Психолого-педагогическое представление ребенка на ПМПК
(рекомендации по написанию)
ФИО ребенка
Дата рождения:
Возраст: с учетом месяцев
ГБ ДОУ: наименование
Группа: с указанием типа группы, например, группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР (подготовительная).
Домашний адрес:
ФИО родителей: с указанием места работы, должности.
Например, мама – Иванова Ирина Николаевна (ОАО «Нарьян-Марстрой», штукатур-маляр)
Сведения мед.карты ребенка:
Статус ребенка: ребенок-инвалид (если имеются сведения, то по какому заболеванию)
Генеалогический:
Биологический:
Аллергический:
Осмотр специалистов детской поликлиники:
Дата предыдущего ПМПК, №, заключение, рекомендации:
Запрос ПМПк: например, получение рекомендаций специалистов ПМПК по познавательному и речевому развитию ребенка; получение рекомендаций специалистов ПМПК с целью прослеживания динамики развития, определения образовательного маршрута (специального (коррекционного) класса, группы компенсирующей направленности для детей с ТНР и т.д.)
1. Обследование (характеристика) социального педагога ( в данное время разрабатывается социальными педагогами на основе предложенной схемы социального обследования)
Примерная схема:
· структура семьи (полная/неполная; одинокая мать; приемный ребенок; отчим/мачеха и т.п.);
· состав семьи на момент обследования, сведения о членах семьи, возможно, других лицах, проживающих вместе с ребенком; кто занимается воспитанием ребенка;
· сведения о братьях/сестрах, где обучаются;
· динамика семьи (браки/разводы; форма брака (законный, гражданский); смерть кого-то из членов семьи; последовательность рождения детей и т.п.).
· состоит ли ребенок и (или) семья на учете ОПДН, КДН;
· соответствие места жительства и прописки (регистрации);
· бытовые условия жизни ребенка (питание, одежда, наличие индивидуального места для сна, наличие условий для учебных или игровых занятий и т.п.);
· социальный, профессиональный статус, образовательный уровень родителей, других лиц, непосредственно общающихся с ребенком.
2. Характеристика воспитателя:
В характеристике должно быть отражено:
· Как долго ребенок посещает ДОУ (если посещал другое ДОУ, указать какое), в том числе сколько времени он обучался у последнего воспитателя. Были ли длительные перерывы в посещении детского сада, по каким причинам. Охотно ли он ходит в ДОУ.
· Как ребенок контактирует со взрослыми, воспитателем, со сверстниками.
· Достаточно ли владеет навыками самообслуживания (если не достаточно, указать какие имеются трудности).
· Как относится к занятиям, какие особенности поведения способствуют, а какие препятствуют усвоению и закреплению знаний, умений, навыков.
· Как ребенок относится к труду, какие виды труда предпочитает, в каком темпе работает, доводит ли дело до конца и проявляет ли заинтересованность в конечном результате.
· Особенности умственного развития ребенка: справляется ли он с программой ДОУ (по каким разделам программы справляется, по каким разделам трудности, какие именно трудности)
· Игровая деятельность: какие игры предпочитает; как ведет себя в играх; какие роли предпочитает; умеет ли довести игру до конца; подчиняется ли правилам игры; взаимоотношения со сверстниками в игре; проявление воображения в игре; поведение в конфликтной ситуации (не возникает конфликтных ситуаций, плачет, (не) жалуется взрослому,
прибегает к силовым методам, умеет договариваться).
· Какое участие принимают родители в развитии и воспитании ребенка.
· Что создает наибольшие трудности или вызывает беспокойство воспитателя.
(Характеристика может быть написана в свободной форме, но с последовательным изложением вышеуказанных разделов)
Обследование педагога-психолога.
В начале фиксируются индивидуальные свойства ребенка, особенности поведения во время проведения обследования:
· Эмоциональный фон настроения ( положительный, нейтральный, сниженный, неустойчивый)
· Особенности общения ребенка со специалистом: легко ли вступает в контакт, задает ли вопросы и какие, рассказывает что-нибудь о себе и т.д.
· Речевые особенности: речь активная, малоактивная, пассивная.
· Особенности мотивации: вызывают ли задания интерес, какова реакция на неуспех
· Динамические характеристики деятельности: импульсивность, расторможенность, поспешность в выполнении заданий или заторможенность, медлительность, истощаемость
· Особенности внимания: отвлекаемость, колебания внимания, показатели самоконтроля.
· Особенности латерализации: правая, левая, амбидекстр, не сформирована.
· Способы выполнения заданий: решает методом проб и ошибок, зрительного соотнесения или применяет логические приемы анализа, переносит ли найденный способ на аналогичное задание и т д.
Собственно обследование:
Под цифрами или маркерами указывается название методики (не психического процесса!), результат, примеры. На каждый параметр исследования используется не менее 2х методик.
· Зрительное восприятие
· Особенности внимания
· Развитие памяти
· Развитие мышления
· Особенности личности (самооценка, тревожность, коммуникативные навыки, агрессивность) – используются методики исследования, также метод наблюдения.
· Детско-родительские отношения – описываются при соответствующем запросе.
Пример:
· «10 слов» - динамика запоминания 3-5-6-9-10; характерно называние «лишних» слов; через 30 минут воспроизвела 6 слов.
· «Домик» (групповая формы работы, 10 человек) – 2 ошибки при срисовывании с образца.
· Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика "Выбери нужное лицо" – средний уровень тревожности (6 отрицательных эмоциональных выборов из 14); проявляется в ситуациях, моделирующих отношения «ребенок-ребенок».
Заключение: например, актуальное развитие соответствует уровню возрастной норм; ниже показателей возрастной нормы; не соответствует уровню возрастной нормы.
4. Обследование педагога-дефектолога:
В начале обследования фиксируется следующие особенности: вступление в контакт, принятие задания, способы выполнения задания, обучаемость в процессе обследования, отношение к результату своей деятельности.
Под цифрами или маркерами указывается название методики, используемый диагностический материал, результат, примеры.
· Представления о себе, об окружающем мире
· Сенсорное развитие (восприятие цвета, восприятие формы, восприятие величины, целостность восприятия, предметный гнозис, восприятие пространственных отношений, временные представления)
· Состояние моторики
· ФЭМП
· Конструирование
· Характер игровой деятельности
· Работоспособность
Заключение: указывается, какие функции сохранны, какие нарушены.
5. Обследование учителя-логопеда:
· Понимание речи
· Звукопроизношение
· Фонематический слух (фонематический анализ и синтез)
· Строение артикуляционного аппарата
· Слоговая структура слова
· Словарь
· Грамматический строй речи
· Связная речь.
· Коммуникативно-речевые умения
( Характеристика может быть написана в свободной форме, но с изложением вышеуказанных разделов).
Заключение: например, ОНР 3 уровня.
Примечание: если ребенок посещает занятия специалистов, указывается с какого времени, с какой периодичностью и на что направлены занятия; выполняют ли родители домашние задания (например, Юра посещает подгрупповые коррекционно-развивающие занятия психолога с сентября 2013 года 2 раза в неделю, направленные на развитие коммуникативных навыков).
Дата заполнения представления:
Воспитатели: Ф.И.О., подпись
Социальный педагог: Ф.И.О., подпись
Педагог-психолог: Ф.И.О., подпись
Педагог-дефектолог: Ф.И.О., подпись
Учитель-логопед: Ф.И.О., подпись