Пример невротических симптомов по Фрейду




Неосознаваемые психические процессы и их классификация. Бессознательное как предмет психологии: методы изучения, факты, интерпретации.

Все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса: (1) неосознаваемые механизмы созна­тельных действий; (2) неосознаваемые побудители со­знательных действий; (3) «надсознательные» процессы.

В первый класс — неосознаваемых механизмов со­знательных действий — входят в свою очередь три раз­личных подкласса:

а) неосознаваемые автоматизмы;

б) явления неосознаваемой установки;

в) неосознаваемые сопровождения сознательных дей­ствий.

а) Под неосознаваемыми автоматизмами подразумева­ют обычно действия или акты, которые совершаются «сами собой», без участия сознания.

Анализ автоматических процессов обнаруживает их двоякое происхождение. Некоторые из этих процессов никогда не осознавались, другие же прошли через со­знание и перестали осознаваться.

Первые составляют группу первичных автоматизмов, вторые — группу вторичных автоматизмов. Первые на­зывают иначе автоматическими действиями, вторые — автоматизированными действиями, или навыками.

В группу автоматических действий входят либо врож­денные акты, либо те, которые формируются очень рано, часто в течение первого года жизни ребенка. Их примеры: сосательные движения, мигание, схватывание предметов, ходьба, конвергенция глаз и многие другие.

Благодаря формированию навыка достигается двоякий эффект: во-первых, действие начинает осуществляться быстро и точно; во-вторых, происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоение более слож­ного действия.

Поле сознания, как вы уже знаете, неоднородно: оно имеет фокус, периферию и, наконец, границу, за которой начинается область неосознаваемого. И вот эта неодно­родная картина сознания как бы накладывается на ие­рархическую систему сложного действия. При этом самые высокие этажи системы — наиболее поздние и наиболее сложные компоненты действия — оказываются в фокусе сознания; следующие этажи попадают на периферию со­знания; наконец, самые низкие и самые отработанные компоненты выходят за границу сознания.

Надо сказать, что отношение различных компонентов действий к сознанию нестабильно. В поле сознания про исходит постоянное изменение содержаний: представ­ленным в нем оказывается то один, то другой «слой» иерархической системы актов, составляющих данное действие.

Свойство любого компонента навыка вновь стать осознанным очень важно, поскольку оно обеспечивает гибкость навыка, возмож­ность его дополнительного совершенствования или пере­делки.

Первичные автоматизмы не осознаются и не поддаются осознанию. Более того, по­пытки их осознать обычно расстраивают действие.

Выработка навыка — это процесс, идущий как бы с двух противоположных сторон: со стороны субъекта и со стороны организма. Мы произвольно и сознательно вычленяем из сложных движений отдельные элементы и отрабатываем правильное их выполнение. Одновременно, уже без участия нашей воли и сознания, идет процесс автоматизации действия.

Гельмгольц – «бессознательное умозаключение». Мы как бы рассуждаем, но на самом деле этого не делаем: за нас подобную работу производит неосознаваемый пер­цептивный процесс.

Опыт с оконной рамой.

Объяснение иллюзии надо начать с рассмотрения формы окна. Вы видите, что оно имеет форму трапеции. Основа­на эта иллюзия на очень сильном признаке глубины — линейной перспективе. В чем этот признак состоит? Он хорошо известен: если вы смотрите на уходящие вдаль рельсы, то они кажутся сходящимися, т. е. расстояние между ними кажется постепенно уменьшающимся.

Точно так же если вы смотрите на обычное окно в комнате под углом, то сторона, которая ближе к вам, выглядит большей, а та, которая дальше, — меньшей. Такая связь видимого размера и удаленности повторялась в вашем опыте многие тысячи раз на очень многих объектах. В результате теперь, когда вы видите одно из двух реально одинаковых тел меньше, то понимаете,

что оно дальше, а точнее, видите его находящимся дальше. В этом и состоит суть обсуждаемого перцептивного авто­матизма; его можно описать как «срабатывание» признака линейной перспективы.

Главная «хитрость» его состояла в том, что он сделал окно непрямоугольным. В результате, когда окно пово­рачивается так, что его большая сторона оказывается к вам ближе, вы видите расположение окна правильно: большую сторону ближе, меньшую дальше. Когда же на вас начинает «находить» меньшая сторона, то ее размер (при убеждении, что стороны одинаковы) не позволяет «пропустить» ее вперед — и вы видите меньший край окна снова отходящим назад.

б) явления неосознаваемой устано

Узнадзе. Установка - готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в опреде­ленном направлении.

(моторная, перцептивня, умственная).

Состояние готовности, или установка, имеет очень важное фукциональное значение. Субъект, подготовлен­ный к определенному действию, имеет возможность осу­ществить его быстро и точно, т. е. более эффективно.

«Ошибки установки», которые проявляются в ошибочных действиях, восприятиях или оценках, от­носятся к наиболее выразительным ее проявлениям и раньше всего привлекли внимание психологов.

Надо сказать, что не всякая установка неосознаваема.

Эксперимент с шарами. Испытуемому давали в руки два шара разного объема и просили оценить, в какой руке шар больше. Больший шар, предположим, давался в левую руку, меньший — в правую. Испытуемый пра­вильно оценивал объемы шаров, и проба повторялась: снова в левую руку давали больший шар, а в правую — меньший, и испытуемый снова правильно оценивал объе­мы. Снова повторялась проба, и так раз пятнадцать подряд*.

Наконец, в очередной, шестнадцатой, пробе неожи­данно для испытуемого давались два одинаковых шара с той же самой инструкцией: «сравнить их объемы».

Контрастные иллюзии установки – если все время в левую руку давали больший шар, а когда дали одинаковы шары, то говорит, что в правой руке больший шар.

Ассимилятивными иллюзиями установки – если когда дали одинаковы шары опять говорит, что в левой руке больший шар.

Узнадзе: Установка содержит не только «каузальный» (побуждение к деятельности, потребность), но и «целеподобный» момент в виде общей перспективной неразвернутой модели будущей деятельности, отражающей ее конечный рез-т. То есть установка отражает не только настоящее, но также прошлое и будущее.

Непосредственные У – к ним относятся У практического поведения.

Опосредованные – сформированы в процессе сознательной психической деятельности: а). индивидуальные – возникшие в процессе собственной деятельности в плане объективации; б) установки, опосредованные чужой объективацией

Объективация – опредмечивание, превращение в объект.

Установки состоят из трех факторов – потребность, среда и система операционных возможностей, обеспечивающих выполнение поведения.

в) неосознаваемые сопровождения со­знательных действий.

в группу процессов третьего подкласса входят непроизвольные движения, тонические напряжения, ми­мика и пантомимика, а также большой класс вегетативных реакций, сопровождающих действия и состояния человека.

Пример Когда игрок на бильярде пускает шар мимо лузы, то часто он пытается «выправить» его движе­ние вполне бесполезным движением рук, корпуса или кия.

Студенты на экзаменах часто очень сильно зажимают ручку или ломают карандаш, когда их просишь, напри­мер, нарисовать график, особенно если они в этом гра­фике не очень уверены.

Человек, который смотрит на другого, порезавшего, например, палец, строит горестную гримасу, сопереживая ему, и совершенно этого не замечает.

Многие из этих процессов, особенно вегетативные компоненты, составляют классический объект физиоло­гии. Тем не менее, как я уже сказала, они чрезвычайно важны для психологии. Важность эта определяется двумя обстоятельствами.

Во-первых, обсуждаемые процессы включены в обще­ние между людьми и представляют собой важнейшие дополнительные (наряду с речью) средства коммуни­кации.

Во-вторых, они могут быть использованы как объек­тивные показатели различных психологических харак­теристик человека — его намерений, отношений, скрытых желаний, мыслей и т. д. Именно с расчетом на эти процессы в экспериментальной психологии ведется ин­тенсивная разработка так называемых объективных ин­дикаторов (или физиологических коррелятов) психоло­гических процессов и состояний.

Эксперимент Лурии: В основу этого исследования был положен так назы­ваемый ассоциативный эксперимент, предложенный в начал века К. Юнгом для выявления скрытых аффек­тивных комплексов. В таком эксперименте испытуемому обычно предъявляют длинный список слов, на каждое из которых он должен ответить первым приходящим в голову словом.

Лурия спросил испытуемого вместе с произ­несением ответного слова нажимать на очень чувстви­тельный датчик (это была мембрана пневматического барабанчика). Таким образом, словесный ответ сочетался, или сопрягался, с моторной ручной реакцией, ввиду чего методика в целом и получила название сопряженной моторной методики А. Р. Лурии [69].

И вот что оказалось. Если предлагаемое слово было нейтральным, то через положенное время, в среднем спустя 2 — 3 с, следовал ответ (например, дом — окно, стол — стул) и запись моторной реакции имела острый пик, который означал уверенное нажатие на датчик. Если же предлагалось эмоционально окрашенное слово, то время речевой реакции увеличивалось до 10 — 25 и более секунд, но это было известно и раньше. Что же касается моторного ответа, то он тоже задерживался, но до явного нажатия в руке разыгрывалась своего рода «тоническая буря»: на записи руки можно было видеть подъемы и спады, снова подъемы, дрожь и т. п. Все это отражало «смятение» испытуемого в период подыскания подходящего ответа.

Эта методика была применена А. Р. Лурией к лицам, которые находились под следствием и подозревались в преступлении.

Вот один пример. Субъекту, причастному к убийству, дается слово «полотенце» (для него это значимое слово, так как во время преступ­ления жертва при сопротивлении поранила ему руку и он оторвал кусок полотенца, чтобы перевязать рану). Следует период молчания в течение 7 с. Одновременно в моторной сфере наблюдается тоническое *>лнение — на записи медленно поднимается «горб» с неровной, ко­леблющейся формой; внешняя же реакция так и не наступает.

Неосознаваемые побудители созна­тельных действий.

Фрейд – структура личности Я, сверх – Я, Оно

в психике чело­века существуют три сферы, или области: сознание, предсознание и бессознательное.

Типичными обитателями предсознательной сферы, по мнению Фрейда, являются скрытые, или латентные, зна­ния. Это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент в его сознании не присутствуют.

Бессознательные представления – действенны, с трудом переходят в сознание. Объясняется это работой двух меха­низмов, которые постулирует Фрейд,— механизмов вы теснения и сопротивления.

По мнению З.Фрейда, психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых – сексуальное влечение (либидо). Оно существует уже у младенца, хотя в детстве оно проходит через ряд стадий и форм. Ввиду множества социальных запретов сексуальные переживания и связанные с ними представления вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Это и есть побудители сознательных действий. Они имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются: сознание оказывает им сопротивление.

Фрейд выделил три основные формы проявления бессознательного: это сновидения, ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен; описки, оговорки и т.п.) и невротические симптомы.

Согласно представлениям 3. Фрейда, невротические симптомы — это следы вытесненных травмирующих переживаний, которые образуют в сфере бессознатель­ного сильно заряженный очаг и оттуда производят раз­рушительную работу. Очаг должен быть вскрыт и раз­ряжен — и тогда невроз лишится своей причины.

Пример невротических симптомов по Фрейду

Молодая девушка заболела тяжелым неврозом после того, как, подойдя к постели умершей сестры, на мгновение подумала о своем шурине (муже сестры): «Теперь он свободен и сможет на мне жениться». Эта мысль была тут же ею вытеснена как совершенно не­подобающая в данных обстоятельствах, и, заболев, девушка совер­шенно забыла всю сцену у постели сестры. Однако во время лечения она с большим трудом и волнением вспомнила ее, после чего наступило выздоровление.

Пример забывания - Первый относится к анализу «провала» его собственной памяти. Однажды Фрейд поспорил со своим знакомм по поводу того, сколько в хорошо известной им обоим дачной местности ресторанов: два или три? Знакомый утверждал, что три, а Фрейд — что два. Он назвал эти два и настаивал, что третьего нет. Однако этот третий ресторан все-таки был. Он имел то же название, что и имя одного коллеги Фрейда, с которым тот находился в натянутых отношениях.

Пример оговорки - Однажды председатель собрания, который по некоторым личным Причинам не хотел, чтобы собрание состоялось, открывая его, произнес: «Разрешите считать наше собрание закрытым».

Интерпретация бессознательного К.Г. Юнгом в целом сходна с тем, что понимал под этим Фрейд, однако взаимодействие между сознанием и бессознательным в его интерпретации менее инертное. Он вносит свои поправки. Во-первых, Юнг делит бессознательное на два типа: личное и коллективное. Они подчиняются единым законам, но содержат в себе различные факты.

Личное бессознательное содержит, перечисленные Фрейдом, энергии и конфликты, но, плюс к этому, в него попадают комплексы. Комплексами обозначаются скопления эмоционально заряженных мыслей и чувств, вынесенных индивидом из его прошлого личного опыта. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на все поведение человека. По мнению, Юнга материал бессознательного доступен для сознания, т.е. комплексы могут осознаваться человеком. Таким образом, можно сказать, что комплексы становятся достаточно осознанными мотиваторами, хотя и хранятся в сфере бессознательного. Личное бессознательное для каждого человека индивидуально.

Коллективное бессознательное напротив является общим для всех, в нем отражаются мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и человекообразных предков и являющиеся результатом нашего общего эмоционального опыта. Коллективное бессознательное состоит из архетипов. Каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации.

Архетипы представляют собой формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием, образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека.

Примеры архетипов

Анимус и анима (от лат. anima – душа) — архетипы. Представляют собой архетипические образы, в которых запечатлен многовековой опыт предков (по преимуществу в аспекте пола). Анимус — исходно, собрание отцов, являющихся авторитетами, мнения которых неоспоримы, это — мужская часть души, связанная с категорическими мнениями. Анима — женская часть души, связанная с настроениями. При этом одна из этих душ обращена вовне, другая — вовнутрь. Возможны ситуации, когда в психической организации женщины доминирующей является мужская душа, что выражается в ее особо жестких и хладнокровных суждениях, в чрезмерной принципиальности. Часто возникают и обратные ситуации, когда мужчина носит в себе женскую душу. Принадлежа к сфере бессознательного эти стороны души достаточно примитивны и недифференцированны, но вместе с тем в них заложен источник творческой силы.

Тень — это архетипическая форма, состоящая из материала, подавленного сознанием; ее содержание включает те тенденции, желания, воспоминания и опыты, которые отсекаются человеком как несовместимые с персоной и противоречащие социальным стандартам и идеалам.

Персона - Наша персона является внешним проявлением того, что мы предъявляем миру. Это характер, который мы считаем приемлемым; через него мы взаимодействуем с другими. Те, кто идентифицируется с персоной, видят себя в основном в границах своих специфических социальных ролей.

Самость наиболее важный и трудный для понимания архетип. Юнг назвал самость главным архетипом, архетипом психологического строя и целостности личности. Самость — архетип центрированности. Это единство сознания и бессознательного, которое воплощает гармонию и баланс различных противоположных элементов психики.

бессознательное ведет себя в компенсаторной или комплементарной манере по отношению к сознательному.

Для подобных взаимоотношений есть несколько причин:

1. Сознание обладает порогом интенсивности, которой его содержание должны были достигнуть; таким образом все более слабые элементы остаются в бессознательном.

Сознание, вследствие его направленных функций, осуществляет задержку (которую Фрейд называет цензурой) всего несовместимого материала и, в результате, он погружается в бессознательное.

3. Сознание — это кратковременный процесс адаптации, тогда как бессознательное вмещает не только весь забытый материал собственного прошлого индивидуума, но и все элементы унаследованного поведения, составляющие структуру психики.

4. Бессознательное содержит в себе все комбинации фантазии, которые еще не достигли порога интенсивности, но с ходом времени и при благоприятных обстоятельствах, вероятно, проникнут в сознание.

«Надсозна-тельные» процессы. Если попытаться кратко их охарак­теризовать, то можно сказать, что это процессы образо­вания некоего интегрального продукта большой созна­тельной работы, который затем «вторгается» в созна­тельную жизнь человека и, как правило, меняет ее те­чение.

Субъект не знает того конечного итога, к которому приведет «надсознательный» процесс. Созна­тельные же процессы предполагают цель действия, т. е. ясное осознание результата, к которому субъект стремит­ся. Во-вторых, неизвестен момент, когда «надсознатель­ный» процесс закончится; часто он завершается внезапно, неожиданно для субъекта. Сознательные же действия, напротив, предполагают контроль за приближением к цели и приблизительную оценку момента, когда она будет достигнута.

Судя по феноменологическим описаниям, к обсужда­емому классу «надсознательных» процессов следует от­нести процессы творческого мышления, процессы пере­живания большого горя или больших жизненных собы­тий, кризисы чувств, личностные кризисы и т. п.

эти процессы происходят над со­знанием в том смысле, что их содержание и временные масштабы крупнее всего того, что может вместить созна­ние; проходя через сознание отдельными своими участ­ками, они как целое находятся за его пределами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: