Сравнительная характеристика




АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ   ПРЕСТУПЛЕНИЯ  
Административный проступок – это правонарушение, характеризующееся меньшей степенью общественной опасности в сравнении с преступлением и посягающее на отдельные стороны правопорядка. Преступление – общественно опасное, уголовно-наказуемое деяние.
Административные проступки определяют как правонарушения, не предусмотренные уголовным законодательством, поскольку они не достигают степени общественной опасности преступных деяний, хотя, безусловно, наносят вред охраняемым правом общественным отношениям В качестве преступных деяния закрепляются исключительно законом – уголовным кодексом, никакие иные нормативные акты этого сделать не могут.
Административные проступки влекут за собой административные наказания (предупреждения, административный арест, административное выдворение за пределы страны и др.). За совершение же преступлений полагаются уголовные наказания как наиболее строгие меры государственного принуждения, которые значительным образом ограничивают положение правонарушителя, признанного судом виновным в совершении преступления – то есть преступника.

 

Хотя теоретически различия между административным проступком и преступлением можно определить достаточно уверенно, однако, те или иные социальные процессы, взаимодействия политических сил, подчас переводят некоторые конкретные преступления в ранг проступков и наоборот. Реализуется это, разумеется, законодательным путем, но стоят за этим иногда политические интересы. Излишняя криминализация юридической ответственности, то есть определение как преступления тех или иных правонарушений – показатель, как правило, такого состояния общества, когда в нем имеется наличие авторитарных даже диктаторских тенденций6.

Т.о. административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность7.

Понятие административного правонарушения охватывает ряд признаков.

· во-первых, это деяние, т.е. действие или бездействие. Административное правонарушение как деяние представляет собой единство физического и психического, т.е. это осознанный волевой акт человеческого поведения, выраженного в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, предусмотренном конкретной статьей Кодекса об административных правонарушениях. Оно включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деяния, а также охватывает такие личностные категории, как мотивы, ценностные ориентации, психологическое отношение к содеянному.

Административное правонарушение – это вариант юридической патологии, отклоняющегося поведения, которое принимает форму действия либо бездействия.

Действие – это активное нарушение установленной обязанности или законного требования; нарушение конкретного запрета, правила, нормы, стандарта (например: управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения).

Бездействие – это пассивное поведение, выражающееся в не совершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей (например: уклонение от подачи декларации о доходах).

· второй признак – это общественная опасность деяния. Государство, закрепляя в нормах права обязательные правила поведения, предусматривает возможность применения за их нарушение государственного принуждения. Именно общественная опасность правонарушения обуславливает ответственность за его совершение. Отсутствие данного признака свидетельствует и об отсутствии правонарушения.

Любое административное правонарушение, посягая на установленный порядок, причиняет ему тот или иной вред, нарушает упорядоченность, согласованность, гармоничность управленческих отношений. При этом нежелательный результат может, проявляться как в реальном вреде (мелкое хищение, безбилетный проезд), так и в создании условий для наступления вреда (нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических правил).

· юридическим выражением признака общественной опасности административного правонарушения является третий признак противоправность. Государство, признавая то или иное действие либо бездействие общественно опасным, устанавливает правовые запреты на их совершение. Противоправность состоит в том, что определенное лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действие, предписанное правовым актом.

Противоправность деяния заключается в нарушении или невыполнении юридическим лицом, должностным лицом или гражданином установленных правил, норм, стандартов и требований. При этом противоправное деяние не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности обычно достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований, предписанных правовой нормой, т.к. административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний, т.е. создания угрозы тем или иным общественным отношениям.

· четвертым признаком административного правонарушения является виновность. Административным правонарушением является виновное действие либо бездействие, т.е. деяние, представляющее собой проявление воли и разума действующего или бездействующего лица.

При совершении административного проступка вина может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности. Вина – это психическое отношение правонарушителя к совершенному общественно опасному, противоправному действию или бездействию, его последствиям в форме умысла либо неосторожности. Наличие вины правонарушителя той или иной форме является необходимым признаком административного правонарушения.

· И, наконец, пятый, важный признак административного правонарушения – его административная наказуемость. Конкретное действие либо бездействие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством предусмотрена административная ответственность.


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М.: ТК Велби, Проспект, 2003. – 32 с.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. – М.: Юристъ, 2002. – 380 с.

3. ФЗ РФ от 31.05.02 г. «О гражданстве Российской Федерации»// СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.

4. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 2005. – 703 с.

5. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. – М.: Изд-во НОРМА, 2001. – 640 с.

6. Бровко Н.В. Смоленский М.Б. Административное право: Учебник для вузов. – М.: ИКЦ «МарТ», 2003. – 368 с.

7. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. – М.: Омега-Л, 2005. – 655 с.

8. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. – М.: Юристъ, 2005. С. 324.

9. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского. – М.: Изд-во НОРМА, 2000. – 616с.

10. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. – М.: 2000. – 652с.


[1] Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского. – М.: Изд-во НОРМА, 2000. С. 543.

[2] Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 2005. С. 123.

[3] Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. – М.: Изд – во НОРМА, 2001. С. 368.

[4] Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. – М.: Юристъ, 2005. С. 324.

[5] Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. – М.: Юристъ, 2005. С. 329.

6 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. – М.: Омега-Л, 2005. С.542.

7 Кодекс РФ об административных правонарушениях. – М.: Юристъ, 2002. Ст.2.1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: