Черты имама Абдуль-Азиза ибн Мухаммада ибн Сауда и его гуманизм.




Имамы из семейства Саудидов, поддержавшие призыв шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба. (Основатели первого Саудийского государства).

Содержание:

Имам Мухаммад ибн Сауд.

Распространение салафитского призыва в правление Мухаммада ибн Сауда.

Имам Абдуль-Азиз ибн Мухаммад ибн Сауд – второй основатель первого Саудовского государства.

Черты имама Абдуль-Азиза ибн Мухаммада ибн Сауда и его гуманизм.

 


Перед тем как перейти к изложению сути проповеди шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, целесообразно коротко рассказать о двух представителях семейства Саудидов, живших в одно время с шейхом и поддержавших его призыв, обеспечив его успех.

 

Ранее уже упоминалось, что начало отношений шейха с Саудидами было положено, когда он прибыл в Дир‘ию в 1158 г. Хиджры и заключил соглашение с имамом Мухаммадом ибн Саудом, который по праву считается основателем государства Саудидов.

 

Второй представитель этой династии, сыгравший важную роль в поддержке салафитского призыва, - имам Абдуль-Азиз ибн Мухаммад ибн Сауд. Мы ограничимся упоминанием лишь этих двоих имамов, поскольку они были современниками шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба.

 


1 Имам Мухаммад ибн Сауд.

Имам Мухаммад ибн Сауд родился в 1100 г. Хиджры (1687 г.) в Дир‘ие. Его правление продолжалось с 1139 по 1179 гг. Хиджры, т.е. около сорока лет, половина которых прошла до прибытия шейха в Дир‘ию, а вторая вместе с ним.

Мухаммаду ибн Сауду оказалось по силам утвердить справедливость и поддерживать безопасность в Дир‘ие, а также избавиться от врагов на своей территории.

Похвальные качества имама Мухаммада ибн Сауда описаны в книгах Ибн Ганнама, Ибн Бишра и Ибн Сахмана.


Так, Ибн Ганнам пишет о нем: “Эмир Мухаммад ибн Сауд имел превосходную репутацию и был известен своей верностью и прекрасным обращением с людьми” [Источник]: Мунир ал-Аджалани. – «Тарих аль-биляд аль-арабийа ас-саудийа» («История Саудовской Аравии»), т.1, Эр-Рияд, 1413г. Хижры, стр.109-123].

Ибн Бишр говорит, что Мухаммад ибн Сауд предоставил убежище шейху Мухаммаду ибн Абдуль-Ваххабу, «не страшась ни осуждения хулителей, ни козней врагов, но обеспечивая торжество ислама путем джихада и подвижнической деятельности. Принялись враждовать с ним и большие, и малые, выступив против него с пушками. Однако же решимость его не исчезла, вопреки всем наветам клеветников». [Источник]: Мунир ал-Аджалани. – «Тарих аль-биляд аль-арабийа ас-саудийа» («История Саудовской Аравии»), т.1, Эр-Рияд, 1413г. Хижры, стр.109-123].

Один из сторонников салафитского призыва, шейх Сулейман ибн Сахман говорит:

“К числу самого удивительного, что случилось с последователями этого призыва, относится то, что Мухаммад ибн Сауд, когда Аллах направил его к его принятию, при отсутствии внешних причин и мотивов, ревностно принялся поддерживать его, не заботясь о том, кто ему противостоит – ближний или же дальний, так что некоторые люди стали упрекать его, отговаривая от такой решимости. Он же не обращал внимания ни на упреки, ни на хулу, ни на сомнения, усердно трудясь ради торжества этой религии. И Всевышний Аллах даровал ему при его жизни власть над всеми селениями, враждовавшими с ним. А после его кончины дело перешло в руки его детей, которые правили людьми, основываясь на этой религии, ради которой они и теперь ведут джихад, как делали это с самого начала”.

[Источник]: «Тарих аль-билад аль-арабийа ас-саудийа», т.1, стр. 109-127].

 

Автор «Лум‘а аш-шихаб» («Блеск метеора») рассказывает о благородстве Мухаммада ибн Сауда, его любви к своему народу и желании благоденствия для него:

“Упоминают заслуживающие доверия рассказчики, говоря о Мухаммаде ибн Сауде, что был он человеком добродетельным и богобоязненным… благородным от природы, удачливым, которому принадлежали значительные владения: пальмы, поля и скот. О его благородстве рассказывали, что приходили к нему люди из других земель, прося чего-либо значительного в уплату своего долга, а он, если узнавал, что они говорят правду – давал им это.

Известно, что Мухаммад ибн Сауд всегда, встречая неженатого молодого человека из числа жителей своего селения, спрашивал того о его делах. И если получал ответ, что у того нет выкупа за невесту, то обеспечивал его выкупом и велел жениться. Если же кто-либо не отдавал свою дочь за человека, обрученного с ней и способного быть мужем, то Мухаммад ибн Сауд лично отправлялся к нему и упрекал его за это. Бывало он брал на себя выдачу замуж девушки, будучи поручителем на случай недостатка или порчи чего-либо (одежд, вещей, или жилища). И это было для него непременным условием. Все это он делал потому, что в силу благородства своей души он желал единения своей общины и увеличения ее числа”.

[Источник]: Цит. по «Тарих аль-билад аль-арабийа ас-саудийа», т.1, стр. 128].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: