Религия и культура древнего Египта




Египетский стиль мышления отличался глубоким национальным своеобразием, порожденным условиями существования людей в аллювиальных долинах. Сам характер природных условий – испепеляющее солнце летом и благодетельное зимой, удаленность от моря, губительные пески пустыни вокруг реки с ее пыльными бурями и опасным животным миром – определял специфику массового сознания населения и всей системы духовных ценностей.

Только общим трудом, организованным жречеством и сильной властью фараона, египтяне могли обеспечить себе нормальную жизнь. Человек ощущал свое бессилие, свою ничтожность перед могущественными богами и грозным и всемогущим фараоном. Отсюда проистекает консерватизм и традиционализм мышления. Все новшества отрицались: достоинством человека считалось соблюдение древних канонов и методов. Самое благоразумное для египтянина – не считать себя творцом собственной судьбы, а уметь наслаждаться всем отпущенным ему богами, что в конечном итоге и является счастьем.

В древнеегипетской магии, как и в любой системе ритуальной обрядности, сосуществовали три основополагающих принципа – действительного или предполагаемого сходства материальных и мыслимых объектов и предметов (колдовство над восковыми и глиняными фигурками людей), «симпатического» замещения человека атрибутами его одежды или его изображениями (манипуляции над одеждой, украшениями, волосами), и неистребимая вера в чудодейственную силу слова (молитвы, свадебные песнопения).

Магия играла роль свода мифологически закрепленных законов. «Книга мертвых» содержала свод моральных норм и законоположений, обязательных для каждого египтянина. Так, «переход брода» и ростовщичество считалось особо тяжкими прегрешениями. Вообще, быть богатым по соображениям морали простолюдину разрешалось только благодаря честному кропотливому труду в своей профессиональной области.

Родиной же моды на одежду в тот период истории стал именно Египет. Основным признаком одежды всех древних земледельческих культур была ее неизменность, постоянство и единообразие, чтобы быть узнаваемыми номовыми божествами и добрыми духами. Переодевание в платье другого пола или сословия обрекало нарушителя традиций на посмертное «раздвоение» души и вечные ее поиски.

Общий вид и каждая деталь одежды древних египтян были подробнейшим образом продуманы. Никакие политические перемены изменяли стиля одежды.

Мужчины в период Среднего царства носили простую набедренную повязку, «туловище же было свободно от одеяний». У египетских фараонов набедренное покрытие было собрано в мягкие складки и украшено цветными цветными поясами, а его передняя часть расширяется к низу в форме треугольника, украшенного набивными геометрическими узорами.

Женское платье Древнего и Среднего царств также было чисто функциональным. Это одеяние вязали из шерстяных нитей. Оно представляло собой как бы тесно облегающий футляр, или каласирис, точно обрисовывавший фигуру. Одежда разделялась на юбку и жилет.

Идеалом женской красоты у древних египтян являлась высокая брюнетка с тонкой талией и широкими плечами. Юбка настолько плотно облегала ноги, что не позволяла делать больших шагов, да и походка мелкими шагами была строго регламентирована предписаниями египетских жрецов.

Египтяне, как мужчины, так и женщины, искусно гримировались, подкрашивая глаза, брови и губы.

В период Нового царства в Египте одежда уже отличалась большой роскошью и разнообразием, когда привлекательность и очарование становятся обязательным каноном одежды. Теперь и мужчины носили каласирис, дополненный верхним плащом.

В конце Позднего царства утвердился так называемый «ливийский стиль». В моду вошла разноцветная татуировка. Мужчины стали носить цветные плащи и широкие кожаные пояс, а в качестве головного убора надевалась «корона» из страусиных перьев. Широко использовались драгоценности: броши, перстни, серьги, браслеты и диадемы из золота и серебра.

Египтяне являлись пионерами в изобретении мебели. Им принадлежит открытие двух функциональных ее видов – несущих (столы, стулья, кровати и кресла) и вмещающих (лари, сундуки и шкафы). Египетская мебель, особенно выполненная из кедра, охотно принималась в качестве даров фараонов, что в тот период неотъемлемой частью дипломатического протокола.

Религиозные представления египтян впитали в себя огромный пласт мифологических образов и запечатлели архаические тотемистские образы. Уже в эпоху Древнего царства поздненеолитический тотемизм приобретает символическое значение, первоначально в виде культа животных семейства кошачьих. Священным львицам поклонялись в Бубистане, Танисе, Мемфисе и Эсне. Кошки у египтян олицетворяли богиню Луны и повсеместно носили имя Баста (в быту – Тамит). Они считались покровительницами плодродия, семейного благополучия и деторождения и представлялись родными сестрами бога Солнца Амона-Ра. Впоследствии все представители семейства кошачьих считались добрыми духами домашнего очага. В случае пожара крестьяне из огня в первую очередь кошку; в случае же ее гибели виновный приговаривался к смертной казни, независимо от того, намеренно или случайно она была убита.

Огромное значение имел культ священного быка Аписа в «священном оазисе Сива» близ Мемфиса, где его жрецы объявили «живым воплощением бога Птаха». В эллинистическом Египте бык Апис приобретает антропоморфные черты и величается богом Сераписом. Он считался богом плодородия, повелителем водной стихии и загробного мира. Параллельно почиталась и его «спутница» - священная корова Хатхор. Она рассматривалась в разных номах и как богиня чистого неба и семейно благоденствия.

Характерно, что у египтян вообще не наблюдается обожествление коня, который в народном сознании после господства гиксосов прочно ассоциировался с войной и набегами кочевников.

Зооморфные изображения богов, принятые в Верхнем Египте в силу более низкой культуры местного населения, трансформируется в человека с головой священного животного или хищной птицы в Нижнем Египте, а в дельте окончательно приобретают антропоморфный облик (бог Солнца Ра – человек с головой орла, бог мудрости Тот – облик павиана в Верхнем Египте и т.д.).

В Абидосе жрецы бога Аписа впервые создают триаду антропоморфных божеств из бога-отца Осириса, богини-матери Исиды и их сына, бога Гора. Они очень быстро завоевывают популярность в массах как олицетворение государства – большой семьи и «переживают» всех других божеств. На престоле фараон правил как воплощение бога Гора, а после смерти превращался в Осириса, владыку подземного мира. Посмертным памятником фараонам был сфинкс.

Мумификация фараона имела магический характер. По представлениям египтян, каждый человек состоит из трех субстанций: физического тела или прижизненного «имени» рен, его духовного двойника ка, его души ба и материальной субстанции ах. После смерти это единство необходимо было сохранить, чтоб обеспечить посмертное существование сущности человека на полях Иалу. У египтян не было представления об аде:не соблюдавший земные моральные заповеди и магические ритуалы на загробном суде у Осириса отдавал свою душу чудовищу, которое съедало ее. Это наказание считалось самым страшным для любого египтянина.

Египтяне хорошо знали практическую геометрию в форме планиметрии, производя ежегодные переделы пашенной земли после разливов Нила.

Само понятие «химия» произошло от названия Египта «Кемет», потому что египтяне прославились на весь мир своими бронзовыми сплавами.

Древнеегипетская письменность развивалась противоречиво. Среди большинства историков господствует мнение, что жрецы стремились максимально усложнить систему пиктографии, чтобы не допускать грамотное население к усвоению научных знаний (кол-во иероглифов увеличилось с 700 до 2800 знаков). Представляется, однако, что в древнем Египте не существовало единого языка, как, например, у бушменов, и приходилось прибегать к иероглифам, символика которых была понятна и жителям всех номов, и переселенный народностям.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: