Тема 1. Феноменология дидактики




Возникновение и развитие дидактики. Основные педагогические (обучение, воспитание, образование, развитие) и дидактические (процесс обучения, познание, законы и закономерности обучения, принципы и правила обучения, цели и задачи педагогической деятельности, содержание обучения, методы, средства, формы обучения, формы организации, организационные формы, образовательные системы, контроль результатов обучения, анализ и самоанализ) категории и взаимосвязь между ними.

Отечественные и зарубежные создатели теории обучения.

 

Тема 2. Теоретические основы процесса обучения

Законы и закономерности процесса обучения. Всеобщие, общие, специфические законы и вытекающие из них закономерности обучения.

Принципы и правила процесса обучения. Принципы гуманизации, природосообразности, культуросообразности, комплексности, системности, социальной обусловленности, научной обоснованности, креативности педагогического процесса.

Цели и задачи педагогического процесса.

Факторы обучения: дидактические причины и факторы, факторный анализ в дидактике, комплексное влияние факторов, кривые обучения.

Мотивация учения. Мотивы – движущие силы познания. Изучение и формирование мотивов, стимулирование учения.

Тема 3. Обучение в целостном педагогическом процессе

Обучение как способ организации педагогического процесса. Обучение как объект дидактики, его характеристики и особенности. Методологические основы обучения. Функции процесса обучения. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения. Виды обучения и их характеристика.

Характеристика основных концепций развивающего обучения. Современные подходы к разработке теории личностно развивающего обучения.

Понятие «педагогическая технология». Специфика технологического подхода в образовании. Классификация современных педагогических технологий. Педагогические технологии сотрудничества. Развивающие технологии обучения. Проектные технологии обучения. Коммуникативные технологии обучения. Технологии педагогических измерений.

 

Содержательный модуль 2. Содержательные аспекты дидактики

 

Тема 4. Содержание обучения как педагогический феномен и основа формирования культуры личности

Сущность содержания образования как распредмеченной культуры и его исторический характер. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования. Принципы и критерии отбора содержания общего образования. Государственный образовательный стандарт и его функции.

Состав содержания обучения: знания, способы деятельности (умения и и навыки), опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений).

Знания как компонент содержания обучения, их свойства, условия их эффективного усвоения.

Способы деятельности со знаниями (умения (общеучебные, специальные, коммуникативные, интеллектуальные) и навыки. Условия их формирования.

Опыт творческой деятельности и условия его формирования.

Опыт эмоционально-ценностных отношений и условия его формирования.

Материализация содержания обучения в государственных документах и учебной литературе.

 

Содержательный модуль 3. Технологические аспекты дидактики

 

Тема 5. Методы, средства, формы обучения. Диагностика в обучении

Сущность понятия «метод обучения», метод как многомерное явление. Функции методов обучения. Классификации методов обучения. Классификация методов обучения по источнику знаний. Классификация методов обучения по познавательной активности школьников. Классификация методов обучения по составу социального опыта. Содержание методов обучения. Выбор методов обучения.

Дидактические средства обучения.

Формы обучения. Формы организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Организационные формы обучения: основная и вспомогательные (лекция, семинар, конференция, практикум, факультатив, экскурсия и пр.).

Урок как основная организационная форма обучения. Типы уроков и их структура. Нестандартные уроки. Подготовка урока. Целеполагание на уроке. Педагогический анализ урока.

Образовательные системы: классно-урочная, семестрово-зачетная, модульная.

Контроль в процессе обучения. Диагностика обученности. Диагностика обучаемости. Контроль успеваемости. Тестирование достижений и развития.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: