Дизонтогенез (тип нарушения психического развития) по В. В. Лебединскому у лиц с недостатками слуха




Методы сурдопсихологии.

 

Используются методы

- наблюдения,

- психологический эксперимент,

- анализ продуктов деятельности,

- тестирование. Используются шкалы действия. Они сводятся к операциям с предметами. Одна из наиболее известных – шкала действия Артура (от 3-х до 8 лет) – адаптированная шкала Лейтера. Используются часто невербальные тесты, а также адаптированные варианты тестов. (статья об адаптации тестов). В США широко применяется тест Хискей-Небраска, направленный на оценку способности к обучению, рассчитанный на детей с нарушениями слуха от 3-х до 16 лет.

Среди заданий складывание узоров из бусинок, завершение рисунков, составление моделей из блоков, идентификация картинок, исследование объема зрительного внимания и т.д. Особые требования предъявляют к использованию жестовой речи при предъявлении инструкций.

- беседы и анкетирование (ограничены)

 

Проблемы компенсации глухоты

Компенсация психических функций – возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.

Два типа компенсации

1 – внутрисистемная компенсация, за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур,

2 – межсистемная, когда функциональные системы перестраиваются, включаются новые элементы из других структур, выполняя ранее им несвойственную функцию.

При нарушении слуха наблюдаются оба типа компенсации. …….

Высшая форма компенсации – в создании условий для полноценного развития личности.

Проблема компенсации является центральной для сурдопсихологии.

Л. С. Выготский, анализируя работы А. Адлера и других ученых, обосновал теорию компенсации психических функций. Ее основные положения:

1 – необходимость включения детей с нарушениями в социально значимую деятельность, к созданию активных форм детского опыта.

 

2 – понятие о структуре дефекта и системном характере нарушений. Отсюда следует: педагогическое воздействие прежде всего направлено на преодоление и предупреждение вторичных дефектов.

У глухих детей

Первичный дефект – глухота

Вторичный – нарушение развития речи

Третьего порядка – своеобразное развитие всех познавательных процессов- восприятия, памяти, воображения, мышления.

Четвертого порядка – нарушения в развитии личности.

 

3 – обоснование необходимости связи задач общего воспитания и специальных методик обуечния. Так, при нарушении слуха обучение детей устной речи становится не просто специальным вопросом методики, но и важнейшим вопросом сурдопедагогики.

Л. С. Выготский отмечал, что травмирующее, отрицательное значение глухоты состоит и в ее изолирующем воздействии, в том, что человек оказывается выключенным из сферы социальных связей. В то же время одна из важнейших потребностей – потребность в общении. В процессе общения, специально организованного искусственно формируется речь глухого ребенка. На основе положения Л. С. Выготского о связи специальных методик с общим воспитанием Сергеем Александровичем Зыковым была разработана коммуникационная система обучения глухих детей словесной речи. Была предложена так называемая предметно-пректическая деятельность (занятия ППО).

 

4 – основной путь компенсации Л. С. Выготский видел во включении их в активную трудовую деятельность. При этом Л. С. Выготский высоко оценивал потенциальные возможности компенсации лиц с нарушенным слухом. Главное направление – включение людей с недостатком слуха в активную трудовую жизнь вместе со слышащими.

 

5- «сама по себе слепота, глухота и т.п. не делают еще их носителя дефективным». Компенсаторые возможности огромны. Сверхкомпенсация детерминируется характером дефекта и резервами организма, мотивацией, окружающими условиями.

Практическая реализация основных положений теории Л. С. Выготского былп осуществлена отечественными сурдопедагогами Ф. Ф. Рау, С. А. Зыковым, Е. П. Кузьмичевой, Э. И. Леонгард, Г. Л. Зайцевой и др.

 

 

Дизонтогенез (тип нарушения психического развития) по В. В. Лебединскому у лиц с недостатками слуха

Психическое развитие лиц в нарушениями слуха относится к дефицитарному типу дизонтогенеза. Вот его параметры.

1-й – связан с локализацией нарушения. Определяет его вид – частный и общие дефекты. Частное нарушение – дефект слуха – компенсируется в связи с сохранностью регуляторных или других частных систем в условиях адекватного воспитания и обучения.

2-й параметр – время поражения. Обуславливает характер нарушения психического развития. В зависимости от времени поражения слуха степень повреждения психических функций неодинакова. В ходе психического развития каждая функция прохродит сензитивный период. В первую очередь страдают те психические функции, которые в это время находятся в сензитивном периоде. Затем – функции, непосредственно связанные с повреждением. Поэтому у детей с нарушенным слухом одни функции будут относительно сохранными – зрительное восприятие, вибрационная чувствительность; другие – в разной степени задержанными – осязание, развитие движений.

3 –й – вытекает из идеи Выготского о системном нарушении и характеризует взаимоотношения между первичным и вторичным дефектами. Наиболее тесно с пострадавшей функцией слуха связана речь, другие функции, связанные с пострадавшей опосредованно, будут также развиваться замедленно.

 

4 –й – нарушение межфункциональных взаимодействий. Для ранних этапом онтогенеза характерна временная независимость развития некоторых функций. Например, относительно независимо развиваются до двухлетнего возраста мышление и речь. У неслышащих детей эта независимость может сохраняться дольше – за счет ассоциатьивных связей и т.д. Самый сложный – иерархический – тип взаимодействия обладает высокой устойчивостью и пластичностью. Именно они позволяют в случае необходимости произвести компенсаторную перестройку психической функции. У людей с недостатками слуха наблюдаются нарушения межфункциональных взаимодействий, возникновение диспропорций в психическом развитии, например, несоразмерности в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления, формировании письменной и устной речи (И. М. Соловьев).

 

 

Задания и вопросы по теме

1.Определите понятие «компенсация психических функций».

2.Найдите и познакомьтесь с информацией о теории компенсации А. Адлера.

3.Какие теории компенсации глухоты вы знаете? Раскройте кратко их сущность.

4.Что нового внес Л.С. Выготский в решение проблемы компенса­ции психических функций при разных типах нарушений психического развития?

5.К какому типу дизонтогенеза относится психическое развитие при нарушении слуха?

6.Охарактеризуйте данный тип по его основным параметрам.

7.Приведите примеры сверхкомпенсации при нарушении слуха - из жизни, из художественной литературы, из литературы по специальной педагогике и психологии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: