Конспекты логопедических занятий по устранению дисграфии во 2 классе
Занятие №1
Тема: Дифференциация звуков [Л-Р], имеющих артикуляторно-акустическое сходство
Цель: учить дифференцировать звуки [Л-Р], определять их положение в слогах, словах;
Задачи: выработать четкую дифференциацию звуков [Л-Р], с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;
развивать навыки звукобуквенного анализа и фонематического восприятия, навыки самоконтроля;
развивать орфографическую зоркость;
соблюдать преемственность в работе с учителем;
расширить словарный запас путем словообразования;
воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию;
Оборудование: демонстрационные картинки, конверт с карточками, графические профили звуков [Л – Р].
Ход занятия
I.Организационный момент
- Здравствуйте, дети. Садитесь.
- Сегодня у всех хорошее настроение, потому посмотрите друг на друга, мило улыбнитесь и приготовьтесь к занятию. Для начала, прослушайте задание и подготовьтесь ответить.
- Назовите свою фамилию и определите в нём количество звуков.
II.Основная часть
Введение в тему
- Послушайте слова: РОЖКИ, ЛОЖКИ
- Назовите первые звуки у этих слов. (Звуки [Р-Л])
- Что означают эти слова? (Вывешиваются картинки с изображением этих предметов))
- Кто догадался и готов озвучить тему нашего занятия.
Сообщение темы
- Совершенно верно. Сегодня мы будем учиться различать и выделять звуки [Л – Р] в словах.
- Запишите сегодняшнее число и тему занятия.
- А также запишите слова сегодняшнего занятия. Обратите внимание, что в этих словах мы произносим Ш, а пишем букву Ж. Подчеркните буквы: Л – одной чертой, Р – двумя.
|
1.Уточнение и сравнение произношения звуков [Л - Р]. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам, опираясь на графические профили (на доске, сопровождая показ указкой)
- Уточним и сравним произношение звуков [Л – Р].
- При произнесении звука [Л] кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Средняя часть спинки языка опущена. Форма языка напоминает седло. Звук [Л] произносится голосом, значит, работают голосовые связки.
- Возьмите зеркало и произнесите звук [Л].
- Приложите тыльную сторону ладони к горлу, и произнесите долго звук [Л]. Чувствуете, как голосовые связки дрожат?
- Звук [Л] – согласный, твердый, звонкий.
- При произнесении звука [Р] кончик языка поднимается вверх и касается бугорков за верхними зубами. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Звук [Р] произносится голосом, значит, работают голосовые связки.
- Возьмите зеркало и произнесите звук [Р].
- Приложите тыльную сторону ладони к горлу и произнесите долго звук [Р]. Чувствуете, как голосовые связки дрожат?
- Звук [Р] – согласный, твердый, звонкий.
-А теперь, давайте подумаем и скажем, где эти звуки мы слышим в окружающем нас мире.
(Звук [Р] мы слышим, когда рычит тигр, собака. Звук [Л] – так гудит пароход.)
2. Воспроизведение чистоговорок.
- Повторите за мной по «цепочке» чистоговорки:
ал-ал-ал – на пол упал пенал
ол-ол-ол – пенал упал на стол
ул-ул-ул – пенал упал на стул
ыл-ыл-ыл – Павел пенал забыл
ар-ар-ар – мы купили самовар
ор-ор-ор – вырос в поле мухомор
Ир-ир-ир – Рома любит пить кефир
|
Ёр-ёр-ёр – на стене висит ковёр
3.Игра «Хлоп и топ»
- Поиграем в игру «Хлоп и топ» и узнаем, кто очень внимателен. Я буду называть слова со звуками [Л – Р]. На слова со звуком [Л] – топаете, со звуком [Р] – хлопаете.
(корова, карта, лопата, палка, галстук, горка, белка, марка, волк, дрозд)
4. Нахождение картин со звуками [Л – Р], определение места звука в слове (в начале, середине, конце)
- Перед вами слова-картинки, в которых произносятся звуки [Л-Р]. Предлагаю распределить картинки в два столбика. У доски будут работать двое, а остальные будут проверять правильность выполнения задания.
(После того, как дети распределят картинки, следует уточнить место звука в слове: в начале, середине, конце.)
- Называем предмет и место звука в слове: в начале, середине, конце.
5. Списывание с доски.
- В следующем задании списать слова, вставить пропущенные буквы Л-Р, подчеркнуть Л – одной чертой, Р – двумя. Найти «лишнее» слово, отметить его крестиком и объяснить почему?
П_охо, п_акат, п_авать, вп_аво
Уп_ы_, п_о_убь, _апо_т, ха_акте_
_аз_ука, эска_ато_, генера_, све__о
уб_а_, побо_о_, _аз_ыл, вы_ы_
6. Графическое изображение слова.
- Поупражняемся в выделении слогов с буквами Л-Р в словах. Напоминаю последовательность работы: прочитать слово, сосчитать количество слогов, опираясь на количество гласных, начертить количество слогов, определить место слога в слове, записать слог.
Изобразить это графически. Образец: ____ла_лай ____,
Работу продолжаем в тетрадях.
балалайка, картина, лавка, парта, скакалка, космодром, иволга, посылка, подруга
7. Разгадывание кроссворда.
|
- Подошло время для смекалки. Если отгадаете загадки, то и отгадаете кроссворд.
Л | |||||
Л | |||||
Л | |||||
Л | |||||
Р | |||||
Р | |||||
Р | |||||
Р |
- Заставил плакать всё вокруг,
Хоть он и не драчун, а … (лук)
- Над домами у дорожки
Висит кусок лепешки (луна)
- Сама не ем, а людей кормлю. (ложка)
- Тихо-тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лёд
Во дворе … (лопатой)
5. Под водой живёт народ,
Ходит задом наперёд. (раки)
6. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём –
Ищем, ищем, не найдём. (роса)
- Стальной конёк по белому полю бегает,
За собой чёрные следы оставляет. (ручка)
- Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла.
Только выпустит хвост –
Понесется до звёзд. (ракета)
8.Физминутка
9. Составление слов из отдельных слогов. (на доске картинки: корова, лошадь)
- Узнали животных? Назовите их.
- Обратите внимание, как пишутся слова: КОРОВА, ЛОШАДЬ
- Какие эти животные: домашние или дикие?
- Почему они относятся к домашним животным?
(Эти животные живут во дворе, за ними ухаживает человек. Он заготавливает для них сено на зиму. В лесу их съели бы хищные звери.)
- Какую пользу приносит хозяину корова? лошадь?
- Как называется место, где живёт корова? (коровник) (показ иллюстрации)
- А где живет лошадь? (конюшня) (показ иллюстрации)
- У этих животных есть семейство. Рассмотрим семейство коровы. Она – корова, а он -? (бык) - А как звать детеныша коровы? (телёнок)
- Рассмотрим семейство лошади. Она – лошадь, он -? (конь), а детеныш -? (жеребёнок)
- Вспомните все слова, которые были связаны со словом КОРОВА. Один будет работать на доске, остальные в тетрадях. Запишите эти слова в тетрадь.
Корова, бык, телёнок, коровник, коровье молоко.
- Выделите гласные буквы в словах красным карандашом, поставьте ударение во всех словах, опираясь на гласные буквы, разделите слова на слоги.
- Какие слова имеют одинаковый корень?
- Слова, которые имеют одинаковый корень, как называются? (Однокоренными)
- Остальные слова являются однокоренными?
- Подчеркните изучаемые звуки, выделите одинаковый корень.
- Устно перечислим все слова, которые связаны со словом ЛОШАДЬ.
- А теперь я диктую, а вы записываете:
Лошадь, конь, жеребёнок, конюшня.
- Выделите гласные буквы в словах красным карандашом, поставьте ударение во всех словах, опираясь на гласные буквы, разделите слова на слоги.
- Какие слова имеют одинаковый корень?
- Подчеркните изучаемые звуки.
10.Работа над предложением. (На доске записано предложение)
Клара сшила кукле красное платье.
- Прочитайте предложение.
- Как звать девочку?
- Что она сделала?
- Кому сшила платье?
- Какого цвета платье?
- Сколько слов в этом предложении?
- По «цепочке» назовем слова по порядку.
- Прочтите каждое слово, разделив на слоги (индивид., хором)
- Прочитаем предложение хором 2 раза, а затем каждый самостоятельно – в полголоса.
- Еще раз - с закрытыми глазами.
- Обратите внимание, что в каждом слове есть буквы Л – Р.
- Прочтите предложение для того, чтобы запомнить, как оно написано, и записать его без ошибок.
- А теперь я закрываю запись, а вы запишите это предложение по памяти.
- Подчеркните буквы Л – Р.
- Проверяем. Прочтите предложение, разделив слова на слоги. Помните, что без гласной нет слога. Выделите изучаемые звуки в словах.
III. Итог занятия.
- Какие звуки мы сегодня учились различать?
- Дайте характеристику этим звукам.
- Спасибо всем за занятие, будьте здоровы!
Занятие №2
Тема: Дифференциация звуков [Л-Р], имеющих артикуляторно-акустическое сходство
Цель: выработать четкую дифференциацию звуков [Л-Р] и правильное обозначение их на письме соответствующими буквами;
Задачи:
учить дифференцировать звуки [Л-Р] в словах, словосочетаниях и предложениях;
совершенствовать навыки звуко - слогового анализа и синтеза, фонематическое восприятие;
активизировать и обогащать лексический запас и совершенствовать грамматические формы речи;
развивать связную речь;
соблюдать преемственность в работе с учителем;
воспитывать заботу и любовь к маме;
развивать зрительное внимание и память;
Оборудование: демонстрационные картинки, карточки букв Л – Р, графические профили звуков, текст рассказа «Помощник».
Ход занятия
I. Организационный момент
- Здравствуйте, дети. Садитесь.
- Вспомните названия времён года. Сколько их? Назовите их.
- Поговорим о времени года зима. Перечислите месяцы зимы
- Какие признаки характерны для этого времени? (Какие изменения в природе мы замечаем с наступлением зимы?)
- Какими событиями (праздниками) вам запомнилась зима? (Праздник Нового года, Рождество, зимние каникулы, 23 февраля – День защитников Отечества)
- Молодцы. Вы меня удивили своими знаниями о зиме.
II. Основная часть
Введение в тему
- Что видите на картинках? Назовите их. (ГЛАЗА - ГРОЗА)
- Уточним, что они обозначают.
- Какими звуками они различаются при произнесении?
- Думаю, что вы без труда, сможете озвучить тему нашего занятия.
Сообщение темы
- Да, сегодня мы продолжим работу по различению и выделению звуков [Л-Р] в словах.
- Запишите число, месяц, тему.
- А также запишите слова: гроза - глаза. Подчеркните буквы: Л– одной, Р – двумя чертами. Назовите слог со звуком [Л] в слове ГЛАЗА, слог со звуком [Р] – ГРОЗА.
- Давайте вспомним то, о чем говорили на прошлом занятии.
1. Дать краткую характеристику звукам. (на доске висят графические профили звуков)
(Звук [Л] – согласный, звонкий; звук [Р] – согласный, звонкий.)
2.Чтение цепочки слогов с доски (хором)
РА – РА – ЛА
РО – РО – ЛО
РЫ– РЫ– ЛЫ
РУ – РУ – ЛУ
АЛ – АЛ – АР
ОЛ – ОЛ – ОР
ЫЛ – ЫЛ – ЫР
УЛ – УЛ – УР
3.Игра «Кто внимателен?»
– Прослушайте задание. Я произнесу слова со звуками [Л- Р], а вы поднимаете карточку с соответствующей буквой.
(рожь, ложь, рамка, ложки, лак, рак, лавка, укол, укор, рожки, лов, ров)
4.Запись слов в два столбика Л - Р.
- Я диктую слова, а вы распределите их по столбикам. Подчеркните слоги с буквой Л –одной чертой, Р – двумя. (Дети должны опираясь на гласные, в уме разделить слова на слоги и найти слог с буквами Л или Р в слове.)
(ложка, абрикос, блюдце, груша, персик, салатница, виноград, солонка, гранат, хлебница, вилка, хурма)
- Прочитаем, какие слова вы записали в первый столбик. Читаем по «цепочке», называем слог в слове с буквой Л. Как назовем эти предметы одним словом? (Посуда)
- Читаем слова второго столбика, называем слог. Назовите одним словом слова второго столбика? (Фрукты)
5. Упражнение «Изменим слово».
- Сейчас поупражняемся в изменении слов. Это упражнение на предельную внимательность. Я буду произносить слова со звуками [Л] или [Р], а вы должны быстро подумать и вместо звука [Л] в слове произнести [Р], и вместо звука [Р] произнести [Л]. Поняли?
Лак – рак, лама - _ама, ложки - _ожки, плавать – п_авить, Валя – Ва_я, лить - _ыть, Лука - _ука, Карина – ка_ина, игра – иг_а, ложь - _ожь, рожки - _ожки, ров - _ов.
6. Упражнение «Вставьте букву»
- В этом упражнении в словах пропущены буквы Л или Р. Выберите нужные буквы, разделите слова вертикальной линией на слоги. Помните, что без гласной нет слога. Приступайте к работе.
Т_амвай, о_ень, _адио, жу_на_, д_ова, ме_, _опата, п_едмет, зве_и, к_о_ик, бе_ёза, ка_тофе_ь.
- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работы друг друга. На полях поставьте оценку.
7. Физминутка
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Правой вверх и левой вверх,
В стороны и накрест.
Тук, тук, тук,
Повернемся мы вокруг.
8. Составление словосочетаний, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика. Вставить в слова буквы Л – Р. Подчеркнуть слоги с буквой Л – одной чертой, Р – двумя.
Ста_ое п_аток
К_асный п_атье
Весё_ая мясо
Ва_ёное иг_а
Тихий дуб
Ста_ый вете_ок
9. Работа у доски.
- Прочитайте незаконченные предложения и слова для справок. Выберите слова по смыслу и допишите их в предложения. Выделите слоги с буквами Л и Р. Работу выполняем только на доске, по «цепочке». Один записывает, остальные проверяют.
Баба деду пекла из муки ….
Из древесной коры сделал дед ….
Украшают царей золотые ….
А дома украшают из камня ….
Поднимается в воздух надутый ….
На балу появляется важный ….
Слова для справок: коробок, колобок, барон, баллон, короны, колонны.
10.Чтение текста.
- Перед вами текст. Рассказ называется «Помощник». Прочитаем его «цепочкой».
Помощник
Фрол возвратился домой из школы и решил заняться работой по дому. Фрол сварил плов и борщ, натёр полы и подмёл три метра ковровых дорожек. Собрал рассыпанные в чулане шурупы, покормил голубей в голубятне. Вот как умело и быстро справился с делами. Теперь можно и поиграть, да на игру сил у Фрола не осталось. Лёг Фрол на кровать и сразу заснул. Вот какой у мамы помощник растёт!
Ответим на вопросы:
- Как зовут мальчика? (Фрол)
- Откуда он пришёл домой? (Из школы)
- Что же он решил сделать? (Заняться уборкой по дому)
- Какие работы он сделал по дому? (Сварил плов и борщ, натёр полы, подмёл ковровую дорожку, собрал рассыпанные шурупы, покормил голубей.)
- Всё сделал можно и поиграть. Что же было дальше?
- Как вы думаете, правильно Фрол поступил, что убрался в доме?
- Конечно, правильно. Ведь мама находится на работе целый день. А Фрол в школе учится пол дня. Он понимает, что мама на работе устает. А как маме приятно, что сын внимателен к ней. Заботится, зря время не проводит. В конце концов, каждый должен поддерживать порядок в доме, чтобы было чисто и уютно.
- А вы, ребята, чем занимаетесь после школы? Как вы заботитесь о своей маме?
III. Итог занятия
- Какие звуки мы сегодня различали?
- Какие слова вы запомнили со звуками [Л – Р]? Назовите их.
- Какие задания вам понравились?
- Благодарю всех за работу, до свидания!