ББК 74.3 Н76
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования
Российской Федерации
Издание второе, дополненное и переработанное
Новоторцева Н. В.
Н 76 Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [ч], [щ]. (Логопедическая
тетрадь). Пособие для воспитателей детских садов, логопедов, родителей/ Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. — 2-е изд., — Ярославль: Академия развития: Академия, К0: Академия Холдинг, — 2001. — 72 с: ил. — (Серия: «Вместе учимся, играем. Практическое приложение»).
Пособие для воспитателей детских садов, логопедов и родителей включает занимательный речевой материал для логопедической и общеразвивающей работы с детьми по формированию правильного произношения звуков [ч], [щ]. Рекомендации автора помогут организовать взрослым коррекционное воздействие в интересной для детей форме.
Тетрадь можно использовать в работе с детьми, имеющими возрастные недостатки произношения, для общего развития речи: совершенствования дикции, обогащения словарного запаса, развития речевого слуха, подготовки к звуко-буквенному анализу.
ББК 74.37
ISBN 5-9285-0208-7 © Академия развития, Академия К°,
Академия Холдинг, 2001 © Новоторцева Н. В., 1999 © Художники Соколов Г. В., Куров В. Н., 1999
СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................................. 2
Автор объясняет....................................................... 2
Автор советует................................................................. 3
Артикуляционная (речевая) гимнастика....................... 5
Сказка о Веселом Язычке........................................ 6
Статические упражнения для языка........................... 7
Динамические упражнения для языка.................... 7
Упражнения для губ................................................. 8
Упражнения для формирования правильного
произношения звуков [ч], [щ]................................. 9
Положение органов речи при произношении
звуков [ч]..................................................................... 10
Положение органов речи при произношении
звука [щ]....................................................................... 10
Условные обозначения................................................. 11
Речевой материал для индивидуальной работы
С детьми............................................................................... 12
Закрепляем произношение звука [ч].......... 12
Закрепляем произношение звука [щ]......... 50
Вместо заключения......................... 66
ВВЕДЕНИЕ
АВТОР ОБЪЯСНЯЕТ
Логопедическую тетрадь можно использовать в работе с дошкольниками и младшими школьниками, имеющими нечеткую дикцию, для общего речевого развития, обогащения словарного запаса, подготовки к звуко-буквенному и слоговому анализу, профилактики школьной неуспеваемости по русскому языку.
Перед вами пособие, которое пригодится для работы по преодолению недостатков звукопроизношения у детей. Тетрадь можно использовать для общего развития речи, формирования звуковой культуры, правильной дикции у детей, а также для подготовки ребенка к обучению грамоте. В норме формирование правильного звукопроизношения заканчивается у детей к 4—5 годам. Однако не все дошкольники в состоянии самостоятельно освоить произношение отдельных звуков родного языка, а взрослые не всегда определяют на слух дефекты речи или не придают этому значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся. Чаще вызывают затруднения у детей свистящие ([с] — [с']*, [з]—[з'], [ц]), шипящие ([ш], [ж], [щ], [ч]) и сонорные звуки ([л]-[л'], [р]-[р']).
Искаженное звукопроизношение приносит ребенку немало огорчений в детском саду, а в школе эти трудности возрастают. Сверстники замечают неправильное произношение, посмеиваются, взрослые постоянно делают замечания, в школьных тетрадях появляется масса необычных ошибок. Ребенок начинает стесняться своей речи на уроках, неохотно участвует в праздниках, спектаклях, получает неудовлетворительные оценки по русскому языку. Ему нужна помощь взрослого. В одних случаях требуется специальная логопедическая работа, в других — достаточно после консультации логопеда занятий ребенка с воспитателем, учителем или родителями. Это зависит от степени выраженности дефекта произношения, причин, а также от индивидуальных особенностей ребенка. Предпосыл-
кой успеха является создание благоприятных условий для работы по формированию правильного звукопроизношения: прежде всего необходимо вызвать у ребенка интерес к занятиям, а для этого использовать игру, рисование, художественное слово и другие виды деятельности, повышающие познавательную активность ребенка, позволяющие избежать быстрого утомления.
Используя наше пособие, вы сможете применить разнообразные приемы: называние картинок, исключение неподходящей картинки, отгадывание и загадывание загадок, договаривание слов, проговари-вание потешек, чистоговорок и скороговорок, разучивание стихотворений, считалок, составление звуковых схем слов, развивающие игры со словами, обводка и раскрашивание рисунков с комментированием, элементы логоритмики, исключение неподходящего по звуковому составу слова, обобщение понятий одним словом и многие другие.
В рабочую тетрадь включены артикуляционные упражнения для отработки основных движений органов речи, подготовки речевого аппарата к правильному произношению звуков. В тетради не описаны специальные приемы вызывания или постановки звуков, так как их должны использовать логопеды. Воспитатели и родители могут достичь успеха в результате систематической и кропотливой работы по развитию у детей фонематического слуха, выработке правильного артикуляционного уклада (см. Положение органов речи при произношении звуков), вызыванию правильного произношения звука по подражанию.
АВТОР СОВЕТУЕТ
Занятия с ребенком рекомендуется проводить систематически, желательно не менее 3 раз в неделю, подкрепляя ежедневными 2—3-разовыми кратковременными упражнениями. Сроки преодоления недостатков произношения зависят от ряда факторов: степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий, участия и заинтересованности родителей в этой работе. Родителям, самим имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с детьми.
В работе с логопедической тетрадью необходима последовательность: не предлагайте детям вначале для выполнения сложных заданий, постепенно переходите от упражнения к упражнению, от простого к сложному. Тщательно закрепляйте изученный материал. Основная ваша задача — включить ребенка в целенаправленную речевую работу, заинтересовать его. Только при положительном отношении мы сможем выработать умение отличать правильное произношение от дефектного, осуществлять слуховой контроль за собственным произношением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков, учить различать звуки на слух и в произношении, сформировать речедвигательные навыки, а также развить внимание, память, мышление и тем самым способствовать формированию у ребенка готовности к освоению письма и чтения.
К сожалению, нет возможности включить в тетрадь весь необходимый дидактический материал, поэтому педагогам, родителям и детям придется потрудиться самостоятельно. Советуем не ограничиваться наглядным материалом в тетради и вместе с детьми подбирать подходящие к заданию картинки. Там, где требуется повторение слов, вспомните аналогичные слова, организуйте соревнование, кто больше назовет слов на заданный звук. Чтобы научить ребенка звуковому анализу слов, следует иметь собственные четкие представления об этой работе.
В тетради даны условные обозначения на с. 11.
Пример звукового анализа слова «дача»:
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ (РЕЧЕВАЯ)
ГИМНАСТИКА
На начальном этапе рекомендуется речевая гимнастика для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов), необходимых для правильного произношения звуков.
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Ее можно делать перед общей утренней зарядкой или перед завтраком в течение 3—5 минут. Не следует предлагать детям более 2—3 упражнений. Артикуляционную гимнастику можно проводить подгруппами и индивидуально, при отборе материала надо соблюдать последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить ее надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и свое лицо.
Педагог следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью движения, плавностью, достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.
Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:
— рассказ педагога о предстоящем упражнении с использованием
игровых приемов (Сказка о Веселом Язычке);
— показ педагогом упражнения;
— выполнение упражнения детьми перед зеркалом;
— проверка правильности выполнения, указание на ошибку;
— выполнение упражнения без зеркала (если это возможно).
В начале работы может быть напряженность движений речевых органов: языка, губ. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся свободными и координированными.
На подготовительном этапе используются два вида общеразвива-ющих упражнений — статические и динамические, с образными названиями. Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6—10 секунд. Динамические упражнения требуют ритмического повторения по 6—8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.
Для того чтобы вызвать интерес у детей к речевой гимнастике, советуем проводить ее в занимательной сказочной форме. В сказке о Веселом Язычке обязательно должен быть элемент новизны. Учите детей сочинять сказки про Язычок. Полезно поменяться ролями: ребенок рассказывает сказку, а взрослый выполняет упражнения. Ребенок подмечает недостатки и называет ошибки.
Сказка о Веселом Язычке
Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик.
В домике этом
Красные двери,
Рядом с дверями
Белые звери.
Любят зверюшки
Конфеты и плюшки.
Догадались? Этот домик — рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так {рот закрыт, открыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык «лопаткой» на нижней губе). Подул легкий ветерок, Язы-
чок поежился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»). Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Он лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом котенок облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», — подумал Язычок.