Дайте определение понятию « пунктограмма», соотнесите с понятием «орфограмма» (см. предыдущие занятия).




Методические рекомендации к выполнению заданий по теме: «Функции знаков препинания. Пунктограмма».

Для осмысления темы:

Какие принципы пунктуации Вы знаете?

1. Логический или смысловой принцип (связывают с именем Фёдора Буслаева, который писал, что знаки препинания имеют двоякое назначение: 1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой и 2) выражают отношение к слушающему (О преподавании русского языка. – М., 1992).

2. Интонационный принцип (выдвинул Л.В. Щерба, писавший, что знаки препинания обозначают фразовую интонацию.)

3. Синтаксический (грамматический) принцип развил Я.К. Грот, писавший о том, что с помощью знаков препинания устанавливается «большая или меньшая связь между членами предложений».

Важны ли наблюдения над интонацией при изучении пунктуации?

Наблюдения над интонацией помогают при изучении обособленных членов предложения, вводных и вставных конструкций, уточняющих членов предложения.

Дайте определение понятию «пунктограмма», соотнесите с понятием «орфограмма» (см. предыдущие занятия).

Пунктограмма – правильное употребление знаков препинания. Например: использование кавычек, знаки препинания в конце предложения, знаки препинания при обращениях, тире между главными членами предложения и т.д.)

Пунктограмма - это совокупность структурных элементов предложения, создающих ситуацию, при которой возникает вопрос о письменном членении речи с помощью графических знаков – знаков препинания, решение которого дает применение пунктуационного правила, содержащего норму и указывающего условия, при которых она реализуется». («Методика изучения пунктуационных правил» Г.И. Блинов

Орфограмма же – правильное написание слов.

Орфография – это самостоятельный раздел науки о языке, подразумевающий общепринятую систему правил написания слов и их звучания в разговорной речи на одном языке.

4.Осмыслите варианты пунктограмм.

1. Тире между подлежащим и сказуемым 1. Москва - столица нашей Родины. 2. Жить - родине служить. 3. Пятью пят ь- двадцать пять. 4.Наш долг - хорошо учиться. 5. Бедность не порок. 6.Наш сад как проходной двор. (сравнит. союз) 7. Он мой друг. (подлежащее - личное местоимение)_
2. Тире в неполном предложении Летом светает рано, а зимой – поздно. (светает)  
3. Однородные члены предложения 1.Люди работали спокойно, молчаливо. 2.Карета подъехала и остановилась. 3.Туча птиц заслонила и небо, и лес. 4.Туча птиц заслонила небо, и лес, и реку. 5.Осень завладела садами и реками, лесами и полями. 6.В лесах водятся как зайцы, так и лисицы. 7.Он не только работал, но и учился. 8.В небе парил не то коршун, не то ястреб. 9.Ночью ветер злится да стучит в окно. (= и) 10. Мал золотник, да дорог. (= но)
4. Обобщающее слово при однородных членах. 1.Всё было серое: лес, озеро, небо. 2.Лес, озеро, небо – всё было серое. 3.Всё: лес, озеро, небо - было серое.
5. Обособленные определения и приложения.   1. Очень усталая, она присела отдохнуть. 2.На небе замерли облака, еще розовые от заката. 3. Геолог, он исколесил всю Сибирь. 4. Вася, мой друг, никогда не подведет. 5. Наступил ноябрь- месяц крепких заморозков. 6. Смышленые звери, бобры зимуют разумно. 7.Вьется улица- змея.
6. Обособленные обстоятельства 1.Он застонал, как человек. (сравн. оборот) 2. Пошумев, река успокоилась. (одиночное дееприч.) 3. Лежа на песке, мы слушали шум моря. (деепр.оборот.) 4. Несмотря на ночь, было душно. (несмотря на)
7. Обособленные уточняющие члены предложения. 1.Мы вернулись домой поздно, в десятом часу. 2.Мы беседовали хорошо, по-дружески. 3.Внизу, в закурившемся тумане, глухо шумел лес. 4.На пристани никого не было, кроме сторожа. 5.Малиновое, без лучей, солнце село за горизонт. 6.Осьминоги, или спруты, могут быть опасны.
8. Обращение 1.Здравствуй, красавица Волга! 2. Тимур, тебя ищет дядя. 3. Тимур! Тебя ищет дядя.
9. Вводные слова и предложения 1.Пурга, безусловно, скоро кончится. (ввод. слово) 2.Пурга, ядумаю, скоро кончится. (ввод. предлож.)
10. Вставные конструкции 1. Мой приход - я это мог заметить - сначала несколько смутил присутствующих. 2.Мы обошли развалину кругом (Ася шла за нами) и полюбовались видами.
11. Предложения с междометиями 1. Ох, не забыл старинных я проказ. 2. Ах! Как хорошо на улице!
12. Прямая речь 1.И сказала скалка: «Мне Федору жалко». 2. «Здесь наша родина»,- сказали цапли. 3. «А где тут трава помягче?» - пробурчал носорог. 4.«Гол!» - кричали болельщики. 5.«Прочитайте статью, - сказал учитель,- и составьте ее план». 6. «Прочитайте статью,- сказал учитель.- Составьте ее план». 7. «Прочитали статью?- спросил учитель.- Теперь составьте ее план». 8. «Участники игры! - раздалась команда.- Строиться!»
13. Сложносочиненное предложение 1. Взошло солнце, и стало тепло. 2. Утром взошло солнце и стало тепло.
14. Сложноподчиненное предложение с одним придаточным 1.[Лес стоит тихий], (потому что птицы улетели). 2.(Если ветка качнется), [с нее упадет снег]. 3.[Над долиной, (где мы ехали), спустились тучи].
15. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными 1. Параллельное подчинение: (Когда поднялись на холм), [стало видно], (где дорога поворачивает). 2. Однородное подчинение: [Расскажите], (что слышно на свете) и (поют ли еще соловьи). 3. Последовательное подчинение [Я знал], (что отвечу), (если меня спросят). [Нам сказали], (что, (если не будет дождя), пойдем в поход).- нет то, так [Нам сказали], (что (если не будет дождя), то пойдем в поход). - есть то
16. Бессоюзное сложное предложение 1.В глазах у меня потемнело, голова закружилась.(и) 2.В лесу стало тихо: птицы улетели.(потому что) 3.Павел видит: что-то чернеет на горизонте. (что, как) 4.Погода ужасная: дождь льет, ветер воет. (а именно)
17. Сложное предложение с разными видами связи 1. Подчинительная и сочинительная (Хотя было уже поздно), [в комнате горела лампа] и[никто не спал]. [На небе были тучи], и,(хотя шел только третий час дня), [стало темно]. [На небе были тучи], и(хотя шел только третий час дня), но [стало темно]. 2. Сочинительная и бессоюзная [Один и тот же поступок люди расценивают по-разному]: [одни восхищаются], а [другие осуждают]. 3. Подчинительная и бессоюзная (Когда рыбаки возвращались домой), [дул сильный ветер]: [начинался шторм]. 4. Сочинительная, подчинительная, бессоюзная [Отроду не бывал я в таких пустых местах]: [нигде не мерцал огонек] и [не слышалось никакого звука], (так что мне стало страшно).  

 

Заполнить таблицу.

Вопросы и задания Ответы
1.Назвать принципы русской пунктуации. Грамматический принцип Смысловой принцип Интонационный принцип
2.Согласны ли Вы с утверждением, что русская пунктуация – сложная и развитая система, которая имеет прочное основание – формально-грамматическое? Русская пунктуация, в настоящее время очень сложная и развитая, система, имеет довольно прочное основание - формально-грамматическое. Знаки препинания являются прежде всего показателями синтаксического, структурного членения письменной речи. Именно этот принцип сообщает современной пунктуации стабильность
3.Продолжите высказывание (если согласны) «При изучении пунктуации наблюдения над интонацией являются полезными, потому что они помогают при изучении обособленных членов предложения, вводных и вставных конструкций, уточняющих членов предложения.  
4.Продолжите высказывание Навыки в расстановке знаков препинания приобретают те учащиеся, которые отрабатывают навыки расстановки знаков препинания, развивают пунктуационную зоркость, умеют правильно обосновывать свой выбор постановки знаков, могут находить пунктуационные ошибки и легко их исправлять.

 

Примечание: ответы давать в таблице (лаконичные, грамматически и пунктуационно оформленные).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: