Процесс перехода от одной стадии психического развития к другой предполагает глубокое преобразование всех структурных компонентов психики.




Психическое развитие имеет сложную, меняющуюся по многим параметрам организацию. Ритм формирования психических функций, скорость изменений, взаимодействия и новообразования – все это представляет сложный взаимосвязанный процесс.

3). Неравномерность психического развития детей. Она обусловлен­а активным созреванием мозга в определенные периоды жизни, а также тем, что одни психические функции формируются на основе других. По мере продвижения от одного возраста к другому увеличивается сложность межфункциональных связей. Поэтому каждый возрастной период характеризуется повышенной восприим­чивостью к разным педагогическим воздействиям. Такие периоды называют сензитивными. На каждом возрастном этапе происходит перестройка связей и взаимодействий психический функций, из­менение соотношений между ними. Наличием сензитивных пе­риодов объясняется то, что наибольшее влияние обучение оказы­вает на те психические функции, которые только начинают фор­мироваться, поскольку в этот период они наиболее гибки, подат­ливы, пластичны. Учет наиболее известного сензитивного периода в развитии речи — от 1 до 3 лет — необходим при организации коррекции психического развития детей с недостатками слуха.

 

Положение Л.С.Выготского о метаморфозах в детском развитии.

Развитие — это цепь качественных изменений. Психика ребенка своеобразна на каждом возрастном этапе, что является результатом перестройки межфункциональных взаимодействий, интеграционных процессов. Сочетание в этом процессе эволюции и инволюции обуславливает на новом этапе усвоение, преобразование или даже отмирание того, что было сформировано на предшествующих этапах.

5). Развитие высших психических функ­ций.

Высшие психические функ­ции первоначально возникают как форма коллективного поведения, сотрудничества в первую очередь со взрослыми, и постепенно становятся внутренними функциями самого ребенка. Высшие психические функции — сложные, системные образования, социальные по своему происхождению; они формируются в результате овладения специальными орудия­ми, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества.

 

Первичные, вторичные и третичные нарушения развития ребенка с нарушенным слухом.

Психическое развитие детей с нарушениями слуха подчиняется тем же закономерностям, которые характерны для детей, имею­щих различные отклонения в психическом развитии. Все дети с нарушениями в развитии испытывают трудности во взаимодей­ствии с окружающим миром, у них возникают особенности разви­тия личности и самосознания. Анализ особенностей психического развития детей с различными типами нарушений проводится че­рез понятие, введенное Л. С. Выготским, о структуре дефекта. Пер­вичный дефект, в данном случае — нарушение слуха, приводит к отклонениям второго и третьего порядка. При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем и дошкольном возрасте имеют сходные проявления. Вторичные отклонения имеют, как правило, системный характер, меняют всю структуру межфунциональных взаимодействий, причем чем ближе вторичное отклонение к первичному дефекту, тем сложнее его коррекция. Например, отклонения в произношении у глухих детей находятся в наиболее тесной зависимости от нарушений слуха, поэтому их коррекция оказывается наиболее трудной. Развитие других сторон речи не находится в столь тесной зависимости от нарушений слуха, и их коррекция оказывается более легкой — так, словарный запас приобретается не только за счет устного обще­ния, но также благодаря чтению и письму.

Вторичные отклонения являются основными объектами психо­лого-педагогической коррекции развития при нарушенном слухе. Необходимость наиболее ранней коррекции вторичных нарушений обусловлена особенностями психического развития детей. Пропу­щенные сроки в обучении и воспитании ребенка с недостатками слуха автоматически не компенсируются в более старшем возрасте, а потребуют более сложных специальных усилий по преодолению нарушений. В процессе психического развития изменяются иерар­хические отношения между первичными и вторичными наруше­ниями. На начальных этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является первичный дефект. На последующих этапах вторично возникшие нарушения психического развития играют ведущую роль, препятствуя социальной адаптации ребенка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: