Консультативная помощь в кризисе




Особый метод психологической помощи при кризисе, называемый кризисной интервенцией, это работа с интен­сивными чувствами и актуальными проблемами. Кризисная интервенция — это:

• работа, направленная на выражение сильных эмоций;

• уменьшение смятения благодаря процессу повторения;

• открытие доступа к исследованию острых проблем;

• формирование понимания текущих проблем для под­держки клиента;

• создание фундамента для принятия людьми пережи­того опыта.

Как отмечает Гленис Перри, «самые лучшие специа­листы по преодолению кризиса, помогая другим, никогда не следуют жестким правилам. Оказание помощи в кри­зисе всегда напоминает странствование по незнакомой территории, каждый раз вы обнаруживаете, что двигаетесь по новому пути. Поэтому имеет смысл говорить не о некоем алгоритме действия, а об основных принципах и подходах, которые позволят выбрать образ действий в конкретной ситуации».

Действия консультанта в кризисных ситуациях малоспецифичны и практически не зависят от ха­рактера ситуации. Напротив, в любой кризисной ситуа­ции есть сходные черты — стресс, растерянность, различ­ные негативные чувства: страх, вина, отчаяние и др.

Закономерности динамики любого кризиса приводят к утверждению некоторых общих правил, по которым мо­жет действовать психолог-консультант. Большинство кри­зисных ситуаций требуют, чтобы консультант добивался трех целей:

1. Установление отношений доверия.

2. Определение сути кризисной ситуации.

3. Обеспечение обратившемуся возможности действовать.

Первая цель — установление отношений доверия — до­стигается эмпатическим выслушиванием и отражением чувств клиента. При этом важно не только сочувствовать, но также выразить это сочувствие (эмпатию) хорошо подобранными словами. Клиент должен знать, что консультант его понимает и готов работать вместе с ним в поисках раз­решения кризиса.

Вторая цель — установление характера и деталей кри­зиса. Клиенту нужно дать возможность выразить ясно иподробно, что случилось, что послужило причиной кризи­са. Необходимо сфокусировать рассказ клиента так, чтобы в конечном итоге кризисную ситуацию можно было опи­сать одним предложением.

В процессе диалога необходимо отделить те аспекты про­блем, которые могут быть изменены, от тех, которые из­менить нельзя. Стоит также попросить клиента описать какие-либо предыдущие попытки найти решение, а затем исследовать другие возможные решения. Например, мож­но спросить: «Что случится, если вы...», «А как вы буде­те себя при этом чувствовать?». То есть нужно помочь кли­енту обдумать различные вероятные последствия возмож­ных его решений, а также способы, которыми он может выполнить свое решение. Необходимо постараться подклю­чить внутренние, духовные силы личности и, возможно, найти какие-либо внешние силы, способные помочь вый­ти из кризиса.

Третья цель кризисного консультирования — дать воз­можность клиенту действовать: помочь наметить опреде­ленный план действий и убедиться в том, что он реален и достижим. Если это так, и клиент принял на себя от­ветственность за реализацию плана, то консультант дол­жен его ободрить и поддержать решение. Каким бы ни было это решение, клиент почувствует себя лучше после того, как примет его и начнет действовать.

Г. Хэмблиназывает такой подход «консультированием на­дежды и действия», призывая консультанта в случае кри­зиса порождать надежду и призывать клиента к действию.

Можно более детально и подробно описать кризисное консультирование, вмешательство в кризис (интервенцию).

Восемь базовых принципов кризисной интервенции. К ним относится:

Безотлагательная интервенция. Необходима, если кри­зис таит в себе опасности, ограничивает возможности для развития, поэтому интервенция не может быть отсрочена.

Самоопределение. Обратившийся к психологу в момент кри­зиса человек вполне компетентен и способен выбрать свой собственный жизненный курс.

Действие. При кризисной интервенции специалист очень активно участвует во всем, что происходит с клиентом, для того чтобы оценить ситуацию и сформулировать план действий.

Ограничение целей. Минимальная цель кризисной интер­венции — предотвратить катастрофу. В более широком смыс­ле основополагающая цель состоит в восстановлении равно­весия. Конечная цель может заключаться в том, чтобы сде­лать и то, и другое в совокупности с элементами развития.

Поддержка. В своей работе специалист должен предоста­вить клиенту поддержку, а именно быть «с ним», то есть помочь ему пройти через процесс преодоления кризиса.

Фокусирование на решении основной проблемы кризиса. Как правило, кризис — это состояние, которое приводит к неопределенности все стороны жизнедеятельности индивида. В таком случае интервенция должна быть достаточно структурирована, для того чтобы сфокусироваться на ос­новной проблеме или проблеме, приведшей к кризису.

Имидж (образ кризисной ситуации). Для мобилизации энергии клиента поддержка должна быть оказана таким образом, чтобы оценить и понять имидж (образ кризиса), который создал себе клиент.

Уверенность в себе. Изначально клиент, находящийся в кризисе, должен рассматриваться как человек, на­целенный на обретение уверенности в себе и борющийся с зависимостью. Здесь необходим выверенный баланс самостоятельности клиента и потребности в поддержке.

Кроме этого, принципы кризисной интервенции выделяют А. Бадхен и А. Родина.

1. Кризисная интервенция центрирована на проблеме, а не на личности.

2. Кризисная интервенция — это не консультирование и не психотерапия, при кризисной интервенции не нужно вскрывать старые раны, потому что у человека нет сил с ними справиться.

3. Кризисная интервенция сосредоточена на актуальной ситуации.

4. Нерешенные «исторические» проблемы вплетены в кри­зисную ситуацию, эмоциональные переживания прошлого подогревают актуальный конфликт. Иногда клиент осознает это, иногда - нет. Важно идентифицировать эти «исторические» проблемы, обозна­чить их место в нынешней ситуации, а затем сконцентрироваться на актуальной проблеме.

5. Для эффективной кризисной интервенции важно четко определить проблему.

6. Навыки активного слушания (перефразирование, отра­жение чувств, прояснение, присоединение чувств к содержа­нию) позволяют уменьшить хаос и облегчить восстановление контроля.

 

Предлагается следующая Модель решения кризисных проблем:

В чем состоит проблема (кризис)?

Выслушайте то, что клиент предъявляет как проблему (кризис). Если есть какие-то неясности, следует спросить напрямую, но спокойно, мягко, почему он (она) так счи­тает. Не стоит забывать, что отправные точки клиентов могут существенно отличаться от система ценнос­тей, жизненный опыта консультанта и поэтому то, что клиенты воспринимают как проблему, может показаться консультанту смешным или трудным для понимания. Если клиенты считают, что это проблема (кризис) — пусть будет так. Очень часто бывает полезно знать, почему в дан­ный отрезок времени нечто представляется проблемой (кри­зисом). Это можно понять, задавая вопросы типа: «Что из­менилось сегодня по сравнению со вчерашним днем?» или «Что нового произошло в последние дни (недели)?» Раз­витие проблемы (кризиса) почти всегда включает изме­нение обстоятельств и нашу способность справиться с этим. Не менее важно знать о других действующих лицах — их наличие может быть либо причиной стресса, либо ресур­сом помощи в разрешении кризиса.

Что предпринималось до сих пор?

Необходимо сосредоточиться и стараться понять ситуацию. Важно знать, что клиент сделал для того, чтобы попытаться раз­решить проблему (кризис). Такая линия разговора-исследо­вания отражает уверенность консультанта в том, что человек способен найти решение. Отождествляясь с тем, что уже было испробовано, консультант помогает клиенту ощутить реалистичность и осуществимость его возможностей. Это также требует от человека переосмысления произошедшего с ним до сих пор. Нередко клиенты испуганы или смущены, и это не позво­ляет им ясно мыслить. Частично цель состоит в том, чтобы вернуть человеку:эту способность,восстановить уми­ротворенность и умение рациональномыслить.

Можно говорить с клиентом также о том, что существуют различные отправные точки в работе с кризисом:

/) посоветовать сделать то, что он может сделать сам, своими силами, например, пойти прогуляться, помедитировать, почитать, убрать в квартире;

2) рекомендовать ему выйти за рамки своего внутреннего мира, например, по­звать друга, поговорить с человеком, послужившим при­чиной стресса;

3) подсказать ему использовать обще­ственные ресурсы — группы поддержки, священнослужи­телей, доктора, консультанта.

О чем-то можно только поразмышлять, но не пытаться применить. Может так слу­читься, что некоторые варианты оттолкнут клиента, ско­рее всего из-за неточной или недостаточной информации. В отдельных случаях он не поймет, что данные услуги могут быть ему полезны. Возможно, его просто нужно подбодрить, чтобы он, почувствовав себя достаточно уве­ренно, сделал первый шаг и попросил помощи. В некото­рых случаях человек имеет за своими плечами отрицатель­ный жизненный опыт, который причинил ему страдания или неприятности, и желание вновь испытать то же невелико. Подбадриваемый или вдохнов­ленный новой для него информацией клиент может «по­чувствовать разницу» и захочет еще раз попробовать.

Россия не только страна невыслушанных людей. По наблюдениям психоллгов, Россия еще и страна людей, кото­рые не привыкли обращаться за помощью к каким-либо социальным службам и к иным элементам сети поддер­жки за исключением близких родственников или друзей. Обращение к психологу-психотерапевту по-прежнему многих пугает. А социальную защиту считают не эффек­тивной, ей не верят.

Что же выбрать?

Что же все-таки наиболее подходит конкретному человеку? Иногда страх или ощущение, что они не могут сделать что-то оп­ределенное, подталкивает людей к принятию несвойствен­ного им решения, будто это последняя возможность дос­тичь успеха. Консультант должен помочь клиенту почув­ствовать, что он владеет собственной судьбой; клиент должен понять, что действие — это возможный путь к успеху.

При этом специалисты Метро Крайсис Лайн повторя­ют: «Запомните: мы не решаем проблемы клиентов, мы помогаем найти решение, которое они считают своим» (Ру­ководство по телефонному консультированию, 1996).

Психологу-консультанту также стоит обратить внима­ние еще на две рекомендации этой же службы, позволя­ющие конкретизировать и сделать более действенным ре­шение клиента.

Правило I. Минимальные изменения, ведущие к пре­одолению кризиса.

Слишком грандиозную и глобальную задачу невозмож­но выполнить до конца. Важно ставить перед собой реаль­ные, достижимые цели. Использовать маленькие задачи — те, решение которых с большей вероятностью приведет к успеху. Такой подход воодушевляет людей и они легче склоняются к возобновлению попыток выйти из кризиса. Нельзя переусердствовать, призывая их сделать больше, чем они могут, — это может привести к провалу.

Правило 2. Рассмотрение конкретного плана.

В заключение нужно дать человеку возможность сказать, что он намерен сделать для выхода из кризиса. «Когда вы положите телефонную трубку (закроете дверь моего каби­нета), что вы будете делать?» или «Завтра вы хотели по­звонить кому-то; какой у него номер телефона?». Таким образом, психолог поддержит человека.

Необходимо также помнить, что помимо кри­зисных служб существуют другие элементы социальной сети. И действие этих сетей не стоит ограничивать. Помощь могут оказать родственники и дру­зья кризисных клиентов. По возможности вза­имодействие с социальной сетью стимулируется. Ника­кой консультант не пробудет с клиентом 24 часа в сутки. Даже в кризисных стационарах это время ограничено. По­этому важно реальное окружение человека, способное ока­зать помощь.

Еще один вариант работы с кризисом — это так назы­ваемые группы самопомощи, типа «Анонимы с депресси­ей», группы для переживающих потерю и т.п.

 

А. Бадхен и А. Родина описывают три стадии работы с кризисом.

Кризисная интервенция направлена на то, чтобы сделать возможной работу над проблемой, а не обязательно решить ее. Многие проблемы, порождающие и поддерживающие кризис, невозможно решить быстро.

Первая стадия: Сбор информации

1. Помогите клиенту идентифицировать и выразить чувства и связать их с содержанием. Это позволяет снизить эмоциональное напряжение и, кроме того, делает возможным определение кризиса через отдельные события и проблемы. Образно выражаясь, гора, которую клиент тщетно пытался сдвинуть с места, распадается на отдельные куски породы, к которым можно подступиться.

2. Уделите время тому, чтобы максимально полно иссле­довать проблему вместе с клиентом. Человек, находящийся в кризисном состоянии, жаждет получить немедленное облегчение. У консультанта кризисной службы может воз­никнуть искушение поскорее перескочить от исследования проблемы к ее решению, чтобы снизить интенсивность пе­реживаний клиента. При таких преждевременных попытках решения важная информация может быть упущена, и вы рискуете толкнуть клиента на повторение его же собствен­ных ошибок.

3. Идентифицируйте событие, вызвавшее кризис, и по­старайтесь отделить «исторические» проблемы от актуальной

ситуации.

Вторая стадия: Формулирование и переформулирова­ние проблемы

1. Результатом исследования ситуации может явиться переформулирование проблемы, поскольку:

• формулируя свою проблему, клиент мог не учесть ее важных аспектов. Классическим примером может быть от­рицание алкоголизма. Признание факта зависимости может полностью изменить формулирование семейной проблемы;

• проблема может быть слишком глобальной, и для того, чтобы с ней справиться, ее потребуется разделить на более мелкие;

• формулируя проблему, клиент может смешивать акту­альные и «исторические» проблемы.

2. Проясните, что клиент уже предпринимал для решения проблемы. Повторение неэффективных способов решения может стать частью картины кризиса. Отделив проблему от неэффективных способов ее решения, можно переформули­ровать проблему и подойти к ней по-новому.

3. Спросите клиента, что помогало ему справляться с проблемой раньше. С вашей помощью клиент может обнару­жить, что он владеет многими полезными навыками. Кроме того, это помогает переформулировать проблему— она уже не выглядит совершенно недоступной контролю, клиент по­нимает, что может с ней справиться хотя бы частично.

4. Что делать, если определение проблемы застопори­вается:

• перейти от более обобщенного определения к более конкретному, частному;

• перейти от частного, конкретного определения к более обобщенному;

• проверить, не пропущено ли какое-то действующее лицо при определении проблемы;

• исследовать, нет ли каких-то подспудных, скрытых проблем.

Третья стадия: Альтернативы и решения

1. Откажитесь от попыток решения проблемы. Это часто является ключевым моментом работы, потому что иногда неудачные решения вносят существенный вклад в развитие кризиса. Переключайтесь на работу с проблемой. Такой прием имеет смысл применить в следующих случаях:

• когда клиент пытается контролировать события, которые он в принципе контролировать не может;

• когда решение усугубляет проблему.

2. Откажитесь от цели. Это полезно делать тогда, когда цели, которые ставит перед собой клиент, нереалистичны или недостижимы в данный момент.

3. Выясните, есть ли что-то такое, что мог бы предпринять клиент для улучшения ситуации, если невозможно полностью

исправить ее.

4. Спросите, что помогало раньше в аналогичной ситу­ации.

5. Выявите ложно направленную потребность контроля и переключите внимание клиента на работу с проблемой.

6. Избегайте попадания в ловушку преждевременных решений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: