Акционерам ОАО СБ "Беларусбанк":
Мы произвели аудит прилагаемых балансов ОАО СБ "Беларусбанк" (далее "Банк") за 31 декабря 2000 и 1999 года, а также относящихся к ним отчетов о прибылях и убытках, отчетов о движении капитала и движении денежных средств за эти годы. Аудит производился в соответствии с Международными аудиторскими стандартами.
За данную финансовую отчетность ответственность несет руководство Банка. Наша обязанность состоит в выражении нашего мнения о финансовой отчетности, основанного на наших проверках.
В нашем отчете, датированном 25 апреля 2000 года, мы выразили мнение по финансовому состоянию Банка за 31 декабря 2000 и 1999 года, содержащее оговорку о несоответствии финансовой отчетности Международному стандарту бухгалтерского учета № 29 "Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции", и обратили внимание на экономическую неопределенность в Республике Беларусь.
По нашему мнению, за исключением тех поправок, которые могли бы быть признаны необходимыми в результате факта, названного в предыдущем параграфе, информация, представленная в прилагаемой сокращенной финансовой отчетности, отражена по отношению к полной финансовой отчетности, из которой она была взята, достоверно во всех существенных аспектах.
Deloitte & Touche
Минск, Беларусь
25 апреля 2001 года
6. Организация маркетинга в банке АСБ “Беларусбанк”
Основными элементами системы маркетинга в АСБ “Беларусбанк” являются: исследование рынка, разработка и реализация на этой основе рыночной (конкурентной) стратегии. Маркетинг (от английского market — рынок) — комплексная система организации производства и сбыта товаров, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе изучения и прогнозирования рынка.
Специфика банковского маркетинга предопределяется особенностями банковского продукта. Можно предложить такое определение рассматриваемого явления. Банковский продукт (услуга) — разнообразные действия на финансовом рынке, денежные операции, осуществляемые коммерческими банками за определенную плату по поручению и в интересах своих клиентов, а также действия, имеющие целью совершенствование и повышение эффективности банковского предпринимательства (например, совершенствование организационной структуры).
Для банка внедрение в практику бизнеса новых продуктов — возможность проникновения на новые рынки, их освоение, удовлетворение вновь появившихся пожеланий клиентов и получение на этой основе новых прибылей. Особенно высокие доходы имеют место обычно тогда, когда банк выходит на рынок с совершенно качественно новым продуктом, который другие банки пока не использовали и на определенном этапе становится монополистом, что дает возможность некоторое время получать монопольно высокую прибыль.
АСБ “Беларусбанк” обязан предлагать клиентам набор услуг, который может быть реализован рентабельно. Услуги предоставляются в такой форме, по такой цене, в такое время и в таком месте, которые отвечают запросам клиентуры.
Процесс создания, внедрения и снятия банковского продукта (услуги) в “Беларусбанке” проходит ряд этапов:
1. поисковые исследования, выработка идей нового или совершенствование существующего продукта;
2. отбор оригинальных идей;
3. маркетинговые исследования;
4. разработка нового или совершенствование существующего продукта;
5. испытание продукта в рыночных условиях и анализ результатов;
6. выведение продукта на рынок;
7. модернизация продукта или снятие его с рынка.
В зависимости от целей и задач маркетинговые исследования делятся на две группы: разовые и текущие. Разовые исследования выполняются для разработки конкретных проблем и принятия стратегических решений по вопросам разработки новых банковских продуктов (услуг). Текущие маркетинговые исследования в банке ведутся непрерывно, обеспечивая обратную связь с рынком.
Основными источниками информации для проведения маркетинговых исследований рынка в банке выступают: статистические материалы, сведения, полученные от клиентов — предприятий и частных лиц, данные из средств массовой информации, деловых отчетов и рекламных материалов конкурентов.
Важнейшими инструментами маркетингового исследования являются: анализ рынка; наблюдение за рынком; прогнозирование рынка. Анализ рынка представляет собой выяснение рыночной ситуации и возможность сбыта на текущий момент. Его основные задачи — определить конкурентную позицию банка на рынке и провести сегментацию последнего.
Проведение маркетинговых исследований — это постоянно осуществляемый в банке процесс, направленной на приспособление производства к требованиям конкретных потребителей. Поэтому результаты маркетинговых исследований используются для корректировки планов и текущей деятельности банка. Тот факт, что рынок подвержен постоянным изменениям означает, что он все время дает импульс для осуществления маркетинговых исследований. Отсюда, маркетинговая деятельность — это систематическая работа по изучению спроса и требований рынка и реализации результатов этого исследования в производственной программе банка.
В сфере маркетинга банковских продуктов для АСБ “Беларусбанк” стали характерны следующие тенденции:
1. Приоритетной в данной области стала ориентация банка на реальные потребности клиентуры для чего осуществляется ее сегментация.
2. Банк не только активно изучают запросы клиентов, но и энергично на них воздействуют, разрабатывая и внедряя разные банковские инновации, в частности, новые банковские продукты.
3. Работа всех служб и подразделений банка подчиняется задаче своевременного и качественного выполнения маркетинговых программ.
4. При формировании и практической реализации маркетинговых программ в банке происходит постепенная переориентация от текущих к перспективным планам.
5. Разработка и внедрение новых, модернизация имеющихся банковских продуктов становится главным содержанием маркетинговой политики банка.
6. Огромное внимание уделяется формированию и упрочению имиджа продуктов, предлагаемых банком рынку.
7. Существенно усиливается контроль за действиями конкурентов с целью осуществления своевременной реакции банка на их действия на рынке.
8. К разработке новых идей в маркетинге, новых видов банковских услуг все чаще привлекается не только коллектив маркетингового подразделения, но и все сотрудники АСБ “Беларусбанк”.
9. В расширяющихся масштабах вся деятельность банка на рынке происходит на основе единой концепции, пронизывающей все стадии разработки производства и сбыта банковских продуктов.
10. Последовательно возрастает значение прогнозирования рынка, определения и упрочения конкурентной позиции банка.
11. Маркетинг направляется на наиболее эффективное использование конкурентных преимуществ банка.
Заключение
Подводя итог преддипломной практики, сформулируем основные результаты исследования и выводы сделанные на их основе.
1. АСБ “Беларусбанк” оказывает различного рода услуги. Предприятие изначально ориентировано на обслуживание внутреннего рынка, где оно имеет ряд преимуществ. Конкурентоспособность услуг банка находятся на высоком уровне. Маркетинговая служба на предприятии отвечает за работу с потребителями. Благодаря ей значительно расширился ассортимент оказываемых услуг. Кадровый состав за последние годы изменился незначительно. Наблюдается в банке общая тенденция к специализации на более доходных операциях.
2. АСБ “Беларусбанк” много усилий затрачивает на организацию исследований и разработок. Новые услуги банка имеют ярко выраженный инновационный характер.
3. В связи с переходом на новые условия хозяйствования, организационная структура банка подверглась существенным преобразованиям. В последние годы расширились функции и состав подразделений, ориентированных на работу с клиентами.
4. В связи с переходом банка и его филиалов на работу в условиях рыночной экономики, основой для работы банка и выработки новых банковских технологий служат маркетинговые прогнозы.
5.Систематическое выполнение банком своих функций создает тот фундамент, на котором зиждется стабильность его в целом. И хотя выполнение каждого вида операций сосредоточено в специальных отделах банка и осуществляется особой командой сотрудников, они переплетаются между собой.
АСБ “Беларусбанк” функционирует на основе Банковского Кодекса, который определил систему и статус распорядительных банковских органов, их полномочия в отношении коммерческих банков; статус и степень независимости Национального банка; порядок создания и прекращения деятельности кредитно-финансовых организаций, в том числе порядок формирования уставного фонда; права и обязанности кредитно-финансовых учреждений, их кредиторов, вкладчиков и клиентов; ответственность кредитно-финансовых учреждений; регламентацию процедуры их санации и банкротства; правовые нормы по страхованию вкладов и т. д.
Эффективность управления денежными ресурсами банка зависит от эффективности функционирования корпоративной информационной системы банка предназначенной для аналитических исследований и обоснования принятия решений.
Управление ресурсами банка — это управление информацией о движении денег и действиями сотрудников по принципу “кто владеет информацией, тот владеет ситуацией”. Повышение эффективности внутреннего контроля и учета ресурсов как нельзя более полно соответствует современным задачам, стоящим перед руководством банка по совершенствованию управления и повышению стабильности и доходности крупнейшего в республике финансово-кредитного учреждения.
Список использованной литературы
1. Банковский кодекс Республики Беларусь. 25 октября 2000 г. № 441-3. Принят Палатой представителей 3 октября 2000 года. Одобрен Советом Республики 12 октября 2000 года // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 17.11.2000, № 106, peг. № 2/219 от 31.10.2000.
3. Закон Республики Беларусь “О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь” (с последующими изменениями и дополнениями)//Банковский вестник-1995.-№ 9.
4. Закон Республики Беларусь “Об аудиторской деятельности” от 08. 10.94. - Мн., 1995.
5. Деньги, кредит, банки: Учебник. / Под общ.ред. Г.И. Кравцовой - Мн.: Мисанта, 1997-434с.
6. Зимовский А.Л., Козловский В.В. Справочник банковского служащего. - Мн.: Веды. 1998- 112с.
7. Кредитная политика Беларуси: проблемы и рекомендации. - Мн.: Право и экономика. 1998- 134с.
8. Основы банковского дела: Учебное пособие / Под ред. Ю.М. Ясинского. Мн.: Тесей. 1999-446с.
9. Правовые основы бухгалтерского учета и аудиторской деятельности. – М.: Юристъ, 1999-416с.
10. Привлечение капитала: Учебное пособие, - М.: Джон Уайли энд Санз. 1995 - 458с.
11. Сорокина Г.В. Бюджет Беларуси: генезис и развитие. - Мн-: Маладзiчок, 2000 - 234с.
12. Справочник банков Республики Беларусь. — Мн.: БМРЦ, 1997 — 128с.
13. Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки: (Курс лекций). - Мн.: Мисанта, 1997 - 342с.
14. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции. - М.: Все для Вас, 1993 - 320с.
15. Правила ведения бухгалтерского учета в банках, расположенных на территории РБ. Утверждены постановлением Совета Директоров НБ РБ 22.11.2000 г. №29.4г, согласованы с Министерством финансов 24.11.2000 г. №15-2/1055//Национальный реестр правовых актов, регистрационный № 8/4503 от 6.12.2000г.
16. Ракуцкий Т. Строить красиво, но экономно//Вестник. – 2001. - №5.- с.12-13
17. Жуковская Л. Создать систему управления ресурсами//Вестник – 2001. - №4- с.7-9
18. Лукьяненко Л. Защитить интересы вкладчиков//Вестник – 2001. - №4- с.10-11
19. Чех Г. Делай как мы! Делай лучше нас! //Вестник – 2001. - №4- с.14-15
20. Гаспадарик Г. Банк для человека//Вестник – 2001. - №4- с.17-19
21. Балабанова Л. С пользой для общего дела//Вестник – 2001. - №4- с.19-20
22. Яриго Ю.С. С чем мы идем к своему 55-летию//Вестник – 2001. - №4- с.21-24
23. Млечко К. Через тернии реорганизации//Вестник – 2001. - №4- с.25-27
Приложение 1