Религиозный, идеалистический экзистенциализм.




Бердяев «Дух и реальность».

Вся духовная жизнь связана с темой зла и страдания.

Если бы не было страдания не был бы унижен и бессилен человек, то не было бы и духовности, не возникла бы вера в трансцендентный мир.

(Узнаешь дьявола, поверишь и в бога).

Зло совершенно иррационально и безосновно, оно не детерминировано ни смыслом, ни разумом.

Зло происходит не от материи, а от духа.

 

Дух (дыхание, ветер) – интеллектуальная сущность, физическая энергия, эманация Божественного Единого.

Платон утверждал духовность разума, его связь с миром идей.

Гегель монист, и у него нет дуализма человеческого и божественного разума и духа, а есть лишь единый разум и дух, который и делает человека человеком.

Все происходит от духа и через дух.

Духу присущ логос, и он вносит во все смысл. Но вместе с тем дух иррационален, внерационален, сверхрационален.

Дух есть эманация Божества и он может давать ответ Божеству, который не от Божества исходит.

Гегель – свобода значит «быть у себя», а дух есть вечное возвращение к себе. (Прийти в себя).

 

Единственно подлинное бытие есть бытие субъектов, а не объектов.

Субъект творит весь мир, но этот субъект не человек, это есть трансцендентальное сознание, сознание вообще, сверхличный субъект, абсолютный дух.

Дух и есть реальность, раскрывающаяся в экзистанциональном субъекте и через него, реальность, идущая изнутри.

Реализм духа есть реализм универсалий.

Свобода, творчество и зло предполагают духа не только в бытие, но и в небытие. Но это небытие, это «ничто» невозможно сделать предметом понятийного мышления. Неточно было бы сказать, что небытие есть, существует. О нем можно сказать, что оно имеет экзистенциальное, личное, бытийное значение в судьбе человека и мира. (Все миры небытия находятся в пространстве сознания демонов (злых духов).

Мир имеет идеальные основы, которые носят индивидуальный характер, это и есть духовная основа мира. Дух совсем не есть идеальная, универсальная основа мира. Дух конкретен, личен, субъективен, он раскрывается в личном существовании.

Личный дух не в идейном (Платон – Универсалии) мире, он образ, проэкция Божьего общего Духа.

В духе человек свободен, не чувствует зависимости не только от детерминации природной и социальной.

Дух ни в коем случае не должен означать монизма.

Дух не может определяться Универсалиями, которые являются порождением объективации, но дух означает выход человека из замкнутости к конкретно-универсальному.

Дух личен и раскрывается в личности, но он наполняет личность сверхличным содержанием.

Дух субъективен и раскрывается в субъекте, но он спасает от дурной субъективности, от неспособности различать реальности и соединяться с реальностями (сознаниями Духов).

Реальность духа есть также обращенность к реальностям.

Дух зряч и видит реальности мира духовного и реальности мира материального, природного, душевного, исторического, социального.

Но основной признак духовного царства, что в нем нет родового, массового, коллективного, что в нем все индивидуально-лично и вместе с тем конкретно-универсально соединено.

Это и значит, что царство духа есть царство свободы и любви.

Целостный ум человека – есть уже дух, он духовен, внедрен в существование.

В человеке есть духовное начало как трансцендентное по отношению к миру, т.е. превышающее мир.

Дух утверждает свою реальность через человека.

Человек есть манифестация духа.

Сознание и самосознание связаны с духом. Сознание не есть лишь психологическое понятие, в нем есть конструирующий его духовный элемент. И потому только возможен переход от сознания к сверхсознанию. Дух есть действие сверхсознания в сознании.

Дух вневременен, как и внепространственен.

Дух есть ум, но ум целостный, не дуалистичный. (С человеком три духа свет-бог-тьма – троица. Только в троице возможен процесс мышления.).

Дух не тождественен сознанию, но через дух конструируется сознание, и через дух же переступаются границы сознания и происходит переход в сверхсознание.

В духе есть прометеевское начало, восстание против богов природы, против детерминизма человеческой судьбы, есть порыв и прорыв к высшему свободному миру.

На вершинах цивилизации и культуры человек свободен от власти магии, от определяемости его судьбы космо-теллурическими (земными) силами. первичные стихии постоянно вновь восстают и борются против духа и духовности.

Борьба за духовное царство всегда продолжается и будет продолжаться до конца мира.

Тайны космической жизни как бы закрылись для человека цивилизации, утратилась способность приобщаться к ним, но действие космических и теллурических (земных) сил внутри человека продолжается и сопротивляется духовности.

Дух есть реальность, которая означает пробуждение высшей качественности, высшего смысла внутри сил космо-теллурических.

Конкретный человек есть сочетание целостного духа и частичной души.

Человек есть целостное существо, духовно-душевно-телесный организм.

Духовность не противоположна телу или материальному, а означает его преображение, достижение высшей качественностицелостного человека, реализацию личности.

Личность реализуется через победу духа над хаотическими душевными и телесными элементами.

Духовная жизнь есть жизнь духовно-душевная, подавление духом души принимает античеловеческий характер.

Идеальная норма и идеальная ценность подавляют человека, его эмоциональную жизнь.

Истребление человека во имя ли борьбы с грехами, во имя ли идеи и ценности одинаково есть извращение, ложь и грех.

Универсальность духа не означает подавления индивидуального общим, всечеловеческим, безличным.

Универсальность духа именно и конкретизирует личность в ее единственности.

У святого Фомы Аквината форма (дух) универсальна, индивидуализация же происходит от материи (человеческого).

Это неверное понимание между духом и личностью. Дух означает универсализм и персонализм.

Если в греческой мысли, у Плотина, в идеалистической философии интеллектуальный элемент, признанный духовным по преимуществу, вытесняет элемент сердечный, духовно-эмоциональный, то в аскетической святоотеческой литературе и в литературе мистической нередко интеллектуальный элемент отнесен к душевному, а не духовному, и вытесняется.

В некоторых формах оккультизма, теософизма, спиритуализма (идиотизма, психических расстройств, бесноватости) мы видим такое иллюзорное, галлюцинаторное общение с духами и духовным миром. Это есть результат нарушения целостности человеческого существа.

Принято употреблять выражение «субъективный и объективный дух», «личный и универсальный», всеобщий Дух.

Ничто объективное, ставшее объектом, не имеет внутреннего существования. Внутреннее существование имеет лишь субъект. (Люди не могли придумать Бога, информационное поле не может стать личностью. Разум может зародиться только в биологическом субъекте.)

Объективного духа не существует. Он есть порождение мысли, которую принимают за самостоятельную реальность.

Бог есть субъективная личность, а не универсальное существо.

Дух Божий – это метафора, это мост с препятствиями между богом и человеком.

(Личностные, субъективные проявления духа и человека творят и создают новое, только они развивают, питают, толкают прогресс Общего духа. Все в мире взаимосвязано и взаимозависимо.).

Социализация, утилитаризм Духа в конце концов подчиняет его социальной обыденности. (Системы).

Социализация сообщностей духов означает падшесть мира, его раздробленность и порабощенность демонами, причем личностные духи и люди превращены в предметы, вещи, в объекты.

Но объективация духов означает также акты субъекта, личного духа, направленные на установление связей и сообщений в этом падшем мире. Поэтому объективизация связана с проблемой культуры.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: