Правильно произнесите [ч] в словах.
Дочь, луч, дочка, кочка, ночка, почка, кучка, внучка, бычки, каблучки, ячмень, врач, аптечка, тучка, почтальон, учитель, воротничок, рябчик, гречиха, грачи, червяки, чулки, черника, тапочки, ванночка.
Прослушайте слова первой строки и повторите те из них, которые оканчиваются звуком [ч] (дочь, луч, врач).
Прослушайте слова и назовите те из них, которые обозначают:
— родственные отношения (дочь, дочка, внучка);
— профессии (врач, учитель, почтальон);
— растения (ячмень, гречиха, черника);
— птицы (рябчик, грачи).
Назовите слова, отличающиеся одним звуком. Проверьте себя: дочка — почка — кочка — ночка; кучка — тучка.
Рассмотрите картинки, назовите их сначала вслед за взрослым, затем самостоятельно.
Проверьте себя: ночь, мяч, ключ, меч.
Где слышится звук [ч] в словах ночь, мяч, ключ, меч? (В
конце слов.)
Сколько слогов в этих словах? Помните: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
Правильно произнесите [ч] в словах.
Почта, овчарка, фонтанчик, овечка, водокачка, кузнечик, человек, чемпион, рабочий, платочек, точка, птичка, смычок, удача, дача, челнок, речь, чугун, Танечка, Леночка.
Какие новые слова образовал звук [у]? (Удача, удочка) Назовите картинки.
Проверьте себя: чай, чайка.
Сколько звуков в слове чай? (3 звука.) Сколько звуков в слове чайка? (5 звуков.) На сколько больше звуков в слове чайка, чем в слове чай?
Назовите слова вслед за взрослым, правильно произносите звук [ч].
Плач, богач, калач, удачный, задачник.
Замочки, прочный, могучий, кавычки, привычка, колючки, брючки, кличка, яичко, водичка.
Бачки, значки, башмачки, облачко, пучки, новички.
Рассмотрите рисунки и назовите их. В словах должен быть звук [ч].
|
Проверьте себя: бочка, бабочка. Какое слово спряталось в слове бабочка? {Бочка) Какое слово короче? На сколько звуков (слогов) слово бабочка длиннее слова бочка? {На 2 звука, 1 слог)
Назовите картинки.
Проверьте себя: чайник, чашка, печенье.
Какое короткое слово, начинающееся со звука [ч], спряталось в слове чайник? Нарисуйте коробочку с чаем в свободном квадрате. Составьте 3 предложения со словами: чай, чайник, чашка, печенье.
![]() |
![]() |
Назовите картинки. |
Проверьте себя: черемуха, одуванчик.
Какие растения, в названиях которых есть звук [ч], вы знаете? {Чеснок, ячмень, гречиха, черника, чертополох) Постарайтесь нарисовать их в свободных квадратах.
![]() |
Назовите картинки. |
Проверьте себя: удочка, уточка.
Какими звуками отличаются слова удочка, уточка?
Сколько слогов в этих словах? (3 слога)
Сравните звучание слов.
БОЧКА ДОЧКА ТУЧКА УДОЧКА
ПОЧКА ТОЧКА КУЧКА УТОЧКА
Какие слова соответствуют слоговым схемам
Измените слова так, чтобы слышался звук [ч].
река —... (речка) рука —... (ручка) лиса —... (лисичка) паук —... (паучок)
![]() |
![]() |
Назовите картинки. |
Проверьте себя: девочка, мальчик, врач, летчик.
Придумайте девочке и мальчику имена со звуком [ч]. {Анечка, Леночка, Сенечка, Славочка)
Кем хочет быть, когда вырастет, Анечка? (Врачом) А Сенечка? (Летчиком)
Назовите слова.
Волчок, летчик, бочок, крючок, ключик, мячик, паучок, жучок, пальчик, пятачок.
Какие слова оканчиваются на -ник, а какие на -чок?
Какие из этих слов отвечают на вопрос — кто это? что это?
Назовите часть суток, в названии которых есть звук [ч]. {Вечер, ночь)
|
Назовите посуду, в словах должен слышаться звук [ч]. {Чайник, чашки)
Назовите детенышей животных со звуком [ч]. {Бычок, волчонок, зайчонок)
Вспомните названия растений со звуком [ч]. {Черешня, черемуха, черника, греча)
Вспомните игру «Колечко, колечко, выйди на крылечко!»
Поиграйте в нее.
Дети встают в круг, сложив ладони лодочкой. В ладонях водящего лежит колечко. Обходя детей, водящий незаметно оставляет колечко у одного из играющих, затем выкрикивает: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!»
Играющий с колечком, если его не успевают задержать, выбегает из круга и становится водящим.
Назовите картинки.
Проверьте себя: печка, колечко, уздечка, облачко.
Составьте предложения с этими словами. Составьте слоговую схему к каждому слову.
![]() |
Назовите картинки. |
Проверьте себя: речка, ручка.
Какими звуками отличаются слова речка, ручка? Какие значения слова ручка вы знаете? (У малыша чистые ручки. У учеников в руках ручки. У двери две ручки.)
Придумайте свои предложения. Нарисуйте в свободных квадратах картинки, отражающие разные значения слова ручка.
![]() |
![]() |
Назовите картинки. |
Проверьте себя: обруч, волчок.
Какие еще вы знаете названия игрушек со звуком [ч]?
Нарисуйте мячик, дудочку, Чебурашку в свободных квадратиках. Кто герой этого стихотворения? Вставьте пропущенное слово.
— Я был когда-то странной Теперь я...
Игрушкой безымянной, Мне каждая дворняжка
К которой в магазине При встрече сразу лапу подает.
НИКТО не ПОДОЙдет. Э. Успенский
![]() |
Назовите картинки. |
Проверьте себя: кабачки, чеснок.
|
Какое слово спряталось в слове кабачки? (Бачки)
Составьте рассказ о том, что растет в огороде и в саду. Используйте слова и словосочетания: чеснок, кабачки, черная редька, черная смородина, черешня, черноплодная рябина, черемуха.
Какие растения, в названиях которых есть звук [ч], можно встретить в лесу? (Черника, чертополох, чистотел, одуванчик.)
Почему об одуванчике так говорят?
Носит одуванчик желтый сарафанчик. Подрастет, нарядится в беленькое платьице, Легкое, воздушное, ветерку послушное.
Назовите картинки.
Проверьте себя: жучки, паучки.
Правильно произносите [ч] в словах жучки, паучки. Каких еще насекомых вы знаете (подберите слова со звуком [ч]: сверчок, кузнечик, бабочка).
Нарисуйте свои картинки в свободных квадратах. Вспомните шуточную песенку «Кузнечик».
В траве сидел кузнечик,
В траве сидел кузнечик.
Совсем как огуречик,
Зелененький он был.
Назовите картинки.
Проверьте себя: чемодан, перчатки, воротничок.
Какое из этих трех слов начинается со звука [ч]? {Чемодан). Что можно положить в чемодан перед отъездом из дома? Используйте слова со звуком [ч] {Чешки, чулки, башмачки, маечку). Нарисуйте в свободном квадрате один из названных предметов.
![]() |
![]() |
Назовите картинки. |
Проверьте себя: спички, свеча.