МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По производственной практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Для студентов бакалавриата по направлению подготовки 38.03.02 – Менеджмент
(профиль – Производственный менеджмент)
Калининград
Издательство ФГБОУ ВО «КГТУ»
2020 г.
Формой отчетности по производственной практике является отчет по практике. Каждый вопрос освещается по возможности кратко, но в полном объеме. В необходимых случаях в отчете приводятся схемы, графики, диаграммы и рисунки, примеры расчетов. Первичные документы, обсуждаемые в тексте отчета по практике, должны быть помещены в приложение к тексту.
Структура отчета по практике и последовательность изложения разделов и вопросов должна соответствовать индивидуальному заданию на производственную практику.
Структура отчета по производственной практике:
- титульный лист; стр. 1
- индивидуальное задание на практику (с печатью предприятия);
- заключения руководителя практики от организации о качестве работы практиканта (с печатью предприятия);
- заключения руководителя практики от вуза о качестве работы практиканта;
- лист «Содержание»; стр. 2
- введение; стр. 3
- основная часть (см. приложение Г); объём 18÷30 стр.
- заключение; (объём 2÷3 стр.)
- список использованных источников; (объём 2÷3 стр.)
- приложения. (объём не ограничен, но обычно не более 10 стр.)
Введение должно включать цель, задачи и особенности производственной практики, структуру отчета. В заключении приводятся общие выводы, краткое описание проделанной работы.
Общий объем отчета – 25-40 страниц.
Отчет оформляется в соответствии с Методическими указаниями по оформлению учебных работ, разработанными для Института финансов, экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «КГТУ».
|
***
Аттестация по практике проводится на основе защиты отчета по практике, выполненного в соответствии с индивидуальным заданием на практику.
По итогам аттестации по практике выставляется оценка. Оценка по практике (зачет с оценкой) заносится в зачетно-экзаменационную ведомость, учитывается при подведении итогов общей успеваемости в соответствующем семестре.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ отчета по практике включает:
Общие сведения о предприятии
В данном разделе дается краткая характеристика рассматриваемого предприятия:
- полное название предприятия, его подчинённость и состав руководящих органов, организационно-правовая форма;
- краткая историческая справка о создании предприятия, его адрес, виды и направления деятельности (основные и дополнительные, изменения в профиле деятельности, номенклатуре и ассортименте и т.д.)
- удобство размещения предприятия (с учетом факторов, влияющих на размещение предприятия /критериев оптимального месторасположения)
- если объектом анализа является не предприятие в целом, а его структурное подразделение или отдельное направление деятельности, то описать цели и задачи этого подразделения (подразделений, осуществляющих этот вид деятельности), его место в структуре организации.
Объем подраздела обычно от 2 до 5 машинописных листов.
Анализ внутренней и внешней среды предприятия
2.1. Анализ внешней среды предприятия
Внешняя среда организации - это ее внешнее окружение, включающее различные системы, с которыми организация взаимодействует, и влиять на которые в целом она не может, за исключением воздействия лишь на отдельные элементы.
|
Анализ внешней среды - процесс, предназначенный для контроля внешних факторов среды с целью определения перспективных возможностей организации и грозящих ее опасностей.
Необходимо использовать комплексную методику анализа окружающей среды компании для принятия актуальных и корректных стратегических решений, состоящую из четырех этапов (рис. 1).
Рисунок 1 – Схема проведения анализа внешней среды компании
Для анализа тенденций изменения макросреды фирмы используется техника анализа ПЭСТ (PEST), позволяющая более широко взглянуть на то, как влияет окружение на конкретную фирму.
2.2. Анализ внутренней среды предприятия
Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать предприятие в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели предприятия, более верно сформулировать миссию, т.е. определить смысл и направления его деятельности. Исключительно важно всегда помнить, что предприятие не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает возможность существования своим сотрудникам, давая им работу, предоставляя возможность участия в прибылях, обеспечивая их социальными гарантиями и т.п.
Анализ внутренней среды проводят по следующим направлениям (можно как SNW-анализ):
производство: объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции предприятия; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования, система контроля запасов; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности, техническая эффективность мощностей; местонахождение производства и наличие инфраструктуры; экология производства; контроль качества, издержки и качество технологий; патенты, торговые марки и т.п.;
|
персонал: структура, потенциал, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников; организация управления: организационная структура, система управления; уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства; фирменная культура; престиж и имидж фирмы; организация системы коммуникаций;
маркетинг: товары, произведенные фирмой, доля на рынке; возможность собирать необходимую информацию о рынках; каналы распределения и сбыта; маркетинговый бюджет и его исполнение; маркетинговые планы и программы; нововведения; имидж, репутация и качество товаров; стимулирование сбыта, реклама, ценообразование;
финансы и учет: финансовая устойчивость и платежеспособность; прибыльность и рентабельность (по товарам, регионам, каналам сбыта, посредникам); собственные и заемные средства и их соотношение; эффективная система учета, в том числе учета издержек, формирования бюджета, планирования прибыли.
В процессе анализа положение компании исследуется по пяти параметрам:
- эффективность действующей стратегии компании;
- сильные и слабые стороны компании, возможности и угрозы;
- конкурентоспособность компании по ценам и издержкам;
- устойчивость конкурентной позиции компании по сравнению с основными соперниками;
- стратегические проблемы компании.
Выводом по разделу 2 будет проведение СВОТ-анализа.
Таблица 2.3 - SWOT-анализ ООО «Балтия»*
Сильные стороны | Слабые стороны |
1) Высокое качество продукции (использование современных технологий). 2) Относительно низкая себестоимость продукции (реализация продукции на российском рынке). 3) Высокий спрос на продукцию (производство под заказ, минимальные складские запасы). | 1) Зависимость от поставщиков сырья (металл закупается у поставщиков, долгое время доставки). 2) Небольшая доля рынка (товар слабо представлен на рынке Калининградской области, 5% продукции реализуется на местном рынке). 3) Долговременный процесс производства (нехватка автоматизированного оборудования, увеличение сроков производства). |
Возможности | Угрозы |
1) Увеличение скорости производственного цикла (полная автоматизация производственных процессов). 2) Увеличение доли реализации на местном рынке (заключение контрактов с местными строительными компаниями). 3) Установление скидок крупным и постоянным покупателям (в зависимости от объема заказов). | 1) Повышение стоимости сырья и вспомогательных материалов (зависимость от иностранных поставщиков, увеличение цен в связи с ростом курса валют). 2) Повышение уровня инфляции (прогноз роста инфляции в 2018 г. до 4*%). 3) Наличие конкурентов на местном рынке сбыта (ООО «Омега плюс» и ООО «Титан»). |
* данные официального сайта Министерства экономического развития
Согласно проведенному SWOT-анализу, ООО «Балтия» следует усовершенствовать бизнес-процесс производства, автоматизировать его с целью сокращения времени, а также разработать мероприятия для снижения бракованной продукции.
Для активного продвижения продукции нужно создать отдел маркетинга на предприятии.