Выбор оптимального способа начисления амортизации является приоритетной задачей для любой организации. Ведь от этого зависит величина налога на имущество и налога на прибыль, уплачиваемого организацией. Успешное решение этой задачи может принести организации существенные выгоды в виде экономии по уплате этих налогов. Если организация принимает решение о выборе наиболее выгодных с точки зрения налогообложения методов начисления амортизации, то это существенно осложнит ведение бухгалтерского и налогового учета. Как известно, расчет амортизации в бухгалтерском и налоговом учете совпадает при определенных условиях, одним из которых является линейный способ начисления амортизации. Организации необходимо сделать выбор: экономить на уплате налога на прибыль и имущество, но при этом различно вести расчет амортизации в бухгалтерском и налоговом учете или идентично рассчитывать амортизацию, но при этом снизить трудоемкость учетных работ.
В данное время на ОАО «СЗТТ» используется линейный метод начисления амортизации исходя из времени их использования (срока службы) устанавливаемого патентами, свидетельствами, лицензиями и т.д., подтверждающими права правообладателя. Он позволяет равномерно распределять суммы износа по срокам полезного использования. По объектам основных средств и нематериальных активов, по которым срок полезного использования определить невозможно, нормы амортизационных отчислений устанавливает комиссия, созданная приказом по предприятию.
В течение всего полезного срока использования амортизация равномерно относится на стоимость продукции, что позволит не завышать и не занижать себестоимость и способствовать сохранению прибыли на прежнем уровне.
Преимущества данного метода в том, что он удобен, так как вносит стабильность и равномерность в исчислении себестоимости, которая подвержена значительным постоянным изменениям по причине постоянных изменений в стоимости материально-производственных запасов.
Но этот способ не учитывает то, что активы предприятия более продуктивно и равномерно используются только на первых годах. С уменьшением срока полезного использования основные средства все чаще требуют ремонта, простаивают по причине поломок и морально устаревают, и на последних годах амортизационные отчисления снижаются.
Вместе с тем, амортизационные отчисления на восстановление и ремонт основных фондов на предприятии характеризуются следующим показателями (таблица 3).
Таблица 4– Сведения об амортизационных отчислениях, сформированном амортизационном фонде и инвестиция в основные средства за 2006-2008 гг. млн. рублей
Наименование показателей | |||
Амортизационные отчисления за период | |||
Накопленные амортизационные отчисления | |||
Стоимость основных средств введенных в эксплуатацию за счет средств амортизационного фонда |
За последние годы амортизационная политика претерпела определенные прогрессивные изменения, но она так и не стала важнейшим рычагом государства для воздействия в позитивном плане на экономические процессы и в первую очередь на активизацию инвестиционной деятельности и техническое перевооружение производства. Одной из причин такого положения признается недооценка роли и значения амортизационной политики в развитии предприятий.
Амортизационную политику предприятия можно представить как разработанный им механизм наиболее выгодного использования всех инструментов действующей амортизационной политики государства для достижения своих тактических и стратегических целей.
Таким образом, для наиболее эффективного использования процесса амортизации на предприятии необходимо разработать качественную и эффективную амортизационную политику.
2.2 Проблемные вопросы формирования и использования амортизационных отчислений на современном этапе
Для создания действенной амортизационной политики необходимо предоставление права выбора форм, методов ее построения и претворения в жизнь самим субъектам хозяйствования.
В международной практике существуют различные способы списания стоимости основных средств путем амортизации. Поскольку начисленная сумма амортизации является одним из элементов структуры затрат и она в конечном счете влияет на результат финансово-хозяйственной деятельности, то выбор способа начисления амортизации – это один из определяющих моментов учетной политики организации.
Новая амортизационная политика должна отвечать следующим требованиям:
-учет особенностей переходной экономики, а также фактора многоукладности последней;
-многофункциональности – недопустимо выполнение только функции накопления амортизационного фонда, необходимо также обеспечение его сохранности и ликвидности в течение длительного периода;
-обеспеченности нормативными документами, регламентирующими ее реализацию на практике;
-научной и практической обоснованности, преемственности и эффективности в условиях развития рыночной экономики.
Одним из основных свойств новой амортизационной политики является возможность применения предприятиями и организациями выбора различных методов и способов начисления амортизации, что позволит им вырабатывать собственную амортизационную политику, а государству – более эффективно осуществлять регулирование хозяйственных процессов, протекающих в экономике, а также воздействовать на происходящие структурные преобразования. Это будет способствовать развитию в стране наукоемких производств, повышению рентабельности и конкурентоспособности отечественных производителей, расширению рынков сбыта и завоеванию позиций как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Нынешнее финансовое состояние наших производителей, как известно, далеко не благополучно. Особенно это касается автомобиле-, тракторо- и станкостроения. Износ основных фондов в этих отраслях составляет более 70%, а их активной части уже приближается к 80%. Естественно, о высокой производительности и конкурентоспособности говорить не приходится, поэтому необходима система неотложных мер, направленная на исправление этой критической ситуации. Одним из элементов подобной системы является действенная амортизационная политика, которая предусматривает:
-создание нормативно-правовых и экономических условий субъектам хозяйствования всех форм собственности для полного использования собственных финансовых источников воспроизводства основного капитала, и в первую очередь амортизационных отчислений;
-формирование гибкой вариантной системы норм и методов начисления амортизации с учетом финансового состояния, форм собственности, реальных возможностей и потребностей предприятий;
-обеспечение индексации амортизационных отчислений и накопленного фонда сообразно темпам инфляции;
-разработку комплекса мер по аккумулированию амортизационных отчислений на депозитных счетах;
-определение целесообразности перераспределения амортизационных ресурсов между предприятиями одной отрасли, различных отраслей и сфер производства в соответствии с экономической конъюнктурой, в том числе путем создания рыночных амортизационных ресурсов и формирования соответствующего механизма.