Проблема единства человека и мира всегда привлекала внимание мыслителей. Стремление её разрешить привело, в конечном счете, к образованию определённого духовного течения, оригинального направления человеческой мысли. Логика развития мировой цивилизации в ХХ веке превратила размышления о космической принадлежности человека из затерявшейся в ценностях мировой культуры абстрактной идеи в актуальную теоретическую проблему и жизненно значимую практическую задачу. В контексте многовековой мировой культуры оформилось своеобразное умонастроение, называемое сегодня русским космизмом. Рассматривая человека и природу как две стороны единого целого, русский космизм первым указал на обострение противоречий между человеком и окружающей средой, разумом и жизнью.
К концу ХХ столетия роль космизма как методологии познания неизмеримо возросла. Понять характер и направленность развития нашей цивилизации можно лишь с позиций предельно широкого взгляда на взаимодействие человека с природой. Отношения между окружающей средой и людьми ныне складываются не лучшим образом. Человечество вступило в полосу таких противоречий с природой, а, следовательно, и с самим собой, которые разводят жизнь и разум по разные стороны бытия.
Верно определяя основной вектор развития жизни и разума от изначального тождества в природе к нынешнему различию в человеке, русский космизм указывает на необходимость гуманизации отношений между людьми, осуществления высшего синтеза жизни и разума в бытии мира и человека.
В поисках гармоничного сочетания коренных интересов людей с эволюционными процессами природы и общества пытливый ум учёных обращается к космизму. В нём нет готовых ответов на драматические вопросы бытия, но есть плодотворные подходы, соответствующие потребностям сегодняшнего дня. Космизм как феномен мировой культуры представляет собой систему общетеоретических взглядов на взаимосвязь человека и мира, место и роль человека в глобальном эволюционном процессе, уяснение путей самосовершенствования людей, реализации их сущностных сил в соответствии с законами Вселенной и общества.
|
Элементы космизма есть почти во всех значительных течениях человеческой философской мысли. В произведениях виднейших философов ХХ века А.Бергсона, Э.Гуссерля, Б.Рассела, К.Ясперса, М.Хайдеггера, Ж.П.Сартра, П.Тейяр де Шардена и др. в духе космизма высказано много интересных идей. Не составляет исключения в этом отношении и марксизм. В ряде случаев К.Маркс сформулировал весьма интересные мысли о физической и духовной взаимосвязи человека с природой. Примером может служить следующее положение К.Маркса: «Человек живёт природой. Это значит, что природа есть тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть. Что физическая и духовная жизнь человека непрерывно связана с природой, означает не что иное, как то, что природа неразрывно связана с самой собой, ибо человек есть часть природы» (1).
Здесь в концентрированном виде выражены очень важные идеи космизма, а именно природа есть тело человека, через тело и разум человека природа связана с самой собой.
Не удивительно поэтому, что развивавшаяся под знаком марксизма отечественная общественная мысль внесла значительный вклад в научные, социально-философские и этико-гуманистические аспекты взаимодействия человека и природы.
|
Вместе с тем позиция самоизоляции наших социальных и гуманитарных наук от немарксистских течений и направлений общественной мысли нанесла немалый вред. Долгое время, например, обсуждение проблемы единства человека и мира осуществлялось без учёта подходов, сложившихся в русском космизме. А ведь это удивительное культурное явление по праву может быть отнесено к классическому этапу в развитии мирового космизма. Его ценность заключается в том, что оно не ограничивается стремлением к построению широкого научного гуманистического взгляда на универсум, а пытается с помощью православия, искусства, литературы, эзотерики и науки сформулировать универсальную модель человека. С учётом смелых интуитивных прозрений и серьёзных научных подходов русский космизм является одним из наиболее развитых и плодотворных учений о положении индивида в Космосе и обществе и в качестве такового становится надёжной теоретической платформой для формирования стратегии выживания, перехода цивилизации на новый более высокий виток развития.
Интерес к идеям космизма усиливается в связи с достижениями научно-технической революции. Эпохальные научные открытия, новые факты и теории с очевидностью говорят о том, что в основаниях материи есть все необходимые атрибуты для появления жизни и разума. Человек не является случайным событием, его возникновение запрограммировано в самом фундаменте мироздания. Развитие универсальных качеств Вселенной непосредственно пролегает через человека, воплощающего в себе смысл космического бытия.
|
Прямо или косвенно физика и астрономия, синергетика и информатика, биология и психология сейчас имеют дело с проблемой единства мира и человека: это и вопросы физического вакуума, и сингулярного состояния мироздания, и саморазвитие сложных материальных систем, и тема информационного начала и основания глобального эволюционного процесса, и вопрос соотношения живой и неживой природы и т.п.
