Александр Иванович Герцен (1812-1879)




Моменты Незаконнорожденный сын богатого и родови-

биографии того московского барина Ивана Алексеевича Яковлева (его родней были Шереметевы и Колычевы) Александр Иванович не мог носить фамилию отца. Герцен — это русское переложение немецкого слова «сердце». Он с детства ненавидел «аристократию», его симпатии были на стороне матери Луизы Ивановны Гааг. Глубочайшие жизненные впечатления Герцена были связаны с важнейшими событиями отечественной истории XIX в. Его детство наполняли рассказы о пожаре Москвы, о Бородинском сражении, о героизме русского народа. Потрясением, импульсом нравственного пробуждения стало для юного Герцена восстание декабристов. Всю жизнь Герцен хранил культ «людей 14 декабря». В 1827 г. произош­ло его знакомство с Н.П. Огаревым, а через год Герцен под влиянием двоюродного брата стал студентом физико-мате­матического отделения философского факультета Московс­кого университета. В университете царил дух свободолюби­вых настроений. Сама эпоха была их источником. «Славное было время, события неслись быстро. Едва худощавая фигу­ра Карла X успела скрыться за туманами Голируда, Бельгия вспыхнула, трон короля-гражданина качался, какое-то горя­чее, революционное дуновение началось в прениях, в литера­туре. Романы, драмы, поэмы — все снова сделалось пропаган­дой, борьбой» — так вспоминал о студенческих годах Герцен. Его отношения с властью определили аресты 1831 г. (как уча­стника кружка Н.П. Сунгурова) и 1834 г. с последующей ссыл­кой под надзор полиции.

В 1840-е гг. Герцен был одной из главных фигур мыслящей Москвы. Именно тогда в Москве сконцентрировалась «ум­ственная инициатива», что, по мнению Герцена, объяснялось историческим значением и географическим положением вто­рой столицы и отсутствием в ней царя.

В юности Герцен не избежал общего увлечения философи­ей Г. Гегеля, и гегелевский взгляд отчетливо отразился в его статьях о дилетантизме в науке. Но воззрения Гегеля Герцен

утаивал критически. Основное значение взглядов Гегеля Гер­цем увидел для себя в раскрытии того обстоятельства, «что 11 рирода, что жизнь развивается по законам логики». «Он фаза п фазу проследил этот параллелизм». На смену «шеллинго-iH.iM общим замечаниям», «несвязанным», пришла «целая си-(тема, стройная, глубокомысленная, резанная на меди, где в каждом ударе отпечатлелась гигантская сила».

Восприятие гегелевских принципов укрепило Герцена во взгляде на историю как на закономерный процесс. Вместе с сенсимонистами он признавал целенаправленность историчес­кого процесса. Ход истории открывался Герцену как движе- ] i не от несовершенного к более совершенному.

Телеологическое, т.е. целесообразное, понимание истории исследователи находят у Герцена еще в 1830-е гг. Да и сам Герцен, вспоминая это время в «Былом и думах», писал, что в основу его лег именно сенсимонизм. Там же он упомянул о своем неизменном «в существенном» отношении к сенсимо­низму. Но известно и другое: в конце 1840-х гг. Герцен пере­сматривает свое отношение к телеологическому пониманию истории и в дальнейшем отказывается от него. В 1850-е гг. в книге «С того берега» Герцен сформулировал воззрение, от­рицающее в истории разумную цель и предопределенное дви­жение к ней. Телеология и фатализм в трактовке истории ста­новятся постоянным предметом его критики. В эмиграции Герцена настойчиво посещают горькие мысли о силе «безум­ного» в человеческих понятиях и поступках, о его сопротив­лении «разумному». Они будут его мучить до конца жизни. Герцен ставит вопрос о необходимости заняться историей «как действительно объективной наукой», уяснить «собствен­ную эмбриогению» истории.

Увлечение сенсимонизмом внесло изменения и в отноше­ния Герцена с конкретными историками и общественными дея­телями. Так, под влиянием сенсимонизма в 1833 г. еще до за­ключения Герцена под стражу испортились его отношения с Н.А. Полевым. Александр Иванович писал: «Для нас сенсимо­низм был откровением, для него — безумием, пустой утопией, мешающей гражданскому развитию».

В 1843-1844 гг. Герцен внимательно следил за трудами и чтениями Т.Н. Грановского, не оставляя для себя без внима­ния, предлагавшиеся историком подходы к изучению истории. Во взглядах Грановского Герцен выделил для себя два обстоя­тельства. Во-первых, взгляд «на современное состояние жизни

как на великий исторический момент, которого ни знать, ни миновать безнаказанно нельзя, как нельзя и оставаться в нем навеки, не окоченевши». И, во-вторых, отношение к истории как «правильно развивающемуся организму».

Воззрения на историю, сложившиеся у Герцена к началу 1840-х гг., в главных чертах резюмируются в его дневнико­вой записи 1843 г., где он определяет историю как «движение человечества к освобождению и себяпознанию, к сознатель­ному деянию». З.В. Смирнова, автор монографии о социаль­ной философии А.И. Герцена, увидела в этой «формуле» «признание единства истории, поступательного хода исто­рического процесса, его устремленности к разумной цели и его содержания как развития разума и пути к свободе». В оте­чественной литературе уже отмечалось, что постановка про­блемы «деяния» сближает Герцена с рядом русских (В.Г. Бе­линский, Н.П. Огарев, М.А. Бакунин) и западноевропейских (Э. Дембовский, М. Гесс) мыслителей, ставивших вопрос о необходимости перехода мысли в действие, о создании «фи­лософии действия».

Идеализация Запада в мировоззренческой позиции Герце­на имела прежде всего протестный характер. Симпатизируя «самодержавию каждого лица», а не лицу русского самодер­жавия, он был противником самодержавия и крепостничества в России. Герцен отдавал должное Европе лишь до тех пор, пока знал Запад «книжно, теоретически».

В январе 1847 г. Герцен был вынужден проститься с Моск­вой и друзьями и уехать за границу, как потом оказалось — навсегда. Важнейшей вехой на пути развития концепции Гер­цена стал 1848 г. Наблюдая революцию во Франции, он сде­лал вывод о контрреволюционности буржуазии и неготовно­сти пролетариата к борьбе. На рубеже 1840—1850-х гг. Герцен много писал о гибели буржуазной цивилизации; стал иначе смотреть на Россию, ее историю и перспективы развития.

Герценоведы подсчитали, что А.И. Герцен Увлечение использовал около 60 тысяч исторических историей имен и событий в своих сочинениях. Столь широкая осведомленность поражала со­временников, необычна она и для нашего времени. О раннем увлечении Герцена историей писал А.М. Сахаров, обративший внимание на его неосуществленное намерение создать исто­рико-философский журнал в Московском университете в 1834 г. Уже тогда у юного мыслителя сложилось представле-

ние о том, какой не должна быть история, а именно, плохо со­став ленной всеобщей биографией великих людей. История для I ерцена — «чистилище, в котором мало-помалу временное и случайное воскресает вечным и необходимым, тело смертное преображается в тело бессмертное». «Дух, — писал он в 1843 г. п связи с чтениями Т.Н. Грановского, — понимая свое досто­инство, хочет оправдать свою биографию, осветить ее восхо­дящим солнцем мысли, освободить от могильного плена бес-(мертную душу прошедшего, как то наследие, которое не 1 очится молью.... Сам Грановский сказал, что ни в чем так ярко не выражается характер народа, как в понимании истории; я говершенно согласен с ним».

Мосты, которые Герцен постоянно наводил Методологические между прошлым и современностью, остав- подходы

н ляли ему надежду «вывести» или понять

собственное положение из «биографии че­ловечества». Вместе с тем он считал недопустимым в полити­ческих интересах конъюнктурно использовать исторические факты в ущерб объективности. В 1844 г. во втором письме «О публичных чтениях г-на Грановского» Герцен писал: «Ис­тория очень легко делается орудием партии. События былые немы и темны, люди настоящего освещают их, как хотят; прошед­шее, чтоб получить гласность, переходит через гортань настоя­щего поколения, а оно часто хочет быть не просто органом чужой речи, а суфлером; оно заставляет прошедшее лжесвидетельство­вать в пользу своих интересов. Такое вызывание прошедшего из могилы унизительно».

Подход к истории как «биографии человечества», в кото­рой были некоторые дивные моменты, позволяло ему, эмоцио­нальной и художественной натуре, писать о социальном твор­честве, которое обязательно, с его точки зрения, должно опираться на историю, и ни при каких обстоятельствах не име­ло права быть беспочвенным. Так в концепции социального времени Герцена смыкалось прошлое и будущее.

История — богатство человека. Только он имеет исто­рию. Свою мысль Герцен записал в статье 1866 г. «Порядок торжествует!»: «Человек отличается от животных истори­ей: характер ее, в противоположность животному развитию, состоит в преемственности больше или меньше сознатель­ных усилий для устройства своего быта, в наследственной, родовой усовершимости инстинкта, пониманья, разума при помощи памяти... ясно, что стадная жизнь составляет такое

же необходимое условие исторического развития, как и са­мые лица.

Начало истории — непокорность лица поглощающей его семье, стремление стать на свои ноги и невозможность на них удержаться. Племенным безразличием замыкается живот­ный мир. Мир человеческий в Библии начинается грехопа­дением и убийством, разрушающим семейную связь, т.е. по­становлением своей воли выше заповеди и выше первого условия сожития».

В 1840-е гг. Герцен был склонен судить об истории по аналогии с природой. После 1848 г. эта тенденция прояви­лась еще отчетливее. Однако при изложении конкретного исторического материала Герцен не писал ни о природных факторах, ни о роли географической среды, если не считать упоминания о колонизации. В 1850—1860-е гг. он отказыва­ется от традиционного «дуализма» истории и природы. Тог­да же обозначается натуралистическая тенденция его фило­софии истории.

В литературе можно встретить две точки зрения об эволю­ции методологических представлений Герцена в 1840-е гг. Ряд авторов, отмечая возрастающую неудовлетворенность Герце­на взглядами Гегеля, сближают его воззрения этого времени с представлениями датского философа С. Кьеркегора (1813— 1855), чьи основные произведения выходят в 1840-е гг. Кьер-кегор подверг критике основополагающий принцип гегелев­ской философии о тождестве мышления и бытия, указан на его тавтологичность и противопоставив ему существование (existenz) как то, что как раз и разделяет мышление и бытие. В экзистенциальной диалектике «прыжок» как переход в но­вое качество, по мнению Кьеркегора, не объясним. Принци­пиально не согласна со сближением взглядов Герцена и Кьер­кегора З.В. Смирнова. В 1840-х гг. Герцен был склонен выдвигать на первый план не особенности развития отдель­ных народов, а «великое единство развития рода человеческо­го», что являлось теоретической основой его спора со славя­нофилами. Но уже тогда у Гер] [сна i юявляется мысль, к которой он будет постоянно обращаться в дальнейшем. Именно пото­му что Россия в своем развитии обладала рядом особенностей по сравнению с Западной Европой и многое из жизни Европы она не переживала, русская мысль могла объективнее, трезвее и правильнее оценить западноевропейское развитие, нежели мысль самого Запада.

История Рассматривая глубоко противоречивые

Западной Европы принципы исторического развития за- (в контексте се

воздействия падного мира, Герцен, обращаясь к его

на Россию) мыслящим представителям, писал: «Соб-

ственность — это блюдо чечевичной гго-\ чебки, за него вы продали великое будущее, которому ваши отцы широко распахнули ворота в 1789 году. Вы предпочи­таете обеспеченное будущее удалившегося от дел рантье — | >т и ично, но не говорите же, что делаете это ради счастья человече-

< i на и спасения цивилизации. Вам всегда хочется прикрывать

< ион упрямый консерватизм революционными атрибутами; это

< к корбляст, и вы унижаете другие пароды, делая вид, будто все гще стоите во главе движения». В термин «мещанство», кото­рый Герцен применял по отношению к Западной Европе, он шеладывал социально-политическое содержание и называл его недугом, которым Россия, к счастью, еще не была заражена. 11осжольку Западная Европа была «сбита с дороги мещанством», 1г(щеи считал, что «нам нечего заимствовать у мещанской Ев­ропы». Западная Европа сама «снова берет у нас ею привитый деспотизм». В отличие от России Европа не обладает стойким национальным иммунитетом, ядро которого в России, по его мнению, составляла община. После 1848 г. Герцен стал считать общину — основным преимуществом пашей страны перед Ев­ропой. С этого времени он делал в отношении Европы пессими­стические прогнозы, тогда как на Россию, наоборот, стал смот­реть с большим оптимизмом.

Научный и пропагандистский подходы у Герцена особенно тесно взаимосвязаны при рассмотрении проблемы Западная Гвропа — Россия. Он не отделял латинско-гермапский мир от с оциального будущего человечества, не признавал исчерпан­ной для Запада тему революции. «С удесятеренною силой про­будились социальные вопросы во всей Европе, не исключая, Англии» — такой вывод сделал Герцен.

В свое время Герцена сильно задело утвер- История России ждение французского историка Ж. Миш-ле (1798—1874) о России. Мишле заявил, что России «вообще нет». Она лишь «фантасмагория, мираж, империя иллюзий», Герцен дружил и переписывался с Миш­ле. Они познакомились в июне 1851 г., сочинения знаменито­го историка были хорошо известны Герцену со студенческих лет, да и лекции Мишле ему довелось прослушать еще в 1847 г. Французский историк отказал русским людям в нравствен-

ных достоинствах, отрицал существование русской литера­туры и науки. Герцен сразу же отреагировал на «озлоблен­ные», по его определению, слова французского историка «с глубоким прискорбием».

Мнение же самого Герцена о России и ее истории менялось в течение жизни. Эти изменения хорошо прослеживаются по его работам. «Преданная восточному созерцательному мисти­цизму, азиатская стоячесть овладевала Россией, к чему распо­лагало и самое огромное растяжение ее по земле плоской, без­горной, удаленной от морей, покрытой лесами. В удельной системе (которая, может произведенная феодализмом, совсем не совпадала с ним) не было ни оппозиции общин, ни оппози­ции владельцев государю, а был элемент чуждый, особой фор­мы деспотизм, сплавленный из начал византийских, славян­ских и азиатских. Двувековое иго татар способствовало Россию сплавить в одно целое, но снова не произвело оппозиции. Ос­новывалось самодержавие — и оппозиции все не было...» — та­кой видел русскую историю Герцен в 1833 г.

Б конце 1850-х гг.. он писал, что «... в русской жизни бро­дила бездна сил неустоявшихся: с одной стороны — казаче­ство, расколы, неоседлость крестьян, их бродяжничество, с другой — государственная пластичность, сильно обнару­жившаяся в стремлениях раздаться, не теряя единства». Гер­цен обращал внимание уже на другие факторы отечественно­го исторического процесса, подчеркивал, что Россия выросла на иных, чем Европа, основаниях. В статье 1866 г. «Порядок торжествует» он их перечислил, особо выделив колонизацию, а также то обстоятельство, что наша страна «окрестилась без католицизма» и процесс формирования государства обошел­ся без римского права, и, главное, Россия сохраняла как «на­родную особость свое оригинальное понятие об отношении человека к земле». В концепции Герцена это понятие о земле играло столь важную роль, что автор посчитал нужным дать ему объяснение: «Оно состоит в том, что будто бы всякий ра­ботающий на этой земле имеет на нее право как орудие рабо­ты». «Это сразу ставит Россию на социальную почву, и при­том на чрезвычайно новую». В этом же положении он увидел особенности русской революции: «О земле не поминала ни одна революция, домогавшаяся воли, по крайней мере, после крестьянских войн».

«У нас право на землю — не утопия, а реальность, бытовой факт, существующий в своей естественной непосредственнос­ти и который следует возвести в факт вполне осознанный. Все

сельское население принимало спокон веку это естественное право свое, не рассуждая о нем. Его только не знали в высших слоях, образованных на западный лад.

Сельская община при тех обстоятельствах, при которых она

I извивалась, ценой воли продала землю общиннику. Личность,

ii моющая право на землю, сама становилась крепка земле, креп­ка общине. Вся задача паша теперь состоит в том, чтоб разнить полную свободу лица, не утрачивая общинного владения и са­мой общины». Так Герцен старался разглядеть в истории пути русского социализма. Его видение отечественной истории, не­сомненно, питали, идеалистические представления мыслите­ля Художественная сторона натуры Герцена, склонного к об­разному видению, порой в ущерб конкретным обстоятельствам, оказывала влияние на его историческую концепцию.

С начала 1830-х гг. социализм становится Социализм ведущей темой творчества Герцена. Всю

последующую жизнь он искал пути его возможного осуществления. По наблюдению Н.М. Пирумовой, продолжая развивать свои идеи по поводу организации чело­веческого общества, Герцен утверждал, что форма и основа современных государств не отвечает более рациональным тре-оонаниям, «сформулированным наукой и сознанием деятель­ного и развитого меньшинства...». Разум должен либо отсту­пить и признаться с чисто христианским смирением, что его идеал — «не от мира сего», либо решиться разбить эти формы i [ более не заботиться о судьбе «вечных основ». И одновремен­но А.И. Герцен писал: «Большое счастье, что наше право на землю так поздно приходит к сознанию. Оно прежде не вы­держало бы одностороннего напора западных воззрений, те­перь они сами являются в раздумье, с сомнением в груди. Со­циализм дал нам огромное подспорье». Он выделил прусского чиновника и экономиста А. Гакстгаузена, путешествовавше­го по России в 1843 г., назвал его «первым пионером», по­шедшим на открытие пашей страны, и поведавшим западно­му миру о русской общине накануне европейских революций 1848-1849 гг.

«Главным камнем» на дороге русского исторического раз­вития, по Герцену, лежало «чудовищное крепостное право». Он писал: «Наше императорство и наше барство — без корней, и знают это». «Народ любит царя как представителя защиты, справедливости (факт общий всем неразвитым народам) и не любит императора. Царь для него идеал, император — анти-

х]я к "1*. И мператорская власть держится войском и бюрократи­ей, т. е. машинами».

«Мы предвидим улыбку многих при слове русский социа­лизм. Чему люди не смеялись прежде пониманья?,.. Мы рус­ским социализмом называем тот социализм, который идет от земли и крестьянского быта, от фактического надела и суще­ствующего передела полей, от общинного владенья и управле­ния, — и идет вместе с работничьей артелью навстречу той эко­номической справедливости, к которой.стремится социализм вообще и которую подтверждает наука». В историческом ста­новлении русского социализма Герцен особо выделял петра­шевцев и Н.Г Чернышевского.

М.О. Гершензон, оценивая систему социалистических представлений Герцена, отмечал: «Герцен считал Россию призванной сыграть роль зачинщика и вождя в социальном перевороте; порукой в этом была ему необремененность рус­ской психики, ее варварская свежесть — и глубоко кореня­щееся в русском народе сознание его права на землю, этот как бы врожденный социализм».

Герцен обращался к характеристике роли Пет-Петр' pa I в русской истории и в годы своей юности,

и уже умудренный жизненным опытом. Ста­тья 1833 г., посвященная «другу моему Диомиду» (Н.П. Ога­реву), была озаглавлена «Двадцать осьмое января». В этот день умер Петр I, всколыхнувший «мертвую тишину духа народно­го». До Петра «движений» в русской истории Герцен не видел.

Выделив под влиянием немецких идеалистов категорию «народного духа», Герцен писал, что «просвещение не запада­ло в него, непрерывные войны не развивали его. И Россия, от­ставшая от Европы несколькими веками, продвигалась тихо, почти незаметно». Все это происходило, по мнению Герцена, потому что в стране не было «ни центра движения, ни ускоря­ющего толчка». То и другое создал Петр — «коронованный ре­волюционер»: «...Явился Петр! Стал в оппозицию с народом, выразил собою Европу, задал себе задачу перенести европе­изм в Россию и на разрешение ее посвятил жизнь».

Появление Петра объяснялось как необходимое, но не вынуж­денное. В статье «Русские немцы и немецкие русские» 1859 г. Герцен писал: «Каким путем эта стихийная жизнь, равнодушная к развитию своих собственных сил и даже к сознанию их, должна была выйти к совершенствованию и измениться — это зависело от разных обстоятельств, но необходимость выхода вовсе не

была случайностью». Мысль о роли необходимости в истори­ческом процессе в концепции Герцена не претерпела измене­ний начиная с 1840-х гг. Он ее воспринимал из литературы: «...необходимость являлась какой-то сокровенной мыслью эпо­хи» — и одновременно признавал правомерность'такой поста­новки в концепции Грановского.

Герцена интересовал не столько вопрос о правомерности вне­дрения Петром в Россию «европеизма» (этот вопрос для него совершенно ясен), сколько анализ и оценка того, что внесли петровские преобразования в жизнь страны и их последствия. В Петре I Герцен увидел революцию, т. с. явление, которое все­гда исключительно, а следовательно, и односторонне. Револю­ционностью Александр Иванович объяснял жестокости Петра. С Петра начинается «новый акт трагедии, его характер — от­крытое расторжение народа на две части: одну немую, другую постороннюю народу, бесхарактерную». Для Герцена период русской истории, начавшийся с Петра, стал периодом нового деспотизма. С тех пор вошла в ткань русской действительности «бездна зла»: «аристократия, инквизиционный процесс, воен­ный деспотизм, разделение сословий, произвольные нововве­дения, составляющие иллогизмы».

Герцен отчетливо видел особенности Петра: «Ежели мы и примем необходимость Петра в России... то тем не менее об­ширна его самобытность», «...силою своего гения, — вопреки народу, он выдвинул отсталую часть Европы, и она, быстро развиваясь, устремилась за старшими братьями». Петра он сравнил с кометой, которая исчезла, «не совершив кругообо­рота», впрочем, сыграв отведенную ему роль «революционно­го фермента».

В 1857 г. в статье «Революция в России» Герцен обращал внимание на необходимость преодоления тяжелых для русской истории последствий деятельности Петра: «...соединить две России, между которыми прошла петровская бритва». И все же, даже в 1858 г., Герцен не пересмотрел коренной оценки в деятельности Петра, признав, что он был прав «в стремле­нии выйти из неловких, тяжелых, государственных форм Московского царства». «С того дня, как Петр увидел, что для России одно спасение — перестать быть русской, с того дня, как он решился двинуть нас во всемирную историю, необходимость Петербурга и ненужность Москвы определи­лась» — таково было качественное изменение, привнесенное в положение страны Петром.

История — «дилижанс», который движется вперед совме­стными усилиями многих народов. Над взаимными отноше­ниями будущих народов-попутчиков России «в подорожной современной истории» Герцен размышлял, учитывая исто­рический опыт этих взаимоотношений.

В 1866 г. в статье «Америка и Россия» Гер- Проблемы внеш- цен высказал озабоченность опасностью

ней политики вовлечения России в общеевропейский конфликт: «Одно пустое, раздражительное, дипломатическое самолюбие, и притом немецкое, заставляет Россию мешаться во все западные дела. В предстоящей борь­бе, к которой невольно влечется Европа, России вовсе не нуж­но принимать деятельного участия. Нам тут нет наследства^ мы равно не связаны ни воспоминаниями, ни надеждами с судь­бами этого мира».

Для усиления роли России в международном пространстве Герцен считал более перспективным ее выступление в роли лидера нового свободного союза славянских, прежде всего бал­канских, государств. Возможность создания такого союза Гер­цен видел только в будущем, в случае демократического пре­ображения России. Тогда создание славянской федерации было бы возможно, с его точки зрения, на условиях добровольности и равноправия, без чьего-либо главенства. Герцен видел нераз­рывную связь внешнеполитических и внутриполитических вопросов. Вслед за декабристами Герцена волновали пробле­мы войны и мира, он продолжал напряженно следить за меж­дународными конфликтами, пытался дать определение спра­ведливых и захватнических войн.

Н. Г. Чернышевский (1829-1889)

Моменты Выдающийся социальный мыслитель Н.Г Чер- биографии нышевский был на 16 лет моложе «лондон­ского изгнанника» (так называли Герцена в 1850- 1860-х гг.). Он принадлежал к другому поколению, вырос в иной среде, отличным был и его жизненный опыт. Чернышев­ский родился 24 (12) июля в Саратове. Окна дома, где жили Чернышевские и Пыпины, выходили на Волгу. Отец в 1812­1816 гг. учительствовал в Пензенской семинарии. Он был священником, свободно читал по-гречески, латыни, по-фран­цузски, знал математику и историю. Под влиянием отца

и любившей читать матери, Чернышевский, по его собствен­ному признанию, очень рано «сделался библиофагом, пожи­рателем книг». С семи лет он «рылся» в библиотеке отца. В 1842 г. Чернышевский поступил в Саратовскую духовную семинарию, там он удивлял преподавателей и товарищей своей начитанностью. Еще до семинарии он учил латинс­кий, греческий, еврейский, французский, польский и немецкий языки. В семинарии освоил татарский и араб­ский. Многосторонними и обширными были его знания и по истории. История была любимым предметом семинарис­та Чернышевского. Из 63 семинарских сочинений 40 он посвятил историческим темам. Чернышевский определял истории место важнейшей составной в «науке о человеке». Говорил, что «не любить историю может только человек, со­вершенно не развитый умственно».

В Петербургском университете (1846—1850), где Н.Г. Чер­нышевский учился на историко-филологическом отделении, он был одним из любимых учеников И.И. Срезневского. В его семинаре Чернышевский пргииел школу научной добросовест­ности, бескорыстие.«■<) служения избранному делу, oearpai шш-юго трудолюбия, самостоятельности и исследованиях, т, е. укрепил в себе те черты, которые стали определяющими во всей его жиз­ни. По окончании Петербургского университета, уже работая учителем гимназии в Саратове, Чернышевский составил сло­варь к Ипатьевской летописи и в 1851 г. опубликовал «Опыт словаря из Ипатьевской летописи» в Известиях Отделения русского языка и словесности. По отзыву Срезневского, этот словарь был «первым после Словаря Востокова к Остро-мирову Евангелию основным трудом в данной области язы­кознания». Чернышевский думал над созданием так назы­ваемого «реального словаря русской истории и древностей... до конца XIII в.» и обсуждал его план в переписке с учите­лем, одновременно редактировал словарь В.И. Даля, изу­чал летописи.

Чернышевского хорошо знал Н.И. Костомаров. Осенью 1849 г. Чернышевский посещал в Петербурге кружок земляка И.И. Введенского, по духу близкого петрашевцам. Так, в бесе­дах с Е.Г Благосветловым, А.А. Чумиковым, А.П. Милюковым, Д.И. Минаевым он расширил свои представления о творчестве Белинского и Герцена.

В 1850 г. Введенский помог Чернышевскому устроиться учителем во 2-й кадетский корпус в Петербурге, но по просьберодителей весной следующего года тот возвращается в Сара­тов, где начинает работу учителем русской словесности в гим­назии. Он высказывал на уроках свое мнение по запретным тогда для обсуждения темам: крепостного права, суда, воспи­тания, религии, политических наук. Об идеологической состав­ляющей своих занятий Чернышевский отозвался следующим образом: «Я делаю здесь такие вещи, которые пахнут катор­гой, — я такие вещи говорю в классе».

В январе 1853 г. Чернышевский встретил Ольгу Сокра-товну Васильеву. В апреле состоялась свадьба, и вскоре мо­лодые уехали в Петербург. Чернышевский собирался писать магистерскую диссертацию «Эстетическое отношение ис­кусства к действительности». В 1855 г. она была защищена. В середине 1850-х гг. он становится руководителем журна­ла «Современник», па страницах которого публикует свои историко-литературные и социально-политические статьи, а на рубеже 1850—1860-х гг. — статьи по экономическим про­блемам.

В 1862 г. Чернышевский был арестован, пережил семь лет каторги (1864—1871), затем ссылку в Вилюйске. В 1881 г. он получил право жить в Астрахани. Незадолго до смерти в 1889 г. вернулся в Саратов.

Обстановка, в которой жил и действовал Чернышевс­кий, не могла не влиять на выработку его концепции и ее эволюцию. Да и сам Чернышевский утверждал, что для развития человека, его духовного мира очень важно, како­ва социальная действительность, насколько она человечна, может ли человек черпать в ней материал для воспитания в себе человека. «Отстраните, — писал он, — пагубные обсто­ятельства, и быстро просветлеет ум человека и облагоро­дится его характер». В литературе можно встретить мнение (В.Л. Абушенко), согласно которому условия изоляции, в которые Чернышевский попал после ареста, «приостано­вили духовное развитие» и он пошел «по пути упрощения ряда своих ранних идей». «У позднего Чернышевского, — считает В.Л. Абушенко, — последовательная (до логичес­кого конца) проработка идей приводила зачастую к край­ним формам материализма, атеизма и социологизма, ре-дукционно упрощая и вульгаризируя ряд плодотворных содержательных разработок более раннего периода». Это мнение выведено на страницы новейшего философского энциклопедического словаря.

Герцен Заочное знакомство Чернышевского с выс-

и Чернышевский называемыми Герценом мыслями для печа­ти, видимо, можно отнести к началу 1840-х гг. Известно, что тогда в семье Чернышевского читали статьи А.И. Герцена «Дилетантизм в науке» и «Письма об изучении природы». Чернышевский очень высоко ценил журнал «Оте­чественные записки» в годы сотрудничества в нем В.Г. Бе­линского и А. И. Герцена. Философские искания Белинско­го и Герцена во многом облегчили Чернышевскому процесс выработки собственного мировоззрения, помогли опреде­литься в отношении к философии Гегеля. Прочтя Гегеля в под­линнике, Чернышевский с удивлением констатировал, что он «понравился ему гораздо меньше, нежели ожидал он по рус­ским изложениям». Центральной фигурой, повлиявшей на духовное развитие Чернышевского, был другой немецкий философ, ученик Гегеля — Л. Фейербах (1804-1872), порвав­ший с учением учителя и критиковавший гегельянство с ма­териалистических позиций.

Современные авторы подчеркивают, что демократ и социа­лист-утопист Чернышевский воспринял общинный идеал Гер­цена и в этом смысле, несомненно, являлся его последовате­лем. Считая прогресс физической необходимостью, «законом нарастания» элементов нового с целью совершенствования старого, он полагал, что «прогресс основывается на умствен­ном развитии», «успехах и развитии знаний», и видел тот же, что и Герцен, результат исторического процесса — социализм. Еще более страстно, чем Герцен, он отрицал насильственную отмену крепостного права, так как в восстании крестьян видел угрозу сохранения самой цивилизации и потому, как и Герцен, усиленно поддерживал готовившуюся реформу и старался придать ей действительно освободительный характер.

Личная встреча Герцена и Чернышевского состоялась в 1859 г. в Лондоне. Поводом к ней послужил конфликт, разра­зившийся между «Современником» Чернышевского и «Ко­локолом» Герцена. Теоретические расхождения между Герце­ном и Чернышевским по существу касались двух вопросов: отношения к дворянской интеллигенции (и через нее к на­следству 40-х гг.) и обличительной литературе. Герцен был недоволен отношением нового поколения к своим предшествен­никам. Эта встреча, ставшая единственной, не привела к уста­новлению дружеских отношений. По свежим следам своего ви­зита Чернышевский написал Н.А. Добролюбову: «Разумеется,

я ездил не понапрасну, но если б знал, что это дело так скучно, не взялся бы за него... Если хотите вперед знать мое впечатле­ние... Кавелин в квадрате — вот Вам и все». Герцен о посещении Чернышевского не написал из конспиративных соображений. Впервые «Колокол» Герцена заговорил о Чернышевском в 1864 г. в связи с его гражданской казнью и отправкой в сибирс­кую каторгу. Уже после смерти Герцена Чернышевский писал А.Н. Пыпину в 1883 г.: «...давным-давно я примирился с этим человеком (в душе примирился, разумеется; видеться или пере­писываться с ним я не имел случая)...»

Чернышевский еще в студенческие годы чув-Философские ствовал в своей душе семена, которые, если

основания кон- разовьются, «могут несколько двинуть впе- цепции

ред человечество в деле воззрения на жизнь». Сознание своей особой роли в будущем оп­ределило его динамичное духовное развитие. Студенческие дневники Чернышевского за 1848— 1851 гг. воспроизводят про­цесс становления и самоутверждения личности, раскрывают формирование его социально-политической позиции и фило­софского мировоззрения, в них уже звучит революционно-ро­мантическая нота.

В философских произведениях Чернышевского в основание концепции был положен антропологизм («Антропологический принцип в философии» (1860) — ответ на раннюю работу ПЛ. Лаврова «Очерки вопросов практической философии»; «Письма без адреса» (1862); «Характер человеческого знания» (1885) и др.) В системе представлений о бытии, природе, обще­стве, культуре, истине, добре, благе, долге, свободе понятие «че­ловек» рассматривалось как базисная категория.

Личный природный эгоизм (как волевое начало) мог быть поставлен под контроль разумом, нигилистически относящим­ся к несовершенству окружающей социальной жизни и исхо­дящему из идей общей пользы. Ради ее достижения Черны-шезский допускал возможность революционного насилия над сопротивляющимися и противодействующими этой идее.

Нормирование через категорию должного порождает прин­ципы так называемого разумного эгоизма. Следование послед­ним накладывает очень сильные (в пределе — аскетические) ограничения на личность, требует подчинения им всей жизни (в том числе и частной), что доступно далеко не всем, а только «новым людям», посвящающим жизнь революционному пере­устройству мира.

Община выступает у Чернышевского как единый организм, обладающий духовным измерением. Индивид включен в со­циальной и индивидуальной жизни в цепь обусловленностей 11 причинных зависимостей, делающих невозможным феномен свободы воли. Человек суть единая сущность, соединяющая в себе материальную и духовную стороны жизни.

Тема общины — одна из сквозных в творчестве Чернышев­ского. Спор об общине между Б.Н. Чичериным, с одной сторо- 11 и И.Д. Беляевым и А.И. Кошелевым — с другой, сразу стал предметом особого внимания Чернышевского. В 1856 г. в двух номерах «Современника» он подробно рассмотрел статью Чи­черина и его книгу «Областные учреждения России в XVII в.». Чернышевский согласился с мнением оппонентов Чичерина о патриархальном происхождении русской общины. Он считал, ч i о ни приход варягов, ни захват земель владельцами не изме-м ил принцип общинного землевладения. «В какие бы руки ни переходила высшая власть над землею, которую населяют и не­посредственно обрабатывают поселяне, они все-таки обрабаты­вай и делили ее между собою по старому обычаю», — считал Чернышевский. Община не разрушалась, как утверждал Чиче­рин, и не «учреждалась» государством заново, поэтому «опроверг-м уть понятие о нашей общине как остатке глубокой древности,. i не создании XVII—XVIII столетия дело едва ли возможное» — Nik Чернышевский подвел итог первым высказываниям в отече-< чнеиной историографии по теоретическим вопросам общины. Утверждения славянофилов о патриархальном, а не государ-сткенном происхождении общин



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: