Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы
Дисциплина реализуется в рамках вариативной части в структуре ОП.
Для освоения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в рамках изучения следующих дисциплин: «Актуальные проблемы уголовного права», «Современные проблемы уголовно-процессуального права», «История и методология юридической науки»
При освоении дисциплины студент должен иметь удовлетворительный уровень знаний и умений, приобретенный в результате освоения указанных выше дисциплин.
Структурно-логическая схема формирования компетенции
Компетенция | Предшествующие дисциплины, модули, практики | Данная дисциплина | Последующие Дисциплины, модули, практики |
ОК-1 | История и методология юридической науки | Использование медицинских знаний в профессиональной деятельности юриста | практика |
ПК-8,9 | Актуальные проблемы уголовного права | ||
ПК-11 | Современные проблемы уголовно-процессуального права |
К моменту начала изучения дисциплины студент должен
знать: сущность и содержание права, понятие и содержание правоотношений, особенности правового положения субъектов права;
уметь: оперировать базовыми теоретическими юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;
владеть: базовой теоретической юридической терминологией; общими навыками работы с нормативно-правовыми актами; общими навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и отношений; общими навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий.
Дисциплина изучается на 2 курсе в 4 семестре.
3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 2 зачетных единиц (з.е.), 72 академических часа.
Объем дисциплины | Всего часов | |
Очная форма обучения | Заочная форма обучения | |
Общая трудоемкость дисциплины | ||
Учебных часов на контактную работу с преподавателем: | ||
лекций | ||
практических | ||
лабораторных | ||
контроль самостоятельной работы (КСР) | ||
Учебных часов на самостоятельную работу обучающихся (СРС) | ||
Учебных часов на контроль: | ||
Зачет |
4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах)
Очная форма
№ п/п | Наименование раздела /темы дисциплины | Общая трудоёмкость всего (в часах) | Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) | ||||
Контактная работа с преподавателем | СРС | ||||||
Лек | Сем/Пр | Лаб | КСР | ||||
Тема 1.Правовые основы медико социальной экспертизы в системе российского права Виды медико социальных экспертиз. | |||||||
Тема 2. Процессуальные основы и организационные формы судебно-медицинской экспертизы. Виды экспертиз | |||||||
Тема 3.Судебно-медицинское учение о смерти. Экспертиза трупов. | |||||||
Тема 4.Судебно-медицинская экспертиза при отравлениях | |||||||
Тема 5. Судебно-медецинская экспертиза потерпевших и обвиняемых | |||||||
Тема 6 Судебно-медицинская экспертиза по материалам уголовных и гражданских дел о профессиональных правонарушениях медицинских работников | |||||||
Всего: |
Заочная форма
№ п/п | Наименование раздела /темы дисциплины | Общая трудоёмкость всего (в часах) | Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) | ||||
Контактная работа с преподавателем | СРС | ||||||
Лек | Сем/Пр | Лаб | КСР | ||||
Тема 1.Правовые основы медико социальной экспертизы в системе российского права Виды медико социальных экспертиз. | |||||||
Тема 2. Процессуальные основы и организационные формы судебно-медицинской экспертизы. Виды экспертиз | |||||||
Тема 3.Судебно-медицинское учение о смерти. Экспертиза трупов. | |||||||
Тема 4.Судебно-медицинская экспертиза при отравлениях | |||||||
Тема 5. Судебно-медицинская экспертиза потерпевших и обвиняемых | |||||||
Тема 6 Судебно-медицинская экспертиза по материалам уголовных и гражданских дел о профессиональных правонарушениях медицинских работников | |||||||
Зачет: | |||||||
Всего: |
Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
Лекционный курс
№ | Наименование раздела /темы дисциплины | Содержание |
Тема 1.. Правовые основы медико социальной экспертизы в системе российского права Виды медико социальных экспертиз. | Понятие медико-социальной экспертизы. Задачи медико-социальной экспертизы. Понятие и принципы правовых основ медико-социальной экспертизы. Место правовых норм, регламентирующих медико-социальную экспертизу, в системе российского права. Порядок проведения медико-социальной экспертизы для признания граждан инвалидами Организация и производство экспертизы временной нетрудоспособности. Установление степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний | |
Тема 2. Процессуальные основы и организационные формы судебно-медицинской экспертизы. Виды экспертиз | 1. Понятие об экспертизе. Экспертиза в уголовном и гражданском процессе в РФ. Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности». Случаи обязательной судебно-медицинской экспертизы по УК РФ. Виды экспертиз. Порядок проведения и назначения экспертизы. Судебно- медицинская экспертиза на предварительном следствии и в суде по уголовным и гражданским делам. Объекты судебно-медицинской экспертизы.. Судебно-медицинский эксперт как процессуальная фигура и специалист. Судебно-медицинский эксперт и врач-эксперт. Пределы компетенции судебно-медицинского эксперта. |
Курс практических (семинарский) занятий
№ | Наименование раздела /темы дисциплины | Содержание |
Тема 1.. Правовые основы медико социальной экспертизы в системе российского права Виды медико социальных экспертиз. | 1. Понятие медико-социальной экспертизы. 2. Задачи медико-социальной экспертизы. 3. Понятие и принципы правовых основ медико-социальной экспертизы. 4. Место правовых норм, регламентирующих медико-социальную экспертизу, в системе российского права. 5.. Порядок проведения медико-социальной экспертизы для признания граждан инвалидами 6. Организация и производство экспертизы временной нетрудоспособности. 7. Установление степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний | |
Тема 2. Процессуальные основы и организационные формы судебно-медицинской экспертизы. Виды экспертиз | 1. Понятие судебно-медицинской экспертизы. Виды. 2. Организация и порядок проведения судебно-медицинской экспертизы. 3. Решения, принимаемые по результатам проведения судебно-медицинской экспертизы. 4. Судебно-медицинское исследование вещественных доказательств биологического происхождения. Идентификация личности. 5.Повреждения и смерть от действия высокой и низкой температуры и других физических факторов. 6.Повреждения острыми предметами. Огнестрельные повреждения. Механическая асфиксия. 7.Судебно-медицинская травматология. | |
Тема 3.Судебно-медицинское учение о смерти | 1.Понятие о смерти. 2.Судебно-медицинское понятие рода и вида смерти. Причина смерти. Мнимая смерть. 3.Ориентирующие и достоверные признаки наступления смерти. 4.Трупные изменения. | |
Тема 4.Судебно-медицинская экспертиза при отравлениях | 1.Судебно-медицинская токсикология, ее содержание. 2.Судебно-медицинская классификация отравлений. Отравления едкими кислотами и щелочами. Отравления деструктивными ядами. 3.Отравление алкоголем. Диагностика алкогольного опьянения у живого человека. Отравления метиловым спиртом, этиленгликолем и другими суррогатами алкоголя. 4.Пищевые отравления, их опасность в условиях жизни и быта. Вопросы, разрешаемые при судебно-медицинском исследовании отравлений. | |
Тема 5. Судебно-медицинская экспертиза потерпевших, обвиняемых и др.лиц | 1.Процессуальный порядок назначения и производства судебно-медицинской экспертизы живых лиц. Случаи обязательного проведения экспертизы. 2.Экспертиза и освидетельствование. Правила судебно-медицинского определение тяжести вреда здоровью. Критерии и способы причинения повреждений. Побои, истязания, мучения. Определение состояния здоровья. 3.Судебно-медицинская экспертиза притворных, и искусственных болезней в практике работы органов юстиции. 4.Членовредительство умышленное и членовредительство патологическое. Организация и проведение судебно-медицинской экспертизы. 5.Вопросы, разрешаемые экспертизой при исследовании лиц, подозреваемых в членовредительстве. | |
Тема 6 Судебно-медицинская экспертиза по материалам уголовных и гражданских дел о профессиональных правонарушениях медицинских работников | 1.Поводы для назначения судебно-медицинской экспертизы по материалам дела. 2.Поводы для привлечения медицинских работников к уголовной ответственности за нарушение профессиональных обязанностей. 3. Врачебные ошибки. 4.Небрежное и халатное отношение к своим обязанностям. Неоказание помощи больному. 5.Организация судебно-медицинской экспертизы по "врачебным делам", методика ее проведения. | |
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, при этом носящая сугубо индивидуальный характер. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Реферат. Каждый магистрант должен в течение семестра выполнить минимум один реферат на выбор. Реферат выполняется по всем требованиям, предъявляемым к такому роду работ (по содержанию и оформлению). Рекомендуемый объем 20-25 страниц. Студент может выступить с докладом на научно-исследовательском семинаре или практическом занятии по теме своего реферата.
Примерный перечень тем:
1. Место правовых норм, регламентирующих медико-социальную экспертизу, в системе российского права.
4. Роль судебной практики в правовом регулировании медико-социальной экспертизы.
6. Правовое положение учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы (задачи, функции, организация деятельности, права и обязанности).
8. Проведение медико-социальной экспертизы для признания граждан инвалидом
9. Причины инвалидности.
10. Документационное оформление медико-социальной экспертизы.
11. Экспертиза временной нетрудоспособности.
12. Освидетельствование пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
13. Военно-врачебная экспертиза.
14. Независимая военно-врачебная экспертиза.
15. Понятие судебно-медицинской экспертизы.
16. Защита прав граждан в сфере проведения медико-социальных экспертиз
17.Правовое положение и организационные формы судебно-медицинской экспертизы.
18. Смерть, косвенные и достоверные признаки смерти.
19. Судебно-медицинское исследование трупа.
20. Судебно-медицинское исследование трупов новорожденных.
Изучив, дополнительную литературу, магистрант составляет следующую таблицу:
Критерии | Медико-социальная экспертиза | Судебно-медецинская экспертиза |
Основание | ||
Вид заключения | ||
В отношении чего и кого | ||
Кто проводит |