«Учимся вместе: новые форматы для новых результатов»
«Современный урок - урок нового формата - залог качественного образования»
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Задумаемся над следующими цифрами: учитель за свою жизнь дает более 25 тысяч уроков, ученик посещает более 10 тысяч уроков. Все самое важное для ученика совершается на уроке.
Обратимся еще раз к известной цитате В.А. Сухомлинского: "Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции". Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников.
Свое выступление мы хотим продолжить притчей об учителе, так как считаем, что она очень подходит к данной теме.
ПРИТЧА
Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Учитель, улыбнувшись, сказал:
- Завтра вы узнаете об этом.
На следующий день ученики собирались провести некое время у подножья горы. Ранним утром ученики собрали вещи, которые могли им пригодиться в дороге, и вместе отправились в путь. К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи Учитель посолил весьма щедро, а потом спустя какое – то время ученикам захотелось пить.
Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника. Только Учитель не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут Учитель поднялся и, подойдя к ним, сказал:
|
- Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом.
Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Учитель отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, - он был практически полон.
– Но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? – изумились ученики.
– Я выполнял свою задачу, - ответил Учитель – сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым, поддерживал вас.
Ну, а взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы.
– Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? – спросили ученики.
– Нет, - сказал учитель, - главная моя задача – воспитывать в ученике человечность и доброту. Он улыбнулся и продолжил:
- и, принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно.
Только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный мир знаний, противоречия между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким, и трудом освоения нового, познания окружающего мира.
|
Любой урок –имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.
Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок –современный, то он обязательно закладывает основу для будущего, готовит ребёнка к жизни в меняющемся обществе.
А каким же все-таки должен быть современный урок? Попробуем в этом разобраться.
Говоря о современном уроке, всплывает вопрос «Когда учителю интересно учить?», «Когда ученику интересно учиться?»
Предлагаем вам расшифровать каждую букву из слов современный урок.
с – самовыражение, самостоятельность, самообразование
о – организованность, отзывчивость, обратная связь
в – визуализация, выразительность, воображение
р – рациональность, радость, результативность
е - единство
м – мотивация, методичность, многообразие
е - естественность
н – навыки, научность
н – настойчивость, наглядность
ый
у – успешность, универсальность
р – развитие, работа, реализация
о – оригинальность, образец, опыт
к – комфорт, коррекция, контроль, компетентность, креативность, коммуникация