Воспроизводя единство человека и мира, космизм всегда ориентирует мысль на самоё себя, указывая тем самым ту сторону мироздания, в которой заключена вся его тайна. По-видимому, это является характерной чертой космизма не только в его философской форме, но и в иных проявлениях культуры. Так, в трагедии Софокла «Антигона», поставленной на афинской сцене почти две с половиной тысячи лет тому назад, хор поёт: «Много есть чудес на свете, человек их всех чудесней». Спросим себя, почему Софокл, сравнивая свойства окружающего мира с человеком, отдаёт предпочтение последнему? Не потому ли, что в нём в идеальном виде отображается бесконечность космических явлений?
Всё их многообразие замыкается в едином, целостном духе так, как будто он и есть смысл вселенского бытия. А, может быть, жизнь и разум человека, его дух и в самом деле отображают сущность Мироздания?
В силу сложности данного вопроса наука пока не дала на него исчерпывающего ответа. Но поиск истины осуществляется в соответствии с основополагающей идеей космизма – принципом взаимосвязи человека и космоса. Этот принцип является исходным в ряде важных и серьёзных концепций как в философии, так и в естествознании. Опираясь на него, многие учёные и мыслители высказали немало интересных предположений о месте и роли жизни и разума в Мироздании. Академик В.И.Вернадский, например, считая жизнь космическим явлением, необходимым следствием мировой эволюции, положил начало естественнонаучного осознания космогонического значения разумной жизнедеятельности человека на Земле. А французский мыслитель П.Тейяр де Шарден сформулировал концепцию, согласно которой природа, породив жизнь на земле, сделала решающий шаг в направлении человека.
|
Сегодня мало кто сомневается в справедливости его вывода о том, что эволюция в неорганической, а вслед за тем и в органической природе обнаруживает своеобразный закон рекуррентности: мир движется в сторону усложнения, которое сопровождается появлением и всё большей значимостью психического, социального (7).
Уровень развития современной науки позволяет утверждать: предположение космистов относительно фундаментальных оснований жизни и разума, носителем которых выступает человек, весьма серьёзны.
Новейшие достижения физики, космологии, теоретической биологии, синергетики, информатики свидетельствуют в пользу нерасторжимого генетического единства человека и Вселенной. Из расчётов, проведенных рядом учёных, следует, что антропогенез состоялся потому, что в основаниях материи есть для этого всё необходимое. Материя изначальна «беременна» человеком. Для науки важно установить, как из потенциальных антропогенных качеств Мироздания возникло актуальное живое, разумное существо.
Современное информационное и приборное обеспечение, новые экспериментальные данные позволяют сегодня эффективно работать не только над актуальными проблемами антропогенеза, но и над всей совокупностью идей, составляющих содержание космизма. На горизонте научного познания брезжит мир идей Платона. В последние годы философы, астрономы, физики, космологи, синергетики всё чаще указывают на наличие энергоинформационных взаимодействий в природе. По этому поводу в духе космизма выдвигается немало интересных идей. Заслуживает внимания, в частности, гипотеза энергоинформационного поля нашей планеты. Оно, по-видимому, служит своеобразным резервуаром личностных образов и знаний, которые не исчезают бесследно после смерти живых организмов, а продолжают своё существование в континуальной памяти Земли. Физической основой информационного бытия ушедших в тонкий мир индивидов, в том числе и человека, могут служить открытые недавно микролептонные частицы и создаваемые ими «тонкие» структуры материи.
|
Ноокосмология рассматривает информационное поле Земли в качестве необходимого звена в информационном пространстве Мироздания. Глобальная коррекция жизни и разума в процессе их развития несомненно связана с информационными структурами Космоса.
Космизм со своим богатым интеллектуальным багажом оказывается чрезвычайно плодотворным при изучении информационных процессов в обществе и природе. В рамках космизма формируется новая универсальная картина мира, системообразующим принципом которой становится идея смыслового единства человека и космоса. Разумное существо в новой модели Мироздания превращается из внешнего наблюдателя в самое себя сознающее бытиё мира.
Плодотворные идеи натурфилософии, метафизики, догадки науки, опыт психоэнергетики духовных и интеллектуально-мыслительных процессов имеют под собой реальную основу. Человек по своему значению превосходит ту модель, которая официально признана в ХХ веке. Утверждение новой модели человека позволит осуществлять космостроительную духовно-инженерную практику в соответствии с фундаментальными культурно-взвешенными идеями космизма. Речь, прежде всего, идёт о ноосфере в представлениях В.И.Вернадского, о космосфере по взглядам К.Э.Циолковского, концепции энергоинформационных резонансных взаимодействий Н.Ф.Фёдорова.
|
Величие человека, его истинные масштабы проясняются по мере познания глубинных структур бытия. Открытие физикой высоких энергий целого веера разнообразных элементарных частиц, рождающихся из вакуума, позволило явственно ощутить дыхание того единого, о котором с таким трепетом говорили древние греки. Сегодня единое, по-видимому, становится тем мировоззренческим ориентиром, в направлении которого движется вся совокупность наших знаний. По крайней мере, направленность к единому является очевидной для физики. И хотя она ещё не создала единой теории поля, объединяющей в одно целое известные сегодня виды взаимодействий, но уже ясно продемонстрировала, что на физический вакуум замыкается не только мир элементарных частиц, но и астрономическая Вселенная – Мегамир. Получается так, что чем глубже проникает человек в микромир, тем больше возможностей у него открывается для понимания крупномасштабной структуры Мироздания и наоборот.
Развитие наук о человеке обнаруживает ещё один интересный ракурс. Единство всех структур, этажей и уровней мироздания обеспечивается информацией, то есть тем атрибутом, той субстанцией, которая в человеке находит развитие в виде психики и сознания. Мир звёзд и мир элементарных частиц, вещество и поле, сингулярное состояние материи и физический вакуум увязываются энергоинформационным полем мироздания в единый эволюционирующийся процесс.
Основным результатом глобального эволюционного процесса является жизнь и разум. Единственным эмпирически установленным существом, в котором жизнь и разум соединены воедино, выступает человек. И то, что для обеспечения своей жизни и для развития своего разума человек создаёт специфическую информационную среду – общественное сознание, говорит о том, что единство народов мира обеспечивается не их бытиём, а их сознанием.
Противоречивость и разобщённость общества есть ни что иное, как проекция разлада в душе человека. В каждую эпоху люди являются не только результатом развития общества, но и его предпосылкой. Своим мышлением каждый индивид напрямую включён в общественное сознание определённых социальных групп и человечества в целом. Он не только получает необходимые ему сведения из информационного резервуара человечества, но и вносит в него те или иные изменения. В качестве социально значимых идей мысли людей могут существенно влиять на судьбы отдельных народов, социальных групп и государств.
Например, благодаря мыслительной деятельности учёных, экономистов, политиков, военных и т.д. наш, раздираемый противоречиями мир, стал во второй половине ХХ века до предела взаимозависимым. Успехи научно-технической революции, становление информационно-компъютерного базиса цивилизации, логика геополитического и экономического развития предполагает новый уровень взаимосвязей человека и общества, существенную коррекцию как в индивидуальном сознании, так и в общественном сознании отдельных стран и народов. Недавно подвергавшаяся осмеянию и даже остракизму космополитическая ментальность, ощущение себя гражданином мира сегодня превращается в органический элемент политической культуры.
Для нашей страны, где в последнее время наметились сдвиги к экономической и социальной стабильности, укреплению международного авторитета и степени позитивного влияния на международные процессы, Чрезвычайно важны мировоззренческие установки русского космизма, в которых отражены понятийные и чувственно-образные структуры планетарного мышления, соответствующие духовно-национальным, геополитическим и религиозно-идеологическим традициям России.
В национальном самосознании россиян есть своя жизненная логика: вопреки возводимому в ранг идеала индивидуализму оно двигается в направлении национально-государственной соборности и планетарного коллективизма. Налицо устремлённость к «дифференцированному единству», в котором индивидуальность не теряется и не смешивается, а совершенствуется. Правда происходит этот процесс очень непросто. Социально-политическая и экономическая ситуации часто заставляют человека отрешаться от общества, уходить от мира людей, становиться антиподом целого.
В преодолении препятствий на пути к планетарному сознанию роль русского космизма трудно переоценить. В своём духовном арсенале он имеет предельно обширную гуманистическую ориентацию разума. Речь идёт о формировании подхода, позволяющего взглянуть на пути развития и судьбы человечества с позиций космического измерения человеческого бытия.
Важнейший компонент нового подхода выражается в оберегающей, охранительной направленности нашего мышления. Разум человека в русском космизме получает невиданно широкое поле для своей реализации, становится гарантом сохранения и увековечивания жизни не только на Земле, но в масштабах вселенского бытия.
Содержание проблемы единства мира и человека.
В большинстве работ, посвященных русскому космизму, отмечается, что центральной, системообразующей идеей этого направления духовной культуры общества является идея единства, взаимосвязи человека и Космоса. Многие исследователи, зафиксировав эту мысль, не находят нужным разворачивать, раскрывать её содержание. Между тем, для непосвящённых в эту тему людей, каковыми является большинство читателей, единство мира и человека ассоциируется с его взаимосвязью с астрономической вселенной. Это далеко не полное, поверхностное представление о смысле космизма вообще и русского космизма в частности.
Космизм предполагает тотальное смысловое единство человеческого бытия с бытиём Мироздания, понимая при этом бытиё в качестве системообразующей идей, посредством которой разворачиваются, строятся, организуются, регулируются, управляются и развиваются материальные структуры от элементарных частиц до астрономических объектов, от клеток до общественных организмов.
С этих позиций единство человека и мира включает в своё содержание потенциальную и актуальную взаимосвязь человека, его плоти и души с различными структурами Мироздания, начиная от физического вакуума, мира элементарных частиц, макрообъектов, особенно организмов растительного и животного мира, и кончая удалёнными на необозримые расстояния экзотическими, по нашим представлениям, феноменами Вселенной. Сегодня уже не подлежит сомнению, что все элементы Мироздания представляют собой единое целое, выражением и воспроизведением которого является человек.
Космизм, как оригинальное течение общественной мысли разных народов, не ограничивается утверждением тотального единства человека с универсумом. Важнейшим его сущностным аспектом является установление всеобщей взаимосвязи отдельного индивида с социумом, с историей отдельных народов и человечества в целом, с одной стороны, и с живущими рядом и на всей планете современниками – с другой стороны.
Не ограничиваясь прошлым и настоящим, космизм устремляет взаимосвязи человека с универсумом и социумом в необозримые дали будущего. Космизм есть ощущение своей связи с более обширным образованием, чем собственное Я. Космизм есть понимание совпадения своего Я с тем, что по своим пространственно-временным параметрам значительно превосходит собственное Я. В одних случаях это связано с родом, племенем, народом, обществом, человечеством, в других – с окружающей природой и с фундаментальными структурами Мироздания, в-третьих, с историей человечества, в- четвёртых, с творческим началом всего сущего, в-пятых, с ощущением своего присутствия во всём одновременно и пониманием полноты собственного бытия, вмещающего в себя все события прошлого, настоящего и будущего.
Некоторое представление об ощущениях и понимании творцов космизма дают их собственные впечатления. По отдельным штрихам можно составить обобщённую характеристику космизма как учения об осознании и понимании человеком своего собственного бытия в истинных параметрах его существования.
Общий пафос космического самосознания очень удачно выразил В.И.Вернадский в 1886 году в письме к своей жене: «Когда работаешь над каким-нибудь научным вопросом, в уме мелькают облики лиц, раньше над этим думавших, чувствуешь, точно какая-то неведомая, невидимая цепь сильно связывает тебя с философом-греком, средневековым монахом, арабским врачом или с одним из великих учёных последних трёх столетий. Над тем же вопросом они работали, думали, на каждом шагу видишь следы их работы, их мысли и только дальше продолжаешь их, а твоя мысль сливается с их мыслью и все вместе являются общей непрерывной работой к неясному, но всем понятному идеалу, куда мы все неуклонно сильно стремимся…И вот в этом вопросе мне кажется точно живу в тех далёких временах, точно моя мысль тесно сплетается с мыслью стародавних эпох и людей» (8).
Если В.И.Вернадский в этом отрывке обратил внимание на воодушевление, связанное с совпадением самосознания всех людей независимо от того, в какой эпохе они жили, то наш замечательный современник М.Мамардашвили очень точно и подробно описал тотальную «включённость» сознания отдельного индивида в информационном поле человечества. Внутренняя пульсация этого поля при достаточном напряжении индивидуального мышления захватывает и включает его в собственные смысловые связи, отображающие опыт сознания человечества. Акты сознания отдельного индивида происходят на фоне опыта сознания человечества. При всей, казалось бы, несоизмеримости индивидуального и общечеловеческого сознания они совпадают по своей глубинной сути. Если человек глубоко и серьёзно занимается познанием мира и самого себя, то он обязательно приходит к тем же идеям, к которым приходили до него и к которым независимо от него придут другие. Общая направленность и характер мышления всех поколений людей совпадают в опыте самосознания. Речь идёт «о каком-то отношении или соотнесённости в сознании всего мира, о какой-то связности его до любого содержания, до любой предметной кристаллизации и, следовательно, до предметных утверждений об объектах. Или, скажем так – эта связность первична по отношению к любым предметам в поле мысли, её возможным кристаллизациям. Последние оказываются предметными просто в силу, если угодно, определённого сгущения названного поля» (9). Для нас здесь важно признание того, что единство сознания выражает акты самосознания и они же предшествуют множественному предметному восприятию мира. Этим, по-видимому, объясняется диалектическое сочетание в сознании человека единства мира и человека с множественностью их предметных проявлений.
Если предметность сознания, следуя причинно-следственным связям вещей, разводит их в пространственно-временном отношении, то единство самосознания сводит их в одну идею собственного бытия. При этом акты мысли одного человека, осуществляемые в некой пространственно-временной точке, с неизбежностью включают в своё содержание элементы мысли другого индивида. В актах самосознания человека происходит, таким образом, объединение всех поколений людей, преемственность личностей в мыслях, бессмертие индивидуума в непрерывном поле значений и смыслов.
Космизм складывается на основе таких структур и состояний сознания, которые независимы от предметного языка и интерпретаций внешнего опыта. Представления о единстве бытия человека и Мироздания, ощущение взаимосвязи индивида с сознанием человечества опираются на внутренний опыт, на структуры самосознания. Это позволяет выстраивать картину мира, в основе которой лежат предположения, противоречащие не только здравому смыслу, но, порой, и научным теориям. Причём философские идеи и принципы, общие представления о мире выступают основанием научного знания. Они проявляются в каждом исследователе с такой закономерностью и последовательностью, что выдающийся французский философ Декарт вынужден был заметить, что наука должна быть построена одним человеком. Действительно, при всём многообразии предметного отображения мира субъектом в сознании, психике человека есть нечто такое, что заставляет признать справедливость высказывания одного из основателей теории вероятности французского математика, физика и философа Блеза Паскаля о том, что наше мышление есть один человек, мыслящий вечно и непрерывно.
Пространственно-временные характеристики внутреннего мира человека не имеют границу. Субъект в ходе жизнедеятельности сам определяет горизонты собственного сознания. Они могут быть ограничены рамками обыденного бытия, сосуществования с непосредственными современниками. Но при достаточных интеллектуальных усилиях происходит прорыв, сдвиг в прошлое или будущее. Мыслящий человек получает совершенно другое пространство и время: не хронологическую параллельную последовательность событий, а некую вертикаль или веер, створки которого теряют причинно-следственную зависимость. Это и позволяет нам соприсутствовать с Пифагором, Платоном, Бергсоном и др. И при совпадении отношения к миру и к себе воспринимать их идеи как свои собственные.
В своей основе сознание субъекта опирается на изначальное тождество бытия мира и человека и, двигаясь через тернии предметно-процессного множества мира, оно стремится объединить его в себе. Самобытность и оригинальное восхождение человеческого разума к единству предполагает строгий учёт всего, что было достигнуто. Новые поколения людей выстраивают своё единство с миром и устанавливают адекватные отношения между собой на плечах тех гигантов мысли, которые жили до них. Причём ни одна ценная мысль в сокровищнице информационного банка цивилизации не пропадает зря. В.И.Вернадский даже предполагал, что мысль и её выражение не пропадает, даже если никто не узнает о происходившем духовном творении (10).
В свете вышеизложенных рассуждений этот парадоксальный вывод нашего соотечественника не выглядит нелепым. По-видимому, мысль, независимо от того, стала ли она достоянием или нет, обретает свою собственную жизнь в информационном поле человечества.
Рано или поздно к этой мысли придут люди, работающие в одном направлении с её первоначальным автором.
Неудивительно, что блестящая плеяда русских мыслителей конца Х1Х начала ХХ века в своих размышлениях пришла к обобщениям, выводам и заключениям, аналогичным тем, которые были сделаны в античном мире. Не исключено, что наши выдающиеся соотечественники вызвали из небытия и те мысли своих далёких предшественников, которые, казалось бы, навечно утрачены в трагической цепи исторических событий.
Все направления русского космизма выражают преемственность мировой космической мысли во всём многообразии её проявлений.
Естественнонаучное направление в лице В.И.Вернадского, К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского, Н.А.Умова, Н.Г.Холодного и др. стремится к обоснованию единства мира и человека. В этом отношении оно представляет собой творческое обобщение и развитие мирового космизма, сложившегося в лоне науки.
Религиозно-философское направление, выраженное в трудах Н.Ф.Фёдорова, В.С.Соловьёва, С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского и т.д. представляет собой попытку через акты веры показать взаимосвязь человека не только со Вселенной и с тем, что ей предшествовало, было её и человека Творцом.
Поэтически-художественное направление, круг представлений которого простирается от В.Ф.Одоевского и А.В. Сухово-Кобылина до Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого выражает духовно-нравственное единство человека с позиций прекрасного и доброго.
Эзотерическое направление русского космизма, наиболее видными сторонниками которого несомненно являются Е.П.Блаватская, Г.И.Гурджиев, Е.И.Рерих, П.Д.Успенский и др., обращено к иррациональной стороне человеческой психики, которая через мистический опыт даёт возможность постигнуть ту сторону единства мира и человека, которая не нашла отражения ни в одной из признанных форм человеческой культуры. Речь идёт о специальных методах, позволяющих путём изменённых состояний сознания получать мистический опыт и формировать таким образом учение мистического космизма.