Методика использования в учебном процессе технических средств обучения.




При подготовке к уроку или внеклассному занятию с использованием ТСО учитель прежде всего смотрит учебную программу, учебники и дополнительные пособия, выясняет наличие технической аппаратуры, степень ее исправности и проверяет имеющиеся к ней необходимые по теме урока (занятия) дидактические материалы: диапозитивы, кодосхемы, кино- и видеофильмы и т. п., устанавливает аппаратуру в нужном кабинете или делает соответствующую заявку в технический центр школы. До урока или занятия необходимо прослушать и просмотреть весь отобранный материал, так как не всегда тема пособия соответствует его содержанию. Нередко из всего фильма учителю нужно всего несколько кадров; или же визуальный ряд; экранного средства удовлетворяет требованиям учителя в соответствии с темой, структурой урока и другими условиями, но текст подписей или дикторский комментарий надо убрать, и т. д.

При просмотре информационных материалов следует провести хронометраж, чтобы определить время, необходимое для демонстрации этих средств обучения.

На каждом этапе урока сложились определенные приемы работы с техническими средствами. Например, на этапе объяснения нового материала наиболее характерны следующие способы включения ТСО в урок:

1) демонстрирование отдельных диапозитивов для указания темы и цели занятия, для постановки проблемы, для иллюстрации;

2) демонстрирование фрагментов кино- или диафильмов для постановки проблемы и создания проблемной ситуации;

3) демонстрирование фрагментов кинофильма или диафильма с целью решения поставленной проблемы, изучения материала по этапам формирования понятий;

4) демонстрирование кинофильма дозами для иллюстрации динамического процесса;

5) демонстрирование отдельных кадров диафильма в сочетании с кинофильмом для пояснения быстро промелькнувших кадров фильма;

6) демонстрирование кинофрагментов и кинокольцовок для иллюстрации проделанных опытов или рассказа учителя при изучении каких-либо явлений;

7) использование кодоскопа для проецирования на экран выполняемых учителем на ленте прибора рисунков и схем;

8) использование кодопозитивов методом наложения для рассмотрения того или иного процесса, для построения сложных схем синхронно с объяснением;

9) сочетание фрагментов диафильма или кинофильма с другими наглядными пособиями.

Методика обучения учащихся следующим технологическим операциям: заточке деревообрабатывающих инструментов (стамесок, ножей, пил), настройке рубанков и шерхебелей, выполнению соединений деталей шкантами и шурупами с нагелями.

 

А) В процессе работы режущий инструмент (режущая кромка) затупляется.

Инструмент не перерезает волокна древесины, а сминает и разрывает их.

В результате качество обработанной поверхности снижается и увеличиваются усилия, требующиеся для обработки заготовки.

От качества заточки инструмента зависит конечный результат вашей работы с древесиной.

Режущий инструмент необходимо регулярно затачивать.

Это можно сделать вручную на бруске (оселке), вручную на наждаке или при помощи заточного станка (электроточила).

Затачивание инструмента состоит из трёх операций:

1.Придание правильной формы и угла заточки(черновая операция).

Снятие большого слоя металла на наждаке, для получения углов, близких к нужным.

Требуется для самостоятельно изготавливаемых инструментов или с повреждённой режущей кромкой.

Для инструментов приобретаемых в магазине не требуется.

2.Доводка — получение ровной плоскости стачивания (фаски) без заваливания её на кромке и без перегрева стали (нужно охлаждать инструмент).

При этой операции стачивают металл с одной стороны режущей части инструмента (как у стамесок) или с двух её сторон (как у ножа) с образованием требуемой для данного инструмента формы лезвия.

Другая задача — поставить фаску под определенным углом по отношению ко второй плоскости (пласти или фаске) жала лезвия, требуемым именно для данного инструмента.

Этот угол, называемый углом заточки, бывает различным: 7-8° у ножа, 15-25° у стамесок, 37-42° у рубанков.

Угол заточки инструмента находится в строгой зависимости от угла наклона режущей грани (плоскости) лезвия по отношению к поверхности древесины, что определяет условия резания (прикладываемые усилия, качество поверхности резания).

У ножа, стамески, топора угол наклона режущей грани и угол заточки может варьироваться в процессе работы в зависимости от потребности (срезания древесины вручную или ударами молотком, киянкой), у рубанка эти углы должны быть выдержаны строже.

В результате заточки лезвие и фаска ножа рубанка, долота, стамески должны быть прямолинейными, иметь правильный угол и расположены под прямым углом к боковым граням.

Это проверяют с помощью угольника и специальными шаблонами.

При заточке на электроточиле нужно периодически охлаждать инструмент (лезвие) в воде, т.к. при сильном нагреве (перегрев) изменяется внутренняя структура металла (уменьшается твердость).

Затачивают инструмент на точиле до образования по всему лезвию (на кромке) тонкой и ровной полоски заусенцев (1).

3.Правка – получение нужной остроты лезвия (при большом увеличении видно, что лезвие иссечено зазубринами от песчинок абразива и представляет собой как бы пилку с очень мелкими зубчиками).

Такое лезвие будет резать древесину, но след среза будет неровным, не блестящим.

Инструмент после заточки и доводки шлифуют на бруске с очень мелким зерном (инструмент плотно прижимают к бруску и перемещают прямыми и круговыми движениями, при этом надо следить, чтобы фаска всей плоскостью прилегала к бруску) или полируют на станке специальным полировочным кругом.

Во время правки надо периодически поворачивать инструмент с одной стороны на другую, пока обе грани лезвия не будут отполированы до блеска, а заусенец не исчезнет полностью.

Проверка угла заострения лезвия после заточки

(при помощи шаблона)

Проверка прямолинейности лезвия угольником

Для заточки ножовки сначала выравнивают зубья по высоте (фугуют).

Это делается для старых пил, у которых зубья стали разной высоты.

Ножовку закрепляют в тисках и фугуют зубья трёхгранным или плоским напильником, закреплённом в деревянном бруске.

После этого проводят разводку зубьев пилы (если требуется).

После развода зубья затачивают.

Полотно пилы должно быть хорошо зажато в тисках между деревянными брусками, как можно ближе к зубьям.

Сначала трёхгранным или ромбическим напильником затачивают зубья, отогнутые «от себя».

После завершения работы с одной стороны полотно поворачивают на 180° и затачивают вторую сторону.

Каждый зуб затачивают до образования режущей грани – ровной, прямой, острой, без заусенцев.

Пилы для продольного пиления затачивают под прямым углом по отношению к полотну (прямая заточка).

Для поперечного – под углом 60°-80° (косая заточка).

Техника безопасности при заточке инструмента

1.На станке работать только в очках или с защитным экраном.

2.При заточке не наклоняться близко к шлифовальному кругу.

3.Не проводить пальцами по лезвию инструмента.

4.Не перегревать лезвие инструмента.

5.Контролировать правильность заточки.

6.Для закрепления пилы и напильника использовать брусочки.

7.Следить, чтобы фаска соприкасалась с поверхностью бруска всей плоскостью, чтобы не испортить угол заточки.

Б) Перед строганием производят настройку струга: рубанка, фуганка или шерхебеля. Для этого струг переворачивают подошвой вверх и с передней стороны смотрят, на какую величину и без перекоса ли выставлена режущая кромка 5 ножа.

У рубанка и фуганка режущая кромка должна располагаться над подошвой без перекоса (параллельно плоскости подошвы) на величину 0,3...0,5 мм, а у шерхебеля — до 3 мм. Высоту расположения режущей кромки над подошвой рубанка ориентировочно можно измерить линейкой, как показано на рис. 14. Более точно расположение режущей кромки измеряют с помощью специального индикаторного приспособления.
Чтобы правильно установить и закрепить нож, струг разбирают.
Струги с деревянными колодками и с креплением ножа клином разбирают так. Левой рукой берут струг за колодку, а правой рукой наносят легкие удары киянкой или молотком) по задней стороне колодки (по стрелке), пока не выбьется клин. Нож выставляют на нужную величину и слегка заклинивают клином. Затем забивают клин молотком и проверяют, правильно ли выставлен нож.

Следует иметь в виду, что при заклинивании нож немного перемещается с клином. А поэтому режущую кромку предварительно выставляют на меньшую величину.

Перекос режущей кромки устраняют ударами молотка с боков ножа.

У стругов с металлической колодкой нож зажимается винтом, ввинчиваемым в металлический клин, который одновременно является стружколомателем. Стружколоматель (стружколом) служит для надлома стружки, чтобы она не откалывалась от обрабатываемой поверхности. Наличие стружколомателя уменьшает неровности на обработанной поверхности.

У ножей со стружколомателем расстояние от режущей кромки ножа до кромки стружколомателя должно быть 1,0...4,0 мм в зависимости от толщины стружки и твердости древесины.

Засорившийся леток (отверстие на подошве) очищают, вытягивая стружку вверх или проталкивая ее тонкой щепкой.

При невозможности прочистить леток разберите струг, прочистите леток и вновь соберите.
Правила безопасности
Не выталкивать засорившуюся стружку со стороны режущей кромки. Это может привести к порезу руки.

В) Более простым, чем шиповое, но менее прочным являемся соединение деревянных деталей шкантами.

Шканты — это круглые, вставляемые в отверстия двух соединяемых деталей вставки.

Соединяемые шкантами поверхности двух деталей /юлжны быть точно подогнаны друг к другу, а отверстия под шканты просверлены точно друг напротив друга, т.е. сносно.

Диаметр шканта должен составлять 0,4 толщины соединяемых деталей. Под шканты сверлят отверстия сверлами того же диаметра, что и диаметр шканта, на глубину 0,5 длины шканта плюс 2...3 мм.

Расстояние от ребра детали до центра отверстия под шкант должно быть не менее двух диаметров шканта.

Самой ответственной операцией является сверление отверстий под шканты в двух деталях. Центры отверстий под шканты обычно размечают с помощью рейсмуса и столярного угольника.

Перед соединением деталей шканты намазывают клеем, вставляют их в отверстия и детали соединяют, прижав их на время склеивания, например клиньями на крышке верстака.

Чтобы привинтить шурупами леталь к торцу деревянного бруска, около торца в бруске просверливают отверстие и забивают н него нагель (круглый деревянный стержень), намазанный клеем (рис. 30). Сущность соединения состоит в том, что шурупы плохо держатся, если они расположены вдоль волокон, но прочно ввинчивдются в нагель.

Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности и в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.

Новые ориентиры образовательной подготовки учащихся определили изменения в содержании контроля их учебных достижений.

Решение проблемы контроля и оценки учебных достижений учащихся на современном этапе развития общества не может успешно осуществляться без использования средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Качество и высокая скорость обработки данных диагностики является условием адекватной и своевременной корректировки образовательного процесса. Внедрение ИКТ позволяет учителю не только улучшить традиционные, но и использовать новые методы оценки результатов обучения.

С активным использованием ИКТ расширяются возможности реализации предметных тестов. Электронные тестирующие комплексы можно внедрять на занятиях:

1. при изучении нового материала – тестовые задания могут стать оперативной «обратной связью» по усвоению учащимися отдельных учебных элементов содержания;

2. при решении задач;

3. при проведении лабораторных работ – тестовая форма контроля позволяет учителю быстро оценить теоретическую и практическую готовность учащихся к выполнению эксперимента и осуществить актуализацию необходимых знаний и умений;

4. при повторении и закреплении учебного материала;

5. при проведении зачетов.

С помощью ИКТ можно создавать совершенно объективный контроль, с одной стороны, и интерактивный, с другой. В условиях использования средств ИКТ возможности и качество тестовой формы контроля знаний и умений учащихся существенно возрастают. Реализация ИКТ в тестировании позволяет:

1. повысить объективность контроля;

2. осуществить автоматизированную обработку результатов тестирования;

3. разнообразить формы тестовых заданий;

4. индивидуализировать процедуру тестирования;

5. упростить и ускорить организацию проведения тестирования;

6. устранить ошибки при обработке результатов;

7. сохранить результаты тестирования, провести их анализ;

8. узнать ученику свой результат сразу, а не по прошествии некоторого времени.

При этом не стоит упускать из виду и очевидные недостатки компьютерного тестирования:

1. ограничения по способам ввода ответной информации;

2. трудности предвидения нестандартных ответов на задания творческого характера;

3. необходимость хотя бы минимальных навыков работы ученика на компьютере.

Исходя из общепринятых видов контроля – текущего, тематического и тестового, можно выделить следующие этапы реализации компьютерного тестирования:

1) тестирование по учебным элементам содержания;

2) тематическое тестирование содержания раздела или главы;

3) итоговое тестирование содержания всего учебного курса.

Однако не всем перечисленным этапам уделяется должное внимание авторами электронных учебников. Обычно они ограничиваются тематическим тестированием.

Этап тестирования по учебным элементам содержания предполагает реализацию как обучающего, так и контролирующего тестирования. Обучающее тестирование позволяет ученику разобраться в первоначальных понятиях изучаемого вопроса: выяснить, что именно им понято неправильно, и в дальнейшем исправить ошибки.

Контролирующее тестирование по учебным элементам содержания позволяет учителю определить, какие именно структурные единицы стандарта не усвоены данным школьником, а также качество усвоения содержательной линии класса в целом и вовремя скорректировать учебный процесс.

Для проведения тематического тестирования учителю можно воспользоваться электронным учебником. Для выполнения теста учитель может самостоятельно формировать количество и степень сложности заданий, тем самым использовать их для разных групп учащихся. В этом издании учителю предлагается журнал учета работы учащихся, в котором подсчитывается рейтинг ученика по каждой теме.

Компьютерные программы, содержащие электронный журнал, позволяют составить базы данных результатов обучения, сохранить их и провести анализ. Система педагогического мониторинга дает учителю возможность проследить динамику обучения ученика и выстроить для него индивидуальную предметную траекторию.

Для итогового тестирования заданий уровня С не предназначена ни одна компьютерная программа. Выполнение заданий этого уровня сложности предусматривает умение решать как типовые, так и нестандартные задачи. И поскольку ученик может предложить собственный оригинальный способ решения или допустить ошибку только в математических расчетах, то, исходя из принципа целесообразности, этот этап контроля знаний следует проводить в традиционной форме, чтобы учитель мог разобраться в сути допущенных ошибок и дать необходимые пояснения ученику.

Использование ИКТ позволяет существенно улучшить качество проверки знаний и умений учащихся.

Компьютерные тесты являются достаточно мощным измерительным инструментом. Они могут успешно применяться для обучения и контроля знаний учащихся.

Тесты имеют свои границы применимости, и знание этих границ дает возможность качественно подготовить и использовать тестовый контроль.

22. Методика руководства проектной деятельностью учащихся.

 

Творческий проект – самостоятельно разработанная и изготовленное изделие (услуга), от идеи до ее воплощения, обладающая субъективной или объективной новизной, выполненная под контролем и консультированием учителя.

Сущность методов проектов представляет собой организацию творческой работы учащегося, в основе кт. лежит проектирование и осуществление полного цикла деятельности по созданию продукта (товара или услуги) начинается от идеи (замыслов) до реализации продукта.

Назначение: проектная деятельность уч-ся способствует активному формированию у них целой системы технологических знаний необходимых при создание конкурентно способных товаров и услуг. Развивает умение видеть проблемы в технической деятельности и принимать по ним решения, находить и использовать для этого необходимую инф-цию, планировать и контролировать свою работу, формирует коммуникативные навыки, инициативность, умение сотрудничать с партнерами по труду, предприимчивость и др. важные деловые качества личности.

К основным этапам проектной деятельности уч-ся относится:

· проектировочный этап (поисково – конструкторский) он состоит из:

1. поиск и анализ темы проекта

2. сбор и изучение необходимой информации

3. изучение различных вариантов конструкции объекта и выбор наиболее оптимального

4. планирование технологического процесса

5. разработка конструкторской и технологической документации

· технологический этап:

1. выполнение необходимых тренировочных упражнений в трудовых действиях и рабочих приемов

2. выполнение запланированных обработочных, отделочных и сборочных операций по изготовлению изделий

3. текущий контроль качества выполнения технологических операций

4. соблюдение в работе технологической и трудовой дисциплины, технологич. культуры, безопасных условий труда

5. внесение при необходимости изменений в конструкцию изделий и в технологию его изготовления

· заключительный этап:

1. контроль изготовленного изделия и при необходимости его испытания

2. мини маркетинговое исследование

3. анализ общих результатов работы над тв. проектом

4. подготовка и защита проекта перед группой уч-ся

Работа учителя по руководству проектной деятельности уч-ся:

Требования к подбору проектных заданий:

1. соответствие проектного задания уровню подготовки уч-ся

2. создание условий для интеллектуального роста уч-ся в процессе проектной деятельности

3. учет материально-технических условий обучения

4. обеспечение санитарно-гигиенических и безопасных условий труда

Деятельность учителя технологии при использовании методов проекта:

1. постановка перед уч-ся проблемы осознания потребности в различных видах деятельности человека

2. помощь уч-ся в выборе темы проекта в проектировании и реализации проекта

3. оценка учебно-трудовой деятельности уч-ся на каждом этапе работы над проектом

4. анализ и обобщение работы над проектом отдельных уч-ся и класса в целом

Некоторые методологические приемы применения метода проектов:

1. создание банка идей проектов


2. создание банка самих проектов

3. оформление уголка проектов в учебной мастерской, в нем может быть представлена тематика проектов и образцы уже выполненных проектов.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: