Шопенгауэр представляет крайнюю форму аскетической метафизики буддиского типа. Бытие – есть зло.
Идеализм христианства – любовь к Богу, любовь к человечечству, любовь к ближнему, всепрощение, непротивление злу.
Евангельское христианство.
Я Бог ревнивец. Мстительный.
- Кто не со мной, тот против меня.
- Не мир пришел я принести, но меч.
Для спасения христианину нужны две вещи: абсолютная вера в Христа и беспрекословное, рабское поклонение Богу, покаяние, страх перед Богом.
Гордыня – смертный грех.
Аскетическая метафизика враждебна к человеку по своему принципу.
Борьба против греха превращается в борьбу против всего человеческого.
Вся духовная жизнь связана с темой зла и страдания.
Если бы не было страдания не был бы унижен и бессилен человек, то не было бы и духовности, не возникла бы вера в трансцендентный мир. (Узнаешь дьявола, поверишь и в бога).
Мир Идей Платона, Духовный мир, не может изменить множественного чувственного, земного мира и не может его спасти.
Всякое сознание не может не стать перед вопросом: откуда зло и как принять жизнь, если зло так велико?
Достоевский говорит, что страдание есть единственная причина сознания.
Зло совершенно иррационально и безосновно, оно не детерминировано ни смыслом, ни разумом.
Зло происходит не от материи, а от духа.
Доктрина монистичных теорий.
Всемогущий и всеведущий Бог играет с самим собой., получает ответ на свой призыв не от другого, а от самого себя. При этом зло неизбежно должно быть детерминировано Богом, Бог есть первопричина зла. Он есть первопричина всего.
Мы должны допустить существование двоякого рода беспричинного страдания – темного страдания к гибели, и светлого страдания к спасению.
|
Принятие на себя креста есть в то же время и облегчение страдания, как получающего смысл в духовной жизни.
Зло от свободы.
Свобода порождает страдание.
Человек не будет счастливее, когда его жизнь более устроится, страдания его утончаться и обострятся.
Духовные вопросы останутся – вопросы зла и добра, смерти, смысла существования, абсурдности жизни.
Пока этот мир будет существовать блаженство невозможно.
Выходит из тварности в божественную жизнь не природный человек как душевно-телесное существо, а духовный человек, через духовное начало в человеке.
В этом смысле Бог ближе человеку, чем он сам себе, и глубже в нем его самого.
Духовность раскрывает в человеке божественное, но оно оказывается и глубоко человеческим.
Существует ложная духовность, ложная духовная возвышенность.
Мистик говорит, что Бог рождается в душе и душа рождается в Боге, что вечное рождение принадлежит основе души, что Бог ближе человеку, чем он сам, что Бог внутри нас, но мы вовне.
Николай Кузанский. Бог есть совмещение противоположностей, т.е. не доступен познанию, основанному на законе тождества.
Бердяев. Ошибочно говорить, что мистический опыт онтологичен, ибо он находится по ту сторону бытия, на котором лежит печать понятия. Наше мышление о бытии имеет слишком сильный привкус натурализма.
Дух же есть свобода, а не природа. Свободе принадлежит примат над бытием.
Абсолютный, существующий лишь сам по себе, без всякого творения, Бог является и остается безличным, вне времени и места, бездействующим, безвольным, бесчувственным, и, следовательно, он ни Отец, ни Сын, ни Дух Святой, он сама вечность без времени, он парит и живет в самом себе в каждом месте, он ничего не делает, а также ничего не хочет и ничего не жаждет.
|
Но в отношению к творению, т.е. в нем, с ним и через него, он становится личностным, действующим, волящим, он наделен аффектами.
Тогда он становится Отцом, и становится Сыном, и есть сам Сын, он становится Духом Святым и есть сам Дух Святой, он хочет, действует и создает все вещи.
Поразительна диалектика, дуализм духа, в которой все легко переходит в свою противоположность.
Разум имеет непреодолимую склонность к монизму или к дуализму, причем монизм переходит в дуализм, а дуализм переходит в монизм.
Человеческое мышление не вмещает тайну двуединства.
Духовность принимает или характер крайнего монизма, или характер крайнего дуализма.
Мистика индуистского толка, мистика единого – Бог и душа одно, отрицание личности.
В христианстве духовные отношения Бога, как личности и человека-личности основаны на различии, что предполагает свободу личности.
В мистике внехристианской одинаково и на одном и на другом пути исчезает человек, в космической первостихии или в отвлеченном духе, снимаются границы личности.
Избавление от страданий и боли достигается отказом от личного бытия, ибо личность есть боль, и борьба за личность болезненна.
Фенелон. Человеческая природа плоха при ее внутренней активности, при ее сопротивлении, при внутренней же ее пассивности она превращается в добрую природу, потому что она заменяется действием божественной природы.
|
Духовная жизнь двуедина, она есть встреча, диалог, взаимодействие, активность одного и другого, т.е. она богочеловечна.
Мистика Востока (обожение через любовь сверху вниз) есть по преимуществу мистика Воскресения.
Мистика Запада (человек приближается к Богу через страдание) по преимуществу мистика Распятия.
Возрастающая духовная жизнь синтезирует душевную и даже телесную жизнь человека, останавливает аналитическое расчленение и распадение целостной личности.
За магией скрыта сковывающая воля, за духовной мистикой – воля освобождающая.
Дух был поставлен между двумя возможностями – соединиться с божественной силой или с силой тьмы.
Царство капитализма (царство дьявола), отделенное от духа, стоит под знаком власти денег.
Деньги и есть сила и власть мира, отделенного от духа, т.е. от свободы, от смысла, от творчества, от любви.
Матф.гл. 10, 20
Не вы будете говорить, но Дух Отца будет говорить в вас.
Лук. гл. 9, 55
Не знаете какого вы Духа.
Иоанн. гл. 16, 13
Все происходит через Дух, Дух все пронизывает.
Дух выразим не в объективных, общеидейных структурах, а в экзистенциальной субъективности.
Переход от символизма к реализму в духовной жизни есть переход от объективации к тайне существования.
Духовная жизнь есть путь, и на пути этом происходит борьба, требующая героизма и жертв, нужно прохождение через противоположение, разделение, разрывы.
Реализм в духовной жизни неизбежно будет также очищением идеи Бога от искажающих человеческих привнесений, связанных с инстинктами властвования и тиранства, мазохизма и садизма.
Новая реалистичная духовность должна быть обращена к природе в экзистенциальном, личностном смысле.
Старая духовность очень была сращена с устаревшими и неприемлемыми для нас формами философии, религии и науки, как и устаревшими и неприемлемыми социальными формами.
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.com
Оставить отзыв о книге
Все книги автора