Крутая ломка старых представлений требует гибкого, целостного видения мира.
То, что человек и природа представляют собой единый целостный организм – есть неопровержимый факт и всеобщий закон развития. Это становится достоянием не только теоретической мысли, но и обыденного сознания. То, что между природой и человеком постоянно возникают и разрешаются противоречия, - тоже достоверное эмпирическое обобщение. Ныне оно определяет большое социальное звучание космизма и выдвигает его на передний план научных исследований.
Несомненно и то, что мышление человека не может развиваться иначе как через осознание самоё себя, понимание своего места и роли в окружающем мире.
Выделенные здесь азбучные положения космизма не являются чем-то абсолютно самоочевидным, не нуждающимся в доказательстве.
Космизм в своём развитии прошёл сложный и тернистый путь. Возникнув в лоне мифологии, он затем последовательно воплощался во всех сферах духовной культуры. Элементы космизма есть во многих вероучениях, философских системах, произведениях искусства и литературы, научных теориях.
В наиболее систематизированном и обобщённом виде космизм представлен в книгах, выступлениях, статьях, дневниках, воспоминаниях и письмах представителей русской культуры конца Х1Х начала ХХ века.
Анализ их духовного наследия свидетельствует о том, что многие из космистов были глубоко религиозными людьми. Мировоззренческая ориентация наложила неизгладимый отпечаток на всё их творческое наследие.
Связанность с православной религией, панморализм, историософичность, склонность к социальному утопизму делают русский космизм не только чрезвычайно колоритным, но и весьма противоречивым с научной точки зрения культурным феноменом.
Иными словами, смысл и содержание космизма является не только бесспорным и простым, как может показаться на первый взгляд. Не случайно вопросы о его границах, сущности, содержании, источниках возникновения, месте и роли в общественном и индивидуальном сознании и т.д. до сих пор не получили достаточного освещения. Исследователи космизма часто определяют его как систему взглядов о причастности человека к космическому бытию, о неотъемлемости свойств и качеств человека от атрибутов материи. По-видимому, это есть наиболее широкая его трактовка.
Общее представление о космизме, о его проблематике и языке, средствах и методах, категориях и понятиях, тенденциях и противоречиях можно получить из философских взглядов Пифагора, Платона, Аристотеля, Плотина, Фомы Аквинского, Спинозы, Лейбница, Гегеля и других философов.
Но космизм развивается не только в философии. Возникнув в лоне мифологии, он затем последовательно воплощался во всех сферах культуры. Элементы космизма есть во многих вероучениях, философских системах, произведениях искусства и литературы, научных теориях. Однако в наиболее систематизированном и обобщённом виде космизм сформирован в двух основных ветвях русской философии.
Первая ветвь – религиозная философия человека представляет собой своеобразный персоноцентризм, антропоцентризм, который выражает устремлённость человека к высшей цели и идеалу – Иисусу Христу. Именно в жизни и учении Иисуса Христа человечество может гармонично соединиться со своим творцом и началом.
Другая, диаметрально противоположная ветвь сложилась под влиянием нового естествознания. Здесь проблемы единства человека и мира, космической природы человека и вселенских масштабов человеческой деятельности наиболее полно воплотились в учении В.И.Вернадского о роли биосферы и особенно ноосферы в истории нашей планеты и Вселенной в целом.
Верное сочетание разных аспектов русского космизма имеет важное значение для осмысления его сущности и содержания.
Обращаясь к духовному наследию Н.Ф.Фёдорова, В.С.Соловьёва, Н.А.Умова, К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского, П.А.Флоренского, Н.Г.Холодного, А.Л.Чижевского и других замечательных мыслителей, исследователи космизма рассматривают его в качестве важнейшего направления отечественной философской мысли.
Возвращение без купюр идей выдающихся философов и учёных конца Х1Х начала ХХ веков, которые по идеологическим соображениям либо умалчивались, либо искажались, имеет непреходящее значение для их дальнейшей творческой разработки.
