Методические рекомендации к выполнению заданий по теме: «Функции знаков препинания. Пунктограмма».
Для осмысления темы:
Какие принципы пунктуации Вы знаете?
1. Логический или смысловой принцип (связывают с именем Фёдора Буслаева, который писал, что знаки препинания имеют двоякое назначение: 1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой и 2) выражают отношение к слушающему (О преподавании русского языка. – М., 1992).
2. Интонационный принцип (выдвинул Л.В. Щерба, писавший, что знаки препинания обозначают фразовую интонацию.)
3. Синтаксический (грамматический) принцип развил Я.К. Грот, писавший о том, что с помощью знаков препинания устанавливается «большая или меньшая связь между членами предложений».
Важны ли наблюдения над интонацией при изучении пунктуации?
Наблюдения над интонацией помогают при изучении обособленных членов предложения, вводных и вставных конструкций, уточняющих членов предложения.
Дайте определение понятию «пунктограмма», соотнесите с понятием «орфограмма» (см. предыдущие занятия).
Пунктограмма – правильное употребление знаков препинания. Например: использование кавычек, знаки препинания в конце предложения, знаки препинания при обращениях, тире между главными членами предложения и т.д.)
Пунктограмма - это совокупность структурных элементов предложения, создающих ситуацию, при которой возникает вопрос о письменном членении речи с помощью графических знаков – знаков препинания, решение которого дает применение пунктуационного правила, содержащего норму и указывающего условия, при которых она реализуется». («Методика изучения пунктуационных правил» Г.И. Блинов
Орфограмма же – правильное написание слов.
Орфография – это самостоятельный раздел науки о языке, подразумевающий общепринятую систему правил написания слов и их звучания в разговорной речи на одном языке.
4.Осмыслите варианты пунктограмм.
1. | Тире между подлежащим и сказуемым | 1. Москва - столица нашей Родины. 2. Жить - родине служить. 3. Пятью пят ь- двадцать пять. 4.Наш долг - хорошо учиться. 5. Бедность не порок. 6.Наш сад как проходной двор. (сравнит. союз) 7. Он мой друг. (подлежащее - личное местоимение)_ |
2. | Тире в неполном предложении | Летом светает рано, а зимой – поздно. (светает) |
3. | Однородные члены предложения | 1.Люди работали спокойно, молчаливо. 2.Карета подъехала и остановилась. 3.Туча птиц заслонила и небо, и лес. 4.Туча птиц заслонила небо, и лес, и реку. 5.Осень завладела садами и реками, лесами и полями. 6.В лесах водятся как зайцы, так и лисицы. 7.Он не только работал, но и учился. 8.В небе парил не то коршун, не то ястреб. 9.Ночью ветер злится да стучит в окно. (= и) 10. Мал золотник, да дорог. (= но) |
4. | Обобщающее слово при однородных членах. | 1.Всё было серое: лес, озеро, небо. 2.Лес, озеро, небо – всё было серое. 3.Всё: лес, озеро, небо - было серое. |
5. | Обособленные определения и приложения. | 1. Очень усталая, она присела отдохнуть. 2.На небе замерли облака, еще розовые от заката. 3. Геолог, он исколесил всю Сибирь. 4. Вася, мой друг, никогда не подведет. 5. Наступил ноябрь- месяц крепких заморозков. 6. Смышленые звери, бобры зимуют разумно. 7.Вьется улица- змея. |
6. | Обособленные обстоятельства | 1.Он застонал, как человек. (сравн. оборот) 2. Пошумев, река успокоилась. (одиночное дееприч.) 3. Лежа на песке, мы слушали шум моря. (деепр.оборот.) 4. Несмотря на ночь, было душно. (несмотря на) |
7. | Обособленные уточняющие члены предложения. | 1.Мы вернулись домой поздно, в десятом часу. 2.Мы беседовали хорошо, по-дружески. 3.Внизу, в закурившемся тумане, глухо шумел лес. 4.На пристани никого не было, кроме сторожа. 5.Малиновое, без лучей, солнце село за горизонт. 6.Осьминоги, или спруты, могут быть опасны. |
8. | Обращение | 1.Здравствуй, красавица Волга! 2. Тимур, тебя ищет дядя. 3. Тимур! Тебя ищет дядя. |
9. | Вводные слова и предложения | 1.Пурга, безусловно, скоро кончится. (ввод. слово) 2.Пурга, ядумаю, скоро кончится. (ввод. предлож.) |
10. | Вставные конструкции | 1. Мой приход - я это мог заметить - сначала несколько смутил присутствующих. 2.Мы обошли развалину кругом (Ася шла за нами) и полюбовались видами. |
11. | Предложения с междометиями | 1. Ох, не забыл старинных я проказ. 2. Ах! Как хорошо на улице! |
12. | Прямая речь | 1.И сказала скалка: «Мне Федору жалко». 2. «Здесь наша родина»,- сказали цапли. 3. «А где тут трава помягче?» - пробурчал носорог. 4.«Гол!» - кричали болельщики. 5.«Прочитайте статью, - сказал учитель,- и составьте ее план». 6. «Прочитайте статью,- сказал учитель.- Составьте ее план». 7. «Прочитали статью?- спросил учитель.- Теперь составьте ее план». 8. «Участники игры! - раздалась команда.- Строиться!» |
13. | Сложносочиненное предложение | 1. Взошло солнце, и стало тепло. 2. Утром взошло солнце и стало тепло. |
14. | Сложноподчиненное предложение с одним придаточным | 1.[Лес стоит тихий], (потому что птицы улетели). 2.(Если ветка качнется), [с нее упадет снег]. 3.[Над долиной, (где мы ехали), спустились тучи]. |
15. | Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными | 1. Параллельное подчинение: (Когда поднялись на холм), [стало видно], (где дорога поворачивает). 2. Однородное подчинение: [Расскажите], (что слышно на свете) и (поют ли еще соловьи). 3. Последовательное подчинение [Я знал], (что отвечу), (если меня спросят). [Нам сказали], (что, (если не будет дождя), пойдем в поход).- нет то, так [Нам сказали], (что (если не будет дождя), то пойдем в поход). - есть то |
16. | Бессоюзное сложное предложение | 1.В глазах у меня потемнело, голова закружилась.(и) 2.В лесу стало тихо: птицы улетели.(потому что) 3.Павел видит: что-то чернеет на горизонте. (что, как) 4.Погода ужасная: дождь льет, ветер воет. (а именно) |
17. | Сложное предложение с разными видами связи | 1. Подчинительная и сочинительная (Хотя было уже поздно), [в комнате горела лампа] и[никто не спал]. [На небе были тучи], и,(хотя шел только третий час дня), [стало темно]. [На небе были тучи], и(хотя шел только третий час дня), но [стало темно]. 2. Сочинительная и бессоюзная [Один и тот же поступок люди расценивают по-разному]: [одни восхищаются], а [другие осуждают]. 3. Подчинительная и бессоюзная (Когда рыбаки возвращались домой), [дул сильный ветер]: [начинался шторм]. 4. Сочинительная, подчинительная, бессоюзная [Отроду не бывал я в таких пустых местах]: [нигде не мерцал огонек] и [не слышалось никакого звука], (так что мне стало страшно). |
Заполнить таблицу.
Вопросы и задания | Ответы |
1.Назвать принципы русской пунктуации. | Грамматический принцип Смысловой принцип Интонационный принцип |
2.Согласны ли Вы с утверждением, что русская пунктуация – сложная и развитая система, которая имеет прочное основание – формально-грамматическое? | Русская пунктуация, в настоящее время очень сложная и развитая, система, имеет довольно прочное основание - формально-грамматическое. Знаки препинания являются прежде всего показателями синтаксического, структурного членения письменной речи. Именно этот принцип сообщает современной пунктуации стабильность |
3.Продолжите высказывание (если согласны) | «При изучении пунктуации наблюдения над интонацией являются полезными, потому что они помогают при изучении обособленных членов предложения, вводных и вставных конструкций, уточняющих членов предложения. |
4.Продолжите высказывание | Навыки в расстановке знаков препинания приобретают те учащиеся, которые отрабатывают навыки расстановки знаков препинания, развивают пунктуационную зоркость, умеют правильно обосновывать свой выбор постановки знаков, могут находить пунктуационные ошибки и легко их исправлять. |
Примечание: ответы давать в таблице (лаконичные, грамматически и пунктуационно оформленные).