Анализ динамики и структуры расходов федерального бюджета РФ




Напомним, бюджет любого уровня, в том числе и федеральный, предназначен для исполнения органами власти обязательств Российской Федерации.

Важнейшим направлением деятельности Правительства РФ, а также Министерства финансов выступает формирование и утверждение бюджета на предстоящий финансовый год. В этой связи значимость приобретает и тот факт, что доходная и расходная часть его должны балансировать между собой. Это одно из условий экономической стабильности государства.

Каждая из частей федерального бюджета по-своему значима. Если доходы федерального бюджета характеризуют состояние финансовой базы на обеспечение функционирования государства, то расходы отражают направления использования финансовых ресурсов органами власти. Изменение структуры как доходной, так и расходной части отражают изменения в экономических процессах страны [15, с.165].

В связи с вышеизложенным проведем анализ исполнения обязательств РФ.

На основе таблицы 3 можно сделать вывод о том, что федеральный бюджет в анализируемый период исполнен больше, чем запланировано по следующим видам расходов:

В 2016 году это расходы на национальную экономику (+38,03%), на здравоохранение (+11,38%), на межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований (+15,69%);

Таблица 3- Анализ исполнения федерального бюджета РФ за 2016-2018 гг., млрд.руб.

Статьи расходов 2016 год % выполнения плана 2017 год % выполнения плана 2018 год % выполнения плана
план факт план факт план факт
Общегосударственные вопросы 1013,9 935,7 92,29 1074,9 1117,6 103,97
Национальная оборона 2470,6 2479,1 100,34 3173,8 3184,1 100,24
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2065,7 2086,2 100,99 2056,9 1965,6 95,56
Национальная экономика   3062,9 138,03 2152,8 2324,2 07,96
ЖКХ 123,3 119,6 97,0 138,7 141,1 103,89
Охрана окружающей среды 54,5 46,4 85,14 48,2 49,7 103,11
Образование 640,2 638,3 99,7 590,4 610,6 103,42
Культура, кинематография 97,9   99,9 90,4 89,9 99,45
Здравоохранение 480,8 535,5 111,38 376,6 51,6 137,02
Социальная политика 3506,4 3452,4 98,46 4300,7 4265,3 99,18
Физическая культура и спорт 77,3 71,2 92,11 72,5   100,69
СМИ 72,7 74,8 102,89 80,8 82,1 101,61
Обслуживание государственного и муниципального долга 432,4 415,6 96,11   518,7 87,47
Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований 705,4 816,1 115,69 667,5 68,2 102,17
Всего расходов: 13960,1 14831,6 106,24 15417,2 15620,2  

В 2017 году это все виды расходов, за исключением расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (-4,44%), на культуру и кинематографию (-0,55%), социальную политику (-0,82%), обслуживание государственного и муниципального долга (-12,53%);

в 2018 году это расходы на национальную экономику (+6,01%), на ЖКХ (+24,91%), на образование (+6,69%), на здравоохранение (+9,38%).

Отметим, что органам власти РФ удается удерживать расходы федерального бюджета примерно на одинаковом уровне. Если в 2016 году бюджет исполнен в меньшем объеме, чем планировалось на 7,71%, то в 2017 году его исполнение составило немного больше проектируемого значения на 3,97%, что наблюдается и в 2018 году (+0,13%). Несомненно, это положительный момент.

Также нужно сказать, что подобное положение дел наблюдается в условиях нестабильности национальной экономики, что обусловлено неблагоприятными факторами геополитической и мировой экономической обстановки. Ведь именно сейчас Российская Федерация осуществляет свою деятельность в условиях, введенных против нее санкций, а значит, приспосабливается к новым экономическим условиям.

Проанализируем динамику расходной части федерального бюджета за 2016-2018 гг.

Таблица 4-Динамика расходов федерального бюджета в РФ за 2016-2017 гг., млрд.руб.

Статьи расходов Исполнение в 2016г. Исполнение в 2017г. Исполнение в 2018г. Относительное отклонение
2017/2016 2018/2017
Общегосударственные вопросы 935,7 1117,6 1095,6 119,44 98,03
Национальная оборона 2479,1 3181,4 3775,3 128,33 118,67
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2086,2 1965,6 1898,7 94,22 96,6
Национальная экономика 3062,9 2324,2 2302,1 75,88 99,05
ЖКХ 119,6 144,1 75,2 120,48 50,10
Охрана окружающей среды 46,4 49,7 63,10 107,11 126,96
Образование 638,3 610,6 597,8 95,66 97,9
Культура, кинематография 97,8 89,9 87,3 91,92 97,11
Здравоохранение 535,5   506,3 96,36 98,12
Социальная политика 3452,4 4265,3 4588,5 123,55 107,58
Физическая культура и спорт 71,2   59,6 102,53 81,64
СМИ 74,8 82,1 76,6 109,76 93,3
Обслуживание государственного и муниципального долга 415,6 518,7 621,3 124,81 119,78
Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований 816,1     83,57 98,53
Всего расходов: 14831,6 15620,2 16416,4 105,32 105,10

 

На основании таблицы 4 мы можем сделать о том, что в рассматриваемый период значительно возросли некоторые виды расходов, а именно:

-расходы на национальную оборону в 2017 году по сравнению с 2016 годом выросли на 28,33%, а в 2018 году по отношению к 2017 году на 18,67% и составили 3775,3 млрд.руб.;

-расходы на охрану окружающей среды в 2017г. составили 49,7 млрд.руб., что больше на 7,11% чем в 2016 г., в 2018 г. данная статья расходов увеличилась на 26,96% и ее размер равен 63,1 млрд.руб.;

-расходы на социальную политику в 2017г. по сравнению с 2016г. возросли на 23,55%, а в 2018 г. на 7,58% и составили 4588,5 млрд.руб.;

-расходы на обслуживание государственного и муниципального долга в 2017г. возросли по отношению к 2016г. на 24,81% и составили 518,7 млрд.руб., в 2018г. данные виды расходов составили 621,3 млрд.руб., что больше уровня 2017г. на 19,78%.

В связи с этим мы можем сделать вывод о том, что федеральный бюджет в период 2016-2018 гг. был социально-ориентированным. Кроме того, рост расходов на национальную оборону свидетельствует об укреплении оборонного потенциала Российской Федерации. Очевидно, данный факт является положительным в условиях постоянно меняющейся геополитической ситуации.

Стоит провести и анализ структуры расходов федерального бюджета РФ (табл.5).

Таблица 5-Структура расходов федерального бюджета РФ за 2016-2018 гг., млрд.руб.

Статьи расходов 2016 год 2017 год 2018 год  
сумма Уд.вес, % сумма Уд.вес, % сумма Уд.вес, %  
 
Общегосударственные вопросы 935,7 6,31 1117,6 7,15 1095,6 6,67  
Национальная оборона 2479,1 16,71 3181,4 20,37 3775,3 23,00  
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2086,2 14,07 1965,6 12,58 1898,7 11,57  
Национальная экономика 3062,9 20,65 2324,2 14,88 2302,1 14,02  
ЖКХ 119,6 0,81 144,1 0,92 72,2 0,44  
Охрана окружающей среды 46,4 0,31 49,7 0,32 63,1 0,38  
Образование 638,3 4,30 610,6 3,91 597,8 3,64  
Культура, кинематография 97,8 0,66 89,9 0,58 87,3 0,53  
Здравоохранение 535,5 3,61   3,30 506,3 3,08  
Социальная политика 3452,4 23,28 4265,3 27,31 4588,5 27,95  
Физическая культура и спорт 71,2 0,48   0,47 59,6 0,36  
СМИ 74,8 0,50 82,1 0,53 76,6 0,47  
Обслуживание государственного и муниципального долга 415,6 2,80 518,7 3,32 621,3 3,78  
Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований 816,1 5,50   4,37   4,09  
Всего расходов: 14831,6   15620,2   16416,4    

Таблица 5 позволяет нам сделать вывод о том, что в 2016 году наибольший удельный вес принадлежал таким видам расходов, как: расходы на национальную оборону (16,71%), на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (14,07%), на национальную экономику (20,65%), на социальную политику (23,28%).

Такое же положение дел сохранилась и в 2017г., в частности доля расходов на национальную оборону составила 20,37%, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность - 12,58%, на национальную экономику - 14,88%, на социальную политику - 27,31%.

В 2018 году наибольший удельный вес занимают расходы на национальную оборону - 23%, на национальную экономику - 14,02% и на социальную политику - 27,95% [29].

Проведенный анализ таблицы 5 в конечном итоге подтверждает социальную направленность федерального бюджета, рост экономического и оборонного потенциала нашего государства.

Представим структуру расходной части федерального бюджета на рисунке 2.

Проведенный анализ основных статей расходов федерального бюджета РФ свидетельствует о том, что государство большие объемы финансовых ресурсов направляет на экономическое развитие, улучшение социальной политики, повышение обороноспособности страны. Все это, несомненно, повышает благосостояние населения, уровень жизни в стране и как следствие вызывает экономический рост.

Однако, проанализировав достижение планируемых показателей федерального бюджета РФ в 2016-2018 гг. видно, что большинство статей расходов бюджета не исполнено в полном объеме.

В связи с этим важное значение приобретает оптимизация расходования финансовых ресурсов федерального бюджета РФ, что будет рассмотрено ниже [13, с.45].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: