Вопросы по дисциплине «Теория менеджмента»
1. Понятие менеджмента, содержание профессиональной деятельности менеджера. Управление (менеджмент) – взаимодействие (ранее – воздействие объекта на субъект) субъекта и объекта управления (управляющей и управляемой систем), обеспечивающее достижение неких, заранее предопределенных целей
Менеджмент – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу (П. Друкер
2. Организация как объект менеджмента, ее элементы и сущность.
Организации
Все примеры успеха и провала фирм и компаний, приведенные в начале этой главы, имеют одну общую особенность. Эту же особенность имеют и «Брауни Труп 107», Королевское ранчо в Техасе, больница «Гора Синай», «Лос-Анджелесские Бараны», «Сони», издательство «Харпер энд Роу», пиццерии «Марио Парлор», Китайская Народная Республика, «Дженерал Моторс», «Эксон», Военно-Морской Флот США и ваш колледж. Все они являются организациями. Организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной, обуславливающей существование менеджмента. Поэтому начнем изучение менеджмента, усвоив сначала, что такое организация и почему ею нужно управлять.
Что такое организация?
Некая группа должна соответствовать нескольким обязательным требованиям, чтобы считаться организацией. К ним относятся:
1. Наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой группы.
2. Наличие по крайней мере одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы.
3. Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.
|
Соединив в одну эти существенные характеристики, мы получаем важное определение:
ОРГАНИЗАЦИЯ - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
ФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ. Для большей точности скажем, что приведенное выше определение справедливо не просто для организации, а для формальной организации. Существуют также неформальные организации, группы, которые возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях, за исключением, быть может, очень маленьких. И хотя у них нет руководителей, неформальные организации настолько важны, что мы посвятим им целую главу. В соответствии с общепринятой практикой, говоря о неформальных организациях, мы так и будем их называть. А используя слово организация, мы всегда будем иметь ввиду формальную организацию.
СЛОЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ. Давая определение нашему предмету, мы сказали, что организация всегда имеет хотя бы одну общую цель, разделяемую и признаваемую таковой всеми ее членами. Но формальное управление редко имеет дело с организациями, имеющими только одну цель. Предмет книги - это управление сложными организациями. Сложные организации имеют набор взаимосвязанных целей.
Один простой пример: «МакДоналдс» является организацией, состоящей из 7 с лишним тысяч самостоятельных предприятий, работа которых обеспечивается поддержкой большого числа организаций, работающих «за кулисами», ведущих строительство магазинов и цехов, осуществляющих рекламу, производящих закупку продуктов, разрабатывающих новые виды продукции, осуществляющих контроль качества. Каждое заведение «МакДоналдс» имеет свои планы реализации продукции и прибыли. Каждая вспомогательная единица также имеет свои цели, такие как, например, закупка говядины по выгодным ценам. Эти цели взаимосвязаны и взаимозависимы. Например, ресторан может реализовать свои цели, добившись запланированной прибыли, только если служба закупки добьется своих целей, обеспечив достаточное количество булочек по нужной цене, если служба маркетинга обеспечит достаточный приток покупателей, технологи найдут способ эффективного приготовления и т.д. Основная причина, позволившая «МакДоналдсу» стать крупнейшим предприятием в своем бизнесе в мире, заключается в том, что компании удается не только достичь всех вышеперечисленных целей, но и эффективно взаимоувязать их с наименьшими затратами.
|
3. Системные свойства организации.
Все организации являются системами.
СИСТЕМА – это совокупность взаимосвязанных элементов, предназначенная для достижения определенной цели.
Поскольку люди являются компонентами организаций, наряду с техникой, которая используется для выполнения работы, то организации являются социотехническими системами.
СИСТЕМНЫЕ СВОЙСТВА ОРГАНИЗАЦИИ
q Наличие цели
q Гетерогенность – разнообразие элементов.
q Взаимодействие элементов.
q Наличие структуры, как правило, иерархической.
|
q Эмергентность (эмерджентность) или синергия элементов – несводимость свойств системы к простой сумме свойств отдельных элементов.
q Взаимодействие с внешней средой.
q Способность к самосохранению (благодаря выносливости и устойчивости)
q Управляемость и самоорганизация.
q Адаптивность – изменение поведения как реакция на воздействие.
q Эволюция в сторону усложнения и образования новых подсистем. Неравномерность эволюции, отсутствие монотонности – периоды постепенного накопления незначительных изменений иногда прерываются резкими качественными скачками, существенно меняющими свойства системы.
q Любая система может быть представлена в виде модели.
4. Цель как важнейшая характеристика менеджмента. Классификация целей. Цель – это будущее положение дел, которого организация стремится достичь.
Экономические цели
Социальные цели
Производственные цели
Имиджевые цели