В первом случае человек проживает свою жизнь без сожаления, постигает мудрость, обернувшись на прожитые годы, он может твёрдо сказать себе: «Я доволен». Такие люди не боятся смерти, они видят своё продолжение в совершённых поступках и результатах своего труда.
Во втором случае человека ждёт капризная старость с горьким осознанием бездарно прожитой жизни. Прошлое воспринимается как череда совершённых ошибок. Закономерно усиливается страх смерти, который может протекать под маской панических атак, тревоги, навязчивостей, депрессии, ипохондрии. Отчаяние выливается в мелочных придирках к окружающим, брюзжании, постоянном недовольстве, тотальном осуждении других.
Более детально с психосоциальной теорией развития Я можно ознакомиться благодаря книге А.Г.Данилина «Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости».
Если обобщить вышесказанное, то мотивы употребления табака, алкоголя и наркотиков следующие:
1. Уход от травматичных воспоминаний, сильных чувств или переживаний («анестезия для души»). Компенсация психологического груза прошлого. Каждый человек воспринимает мир через призму прошлого опыта. Не пережитые до конца психологические травмы прошлого (особенно из детства) продолжают существовать в душе человека и актуализируются в похожих ситуациях. Таким образом, человек становится крайне чувствительным даже, на первый взгляд, к незначительным жизненным обстоятельствам и проблемам, особенно связанным с взаимоотношениями с людьми. Таким образом, алкоголь и наркотики выступают для человека в качестве «анестезии для души».
2. Преодоление бесчувственности и способ почувствовать себя живым. Что происходит с ребёнком, находящимся в хронической психологически трудной семейной или жизненной ситуации? Он не чувствует себя в безопасности, становится тревожным, беспокойным. В ситуации хронического стресса снижается иммунитет, поэтому ребёнок начинает болеть чаще, чем его сверстники. Постоянная тревога приводит к гормональному дисбалансу, провоцирует развитие психосоматических заболеваний, таких как язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, бронхиальная астма, нейродермит, неспецифический язвенный колит, ревматоидный артрит и т.д. Кроме того, ребёнок испытывает чувство безысходности, бессилие повлиять на ситуацию, делает катастрофический вывод, что он «плохой» («мама и папа ссорятся из-за меня», «если бы я был хороший, мама не плакала бы, а папа не уходил бы из дома» и т.д.). Это приводит к резкому снижению самооценки, хроническому чувству вины.
|
В ряде случаев может сработать компенсаторный механизм, когда подавляется поток импульсов, отвечающих за осознание своих чувств. В будущем это приводит к развитию состояния бесчувственности: человек полагается, в основном, на холодную логику левого полушария; больше никто не причинит ему ни душевную боль, ни разочарование, потому что он больше не испытывает чувств. Обратная сторона бесчувственности- не способность чувствовать полноту жизни и эмоциональную привязанность к людям. Поэтому уже, будучи взрослыми, эти люди пытаются пробить броню бесчувственности и почувствовать себя живыми через острые ощущения (через поиск «адреналина» в экстремальных видах спорта, через азарт, зашкаливающие эмоции в нестабильных, часто деструктивных отношениях, состояние наркотического одурманивания и алкогольного опьянения). Парадоксально, но психологически и физически тягостные состояния наркотической «ломки» и состояния похмелья также важны пациенту, т.к. помогают чувствовать себя страдающим, но ЖИВЫМ человеком, кроме того уменьшают чувство вины за совершённые поступки путём искупления её страданием.
|
3. Уход от пугающей реальности и глубинного чувства стыда (см. первый и второй этапы психосоциального развития Я)
4. Иррациональное искупление глубинного чувства вины (см. третий этап психосоциального развития Я)
5. Реализация бессознательных установок дисфункциональной семьи. Семьи бывают разные- функциональные и дисфункциональные. Функциональные- это семьи, члены которых счастливы и развиваются. В таких семьях присутствуют любовь и такие базовые элементы для её развития, как взаимопонимание, ответственность, взаимоуважение и забота. Функциональная семья является необходимым условием для гармоничного развития детей. Дисфункциональные семьи- это союз людей, которым психологически (и даже физически) тяжело жить вместе, но и без друг друга они обходиться не могут. В таких семьях манипуляции и различные психологические игры заменяют искреннее и доверительное общение, члены семьи не развиваются, а болеют (в том числе психосоматическими расстройствами), страдают неврозами и зависимостями, находят опору не в себе и самой семье, а в стереотипах ухода от реальности (употребление психоактивных веществ, трудоголизм, интернет-зависимость, сериалы, отношения на стороне и т.д.)
|
На бессознательном уровне ребёнок, проживающий в дисфункциональной семье, делает следующие выводы:
Родители ругаются из-за меня, потому что я- плохой. Значит, я должен быть самым лучшим или умереть
Нужно делать также, как папа
Меня никто не любит. В жизни нет счастья
Даже родители причиняют мне боль, поэтому никому доверять нельзя. Я никогда никого не полюблю
Я должен стать бесчувственным, тогда никто не сможет меня обидеть и разочаровать
Я в растерянности, в моей голове хаос, потому что правила жизни в семье постоянно меняются, мама и папа говорят и поступают противоположным образом
Психологический груз прошлого, отсутствие модели счастливой семьи и гармоничных отношений, конструктивных способов преодоления стресса, системы нравственных ценностей определяют дисгармоничное развитие ребёнка, закладывают установки не любви к себе и саморазрушения, что в будущем закрепляется в патологических способах адаптации к жизни. Употребление табака, алкоголя и наркотиков, в таком случае, будет лишь одним из аспектов саморазрушающего стиля жизни.
6. Саморазрушение и мягкий уход из жизни (суицид, растянутый во времени) (см. пятый этап психосоциального развития Я)
7. Соответствие «клубу по интересам» (см. пятый этап психосоциального развития Я)
8. Получение иллюзии наполненности жизни смыслом: у зависимого человека жизнь становится простой, понятной и предсказуемой. Стремление употребить вещество и лечение становятся конкурирующими целями, поэтому безуспешная борьба с зависимостью становится частью этого жизненного стереотипа.
9. Способ преодоления одиночества (см. 6-й этап психосоциального развития Я)
10. Компенсация изъянов («слабого звена») личности
11. Приведение себя в соответствие с «идеальным» образом, когда психоактивные вещества на какое-то время позволяют человеку создать привлекательный фасад или образ (например, под действием алкоголя человек становится более раскованным, инициативным, общительным, смелым)
12. Модуляция настроения и коррекция психического состояния (преодоление скуки, тревоги, депрессии)
13. Изменение отношения к людям, миру и жизненным событиям (см. 7-й этап психосоциального развития Я). Под действием психоактивных веществ жизнь воспринимается более сносной
14. Способ игнорировать реальные проблемы
15. Устранение барьеров общения, соответствие «клубу по интересам»
Таким образом, наличие скрытых и глубинных мотивов употребления никотина, алкоголя и наркотиков, а также синдрома зависимости предъявляет высокие требования к содержанию, комплексности, системности и длительности применения профилактических, лечебных и реабилитационных программ в сфере охраны психического здоровья.
К статье прилагаются 2 информационных блока о биопсихосоциодуховном подходе в лечении синдрома зависимости и мерах эффективной профилактики химических зависимостей.