Реформа системы образования




 

Реформа системы образования была довольно радикальной для второй половины XIX в. В 1863 г. был введен новый университетский устав, согласно которому ректор, профессора и доценты избирались на вакантные должности советом университета. Этим провозглашалась автономия университетов, они стали меньше зависеть от министерства народного просвещения. Однако избранных советом преподавателей все же утверждало министерство. Другим мероприятием в образовательной системе явилось введение в 1864 г. принципов всесословной школы, создание государственных, земских и церковно-приходских школ. Эти три типа школ представляли систему начального, трехлетнего образования. Стали также создаваться первые воскресные школы для взрослых.

В 1864 г. были установлены два типа гимназий – классические и реальные (без древних языков, но с естествознанием в большем объеме). Окончившие классическую гимназию имели право без экзаменов поступить в университет, а реальную – в технические вузы. Устанавливалась преемственность среднего и высшего звеньев образования. С 1861 г. единственным типом гимназии стала классическая в составе семи классов с восьмилетним курсом обучения.

Стала развиваться система высшего специального образования: в 60-х годах открылись Политехнический институт в Риге и Петровская земледельческая и лесная академия в Москве.

Народническое движение

 

В условиях возникновения элементов буржуазной демократии и становления капиталистических отношений возникло народничество, идеология и движение разночинной интеллигенции, выражающей идеи крестьянской демократии, Уже при зарождении в народничестве выделились две тенденции – революционная и либеральная.

Революционное народничество содержало радикальную антифеодальную программу и идеи социализма. Оно одновременно подвергало резкой критике пережитки крепостничества и капиталистические порядки. Важным звеном концепции революционного народничества являлась идея некапиталистического пути развития России, перехода к социализму через крестьянскую общину, используя ее коллективистские начала и проведения социально-политических преобразований (ликвидацию помещичьего землевладения, наделения крестьян землей, установления демократического народного правления).

В революционном народничестве возникло три направления:

– бунтарское (анархическое) – М.А. Бакунин, доказывавший, что всеобщий крестьянский бунт установит социалистическое равенство без государства и без управления людьми;

– пропагандистское – П.Л. Лавров, считавший, что Россия придет к социализму, минуя капитализм, ее судьба зависит от распространения в обществе правильных идей представителями интеллигенции;

– заговорщицкое – П.Н. Ткачев, утверждавший, что свергнуть самодержавие возможно путем заговора небольшой группы людей, партий, а после захвата власти партия должна вовлечь массы в социалистическое строительство.

 


Заключение

 

Царствование Александра II было ознаменовано рядом реформ.

Реформа 1861 г. стала важнейшим рубежом в истории страны, она расчистила путь для интенсивного развития капитализма, создав рынок рабочей силы. Вместе с тем, реформа носила половинчатый характер. Крестьяне, обретя свободу, остались сословно неполноценными. Крестьянское малоземелье (в целом частновладельческие крестьяне получили 3,3 десятины земли на мужскую душу при необходимых 6 – 7 десятин) послужило фактором обострения противоречии между крестьянами и помещиками. Более того появились новые противоречия – между крестьянами и капиталистами, что в будущем должно было привести к революционному взрыву. Крестьянский идеал правды и справедливости не совпадал с реально проведенной реформой. После 1861 г. борьба крестьян за землю не прекратилась. В Пензенской губернии волнения крестьян были жестоко подавлены войсками.

С целью укрепления государственных финансов в 1862 г. по проекту В.А Татаринова была проведена бюджетная реформа государственных средств. В России впервые стали публиковать государственный бюджет.

После отмены крепостного права потребовалось проведение реформ в других сферах жизни.

Судебная реформа была наиболее последовательной, она способствовала формированию представлений о правах человека в обществе и правового государства.

Военная реформа дала возможность значительно увеличить численность армии в случае войны, улучшить обучение солдат и подготовку офицеров.

Городская реформа упразднила старую екатерининскую сословную городскую думу и ввела бессословную думу, избираемую на четыре года.

Реформа системы образования была довольно радикальной для второй половины XIX в. В 1863 г. был введен новый университетский устав, согласно которому ректор, профессора и доценты избирались на вакантные должности советом университета.

В конце 60 – начале – 70-х годов в различных городах возникли народнические кружки. Радикально настроенная молодежь в начале 70-х годов направилась в деревни, чтобы просвещать крестьянство, поднять его на бунт. Однако «хождение в народ» не принесло желаемых плодов: крестьянство не проявляло стремления к социализму и не поднялось на восстание.

В 80–90-х годах народничество, господствующим направлением которого было либеральное течение, освободилось от своего радикализма, и было идейно разгромлено марксизмом.

 


Список литературы

1.Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

2.Платонов С.Ф. Учебник русской истории. – М., 2003.

3.Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М., 2005.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: