Конспекты логопедических занятий по устранению дисграфии во 2 классе




Конспекты логопедических занятий по устранению дисграфии во 2 классе

Занятие №1

Тема: Дифференциация звуков [Л-Р], имеющих артикуляторно-акустическое сходство

Цель: учить дифференцировать звуки [Л-Р], определять их положение в слогах, словах;

Задачи: выработать четкую дифференциацию звуков [Л-Р], с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;

развивать навыки звукобуквенного анализа и фонематического восприятия, навыки самоконтроля;

развивать орфографическую зоркость;

соблюдать преемственность в работе с учителем;

расширить словарный запас путем словообразования;

воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию;

Оборудование: демонстрационные картинки, конверт с карточками, графические профили звуков [Л – Р].

Ход занятия

I.Организационный момент

- Здравствуйте, дети. Садитесь.

- Сегодня у всех хорошее настроение, потому посмотрите друг на друга, мило улыбнитесь и приготовьтесь к занятию. Для начала, прослушайте задание и подготовьтесь ответить.

- Назовите свою фамилию и определите в нём количество звуков.

II.Основная часть

Введение в тему

- Послушайте слова: РОЖКИ, ЛОЖКИ

- Назовите первые звуки у этих слов. (Звуки [Р-Л])

- Что означают эти слова? (Вывешиваются картинки с изображением этих предметов))

- Кто догадался и готов озвучить тему нашего занятия.

Сообщение темы

- Совершенно верно. Сегодня мы будем учиться различать и выделять звуки [Л – Р] в словах.

- Запишите сегодняшнее число и тему занятия.

- А также запишите слова сегодняшнего занятия. Обратите внимание, что в этих словах мы произносим Ш, а пишем букву Ж. Подчеркните буквы: Л – одной чертой, Р – двумя.

1.Уточнение и сравнение произношения звуков [Л - Р]. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам, опираясь на графические профили (на доске, сопровождая показ указкой)

- Уточним и сравним произношение звуков [Л – Р].

- При произнесении звука [Л] кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Средняя часть спинки языка опущена. Форма языка напоминает седло. Звук [Л] произносится голосом, значит, работают голосовые связки.

- Возьмите зеркало и произнесите звук [Л].

- Приложите тыльную сторону ладони к горлу, и произнесите долго звук [Л]. Чувствуете, как голосовые связки дрожат?

- Звук [Л] – согласный, твердый, звонкий.

- При произнесении звука [Р] кончик языка поднимается вверх и касается бугорков за верхними зубами. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Звук [Р] произносится голосом, значит, работают голосовые связки.

- Возьмите зеркало и произнесите звук [Р].

- Приложите тыльную сторону ладони к горлу и произнесите долго звук [Р]. Чувствуете, как голосовые связки дрожат?

- Звук [Р] – согласный, твердый, звонкий.

-А теперь, давайте подумаем и скажем, где эти звуки мы слышим в окружающем нас мире.

(Звук [Р] мы слышим, когда рычит тигр, собака. Звук [Л] – так гудит пароход.)

2. Воспроизведение чистоговорок.

- Повторите за мной по «цепочке» чистоговорки:

ал-ал-ал – на пол упал пенал

ол-ол-ол – пенал упал на стол

ул-ул-ул – пенал упал на стул

ыл-ыл-ыл – Павел пенал забыл

ар-ар-ар – мы купили самовар

ор-ор-ор – вырос в поле мухомор

Ир-ир-ир – Рома любит пить кефир

Ёр-ёр-ёр – на стене висит ковёр

3.Игра «Хлоп и топ»

- Поиграем в игру «Хлоп и топ» и узнаем, кто очень внимателен. Я буду называть слова со звуками [Л – Р]. На слова со звуком [Л] – топаете, со звуком [Р] – хлопаете.

(корова, карта, лопата, палка, галстук, горка, белка, марка, волк, дрозд)

4. Нахождение картин со звуками [Л – Р], определение места звука в слове (в начале, середине, конце)

- Перед вами слова-картинки, в которых произносятся звуки [Л-Р]. Предлагаю распределить картинки в два столбика. У доски будут работать двое, а остальные будут проверять правильность выполнения задания.

(После того, как дети распределят картинки, следует уточнить место звука в слове: в начале, середине, конце.)

- Называем предмет и место звука в слове: в начале, середине, конце.

5. Списывание с доски.

- В следующем задании списать слова, вставить пропущенные буквы Л-Р, подчеркнуть Л – одной чертой, Р – двумя. Найти «лишнее» слово, отметить его крестиком и объяснить почему?

П_охо, п_акат, п_авать, вп_аво

Уп_ы_, п_о_убь, _апо_т, ха_акте_

_аз_ука, эска_ато_, генера_, све__о

уб_а_, побо_о_, _аз_ыл, вы_ы_

6. Графическое изображение слова.

- Поупражняемся в выделении слогов с буквами Л-Р в словах. Напоминаю последовательность работы: прочитать слово, сосчитать количество слогов, опираясь на количество гласных, начертить количество слогов, определить место слога в слове, записать слог.

Изобразить это графически. Образец: ____ла_лай ____,

Работу продолжаем в тетрадях.

балалайка, картина, лавка, парта, скакалка, космодром, иволга, посылка, подруга

7. Разгадывание кроссворда.

- Подошло время для смекалки. Если отгадаете загадки, то и отгадаете кроссворд.

 

Л          
Л          
Л          
Л          
Р          
Р          
Р          
Р          

 

 

  1. Заставил плакать всё вокруг,

Хоть он и не драчун, а … (лук)

  1. Над домами у дорожки

Висит кусок лепешки (луна)

  1. Сама не ем, а людей кормлю. (ложка)
  2. Тихо-тихо снег идет,

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лёд

Во дворе … (лопатой)

5. Под водой живёт народ,

Ходит задом наперёд. (раки)

6. Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём –

Ищем, ищем, не найдём. (роса)

  1. Стальной конёк по белому полю бегает,

За собой чёрные следы оставляет. (ручка)

  1. Ни пера, ни крыла,

А быстрее орла.

Только выпустит хвост –

Понесется до звёзд. (ракета)

8.Физминутка

9. Составление слов из отдельных слогов. (на доске картинки: корова, лошадь)

- Узнали животных? Назовите их.

- Обратите внимание, как пишутся слова: КОРОВА, ЛОШАДЬ

- Какие эти животные: домашние или дикие?

- Почему они относятся к домашним животным?

(Эти животные живут во дворе, за ними ухаживает человек. Он заготавливает для них сено на зиму. В лесу их съели бы хищные звери.)

- Какую пользу приносит хозяину корова? лошадь?

- Как называется место, где живёт корова? (коровник) (показ иллюстрации)

- А где живет лошадь? (конюшня) (показ иллюстрации)

- У этих животных есть семейство. Рассмотрим семейство коровы. Она – корова, а он -? (бык) - А как звать детеныша коровы? (телёнок)

- Рассмотрим семейство лошади. Она – лошадь, он -? (конь), а детеныш -? (жеребёнок)

- Вспомните все слова, которые были связаны со словом КОРОВА. Один будет работать на доске, остальные в тетрадях. Запишите эти слова в тетрадь.

Корова, бык, телёнок, коровник, коровье молоко.

- Выделите гласные буквы в словах красным карандашом, поставьте ударение во всех словах, опираясь на гласные буквы, разделите слова на слоги.

- Какие слова имеют одинаковый корень?

- Слова, которые имеют одинаковый корень, как называются? (Однокоренными)

- Остальные слова являются однокоренными?

- Подчеркните изучаемые звуки, выделите одинаковый корень.

- Устно перечислим все слова, которые связаны со словом ЛОШАДЬ.

- А теперь я диктую, а вы записываете:

Лошадь, конь, жеребёнок, конюшня.

- Выделите гласные буквы в словах красным карандашом, поставьте ударение во всех словах, опираясь на гласные буквы, разделите слова на слоги.

- Какие слова имеют одинаковый корень?

- Подчеркните изучаемые звуки.

 

 

10.Работа над предложением. (На доске записано предложение)

Клара сшила кукле красное платье.

- Прочитайте предложение.

- Как звать девочку?

- Что она сделала?

- Кому сшила платье?

- Какого цвета платье?

- Сколько слов в этом предложении?

- По «цепочке» назовем слова по порядку.

- Прочтите каждое слово, разделив на слоги (индивид., хором)

- Прочитаем предложение хором 2 раза, а затем каждый самостоятельно – в полголоса.

- Еще раз - с закрытыми глазами.

- Обратите внимание, что в каждом слове есть буквы Л – Р.

- Прочтите предложение для того, чтобы запомнить, как оно написано, и записать его без ошибок.

- А теперь я закрываю запись, а вы запишите это предложение по памяти.

- Подчеркните буквы Л – Р.

- Проверяем. Прочтите предложение, разделив слова на слоги. Помните, что без гласной нет слога. Выделите изучаемые звуки в словах.

III. Итог занятия.

- Какие звуки мы сегодня учились различать?

- Дайте характеристику этим звукам.

- Спасибо всем за занятие, будьте здоровы!

 

Занятие №2

Тема: Дифференциация звуков [Л-Р], имеющих артикуляторно-акустическое сходство

Цель: выработать четкую дифференциацию звуков [Л-Р] и правильное обозначение их на письме соответствующими буквами;

Задачи:

учить дифференцировать звуки [Л-Р] в словах, словосочетаниях и предложениях;

совершенствовать навыки звуко - слогового анализа и синтеза, фонематическое восприятие;

активизировать и обогащать лексический запас и совершенствовать грамматические формы речи;

развивать связную речь;

соблюдать преемственность в работе с учителем;

воспитывать заботу и любовь к маме;

развивать зрительное внимание и память;

Оборудование: демонстрационные картинки, карточки букв Л – Р, графические профили звуков, текст рассказа «Помощник».

Ход занятия

I. Организационный момент

- Здравствуйте, дети. Садитесь.

- Вспомните названия времён года. Сколько их? Назовите их.

- Поговорим о времени года зима. Перечислите месяцы зимы

- Какие признаки характерны для этого времени? (Какие изменения в природе мы замечаем с наступлением зимы?)

- Какими событиями (праздниками) вам запомнилась зима? (Праздник Нового года, Рождество, зимние каникулы, 23 февраля – День защитников Отечества)

- Молодцы. Вы меня удивили своими знаниями о зиме.

II. Основная часть

Введение в тему

- Что видите на картинках? Назовите их. (ГЛАЗА - ГРОЗА)

- Уточним, что они обозначают.

- Какими звуками они различаются при произнесении?

- Думаю, что вы без труда, сможете озвучить тему нашего занятия.

Сообщение темы

- Да, сегодня мы продолжим работу по различению и выделению звуков [Л-Р] в словах.

- Запишите число, месяц, тему.

- А также запишите слова: гроза - глаза. Подчеркните буквы: Л– одной, Р – двумя чертами. Назовите слог со звуком [Л] в слове ГЛАЗА, слог со звуком [Р] – ГРОЗА.

- Давайте вспомним то, о чем говорили на прошлом занятии.

1. Дать краткую характеристику звукам. (на доске висят графические профили звуков)

(Звук [Л] – согласный, звонкий; звук [Р] – согласный, звонкий.)

2.Чтение цепочки слогов с доски (хором)

РА – РА – ЛА

РО – РО – ЛО

РЫ– РЫ– ЛЫ

РУ – РУ – ЛУ

АЛ – АЛ – АР

ОЛ – ОЛ – ОР

ЫЛ – ЫЛ – ЫР

УЛ – УЛ – УР

3.Игра «Кто внимателен?»

– Прослушайте задание. Я произнесу слова со звуками [Л- Р], а вы поднимаете карточку с соответствующей буквой.

(рожь, ложь, рамка, ложки, лак, рак, лавка, укол, укор, рожки, лов, ров)

4.Запись слов в два столбика Л - Р.

- Я диктую слова, а вы распределите их по столбикам. Подчеркните слоги с буквой Л –одной чертой, Р – двумя. (Дети должны опираясь на гласные, в уме разделить слова на слоги и найти слог с буквами Л или Р в слове.)

(ложка, абрикос, блюдце, груша, персик, салатница, виноград, солонка, гранат, хлебница, вилка, хурма)

- Прочитаем, какие слова вы записали в первый столбик. Читаем по «цепочке», называем слог в слове с буквой Л. Как назовем эти предметы одним словом? (Посуда)

- Читаем слова второго столбика, называем слог. Назовите одним словом слова второго столбика? (Фрукты)

5. Упражнение «Изменим слово».

- Сейчас поупражняемся в изменении слов. Это упражнение на предельную внимательность. Я буду произносить слова со звуками [Л] или [Р], а вы должны быстро подумать и вместо звука [Л] в слове произнести [Р], и вместо звука [Р] произнести [Л]. Поняли?

Лак – рак, лама - _ама, ложки - _ожки, плавать – п_авить, Валя – Ва_я, лить - _ыть, Лука - _ука, Карина – ка_ина, игра – иг_а, ложь - _ожь, рожки - _ожки, ров - _ов.

6. Упражнение «Вставьте букву»

- В этом упражнении в словах пропущены буквы Л или Р. Выберите нужные буквы, разделите слова вертикальной линией на слоги. Помните, что без гласной нет слога. Приступайте к работе.

Т_амвай, о_ень, _адио, жу_на_, д_ова, ме_, _опата, п_едмет, зве_и, к_о_ик, бе_ёза, ка_тофе_ь.

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работы друг друга. На полях поставьте оценку.

7. Физминутка

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Правой вверх и левой вверх,

В стороны и накрест.

Тук, тук, тук,

Повернемся мы вокруг.

8. Составление словосочетаний, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика. Вставить в слова буквы Л – Р. Подчеркнуть слоги с буквой Л – одной чертой, Р – двумя.

Ста_ое п_аток

К_асный п_атье

 

Весё_ая мясо

Ва_ёное иг_а

 

Тихий дуб

Ста_ый вете_ок

 

9. Работа у доски.

- Прочитайте незаконченные предложения и слова для справок. Выберите слова по смыслу и допишите их в предложения. Выделите слоги с буквами Л и Р. Работу выполняем только на доске, по «цепочке». Один записывает, остальные проверяют.

Баба деду пекла из муки ….

Из древесной коры сделал дед ….

Украшают царей золотые ….

А дома украшают из камня ….

Поднимается в воздух надутый ….

На балу появляется важный ….

Слова для справок: коробок, колобок, барон, баллон, короны, колонны.

10.Чтение текста.

- Перед вами текст. Рассказ называется «Помощник». Прочитаем его «цепочкой».

Помощник

Фрол возвратился домой из школы и решил заняться работой по дому. Фрол сварил плов и борщ, натёр полы и подмёл три метра ковровых дорожек. Собрал рассыпанные в чулане шурупы, покормил голубей в голубятне. Вот как умело и быстро справился с делами. Теперь можно и поиграть, да на игру сил у Фрола не осталось. Лёг Фрол на кровать и сразу заснул. Вот какой у мамы помощник растёт!

 

Ответим на вопросы:

- Как зовут мальчика? (Фрол)

- Откуда он пришёл домой? (Из школы)

- Что же он решил сделать? (Заняться уборкой по дому)

- Какие работы он сделал по дому? (Сварил плов и борщ, натёр полы, подмёл ковровую дорожку, собрал рассыпанные шурупы, покормил голубей.)

- Всё сделал можно и поиграть. Что же было дальше?

- Как вы думаете, правильно Фрол поступил, что убрался в доме?

- Конечно, правильно. Ведь мама находится на работе целый день. А Фрол в школе учится пол дня. Он понимает, что мама на работе устает. А как маме приятно, что сын внимателен к ней. Заботится, зря время не проводит. В конце концов, каждый должен поддерживать порядок в доме, чтобы было чисто и уютно.

- А вы, ребята, чем занимаетесь после школы? Как вы заботитесь о своей маме?

III. Итог занятия

- Какие звуки мы сегодня различали?

- Какие слова вы запомнили со звуками [Л – Р]? Назовите их.

- Какие задания вам понравились?

- Благодарю всех за работу, до свидания!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: