Дух Божий, там и Церковь и всякая благодать, ибо Дух есть истина» «Церковь повсюду проповедует истину, и она-то есть седмисвещный светильник, сияющий светом Христовым».
    Ориген·. «не должно слушать тех, кои говорят: вот здесь Христос, но указывают его не в Церкви, которая исполнена блеска от востока до запада, исполнена истинного света, и есть столп и утверждение истины, и в которой — всегдашнее присутствие Сына человеческого, глаголющего всем и всюду: се аз с вами есмь во вся дни до скончания века».
    Св. Киприан: «истинная, спасительная и святая вода Церкви (так называет св. отец её учение) не может измениться и повредиться, как сама Церковь неповрежденна (incorrupta), чиста и целомудренна»; и в другом месте: «те, кои отпали от Христа, по вине своей погибнут, но Церковь, которая во Христа верует, и то, что познала однажды, содержит, никогда совершенно не отпадет от Него (nunquam ab eo ommino recedere)».
    Св.: «(исповедуем) единую кафолическую и Апостольскую Церковь, непобедимую всегда, хотя бы вооружился на неё весь мир, и победоносную над всяким нечестивым восстанием неправославных».
    Феофил Александрийский: «Бог во все времена дарует Церкви своей одну и ту же благодать, чтобы сохранялось всё тело, и ни в чём не воспреобладал яд еретических догматов».
    Св. Златоуст: «горою называет (Пророк) Церковь и непреоборимость её догматов. По истине, Церковь есть гора по твёрдости, крепости и несокрушимости: ибо как гору невозможно поколебать, так и Церковь Божью. Церковь не обдержится качеством времён, но управляется благодатью Духа Святого, и потому не состаревается, ни ослабевает, ни преодолевается, будучи многими теснима».
    Св.: «вратами адовыми Слово Божье назвало сонмища безбожников и богохульства ересей, которым всем противится Церковь Божья, сама побеждает их, но от них не побеждается (ὀυ κατακυριέυεται»).
    Блаж. Августин: «Церковь не уклонится во веки веков: ибо она есть предуставленный столп и утверждение истины».
    Св.: «Церковь непреоборима совершенно (ἀκλόνητος παντελῶς), имея Христа основанием и непоколебимой опорой».
   Такие же точно отзывы о непогрешимом учительстве Церкви встречаются и у очень многих других учителей: у Климента Александрийского, Евсевия Кесарийского, Афанасия и Василия Великих, Амвросия, Епифания, Иеронима, у нашего Митрополита Филиппа, Святителя и других.
§ 137. Объяснение понятия о непогрешимости Церкви
   Из всего, сказанного доселе о непогрешимости Церкви, открывается, что -
   1) Виновник и единственное начало непогрешимости Церкви есть Триипостасный Бог: Отец небесный, святящий Христиан во истину свою (); Сын Божий —, обетовавший пребыть с последователями своими во вся дни до скончания века (), и Дух Святой, наставляющий их на всяку истину (). И, следовательно, не люди собственно, составляющие Церковь — тело Христово, а, повторим, сам Триипостасный Бог, или точнее, сам Господь — Глава Церкви, силой всесвятого Духа, сохраняет в ней, во всей чистоте и неповреждённости, своё Божественное учение, и предохраняет её от заблуждений.
   2) Орудие, через которое Дух Святой учит Церковь и предохраняет её от всякого заблуждения, суть преемники Апостолов, пастыри и учители Церкви (Послание восточных Патриархов о Православной Вере чл. 12), и притом не один какой-либо пастырь, или только некоторые, но все вместе, т. е. вся церковь учащая.
   I) Суть пастыри Церкви. Ибо:
   а) они-то собственно для того, между прочим, и воздвигнуты в Церкви Господом, чтобы учить других вере, да не будут ктому верующие младенцами, влающеся и скитающеся всяким ветром учения (); пастырям предоставлено блюсти, проповедовать и истолковывать Божественное откровение, а пасомые обязаны слушаться гласа своих пастырей и не имеют права учить (§ 135),— так что за уклонением от истины всех пастырей неизбежно уже долженствовало бы последовать уклонение от неё и всей паствы, т. е. Всей Церкви. Припомним также, что
   б) все рассмотренные нами места Писания, в которых говорит Спаситель о помощи свыше, о своём содействии и о содействии от Святого Духа, ближайшим образом относятся к св. Апостолам. А через них непосредственно и к преемникам их, пастырям (см. в § 135 объяснения на слова: се аз с вами есмь..., и иного утешителя даст вам...). Так точно и смотрела на пастырей вся Христианская древность: «Мы преемники Апостолов, правящие Церковью Божьею тою же властью»,— приветствовал св. Киприан епископов на Соборе Карфагенском. «У нас место Апостолов занимают епископы»,— сказал другой знаменитый учитель Церкви. «Должно повиноваться пастырям, находящимся в Церкви, писал ещё прежде св. Ириней,— которые и имеют преемство от Апостолов, и, по благоволению Отца, вместе с преемством епископства, прияли несомненный дар истины».
   II) Суть все пастыри вместе или вся церковь учащая. Ибо:
   а) столпом и утверждением истины названа в Слове Божьем не частная какая-либо церковь, но Церковь вселенская, и о ней-то сказал Спаситель, что её врата адова не одолеют;
   б) в рассуждении же частных пастырей и учителей ясно говорится в св. Писании, что они могут заблуждаться в вере: и от вас самих, заметил св. Апостол пастырям Ефесской церкви, восстанут мужи, глаголющии развращения, еже отторгати ученики вслед себе (). Равным образом и -
   в) отдельные церкви, по откровению Иоанна Богослова () и по свидетельству истории, могут отпадать от истины Христовой: в них светильник может быть двинут от места своего. Следовательно, если в деле учения веры представительницей всей Церкви есть, подлинно, церковь учащая или первостоятели Церкви: то значит, не каждый порознь, но только все вместе, они могут быть признаваемы свободными от опасности впадать в заблуждение. И эту истину -
   г) постоянно сознавала вся Церковь, когда в важнейших случаях, касавшихся св. Веры, обращалась к вселенским Соборам. Поэтому-то «мы (скажем словами святейших Патриархов восточных) не только убеждены, но и, несомненно, исповедуем как твёрдую истину, что кафолическая (а не частная какая-либо) Церковь не может погрешать или заблуждаться и изрекать ложь вместо истины. Ибо Дух Святой, всегда действующий через вернослужащих Отцов и учителей Церкви, предохраняет её от всякого заблуждения» (Послание о православной вере чл. 12).
   3) Предмет непогрешимости Церкви составляют все вообще истины Веры Христианской, содержащиеся в откровении, т. е. как в св. Писании, так и в св. Предании. Ибо:
   а) Спаситель обетовал пребыть с проповедниками Евангелия во все дни до скончания века, и, следовательно, быть их постоянным, невидимым руководителем, повелевши им именно учить мир, блюсти вся, елика Он заповедал ();
   б) так же о Духе Святом, новом небесном Наставнике, который, сошедши, по обетованию Спасителя, на Апостолов, с тех пор пребывает в Церкви в век и предохраняет её от всякого заблуждения, Спаситель сказал ученикам своим: Утешитель, Дух Святый, егоже послет Отец во имя мое, той вы научит всему, и воспомянет вам вся, яже рех вам (). Поэтому, несправедливо было бы ожидать от Церкви непогрешимости и во всех тех истинах, которые не имеют никакого основания ни в св. Писании, ни в св. Предании, и не относятся к существу Христианской Веры. Каковы, например, истины философические, исторические и вообще такие, для которых основанием могут служить только свидетельства, или соображения людей, а не Божественное откровение.
   4) И, следовательно, непогрешимость Церкви состоит в том, что Господь Иисус, предоставивши сословию пастырей её хранить и проповедовать Божественное откровение, никогда, благодатью своего всесвятого Духа, не попускает и не попустит всем им уклониться от истины в этом великом деле, а через пастырей, разумеется, не попустит уклониться и всей их пастве. Таким образом, Церкви отнюдь не приписывается того, будто она получает какие-либо новые откровения от Бога, а говорится только, что она во всей целости и истинности соблюдает прежнее, завещанное ей, откровение. И, значит, отнюдь не приписывается ей дара богодухновенности (inspiratio), которым обладали св. Апостолы, а приписывается одно только соприсутствие Духа Святого (assistentia), предохраняющего её от заблуждений.
§ 138. Способы выражения Церковью своей непогрешимости
   Если Дух Святой учит кафолическую Церковь и предохраняет её от заблуждений не иначе, как через посредство вернослужащих Отцов и учителей (епископов и вообще пастырей): то единственный способ для выражения, в случае нужды, непогрешимого свидетельства Церкви касательно той или другой откровенной истины есть единодушное согласие, в рассуждении этой истины, всей церкви учащей, за которым естественно должно уже последовать и согласие всех верующих. Для изъявления же такого согласия церкви учащей возможны два способа: предстоятели частных церквей могут выражать его, нарочито собравшись для этого все воедино на Собор вселенский, но могут выражать и не собираясь на Соборы, а посредством взаимных сношений, оставаясь каждый на своём месте, при обыкновенном положении Церкви (in status quo).
§ 139. Непогрешимость вселенских Соборов
   Непогрешимость вселенских Соборов в определениях касательно истин Божественного откровения -
   I. Непосредственно открывается из того, что эти Соборы представляют собой всю вообще Церковь Христову. Ибо, на них присутствуют епископы (вместе с другими пастырями), по возможности, всех местных церквей. А известно из взаимного отношения епископов и паств их, что «епископ, как говорит св. Киприан, в церкви, а церковь в епископе, и кто не (в общении) с епископом, тот и не в Церкви». Поэтому-то ещё Тертуллиан в своё время называл Соборы из всех пастырей представителями всего Христианского мирa; блаж. Августин также утверждал, что мнение полного Собора есть согласие всей Церкви, сам первый вселенский Собор заключил символ свой следующими словами: сих анафематствует кафолическая и апостольская Церковь. И потому допустить погрешимость вселенских Соборов значит допустить погрешимость всей Церкви.
   II. Объясняется тем, что на Соборах присутствовал сам Господь Иисус со Св. Духом. Эту веру свою, мы основываем:
   а) на обетовании Спасителя Апостолам, а в лице их, и их преемникам: и се аз с вами семь во вся дни до скончания века (). Как же возможно допустить, чтобы Он оставлял учителей веры только в те дни, когда они собирались на Соборы, и когда его содействие наиболее им было необходимо?-
   б) на другом его обетовании: идеже еста два или трие собрани во имя мое, ту есмь посреде их (). Как же могло статься, чтобы не присутствовал Он на Соборах вселенских, куда собирались не два или три, а целые сонмы пастырей, по возможности, со всего мира. И собирались именно во славу имени Его, для защиты Его святой Веры, для объяснения и определения догматов, касавшихся, по преимуществу, Его собственного Лица, для устроения и утверждения его Церкви и вечного спасения душ, искушённых его бесценной кровью? Основываем:
   в) наконец, на третьем его обетования: и аз умолю Отца, и иного утешителя даст вам, да будет с вами в век..., той наставит вы на всяку истину (; 16, 13). Но нигде и никогда пастырям Церкви не было столько необходимо наставление на всякую истину от Духа истины, как на вселенских Соборах. Ибо здесь, по возможности, собирались все верховные пастыри Церкви. Следовательно, если бы они все уклонились здесь от истины и погрешили, то вслед за тем погрешила бы и вся Церковь вселенская. Здесь, кроме того, рассматривались такие истины, которые можно назвать коренными в ряду всех прочих истин Христианства, и с падением которых пало бы и всё Христианство.
   III. И эту веру в непогрешимость вселенских Соборов, эту веру в невидимое присутствие на них самого Господа со Св. Духом всегда содержала и исповедовала православная Церковь, как можно видеть:
   1) Из свидетельств частных её учителей разных мест и времён, например:
   а) св. Афанасия: «Слово Божье через вселенский (Никейский) Собор пребывает во веки»;
   б) св. Василия Великого: «исповедуйте веру, изложенную Отцами нашими, сошедшимися в Никее, и не отметайте ни одного из Никейских речений, но ведайте, что изглаголали сие триста восемнадцать отцов по беспрекословному согласию и не без внушения Св. Духа»; и ещё: «где духовные мужи начальствуют при совещаниях, народ же Господень последует им по единодушному приговору, там усомнится ли кто, что совет составляется в общении с Господом нашим И. Христом, излиявшим кровь свою за Церкви?»;
   в) св. Григория Богослова: «на св. Соборе в Никее, среди этого числа избранных мужей, которых Дух Святой собрал воедино, он (св. Афанасий Великий), сколько зависело от него, прекратил недуг»;
   г) св. Амвросия: «я следую определению Никейского Собора, от которого меня не может отлучить ни меч, ни смерть»;
   д) св. Кирилла Александрийского: «с ними (Отцами 1-го Никейского Собора), по истине, восседал и сам Иисус Христос, который сказал некогда: идеже еста два или трие собрани во имя мое, ту семь посреде их...; как же можно сомневаться в том, что Он невидимо председательствовал на сем святом и великом Соборе, когда здесь для мира положено неподвижное и непоколебимое основание, исповедание чистой и неукоризненной веры?"- и в другом месте: «сам Дух Святой внушил им (т. е. Отцам Собора) истину (); ибо не сами они говорили, но Дух Бога и Отца говорил в них»;
   е) св. Григория Великого: «сознаюсь, что я точно так же приемлю и уважаю четыре Собора, как четыре книги Святого Евангелия»;
   ж) Никифора, Константинопольского Патриарха (806—815): «благоговейно почитаю и принимаю семь святых и вселенских Соборов, и все сверхъестественные догматы и определения, постановленные и утверждённые на них святыми и Божественными Отцами нашими.
   2) Из свидетельств самих вселенских Соборов, которые утверждали, что они собираются с Духом Святым (Eфec. Соб. прав. 7);·что посреди их невидимо присутствует как Глава Собора, сам Господь Иисус, в знамение чего посреди Собора на особом возвышении обыкновенно полагаемо было Евангелие; что благочестивые глаголы их суть от Духа произнесённые (6-го всел. Соб. прав. 1), что Соборы все узаконили по внушению Духа Святого (7-го всел. Соб. прав. 1),— и постановления свои, начиная их, по примеру Собора Апостольского, словами: изволися Духу Святому и нам, называли то священными и Божественными правилами (6-го вселен. Соб. пр. 2 и 7-го всел. Собор, прав. 1), то узаконениями непреложными. Так, о Символе первого вселенского Собора Отцы, присутствовавшие на втором, определили: «да не отменяется Символ веры 318-ти Отцов, бывших на Соборе в Никее, что в Вифинии, но да пребывает оный непреложен» (прав. 1). То же самое касательно определений Никейского Собора постановил в седьмом правиле своём и третий Собор вселенский; потом повторил в первом правиле своём Собор Трулльский касательно уже всех предшествовавших ему Соборов. Наконец, седьмой вселенский Собор говорит «начертанные (прежними вселенскими Соборами) правила и постановления пребывают несокрушимы и непоколебимы...; Божественные правила с услаждением приемлем, и всецелое и непоколебимое содержим постановление сих правил, изложенных от всехвальных Апостолов, святых труб Духа, и от шести святых вселенских Соборов, и поместно собравшихся для издания таковых заповедей, и от святых Отец наших. Ибо все они, от единого и того же Духа быв просвещены, полезное узаконили» (пр. 1).
   3) Из практики православной Церкви. Она:
   а) память всех семи вселенских Соборов почтила особыми духовными торжествами;
   б) в своих песнопениях величает их семью столпами, на которых незыблемо утверждена истина её православия против всяких ересей, и притом исповедует: «семь убо духов, иже почиша на Христе, Исайя сие рече: на семи же Соборах почи Христос, со Отцом и Божественным Духом»;
   в) она требует веры во все постановления Соборов как вселенских, так и, принимаемых ею, поместных, от каждого, поступающего в число её членов; и
   г) постановила, чтобы исповедание этой веры читалось в Присяге епископской, как один из главнейших членов православия.
   Определения частных или поместных Соборов, хотя не могут считаться непогрешимыми, но имеют великую важность для церквей местных, коих епископы присутствовали на тех Соборах. А если эти определения будут рассмотрены и утверждены Собором вселенским и приняты всей Церковью, в таком случае они приобретают для нас одинаковую важность с собственными определениями Соборов вселенских. Вот почему наша православная Церковь верует, что «всё то, что ни постановили св. Отцы на всех вселенских (7-ми) и поместных (девяти) православных Соборах, где бы они ни были составлены, происходит от Духа Святого, как Апостолы на Соборе своём сказали: изволися Св. Духу и нам».
§ 140. Непогрешимость Церкви в её обыкновенном положении (in statu, quo...)
   Должно также допустить, что согласное учение всех архипастырей и вообще пастырей Церкви, хотя бы они и не были созваны на Собор, пребывая каждый на своём месте, и, следовательно, согласное верование всей Церкви касательно истин Божественного откровения, равно непогрешимо, как и определения вселенских Соборов. Ибо и это положение -
   1) Есть необходимое следствие нашей веры в непогрешимость Церкви. И Спаситель обещал невидимое соприсутствие своё и содействие Святого Духа церкви учащей не на Соборах только, но в том именно её виде, в каком Он её учредил. А учреждая эту церковь, Он предназначил членов её для рассеяния по всей земле: шедте в мир весь, проповедите Евангелие всей твари; шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа, сказал Он св. Апостолам, а в лице их, и всем их преемникам.
   2) Подкрепляется постоянным верованием и практикой Церкви. Древние учители смотрели на единогласное свидетельство всех частных церквей, как на решительное доказательство истинности какого-либо учения, и утверждали, что нельзя лучше и успешнее посрамить еретиков, как противопоставив им авторитет Церкви вселенской, в её обыкновенном положении: «Церковь, говорит св. Ириней, с тех пор, как прияла учение Христово, хотя рассеяна по всей вселенной, ревностно блюдёт его, как будто населяя единый дом. Верует согласно с Апостолами, как будто имея единую душу и единое сердце, и неизменно проповедует, изъясняет и преподаёт свою веру, как будто обладая едиными устами». «Известно, говорит также Тертуллиан, что всякое учение, которое только согласно с верованием первоначальных (matricibus et originalibus) Апостольских церквей, должно считать за истину, в полной уверенности, что Церковь прияла это учение от Апостолов, Апостолы от Христа, Христос от Бога». Поэтому-то, на основании такого всеобщего согласия частных церквей, ещё в три первых века, прежде чем начались Соборы вселенские, были уже осуждены и единодушно отвергнуты ереси Евионеев, Маркионитов, Павла Самосатского и другие, и Церковь вселенская осталась непогрешимой. «Ужели ещё нужно собирать Собор, говорит блаж. Августин, рассуждая о ереси Пелагиан,— чтобы обличить столь явную погибель? Как будто никакая ересь никогда не была осуждена без созвания Собора, тогда как, напротив, известны весьма немногие ереси, для обличения которых открывалась такая потребность, а многие, и притом несравненно большее число, где являлись, в тех самых местах и подвергались справедливому обличению и осуждению и уже оттуда давалось это в известие всем прочим церквам для предостережения».
   Как же узнать согласие или несогласие всех частных церквей касательно тех или других истин откровения? Можно узнать:
   а) из принятых в тех церквах символических книг, утвердившегося верования и постоянной практики; можно -
   б) испросить для этого, если бы оказалась потребность, письменные ответы на предложенные вопросы от всех предстоятелей частных церквей.
§ 141. Важность учения св. Отцов и учителей Церкви
   I. Теперь не трудно определить и важность учения св. Отцов и учителей Церкви относительно истин Христианской Веры. Эту важность можно выразить в следующем положении: «единодушное согласие всех Отцов и учителей Церкви в учении о предметах Божественного откровения или Христианской Веры есть несомненный признак истины». Ибо -
   1) св. Отцы и учители, жившие в различных местах и в разные времена, суть представители своих частных церквей. И, следовательно, единодушное согласие всех Отцов и учителей выражает собой единодушное согласие всех частных церквей, в которых они были предстоятелями, т. е. Церкви вселенской, и притом не в одно только время, а в различные времена.
   2) Согласное свидетельство всех Отцов и учителей, как мы видели (§ 132), есть непререкаемое доказательство предания Апостольского, или того, что утверждаемое ими, таким образом, учение, несомненно, ведёт своё начало от самих Апостолов.
   3) К этому должно присовокупить особенную древность некоторых из Отцов, ревность всех их по православию и обилие духовных дарований, которыми они обладали. Некоторые из св. Отцов были непосредственными учениками Апостолов. Св. Павел наставлял в Вере Ерму и; св. Иоанн Богослов — Игнатия и Поликарпа; Варнава и Климент были, притом, сотрудниками Апостолов. «А Апостолы, как свидетельствует Ириней, если имели некие сокровенные тайны, которые нередко открывали только совершенным,— особенно преподавали эти тайны тем, коим вверяли самые церкви. Ибо желали соделать совершенными и во всём неукоризненными будущих своих преемников, поставляя их на учительское место». Мужи Апостольские, по примеру и завещанию своих Божественных учителей, передавали всё Апостольское учение своим ученикам и преемникам, как-то: Пантену, Иринею, Клименту Александрийскому и прочим; эти — своим, и так далее.
   Ревность по православию св. Отцов известна из их частных жизнеописаний, из истории Соборов и вообще из истории всей Церкви. Бесчисленные опыты свидетельствуют, что эти знаменитые пастыри считали своим существеннейшим долгом — блюсти православную Веру и жертвовать для неё всем: «Я решился не давать себе покоя и принять всё за Веру Христову», писал св. Кирилл Александрийский, при появлении ереси Несториевой. «Я охотно забываю неправды и клеветы, говорит он в другом своём письме,— Бог их рассудит! Только бы вера была спасена. Но если кто предаст веру, то мы не должны изменять своей совести, хотя бы нам угрожали опасности жизни». «Ни гонения, ни мучения, ни прещения Императоров, писали Отцы первого Константинопольского Собора к западным епископам, ни жестокость правителей и никакое другое бедствие и угнетение от еретиков — не могут уклонить нас от православной веры, определённой на Никейском Соборе. Коему следовать советуем вам и всем верующим». И мы знаем действительно, что одни из св. Отцов за свою ревность по православию ссылаемы были в заточение (например, св. Иларий, св. Златоуст), другие лишаемы епископства (например, св. — на 8 лет до смерти Валента). Третьи во всю жизнь терпели гонения (св. Афанасий), четвёртые вкусили даже мученическую смерть (св. Варнава, Климент Римский, Игнатий, Поликарп, Иустин, Киирган, Ириней).
   Обилие духовных дарований (; сн.), которыми обладали св. Отцы Церкви, также известно из истории их жизни и засвидетельствовано св. Церковью, которая украсила их наименованиями Божественных, Богоносных, Богомудрых, Богоглаголивых, и, кроме того, одних именуем великими, других чудотворцами, третьих златоустами и т.п.
   4) Такую точно важность учению Отцов ясно приписывала вся Церковь, когда на вселенских Соборах, в своих рассуждениях о предметах споров, всегда имела обычай, после св. Писания, обращаться к единодушному согласию этих древних знаменитых своих учителей, и следовала ему в своих определениях. Халкидонский, четвёртый вселенский, Собор так начинает свой догмат: последующе Божественным Отцем все единогласно поучаем. Пятый вселенский Собор так выражает своё исповедание: «последуем во всём и св. Отцам и учителям Церкви Божией: Афанасию, Иларию, Василию, Григорию Богослову, Григорию Нисскому, Амвросию, Феофилу, Иоанну Константинопольскому, Кириллу, Августину, Проклу, Льву, и приемлем всё, что только написали они о православной вере и к осуждению еретиков. Приемлем также и других св. и православных отцов, которые до конца жизни своей неукоризненно проповедовали правую веру в святой Церкви Божьей». Шестой вселенский Собор утвердил догмат о двух волях и действиях в Иисусе Христе, также по учению святых Отец наших. Наконец, и седьмой вселенский Собор утвердил свой догмат, последующе Богоглаголивому учению святых Отец.
   5) Такую точно важность согласному учению Отцов приписывали и частные знаменитые пастыри Церкви, например:
   а) св. Кирилл Александрийский: «все, имеющие здравый смысл стараются следовать учению Отцов: ибо и сами они вразумлялись Апостольским и Евангельским преданием, и учение Веры изъясняли из св. писаний совершенно правильно без ошибки и погрешности, быв светилами в мире»;
   б) Викентий Лиринский, уважаемый писатель V столетия (около 460), который постановляет такое правило касательно употребления свидетельств отеческих: «чтὸ все или многие единодушно, открыто и постоянно, как будто по какому предварительному согласию своих учителей, приемлют, содержат и передают, то должно считать вполне достоверным и несомненным». Вспомним также, что многие св. Отцы имели обычай доказывать Христианские истины рядом свидетельств из писаний прежних св. Отцов, например: св. Афанасий Великий, когда писал против Ариан о единосущии Сына Божьего с Отцом; св. Василий Великий в книге о Св. Духе против Македония; св. Кирилл Александрийский в сочинении против Нестория; блаж. Феодорит во многих своих сочинениях; св. Иоанн Дамаскин также во многих, особенно же в Точном Изложении православной Веры и в словах о св. иконах.
   II. Но, приписывая таким образом полный авторитет всем Отцам и учителям вместе, когда они согласно утверждают что-либо в учении о предметах Божественного откровения, мы должны помнить:
   1) Что вовсе нельзя приписывать такого же авторитета каждому Отцу порознь. При всей своей святости, при всем обилии духовных дарований, св. Отцы не были боговдохновенны, подобно св. Пророкам и Апостолам, и потому писания отеческие никогда не должно сравнивать с каноническими книгами священного Писания. Св. Отцы не были непогрешимы каждый порознь, напротив, могли погрешать и некоторые действительно погрешали, тогда как св. Пророки и Апостолы были непогрешимы каждый порознь, и изложили нам в своих Боговдохновенных писаниях только одну чистую истину. «Мы отнюдь не должны, говорит по этому случаю, почитать рассуждения некоторых, хотя и православных и похваляемых мужей, наравне с каноническими писаниями. И думать, якобы нам непозволительно было, при достодолжном уважении к этим лицам, в писаниях их кое-что не принимать и даже отвергать, если узнаем несомненно, что они мыслили иначе, нежели как велит истина, понятая другими ли, или нами при помощи Божьей. Так смотрю я на писания других; так хочу, чтобы и на мои смотрели».
   2) Что вовсе нельзя приписывать Отцам и учителям такого же авторитета в тех случаях, когда они разногласят между собой; напротив, голос самих Отцов должен быть уже поверяем тогда голосом Церкви вселенской. Это достаточно известно каждому из практики Соборов.
   3) Что вовсе нельзя приписывать св. Отцам и учителям такого же авторитета, когда они рассуждают не о предметах Божественного откровения. Известно, что многие знаменитые учители Церкви, например, блаж. Августин, св. Иоанн Дамаскин, писали нередко о таких истинах, которые совсем не относятся к существу Христианской Веры и не содержатся в откровении. Таковы сочинения их по части философии, истории, грамматики, астрономии и других естественных наук, музыки, поэзии и пр. Во всех подобного рода сочинениях или даже отдельных мыслях св. Отцы являются не как учители Церкви, а как обыкновенные учёные, и так же могли погрешать, как погрешают все люди. Эти предметы, как мы заметили ещё прежде (§ 137), не относятся к кругу тех, по отношению к которым приписывается непогрешимость самой вселенской Церкви.
   III. Не должно соблазняться встречающимся иногда несогласием того или другого древнего уважаемого учителя Церкви касательно некоторых откровенных истин с единодушным учением всех прочих пастырей, а надобно смотреть на это несогласие, как на частное мнение учителя: «всё, замечает Викентий Лиринский, подробно рассуждавший об этом предмете, всё, о чём только Святой ли и учёный, епископ ли, исповедник или мученик, мыслили несогласно со всеми, или даже противореча всем,— всё такое должно относить к мнениям личным, частным, сокровенным, и отличать от авторитета общего, открытого и всенародного Верования». Достойны искреннего сожаления те и



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: