Расходы федерального бюджета: понятие и назначение




ВВЕДЕНИЕ

Государственное регулирование занимает главенствующее место в экономическом развитии общества. Одним из главных инструментов в социально-экономическом регулировании выступает финансовый механизм, где основное место принадлежит бюджету государства. Именно благодаря бюджету органы управления государством выполняют возложенные на них функции.

Ведущее место во всей финансовой системе занимает федеральный бюджет, так как именно он финансово обеспечивает реализацию основных программ и проектов, что, несомненно, положительно влияет на устойчивое экономическое развитие федеративного государства.

В настоящее время в Российской Федерации идет процесс становления бюджетной системы, которая должна отвечать существующей экономической ситуации. Данный процесс протекает сложно, что заключается в значительном количестве ошибок в ходе формирования новой бюджетной системы.

Вместе с тем отсутствие адекватной бюджетной системы, четких принципов бюджетной политики ограничивает дальнейшее экономическое развитие РФ и гражданского общества.

Сегодня достаточно актуальна проблема повышения эффективности расходов федерального бюджета по двум причинам:

1.необходимы реформы в области социально-экономической политики;

2.низкая доходность федерального бюджета, что в ближайшей перспективе значительно повысить не представляется возможным.

Отметим, что посредством бюджета государство концентрирует финансовые ресурсы в приоритетных направлениях деятельности, осуществляет экономическое регулирование, стимулирует производственные и социальные процессы. Очевидно, что в данном аспекте именно расходы федерального бюджета играют важнейшую роль.

Именно этими обстоятельствами и обусловлена актуальность темы курсовой работы.

Расходы бюджета представляют собой экономические отношения по поводу распределения финансовых ресурсов и их использования по различным направлениям согласно бюджетной классификации.

Расходы федерального бюджета разнообразны по своему составу, источникам, направлениям использования. Для более целостного представления они классифицируются по различным группам.

Объем и структура расходов федерального бюджета зависит от множества факторов, в частности от государственного устройства, внешней и внутренней проводимой экономической политики, уровня экономического развития и благосостояния населения, а также многих других.

Целью данной курсовой работы выступает систематизация и обобщение теоретических основ о расходах федерального бюджета, их классификации, а также о способах их эффективного использования.

В соответствии с поставленной целью в процессе написания курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

-рассмотреть понятие федерального бюджета и его роль в экономике государства;

-раскрыть понятие расходов федерального бюджета, их назначение и классификацию;

-проанализировать динамику и структуру расходной части федерального бюджета;

-рассмотреть проблемы оптимизации расходов федерального бюджета, а также пути их решения.

Объектом исследования курсовой работы выступают расходы федерального бюджета, их классификация, а также анализ их использования.

Предметом исследования в данной работы является нормативно-правовая база Российской Федерации, регулирующая деятельность государственных органов власти по поводу исполнения федерального бюджета.

Для того чтобы более полно изучить тему курсовой работы в ходе ее написания применялись различные методы, в частности: методы анализа, классификации, обобщения, методы анализа нормативно-правовой базы, монографий, статей, а также аналитический, сравнительный и описательный методы.

Нормативную базу исследования составили: Конституция РФ, Федеральный закон, «Бюджетный кодекс Российской Федерации».

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫРАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ И ИХ ОПТИМИЗАЦИЯ

Расходы федерального бюджета: понятие и назначение

Основным элементом государственных и муниципальных финансов выступают бюджеты различных уровней власти, а именно федеральный, региональный и местный.

Бюджет государства - это форма образования и расходования финансовых ресурсов властными органами государства, предназначенные для обеспечения потребностей населения страны.

Роль бюджета государства, в том числе и Российской Федерации, весьма высока, так как оказывает непосредственное влияние на социально-экономическое развитие страны. Это воздействие состоит в изменении структуры общественного воспроизводства, обеспечении развития различных отраслей народного хозяйства, которые в свою очередь предопределяют научно-технический прогресс. Кроме того, с помощью бюджета производится перераспределение бюджетных ресурсов в пользу конкретных территорий согласно целям и задачам бюджетной политики государства.

Важнейшее место в бюджетной системе РФ принадлежит федеральному бюджету. Это обусловлено тем, что именно федеральный бюджет главным инструментом, с помощью которого происходит перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта. Кроме того, значимость федерального бюджета определяется концентрацией основного объема финансовых ресурсов в нем, которые необходимы для регулирования социально-экономического развития РФ, укрепления обороноспособности и т.п. [2].

Стоит отметить, что Российская Федерация имеет право разрабатывать федеральный бюджет самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ, а порядок его формирования и исполнения диктуется Бюджетным кодексом РФ.

Федеральный бюджет состоит из двух элементов, тесно связанных между собой: доходов и расходов.

Доходы федерального бюджета - это финансовые ресурсы, которые поступают в бюджет на безвозмездной и безвозвратной основе согласно законодательству РФ.

Расходы федерального бюджета представляют собой финансовые ресурсы, которые необходимы для осуществления органами власти возложенных на них функций.

Основное назначение расходов федерального бюджета проявляется в его функциях (табл.1).

Таблица 1- Функции расходов федерального бюджета

Функция Описание
Перераспределительная Находит свое отражение в процессе использования бюджета государства, сформированного посредством распределения внутреннего валового продукта и национального дохода и проявляется в том, что органами власти учитываются интересы всех участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику. Важно отметить, что данная функция имеет огромное значение при реализации социальной политики, так как главенствующее место занимают поддержка наименее защищенных слове населения, а также различных учреждений социальной направленности (здравоохранение, образование, культура).
Регулирующая Заключается в направлении бюджетных ресурсов на необходимые цели, соответствующие проводимой государством экономической политике.
Контрольная Данная функция находится в тесной взаимосвязи с вышеперечисленными и заключается в обязанности государственных органов власти любого уровня осуществлять контроль за поступлением и расходованием бюджетных средств.

 

 

Объем и размер расходов бюджетных средств зависит от многих факторов, в частности от величины валового внутреннего продукта, доходов государства, зависящие, несомненно, от собираемости налоговых и неналоговых поступлений [26, с.178].

Отметим некоторые факторы, которые в наибольшей степени влияют на изменение расходной части федерального бюджета государства:

-развитие экономики страны. Очевидно, у стран с развитой экономикой доходная часть бюджета растет, что в свою очередь позволяет осуществлять большие расходы;

-социальная и демографическая развитость населения. Основными показателями при планировании расходов бюджета в этом случае выступают такие показатели как: население с различным уровнем доходов, численность дошкольного и школьного населения, число больных по различным видам заболеваний и пр.;

-научно-технический прогресс. Несомненно, высокая развитость общества в этом аспекте вызывает появление новых видов общественных благ, а, следовательно, иных сфер государственного регулирования;

-внешние обстоятельства. Возникновение различных чрезвычайных ситуаций (войны, стихийные бедствия) усиливает государственное регулирование экономики, что в свою очередь влечет рост расходов;

-иные факторы, такие как институциональные и политические.

Практика некоторых иностранных государств свидетельствует о наличии различных программ, направленных на сокращение расходования финансовых ресурсов бюджетов и повышение эффективности их использования.

На основании всего вышеизложенного нами может быть сделан вывод о том, что расходы федерального бюджета можно рассматривать как самостоятельную экономическую категорию, определение которой представлено в Бюджетном кодексе РФ.

Вместе с тем расходы федерального бюджета предназначены для использования властными государственными органами финансовых ресурсов в целях осуществления возложенных государственных полномочий.

Отметим, что важным моментом в расходовании бюджетных средств выступает их эффективное использование [17, с.189].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: