Анализ произведения «Идея истории».




Робин Коллингвуд и его Идея истории

 

Выполнил студент 1 курса

2 группы дневного отделения

гуманитарного факультета

(историческое отделение)

Лапина Мария Анатольевна

Научный руководитель:

канд. ист. наук, доцент кафедры

Зарубежной истории

Кармазина О.В.

 

 

Воронеж 2020

Содержание

Введение…………………………………………………… 3

Краткая биография…………………………………………4

Анализ произведения Идея Истории……………………...5

Заключение………………………………………………... 7

Источники и литература……………………………………8

Введение.

Сегодня, когда мир переживает сложные и мучительные годы, сопровождаемые социальными и политическими потрясениями, чрезвычайно важно обратиться к опыту предыдущих поколений. В наши дни большинство исторических фактов подвергаются фальсификации, поэтому необходимо правильное понимание исторических событий. Все мы знаем, что без прошлого нет будущего и от того, как мы будем трактовать определенные исторические события, зависит то, как их будут помнить будущие поколения.

Интерпретация исторических событий ведется с позиции новой информации, которая рождается, когда наука не в силах объяснить ход истории. В такой ситуации чрезвычайно важно уметь различать тонкую грань между наукой и псеводнаукой, историей и псевдоисторией – наукой и псевдонаукой.

В «Идеи истории» Р. Дж.Коллингвуд размышляет над вопросами о знамении истории, и определяет предмет истории, задачи и методы, а также раскрывает роль исторического знания в развитии человеческого общества. Роберт ДжорджКоллингвуд был одним из крупнейших историков в двадцатого века и современным историкам при изучении тех или иных исторических фактов важно обратиться к трудам своего предшественника.

Цель работы: Определить роль Роберта Коллингвуда в развитии историографии.

Задачи:

Изучить краткую биографию Роберта Коллигвуда

Проанализировать произведение Р. Коллингвуда– Идея истории.

Роберт Коллингвуд говорит об определенной сверхъидеи в понимании истории, отводит большую роль историка в интерпритации исторических фактов: можно ли считать Роберта Коллингвуда методологическим индивидуалистом.

 

Краткая биография.

Коллингвуд родился 22 февраля 1889 года. Его мать занималась музыкой, отец был археологом.

Несмотря на скоромное материальное положение, благодаря влиятельным богатых покровителей Р.Коллигвуду удалось поступить в Регби - одну из старейших школ Великобритании, а затем в Оксфорд. В 1910 году он приступил к изучению курса философии, в университете в те годы еще господствовало направление абсолютного идеализма, в то же время уже набирало свои обороты новое направление философской школы – реализм. В числе своих учителей Коллингвуд называет Г. Йохима, близкого друга философа – идеалиста Г. Брендли и Дж. Смита. [1]

Он стал стипендиатом, сдал экзамен на бакалавра, а затем, побуждаемый ощущением собственной смертности, опубликовал первую книгу «Религия и философия». Она вышла в 1916 году, во время войны. Коллингвуд работал тогда в военно-морской разведке. В этой профессиональной, хотя и несколько высокопарной книге он смело объявил, что историческая наука и философия описывают «единый мир действительности» и потому «история и философия суть одно».[2]Молодое поколение британских философов предало эту мысль анафеме, но Коллингвуд нашел серьезного союзника в лице итальянца БенедеттоКроче.[3]

После окончания университета в 1913 году стал преподавателем философии.

В качестве преподавателя Р. Коллингвуд руководил летними археологическими экспедициями в Великобритании. Эти области интересов сформулировали его путь научного развития.[4]

 

Анализ произведения «Идея истории».

«Идея истории», четко и просто определила историческое познание как «науку, но науку особого рода».[5]При этом он подчеркивает, что историю это «особая форма мышления».

По мнению Р. Коллинвуда историк обязательно должен обладать такими качествами, как опыт «самостоятельного исторического мышления», «способность к рефлексии собственного мышления». [6]

Самостоятельность историка видна во время критики источников, когда авторитеты подвергаются сомнению и иногда даже отвергаются как не заслуживающие доверия. Или историк может осудить предшественников за слишком доверчивое восприятие исторических источников, что вводит читателя в заблуждение.

Историк принимает решения, строя по-своему понимание факта, часто предлагая понимать его немного по-другому, и в этом заключается автономность историка относительно фактов. Факты всегда представляют собой для историка его собственный опыт, действие, выполненное как бы его собственными силами.

Однако, Шмаков В.С. полагает, что «На самом деле, Коллингвуд никогда не был методологическим индивидуалистом. Такое обвинение практически никогда не принимали в расчет, поскольку, внимательно прочитав его работы, можно заметить, что он обращается не только к размышлениям индивидуумов, но и к социальным процессам, тенденциям в развитии мысли и трансформациям различных предположений».[7]

Цель истории по мнению Роберта Коллингвуда – познание человеческой природы. «Ценность истории поэтому и заключается в том, что человек сделал и тем самым, что он собой представляет».[8]

Коллингвуда часто критикуют за слишком узкое понимание смысла истории. Разграничивая смысл истории в «Идее истории», Коллингвуд подчеркивает, что мысли, с которыми историк имеет дело, являются рефлективными актами. Он говорит, что «рефлективные акты могут быть грубо определены как целесообразные акты, и они - единственное, что может стать предметом истории».[9]

Ученый историк, рассматривая факты, должен также спросить себя, является ли выраженная мысль правильной или нет. Другими словами, история - это критериологическая наука, в которой действующие лица ставят перед собой цели, после выполнения которых они могут считаться достигнутыми или нет, ощущать себя в определенных ситуациях, которые они могут верно или неверно воспринимать, и обладать собственными чувствами, которые другие могут и не разделять. Поэтому недостаточно знать «точно, что произошло», [10]историк должен прийти к правильным выводам.

Большое место у Коллингвуда занимает критика концепций истории у авторов XIX века: так Гегеля он критикует за чрезмерное влияние политической истории, Маркса — экономической, а позитивистов — за чрезмерное внимание к фактам. Коллингвуд настаивает, что история — это история мысли, а события присутствуют в ней как внешние выражения мысли. Подобно Гегелю он утверждает, что история должна заканчиваться настоящим, так как ее цель — это объяснение настоящего.

 

 

Заключение.

Таким образом, согласно концепции Коллингвуда, опиравшегося на идеи Гегеля, истина не открывается сразу и целиком, а вырабатывается постепенно, созревает во времени и развивается, так что противоположность истины и заблуждения становится относительной. Новое воззрение не отбрасывает старое, как негодный хлам, а сохраняет в старом все жизнеспособное, продолжая тем самым его бытие в ином контексте и в изменившихся условиях.

Колоссальна роль Роберта Коллингвуда в развитии европейской историографии. Р. Коллингвуд показал необходимость системного подхода к реконструкции исторических фактов, определил роль историка в понимании исторических событий, определил взаимосвязь истории и философии в развитии исторического знания.

При этом в своей работе Р. Коллингвуд большое внимание уделяет обстоятельствам и условиям написания исторического труда, написанным историком. Роберт Коллингвуд большое внимание уделяют не только размышлению отдельных историков, но и изучению исторического процесса в целом. Поэтому, отвечая на проблемный вопрос мы должны сказать, что Роберт Коллингвуд объективным индивидуалистом не был.

 

Источники и литература

Источники

1.Р.Дж.Коллингвуд. Идея истории. Автобиография / Робин Джордж Коллингвуд – М.: Наука – 2009 – 348 с.

Литература

1.Дубов П.А. Основы современной цивилизации / П.А. Дубов – М.:2012 - 256 с.

2.Дж. Рей Робин Коллингвуд. Жизнь после жизни. / Джонтон Рей – М.: 2010 – 328 с.

3.Шматов В.С. Философия истории. Р. Дж. Коллингвуда / В.С. Шматов – М.: 2007 – 329 с.


[1].Дж. Рей Робин Коллингвуд. Жизнь после жизни. / Джонтон Рей – М.: 2010 – С.176

[2]Р.Дж.Коллингвуд. Идея истории. Автобиография / Робин Джордж Коллингвуд – М.: Наука – 2009 – С.198

[3]Дубов П.А. Основы современной цивилизации / П.А. Дубов – М.:2012 – С.136

[4] Там же

[5]Р.Дж.Коллингвуд. Идея истории. Автобиография / Робин Джордж Коллингвуд – М.: Наука – С.26.

 

[6]Там же С. 29

[7]Шматов В.С. Философия истории. Р. Дж. Коллингвуда / В.С. Шматов – М.: 2007 – С.157

[8]Р.Дж.Коллингвуд. Идея истории. Автобиография / Робин Джордж Коллингвуд – М.: Наука – 2009 – С. 28.

 

[9]Там же С. 196.

[10] Там же С 229.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: