1) Неврастения
2) Невроз навязчивых состояний
3) Истерия
4) Невроз страха
1) Неврастения – конфликт между возможностями и потребностями, когда потребности (обычно со стороны родителей) не соответствует возможностям ребенка, и он не может утвердить себя в каких-то значимых областях деятельности или отношениях.
2) Невроз навязчивых состояний – обусловлен нравственно-этическим или моральным конфликтом – наличием каких-либо несовместимых чувств и желаний в психике ребенка
3) Истерия – конфликт между субъективно завышенными желаниями и возможностями их удовлетворения, чаще выражается в конфликте признания.
4) Невроз страха – неспособность защитить себя, сохранить свое «я» от внутренних и внешних угроз, конфликт самоопределения, уверенности в себе при встречах с воображаемой или реальной опасностью.
Неврастения (нервная слабость) – аномалия нервно-психического развития, происхождение которой связано либо с генетическим фактором, либо с патологическими воздействиями во внутриутробном развитии (переживания матери во время беременности). В основе лежит функциональная недостаточность вегетативной регуляции.
Симптомы: повышенная возбудимость и легкая истощаемость ребенка в виде общей невыносливости, утомляемость в условиях повышенной нервно-психической нагрузки, шуме, духоте, ярком свете, отвлекаемость и трудность концентрации внимания, эмоциональная лабильность, нарушения сна (чуткий, беспокойный, или чрезмерно глубокий, затрудненное засыпание, отказ от дневного сна в 1,5-2 года, вегетососудистая дистония в результате дисфункции высших вегетативных центров, соматическая ослабленность, психомоторные нарушения в виде тиков, энуреза и заикания.
Формы неврастении: гиперстеническая – по типу повышенной возбудимости, гипостеническая – по астеническому типу.
Чаще отмечается у детей, фиксированных на семье, на отношениях в ней. У детей часто отмечается симбиотическая связь с матерью или другими членами семьи. Мир вокруг для такого ребенка крайне враждебен, а ребенок неуверен в себе, тревожен по отношению к миру вне семьи. Ребенок испытывает страх огорчить родителей низкой успеваемостью, разочаровать своей неполноценностью и потерять их любовь. Страх формируется на бессознательном уровне.
Невроз навязчивых состояний включает:
Обсессивный невроз
Причина возникновения ННС является действие психической травмы.
Основные симптомы: навязчивые состояния (обсессии), т.е. образы, мысли, чувства, действия, непроизвольно вторгающиеся в сознание, необоснованность которых понимается человеком, с которыми он борется, но преодолеть не может.
Принято различать:
- навязчивые представления, которые носят характер ярких навязчивых воспоминаний и образов (мелодии, отдельные слова или фразы, зрительные представления)
- навязчивые мысли, выражающиеся в виде навязчивых сомнений, опасений, воспоминаний
- навязчивые действия (например, навязчивое стремление пересчитать без всякой необходимости попадающие в поле зрения предметы; навязчивые выдергивание волос, бровей, ресниц, некоторые тики – гримасы, подмигивания, пощелкивания языком, поправление волос, воротничка и пр.).
В основе навязчивых состояний лежит патологическая инертность нервных процессов – невозможность подавить навязчивость усилием воли.
Фобический невроз
При данной форме часто наблюдаются повышенные страхи: одиночества, темноты, высоты, болезни, отрыва от матери, недоверчивость к незнакомым людям.
Такой ребенок послушный, старательный, хорошо учится, к нему хорошо относятся воспитатели и учителя, но он эгоистичен, боязлив и не авторитетен у сверстников. Встреча с угрозой своей безопасности является для такого ребенка психической травмой, в результате которой возникает страх перед реальностями жизни, формируется неуверенность в себе. Благополучие такого ребенка связано с благополучием родителей. Часто использует символические ритуала (черные кошки, обходят темные пятна, перешагивают через несколько ступеней)
Невроз ожидания.
Навязчивое опасение ведет к нарушению какой-либо повседневной функции (устные ответы, речи, письма, чтения и пр.)
Истерия вызывается действием психической травмы в возникновении которой играет роль механизм условной «приятности или желательности» болезненного симптома.
Проявления истерии:
- вегетативные нарушения, имеющие полиморфный характер: тошнота, рвота, трудности глотания, полное отсутствие аппетита, псевдоболевые ощущения и пр.
- двигательные расстройства, проявляющиеся в виде разнообразных парезов, гиперкинезов, явлений астазии-абазии (невозможности ходить при отсутствии органической патологии опорно-двигательного аппарата), истерической походкой (зигзагообразная, приволакивающая, ходульная, скользящая, балансирующая), истерические расстройства речи в веде шепотной речи, охриплости, заикания
- сенсорные нарушения, проявляющиеся расстройствами чувствительности в виде анастезии, гипестезии, гиперестезии с болевыми ощущениями в различных частях тела
- психические нарушения истерического генеза, для которых характерна яркость, театральность, нарочитость, оттенок инфантилизма
- энкопрез (недержание кала)
- элективный мутизм – невозможность использования речи в определенных ситуациях (например, дома ребенок болтлив, а садике молчит).
Истерический невроз возникает у детей с выраженным социальным инфантилизмом (как будто задерживаются в раннем и младшем дошкольном возрасте, когда «все можно» и от ребенка ничего не требуется). Может в нужное время воссоздать модель любого заболевания (надо и рвота, температура и пр.)
Невроз страха по степени выраженности делится на ужас, испуг, собственно страх, тревогу, опасения, беспокойство, волнение, панику.
В норме страх выполняет разнообразные психические функции в жизни человека – защитную, адаптивную, социализирующую или обучающую роль и пр.
Если страхов больше, то возникает состояние психического напряжения, скованности, чрезмерной зависимости от внешних обстоятельств, при этом поведение детей становится более зависимым, атрофируется любопытство, они избегают любого риска, развивается настороженность и аффективная замкнутость, усиливается ориентация на прошлое, исключение в настоящем положительных эмоций.
Несмотря на многообразие симптоматики, общими для всех видов является наличие внутреннего или внешнего препятствия на пути выраженных чувств и желаний ребенка, неспособность или невозможность разрешить конфликт собственными силами и возникающее вследствие этого напряжение и беспокойство.
Неврастения – 2,3 и 7 лет
Истерия – 3 года
Невроз страха – 5 лет
Обессивный невроз – школьный возраст