Значительный вклад в выявление смысла и содержания русского космизма, в развитие его перспективных идей внесли своими книгами и статьями Н.Н.Моисеев, А.Д.Урсул, С.Г.Семёнова, В.П.Казначеев, Е.А.Спирин, М.Е.Мишкина, Э.В.Гирусов, Г.П.Аксёнов, Н.К.Гаврюшин, А.П.Огурцов, В.В.Казютинский, А.Ф.Лосев, Ю.Г.Савин, А.Л.Доброхотов и др. Большинство названных авторов указывает на то, что сущностной чертой русского космизма является поиск путей взаимосвязи человека и Космоса. Такой взгляд на смысл русского космизма не вызывает сомнений.
Действительно, у русских мыслителей конца Х1Х начала ХХ веков, как и у их далёких предшественников - древних греков, чётко просматривается стремление осознать себя и мир со стороны их изначального тождества.
Убеждённость космистов в наличии смысловой установленности вселенского целого наиболее ярко выражается в идее глобального эволюционного процесса, а мысль об определённой космической миссии человека в обосновании необходимости нового созидательного этапа развития мира, когда человечество, опираясь на опыт исторического сознания сможет разумно участвовать в созидании самого себя, то есть совместно со Вселенной развивать самые существенные качества – жизнь и разум в направлении их сближения пока жизнь не станет разумной, а разум – жизнеспособным, вечным.
Выделенные здесь положения являются отправной точкой развития ноокосмологии – междисциплинарного комплексного направления исследования проблем ноосферы, космизма и законов духовного мира.
Возникновение ноокосмологии вызвано необходимостью широкого взгляда на окружающий мир, неизбежностью коренных изменений в системе жизнедеятельности человека.
В связи с катастрофически быстрым, аномальным развитием науки разработка конструктивной научной парадигмы предполагает формирование специфической духовной среды. Она призвана оберегать мир и человека от разрушения, которое может наступить при неразумной реализации экстраординарных открытий в области энергоинформационных взаимодействий.
Глобальная научная революция формирует универсальную научную картину мира, границы которой выходят за рамки субъект-объектных отношений. Познание с позиций «здесь субъект, там - предмет исследований» не даёт возможности понять, кто мы есть и где находимся, что такое жизнь и разум.
А ведь именно эти вопросы сегодня становятся главным предметом научных исследований.
Синтезируя в себе совокупный опыт человечества, прежде всего достижения русского космизма, ноокосмология по крупицам собирает всё ценное о человеке и окружающей его информационной среде, создавая тем самым необходимые предпосылки для осмысления феноменов жизни и разума.
Как и русский космизм, ноокосмология не ограничивается рамками одной лишь науки. Она обращает своё внимание на плодотворные идеи всех сфер духовной культуры человечества, в том числе полученные в трансперсональном опыте людей.
Всё это говорит о том, что ноокосмология, опираясь на идеи и представления русского космизма, все свои проблемы черпает из экстраординарных открытий в естественных науках второй половины ХХ века и стремится решать их с единственной целью – помочь человеку самосовершенствоваться и выработать мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетические установки, идеалы и ценности личности, соответствующие новому витку развития человеческой цивилизации.
Ноокосмология располагает богатым фактическим материалом для разработки теории информационных взаимодействий и весьма эффективными методиками развития экстраординарных способностей людей, подготовки специалистов, способных получать в мозг информацию научного, лечебного, политического, общегуманитарного и иного содержания.
В данной работе автор ставит перед собой задачу обобщить имеющиеся среди космистов различные точки зрения по проблеме взаимосвязи космоса и человека и более конкретно раскрыть смысл и содержание русского космизма. Причём, в отличие от большинства опубликованных работ, упор сделан на наиболее приоритетных идеях, то есть тех мыслях и представлениях русских философов и учёных, которые активно разрабатываются в ноокосмологии. Отсюда следует признание космизма не только как учения о единстве мира и человека, но и как апробированной многовековым опытом человечества лучшей школы развития трансперсональных способностей людей, с помощью которых отдельным мыслителям удалось заглянуть в такие тайны мироздания, которые лишь сегодня начинают осознаваться в авангардных областях науки.
Данная работа – это первая попытка рассматривать русских космистов в качестве предтечи В.А.Аношко, А.И.Вейника, Ю.Г.Савина, А.К.Савченко, М.Е.Мишкиной, И.Б.Петрова, В.В.Щенникова, О.Д.Куракиной, Л.В.Лескова и других представителей ноокосмологии. Эти наши современники сумели расширить спектр представлений о космизме как главенствующего учения о природе и обществе, их творческая мысль достойно развила представления и идеи своих великих предшественников и служит ярким ориентиром в формировании современной картины миропонимания.