Актуальные проблемы и пути оптимизации расходования финансовых ресурсов федерального бюджета РФ




В настоящее время актуальным вопросом является повышение эффективности использования средств федерального бюджета. Однако сейчас наблюдается ряд проблем в этой области, среди которых можно выделить следующие (рис.3).

Рисунок 3- Проблемы эффективного использования средств федерального бюджета РФ

Нецелевое расходование средств бюджета
Отсутствие ответственности за неэффективное и нецелевое использование бюджетных средств
Несвоевременное освоение выделенных бюджетных средств
Проблемы эффективного расходования ресурсов федерального бюджета
Несбалансированность бюджета
Отсутствие ответственности за неэффективное и нецелевое использование финансовых ресурсов

 


В связи с представленными проблемами остро встает вопрос поиска путей оптимизации расходов федерального бюджета [19, с.87].

Оптимизацию расходов федерального бюджета в ближайшей перспективе планируется осуществлять посредством проводимой бюджетной политики. Согласно данному документу основной целью в управлении государственными финансовыми ресурсами выступает их эффективное и рациональное использование, что в свою очередь поспособствует улучшению качества жизни населения РФ, а также реализации целей социально-экономического развития. В этом случае необходимо решение следующих задач:

Закончить внедрение программно-целевых методов финансирования и планирования в бюджетный процесс;

Применять меры, которые направлены на повышение эффективности расходов бюджета;

Модернизировать финансовый контроль, при котором в первую очередь необходимо оценивать эффективность расходования финансовых ресурсов федерального бюджета;

Внедрить структуру управления общественными финансами в субъектах РФ и муниципалитетах;

Применять меры, повышающие качество финансового менеджмента в государственном секторе;

Использовать в бюджетном процессе принцип прозрачности и открытости.

Внедрение программно-целевого метода планирования расходов бюджета позволит обеспечить рост уровня ответственности государственных органов власти и муниципалитетов за достижение поставленных целей и показателей. Для этого в свою очередь целесообразно было бы создать систему анализа эффективности расходов бюджета.

Основные инструменты оптимизации расходов федерального бюджета:

- анализ эффективности расходования финансовых ресурсов федерального бюджета;

- повышение эффективности организации государственных закупок;

- повышение эффективности оказания государственных услуг;

-рост бюджетных инвестиций;

- повышение эффективности распределения межбюджетных трансфертов;

- развитие системы управления общественными финансами «электронный бюджет» [10, с.125].

Остановимся подробнее на каждом из них.

Анализ эффективности расходования финансовых ресурсов федерального бюджета предполагает осуществлять на стадии планирования учет взаимосвязи фактических бюджетных расходов с проектируемыми значениями. В процессе непосредственно данного вида анализа целесообразно сопоставлять планируемые значения с фактически исполненными по отдельным видам расходов. В данном случае все бюджетные расходы будут сгруппированы по стоимостным и объемным показателям.

Кроме того, для проведения подобного анализа стоит привлекать независимых лиц, в частности различных экспертов и негосударственных научных организаций.

Второе важное направление - повышение эффективности организации государственных закупок, для чего Правительством РФ планируется провести ряд мероприятий:

-для исполнения обязательств по контракту предоставлять исполнителю банковские кредиты вместо существующего авансирования;

-совершенствовать нормативно-правовую базу в части государственных закупок, а именно предоставить заказчику право оплачивать контракт в соответствии с фактически произведенными расходами, учитывая при этом коэффициент рентабельности [9, с.98].

Повышение эффективности оказания государственных услуг представляет собой одно из приоритетных направлений оптимизации расходов федерального бюджета.

Отметим, что сегодня заканчивается процесс реформирования функционирования государственных и муниципальных организаций. В частности, им предоставлена большая самостоятельность, установлены долгосрочные нормативы. Это все привело к положительным изменениям в их деятельности: увеличилась заработная плата, производительность труда, повысилось качество использования средств бюджета и др.

Вместе с тем были выявлены и отрицательные стороны данного реформирования:

-совершение коммерческих видов деятельности, не соответствующих целям создания учреждения;

-предоставляемые услуги осуществляются вразрез с полномочиями учредителя;

-планирование нормативных затрат согласно индексации расходов прошлых лет;

Очевидно, для устранения вышеописанных проблем необходим ряд мероприятий:

-взаимоувязать государственные задания и программы;

-осуществить реорганизацию или ликвидацию учреждений, где оказываемые услуги не соответствуют профилю учреждения;

-сформировать перечень предоставляемых государственных услуг, а также перечень тех из них, которые оказываются государственными учреждениями платно;

-разработать методику расчета нормативных расходов на оказание единицы государственной услуги;

-предоставить право коммерческим организациям на осуществление государственных услуг, тем самым образуя конкуренцию, что в конечном итоге приведет к росту качества их оказания;

-модернизировать систему оплаты труда, внедрив при этом принцип «эффективного контракта» [5, с.78].

Для обеспечения такого мероприятия как рост бюджетных инвестиций предполагается развивать систему государственно-частного партнерства. Для этого необходимо в первую очередь создание соответствующей нормативно-правовой базы. Кроме того, целесообразно разработать методики анализа эффективности инвестиционных проектов, а также методы защиты прав участников.

В ближайшей перспективе для развития данного направления необходимо решение следующих задач:

-снизить риски государственно-частных партнерств, а также передача их частным инвесторам;

-обеспечение роста эффективности управления активами, которые созданы в результате взаимодействия между государством и частным сектором хозяйствования;

-совершенствование системы предоставления государственных гарантий РФ.

Повышение эффективности распределения межбюджетных трансфертов. Как показал ранее проведенный анализ структуры расходов федерального бюджета РФ, доля данной статьи расходования финансовых ресурсов снизилась с 5,50% в 2016 году до 4,09% в 2018 году.

Однако в дальнейшем планируется продолжать повышать самостоятельность региональных и местных бюджетов, в целях чего целесообразно разграничить их источники доходов и расходные обязательства на законодательном уровне. Кроме того, в данном направлении важно модернизировать систему формирования и структуру межбюджетных трансфертов в рамках региональных бюджетов РФ [14, с.45].

Необходимо отметить, что основная доля межбюджетных трансфертов приходится на субсидии, далее следуют дотации, субвенции и прочие виды межбюджетных трансфертов. В ближайшее время в целях укрепления стабильности бюджетов субъектов РФ Правительством государства планируется повысить долю дотаций, а прочие виды межбюджетных трансфертов исключить из Бюджетного кодекса РФ вообще.

Относительно субсидий предполагается выделять их только в соответствии с региональными программами, а порядок их предоставления должен регламентироваться государственными программами.

Кроме того, предусмотрено снижение объема субвенций за счет передачи полномочий по финансовому обеспечению этих расходов органам власти субъектов РФ.

И наконец, последнее направление повышения эффективности расходования средств федерального бюджета РФ - это развитие системы управления общественными финансами «электронный бюджет».

Здесь планируется осуществить ряд мероприятий:

-реализация перехода на единые стандарты электронной финансовой информации, что предполагает отображение всей информации в электронном виде, создание форматов документов и внедрение электронной подписи;

-внедрение единых стандартов в целях совершенствования управления государственными и муниципальными финансами;

-организация целостной информационной среды в сфере управления общественными финансами.

Стоит отметить и такой способ повышения эффективности расходования ресурсов федерального бюджета РФ, как внедрение системы бюджетирования, ориентированной на результат (система БОР).

Сегодня в Российской Федерации еще идет становление данной системы с помощью программно-целевого метода согласно законодательству. Внедрение системы БОР позволит повысить финансовую самостоятельность, а, следовательно, и ответственность исполнительных органов власти за выполнение поставленных показателей и целей.

На основании всего вышеизложенного приходим к выводу, что перечисленные мероприятия, а также их скорейшее внедрение повлекут более качественное управление общественными финансами и более эффективное и рациональное их использование [21, с.87]

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важнейшим элементом всей финансовой системы Российской Федерации выступает федеральный бюджет. Федеральный бюджет можно определить, как форму образования и расходования финансовых ресурсов государства. Кроме того, посредством федерального бюджета происходит перераспределение общественного продукта и национального дохода.

Напомним, что федеральный бюджет, как и бюджет любого другого уровня состоит из доходной и расходной частей.

Доходы отражают финансовую базу для выполнения возложенных на государственные органы власти функций. Расходная же часть представляет собой финансовые ресурсы, направляемые на обеспечение этих функций.

Расходы федерального бюджета весьма в экономическом развитии РФ, так как оказывают влияние на различные стороны хозяйствования, разработку и введение в производство передовых научных достижений.

Отметим также, что государство, укрепляя обороноспособность, участвуя в общественном воспроизводстве, повышении эффективности экономики, влечет разнообразие расходов федерального бюджета. Однако в этом случае все они служат одной цели - удовлетворению потребностей государства.

Проведенный в курсовой работе анализ расходования финансовых ресурсов федерального бюджета РФ в 2016-2018 гг. показал выделение значительного объема средств на социальную политику. Это позволяет нам сделать вывод, что федеральный бюджет в этот период был социально-ориентированным. Именно поэтому мы можем говорить о значимости бюджетных расходов в решении социальных проблем.

Однако оценка использования финансовых ресурсов федерального бюджета РФ в рассматриваемый период позволяет говорить нам о невыполнении запланированных показателей по некоторым видам расходов.

Неэффективному расходованию финансовых ресурсов федерального бюджета способствует ряд проблем, а именно мировой экономический кризис 2016 года, негативные последствия которого российская экономика испытывает по сей день. Кроме того, нецелевое расходование финансовых ресурсов, отсутствие ответственности за это, а также их несвоевременное освоение - все это мешает эффективно и рационально их направлять в различные сферы деятельности государства.

Именно поэтому необходимы меры по оптимизации бюджетных расходов, среди которых можно выделить:

внедрение системы бюджетирования, ориентированной на результат;

совершенствование системы предоставления государственных услуг, а также государственных закупок, распределения межбюджетных трансфертов;

проведение анализа эффективности расходования финансовых ресурсов федерального бюджета;

повышение уровня бюджетных инвестиций.

Все эти меры, несомненно, должны повлечь повышение рационального и эффективного расходования финансовых ресурсов федерального бюджета РФ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: