Специфические закономерности психическом развитии детей со всеми типами нарушений (по В.И.Лубовскому)




 

В психическом развитии детей со всеми типами нарушений мож­но выделить специфические закономерности (В.И.Лубовский).

При всех типах нарушений наблюдается снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации. В не­скольких отношениях у детей с нарушенным слухом снижение ха­рактерно только для определенного периода онтогенеза. Напри­мер, замедленная скорость переработки информации при зритель­ном восприятии, менее точное и длительное хранение наглядного материала (зрительных образов хорошо знакомых детям предме­тов) у детей с нарушенным слухом отмечаются в дошкольном и младшем школьном возрасте (до 10 — 11 лет). На последующих эта­пах онтогенеза дети с нарушенным слухом не отстают по этим параметрам от нормально слышащих сверстников.

Следующей закономерностью, наблюдающейся у всех катего­рий аномальных детей, является трудность словесного опосредство­вания. У детей с нарушенным слухом эта закономерность также может иметь преходящий характер, при адекватных условиях обу­чения соотношение непосредственного и опосредствованного за­поминания изменяется в пользу последнего. Дети учатся пользо­ваться адекватными приемами осмысленного запоминания в от­ношении наглядного и словесного материала.

Для всех типов аномального развития характерно замедление процесса формирования понятий. У детей с нарушениями слуха эта закономерность имеет свои временные и структурные особенности проявления. Так, на начальных этапах обучения глухого ребен­ка речи для него характерно своеобразное употребление слов, обус­ловленное тем, что опирается такой ребенок только на впечатле­ния, возникающие от непосредственного восприятия окружающей действительности с помощью сохранных анализаторов (Ж. И. Шиф). В начале обучения маленький глухой ребенок может уловить в сло­ве только указание на определенный предмет, поэтому слова для него имеют более неопределенные, размытые значения, мало раз­личаются по степени общности. По мере овладения речью глухой ребенок усваивает более точные и обобщенные значения слов, при­обретает способность оперировать отвлеченными понятиями.(*)

В психическом развитии детей с нарушенным слухом выделяют закономерности, характерные для данного вида нарушения психического развития. И.М.Соловьев выделяет две такие закономерности.

Первая закономерность связана с тем, что необходимым усло­вием успешного психического развития всякого ребенка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий. Из-за поражения слуха объем внешних воз­действий на глухого ребенка очень сужен, взаимодействие со сре­дой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено. Вслед­ствие этого психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными. Формирующаяся система межфункциональных вза­имодействий изменена. Поэтому компоненты психики у ребенка с на­рушенным слухом развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях, например, наблюдается несоразмерность в раз­витии наглядно-образного и словесно-логического мышления; письменная речь в обеих формах — импрессивной (чтение) и экс­прессивной (письмо) — приобретает большую роль по сравнению с устной; импрессивная форма речи превалирует над экспрессивной.

Вторая закономерность — отличия в темпах психического разви­тия у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормально слы­шащими детьми: замедление психического развития после рожде­ния и ускорение в последующие периоды. Изменения в темпах психического развития внутренне связаны с отличиями в структу­ре психики. И. М. Соловьев путь психического развития ребенка с нарушенным слухом представлял в следующем виде: различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребенком, незначительные на начальных этапах онтоген&за, возрастают в те­чение последующего времени. Так происходит до определенного этапа, когда вследствие систематических сурдопедагогических воз­действий различия перестают нарастать и даже уменьшаются. Чем благоприятнее условия, тем раньше возникает поворот в сторону пути слышащего ребенка; тем быстрее и значительнее сближается развитие ребенка с нарушенным слухом с развитием нормальнослышащего ребенка. Основной смысл сурдопедагогических мероприятии состоит, таким образом, в создании новых условий для
психического развития, прежде всего в расширении и качественном изменении доходящих до ребенка внешних воздействий, изменении их состава за счет воздействий, заменяющих акустические и равных им по значению.
Психическое развитие детей с нарушениями слуха - это свое­образный путь развития, совершающегося в особых условиях взаимодействия с внешним миром. При этом дефицитарном типе нарушенного развития первичный дефект слухового анализато­ра ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда других функций, связанных со слухом опосредованно. Нарушения развития част­ных психических функций в свою очередь тормозят психичес­кое развитие глухого или слабослышащего ребенка. При дефи­цитарном типе наблюдаются такие особенности, как нарушения сложных межфункциональных связей и иерархических коорди­нации. Это проявляется, в частности, в различной степени не­доразвития одних перцептивных систем при относительной со­хранности других.

 

(*Данные положения сурдопсихологии основаны на исследованиях середины прошлого века. В настоящее время накоплен фактический материал о большом положительном влиянии ранней коррекционной работы на психическое развитие ребенка с нарушенным слухом)

Вопросы.

1. Как вы понимаете сущность единства и взаи­модействия биологических и социальных факторов в процессе раз­вития ребенка?

2. Чем обусловлена неравномерность психического развития детей?

3. Развитие каких психических функций может пострадать в результате врожденного нарушения слуха у ребенка?

4. Как вы понимаете положение Л.С.Выготского о метаморфозах в детском развитии?

5. Необходимым усло­вием успешного психического развития всякого ребенка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий. Каковы, по-вашему, возможности создания специальных условий, качественно расширяющих сферу внешних воздействий на ребенка с нарушенным слухом?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: