СМЕХ КАК ИНДИКАТОР НЕОДНОЗНАЧНОСТИ




 

В гуманитарных науках за многие столетия скопилось достаточное число теорий, пытающихся объяснить психофизиологический феномен смеха, его социально-этические и эстетические функции. Изучалась философия смеха, исследовались его аксиологические параметры. Давались и чисто прикладные, локальные классификации значительного количества весьма специфических «технических» приемов, позволяющих средствами искусства вызвать смеховую реакцию.

С.З. Агранович и С.В. Березин усложнили свою задачу, поскольку попытались (и сразу заметим, сделали это чрезвычайно успешно!) заглянуть в «тайное тайных» — в недра исторически становящегося, формирующегося психического мира человека, дать истолкование смеху как явлению ключевому для понимания магистральных путей антропосоциогенеза. Когда возникает смех? Почему он возникает? Как помог смех человеку справиться с решением сложных задач самоидентификации, определить свое место в социуме и мироздании? Самые простые вопросы подчас оказываются безмерно сложными.

Смех выделяет человека из всех существ, живущих на Земле. Как он возник в процессе эволюционного усложнения человека как целостной психофизиологической системы? Авторы, опираясь на сведения, почерпнутые из разных областей знания, утверждают, что в отличие от животного именно человек в своей повседневной жизненной практике постоянно сталкивался с подстерегающими его буквально на каждом шагу двусмысленными ситуациями, требовавшими адекватного понимания и поиска соответствующего выхода.

Считая базовой для понимания эволюции человека функциональную асимметрию его головного мозга, авторы книги отвечают на кардинальный вопрос — что же ее, эту асимметрию, породило. Приводя данные многих исследований биологов, медиков, психологов, антропологов, авторы приходят к выводу, что формирование человеческого интеллекта произошло в результате острого конфликта между двумя коммуникативными системами, обладателем которых стал человек, — более древней жестовой и более поздней вербальной. Человек должен был «справиться» с непростой декодировкой порой парадоксального (то есть внутренне противоречивого) «двойного послания», идущего от данных коммуникативных систем, как-то примирить, синтезировать порождаемые этими системами смыслы. Смех стал «точкой роста», интеллектуального становления, он стал психическим «механизмом», давшим человеку возможность парадоксальнонеожиданного и экономно-лаконичного выхода из создавшейся ситуации. Происходила сложная, как пишут авторы, «двойная семантизация» этих коммуникативных систем. Мозг человека обрел уникальное качество, которое выделило его из остальной живой природы, позволило развить перспективные аналитические способности и подготовиться к новым «вызовам» окружающего мира.

Авторы создали стройную систему доказательств, сохраняя верность своей исследовательской логике на протяжении всей монографии.

В самом деле, смех позволил человеку увидеть окружающий мир во всей его многозначности. Одно и то же явление, рассмотренное в системе различных образно-ассоциативных кодов, могло эксплицировать различные значения. Раздавшийся смех как эмоциональная взрывная реакция на ту или иную ситуацию, на ту или иную реплику в разговоре (как в жизни, так и в искусстве) неизбежно свидетельствовал, что смеющийся манифестирует тем самым свое знание и понимание одновременно двойной семантики происходящего.

Обычно объектом смеха называют необоснованную претензию (когда, как говорят, «амбиция больше амуниции»). Исходя из тех продуктивных идей, что высказаны С.З. Агранович и С.В. Березиным, я бы откорректировал это определение следующим образом. Объектом смеха становится явление, «упрямо» (наперекор многообразию бытия) претендующее на тотальную однозначность. Смех может не ставить под сомнение обоснованность или необоснованность тех или иных претензий личности, он ставит под сомнение именно прокламируемую однозначность и фактом своего появления демонстрирует принципиальную полисемию всего сущего. Смех заменяет простую плоскость многомерной фигурой, наделяет явление большим семантическим объемом.

В глубокой, но изящно и весьма занимательно написанной монографии найдут богатую пищу для плодотворных размышлений и филологи, и психологи, и культурологи, и все те, кто интересуется многоаспектной проблемой архетипичных ментальных матриц, на которые вольно или невольно ориентируется сознание современного человека.

С.А. Голубков

 

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.com

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1]Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения: В 3 т. М.: Политиздат, 1983. Т. 3. С. 69.

 

[2]Там же.

 

[3]Там же.

 

[4]Там же.

 

[5]Дарвин Ч. Об эволюционизме // Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. Л.: Наука, 1991. С. 450.

 

[6]Энгельс Ф. Указ. соч. С. 72

 

[7]Там же.

 

[8]Там же.

 

[9]Там же. С. 73.

 

[10]Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С. 359.

 

[11]Платонов А. Эфирный тракт // Платонов А. Собр. соч.: В 3 т. М., 1984. Т. 1. С. 177.

 

[12]Энгельс Ф. Указ. соч. С. 75.

 

[13]Агранович С.З., Стефанский Е.Е. Миф в слове: Продолжение жизни (Очерки по мифолингвистике). Самара: Изд-во Самарской гуманитарной академии, 2003.

 

[14]Топоров В.Н. Предыстория и история литературы у славян. М.: РГГУ, 1998. С. 246.

 

[15]Энгельс Ф. Указ. соч. С. 76–77.

 

[16]Японская поэзия / Пер. с яп. В.Н. Маркова. СПб.: Северо-запад, 2000. С.186. С. 514.

 

[17]Аврелий Августин. Исповедь. М.: Изд-во РАН, 2001. С. 236.

 

[18]Шекспир В. Гамлет, принц Датский // Шекспир В. Пьесы: В 3 т. Самара: Изд-во «ABC», 2001. Т. 3. С. 111. Перевод М. Лозинского.

 

[19]Топоров В.Н. Указ. соч.

 

[20]Подробнее см.: Велецкая H.H. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М.: Наука, 1978; Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963; Фрезер Дж. Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1960.

 

[21]Подробнее об этом см.: Агранович С.З., Стефанский Е.Е. Указ. соч. С. 59–88.

 

[22]Измайлов Ч.А., Шехтер Е.Д., Зимачев М.М. Сознание и его отношение к мозговым информационным процессам // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2001. № 1. С. 34–51.

 

[23]Там же. С.49.

 

[24]См.: Фрезер Дж. Дж. Указ. соч.

 

[25]Корсаков С.С. Курс психиатрии. СПб., 1893.

 

[26]Саган К. Драконы Эдема. Рассуждение об эволюции человеческого разума. М.: Знание, 1996.

 

[27]Там же. С. 122.

 

[28]Иов, 5: 23–26.

 

[29]Иов, 24: 7-10, 12.

 

[30]Иов, 6: 2–4.

 

[31]Иов, 6:5.

 

[32]Иов, 38: 1–3.

 

[33]Рижский М.И. Книга Иова: Из истории библейского текста. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1991.

 

[34]Иов, 38: 4-11.

 

[35]Иов, 42:12–17.

 

[36]Зорин З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. М.: Изд-во «Аспект-Пресс», 2002. С. 49.

 

[37]Пропп В.Я. Проблема комизма и смеха. СПб.: Изд-во «Алетея», 1997. С. 40–41.

 

[38]Иванов В.В. Чет и нечет: Асимметрия мозга и знаковых систем. М.: Наука, 1978. С. 61.

 

[39]Там же.

 

[40]Легенды и сказки индейцев Латинской Америки. Л.: Ху-дож. лит-ра, 1987. С. 103–104.

 

[41]Подробнее см.: Иванов В.В. Указ. соч. С. 61–62.

 

[42]Культура Византии. XIII — первая половина XV в. М.: Наука, 1991. С. 244–245.

 

[43]Подробнее об этом см.: Агранович С.З., Рассовская Л.П. Миф, фольклор, история в трагедии «Борис Годунов» и в прозе A.C. Пушкина. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1992. С. 3–100.

 

[44]Ахилл Татий. Левкиппа и Клитофонт. Лонг. Дафнис и Хлоя. Петроний. Сатирикон. Апулей. Метаморфозы, или Золотой осел. М.: Худож. лит-ра, 1969. С. 269.

 

[45]Там же. С. 273.

 

[46]«Асе грехи злые смертные…»: Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России (X — первая половина XIX века). М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 1999. С. 48.

 

[47]Там же. С. 98.

 

[48]Платонов А. Котлован: Романы, повести, рассказы. СПб.: Азбука, 2002. С. 705.

 

[49]См.: Японская поэзия. С. 186.

 

[50]См. об этом: Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг: Асимметрия мозга / Пер. с англ. М.: Мир, 1983.

 

[51]Об этом подробнее см.: Лихачев Д.С., Панченко А.М. Смеховой мир Древней Руси. Л.: Наука, 1976. С. 45–75; Панченко А.М. О русской истории и культуре. СПб.: Азбука, 2000. С. 13–55.

 

[52]Подробнее см.: Агранович С.З., Саморукова И.В. Двойничество. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2001.

 

[53]Саган К. Указ. соч.

 

[54]См. об этом: Агранович С.З., Стефанский Е.Е. Указ. соч. С. 122–154.

 

[55]Платонов А. Счастливая Москва // Платонов А. Котлован: Романы, повести, рассказ. СПБ.: Азбука-классика, 2002. С. 687.

 

[56]Подробнее об этом см.: Агранович С.З., Саморукова И.В. Гармония — цель — гармония.

 

[57]Иона, 4: 10-11

 

[58]Топоров В.П. Архаический ритуал в фольклорных и ранне-литературных памятниках. М.: Наука, 1988. С. 60.

 

[59]Спрингер С., Дейч Г. Указ. соч. С. 173–175.

 

[60]Саган К. Указ. соч. С. 183.

 

[61]Бианки В.Л. Асимметрия мозга животных. Л.: Наука, 1985.

 

[62]Подробнее об этом см.: Зорин З.А., Полетаева И.И. Указ. соч.

 

[63]См.: Там же.

 

[64]Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1986.

 

[65]Ерофеев В. Москва — Петушки. М.: Изд-во СП «Интербук», 1990.

 

[66]См. об этом: Лихачев Д.С. Панченко А.М. Указ. соч. С. 91–139.

 

[67]Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 3. Проблемы развития психики.

 

[68]Крушинский Л.В. Указ. соч.

 

[69]Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.

 

[70]См.: Агранович С.З., Стефанский Е.Е. Указ. соч.

 

[71]Иванов Вяч. Вс. Примечания // Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985. С. 351.

 

[72]Мечковская Н.Б. Язык и религия. М.: Агентство «ФАИР», 1998. С. 54.

 

[73]Там же.

 

[74]Подробнее об этом см.: Агранович С.З., Стефанский Е.Е. Указ. соч.

 

[75]Подробнее см.: Михайлин В.Ю. Русский мат как мужской обсценный код: Проблема происхождения и эволюции статуса // Новое литературное обозрение. 2000. № 43. С. 358–366.

 

[76]Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Русский язык, 1978. Т. 1. С. 100.

 

[77]Достоевский Ф.М. Бобок // Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 15 т. СПб.: Наука, 1994. Т. 12. С. 61.

 

[78]Михайлин В.Ю. Указ. соч. С. 358.

 

[79]Там же. С. 359.

 

[80]Там же.

 

[81]Там же. С. 360.

 

[82]Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977.

 

[83]Романов В.Н. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии. М.: Наука, 1991.

 

[84]Там же. С. 15.

 

[85]Лотман Ю.М., Успенский Б.А. К семиотической типологии русской культуры XVIII в. // Из истории русской культуры. Т. 4. XVIII — начало XIX в. Лотман Ю.М. Очерки по русской культуре XVIII века: Статьи по истории и типологии русской культуры. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. С. 444.

 

[86]См. подробнее: Бейтсон Г. Экология разума: Избранные статьи по антропологии, психиатрии, эпистемологии / Пер. с англ. М.: Смысл, 2000.

 

[87]Цит. по: Спрингер С., Дейч Г. Указ. соч. С. 215.

 

[88]Там же. С. 216.

 

[89]Бианки В.Л. Указ. соч. С. 169.

 

[90]Цит. по: Бианки В.Л. Указ. соч. С. 176.

 

[91]Там же. С. 177.

 

[92]Костандов Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие. М., 1983.

 

[93]Цит. по: Бианки В.Л. Указ. соч. С. 31.

 

[94]Simion F., Bagnara S., Bisiacchi P., Roncato S., Umilta C. Laterality Effects, Levels of Processing and Stimulus Properties // J. Exp. Psychol. (Human Percept.) 1980. Vol. 6. № 1. P. 184–195.

 

[95]Bogen J.E. Some Educational Aspects of Hemishere Specialization. U.C.L.A., Educator, 1975. Vol. 17. P. 24–32.

 

[96]Фокин В.Ф., Федан B.A. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга кошки при формировании условного рефлекса // Журн. высш. нерв. деят. 1978. Т. 28. Вып. 1. С. 77–84.

 

[97]Dimond SJ. Evolution and Lateralization of the Brain. Concluding Remarks // Evolution and Lateralization of the Brain / Ed. S.J. Dimond, D.A. Blizard. Ann N.Y. Acad. Sci, 1977. Vol. 299. P. 477–501.

 

[98]Cohen G. Hemispheric Differences in Serial Versus Parallel Processing // J.Exp. Psychol. 1973. Vol. 97. P. 349–357.

 

[99]Бианки В.Л. Указ. соч. С. 112, 122.

 

[100]Карасев Л.В. Философия смеха. М.: РГГУ, 1996. С.32.

 

[101]Там же. С. 32.

 

[102]Там же. С. 14.

 

[103]Там же. С. 15.

 

[104]Пропп В.Я. Ритуальный смех в фольклоре (По поводу сказки о Несмеяне). С. 178.

 

[105]Хармс Д. Полет в небеса. Л.: Советский писатель, 1991. С. 372.

 

[106]Петровский В.А. Личность в психологии: Парадигма субъектности. Ростов-н/Д., 1996.

 

[107]Подробнее об этом см.: Там же.

 

[108]Гоголь Н.В. Шинель // Гоголь Н.В. Избр. соч.: В 2 т. М.: Художественная литература, 1984. Т. 1. С. 476–477.

 

[109]Мелетинский Е.М. Заметки о творчестве Достоевского. М.: РГГУ, 2001. С. 98.

 

[110]Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 15 т. М.: Наука, 1989. Т. 6. С. 548–549.

 

[111]Там же. С. 552.

 

[112]Пропп В.Я. Ритуальный смех в фольклоре // Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М.: Главная редакция восточной литературы, 1976. С. 192.

 

[113]Тургенев И.С. Сочинения. М.; Л., 1967. Т. 14. С. 88.

 

[114]Матф., 9: 18.

 

[115]Матф., 9: 23–26.

 

[116]Апокрифы древних христиан: Исследования, тексты, комментарии / Академия общественных наук при ЦК КПСС. Ин-т научного атеизма; Редкол.: А.Ф. Окулов (пред.) и др. М.: Мысль, 1989. С. 147.

 

[117]Там же. С. 146.

 

[118]Там же. С. 146.

 

[119]Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1996. С. 300–301.

 

[120]Пропп В.Я. Фольклор и действительность. С. 181.

 

[121]Пропп В.Я. Ритуальный смех в фольклоре (По поводу сказки о Несмеяне). С. 182.

 

[122]Бахтин М.М. Из записей 1970–1971 годов // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М: Искусство, 1979. С. 338–339.

 

[123]Пропп В.Я. Ритуальный смех в фольклоре (По поводу сказки о Несмеяне). С. 184.

 

[124]Якутский фольклор / Тексты и переводы A.A. Попова; Лит. обработано Е. Тагир; Общ. ред. М.А. Сергеева. М., 1936. С. 132.

 

[125]Пропп В.Я. Ритуальный смех в фольклоре (По поводу сказки о Несмеяне). С. 186.

 

[126]Кенин-Лопсан М.Б. Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства. Конец XIX — начало XX века. М.: Наука, 1987. С. 104.

 

[127]Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Изд-во «Лабиринт», 1997. С. 93.

 

[128]Быт., 18: 12–15.

 

[129]Быт., 17: 17.

 

[130]Быт., 26: 2–5.

 

[131]Быт., 21: 6–7.

 

[132]Цит. по: Аране О. Элевзинский смех Деметры: Опыт семантического анализа: Рукопись. Б. г. Б. п.

 

[133]Цит. по: Там же.

 

[134]Пропп В.Я. Ритуальный смех в фольклоре. С. 180–185.

 

[135]Цит. по: Аране О. Указ. соч.

 

[136]Мелетинский Е.М. Палеоазиатский мифологический эпос. Цикл ворона. М.: Наука, 1979. С. 186.

 

[137]Панченко А.М. Смех как зрелище // Лихачев Д.С., Панченко А.М. Указ. соч. С. 93.

 

[138]Там же. С. 128.

 

[139]Там же. С. 123.

 

[140]См.: Жизнь и деяния Аввы Симеона, юродивого Христа ради, записанные Леонтием, епископом Неаполя Критского // Жития Византийских святых / Пер., вступит, статья, примеч. С. Поляковой. СПб.: Изд-во «Terra Fantastica» Издательского дома Корвус, 1995. С. 154–155.

 

[141]Там же. С. 158.

 

[142]Там же

 

[143]Там же.

 

[144]См. об этом подробнее: Панченко А.М. Русская стихотворная культура XVII века. Л.: Наука, 1973. С. 196–199; Он же. О русской истории и культуре. СПб.: Азбука, 2000. С. 337–355.

 

[145]Лихачев Д.С., Панченко А.М. Указ. соч. С. 131.

 

[146]Хайлайн Р. Чужак в чужой стране. М.: Эксмо-Пресс, 2003. С. 128.

 

[147]Олеша Ю. Ни дня без строчки // Олеша Ю. Зависть. Три толстяка. Ни дня без строчки. М.: Художественная литература, 1989. С. 311–312.

 

[148]Там же. С. 370–371.

 

[149]Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. М.: Наука, 1965. С. 34.

 

[150]Там же. С. 35.

 

[151]Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. С. 40.

 

[152]См. об этом: Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки (азиатские эскимосы, чукчи, кереки, коряки и ительмены). М.: Наука, 1971.

 

[153]Бахтин М.М. Из записей 1970–1971 гг. С. 339.

 

[154]Борхес Х.Л. Круги руин. СПб.: Азбука, 2000. С. 224.

 

[155]Бороденко М.В. Два лица Януса-смеха. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. С. 20.

 

[156]Там же. С. 22.

 

[157]См.: Агранович С.З., Саморукова И.В. Гармония — цель — гармония.

 

[158]Козинцев А.Г. Ирония, юмор, язык: Эволюционная гипотеза // I Российская конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. Казань: КГУ, 2004. С. 120–122.

 

[159]Там же. С. 121.

 

[160]Голдинг У. Двойной язык. М.: ООО «Изд-во АСТ», 2001. С. 126–127.

 

[161]Там же. С. 234.

 

[162]Там же.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: