ЗВУКОВ [Ч], [Щ]
«НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК»
Цель. Учить расслаблять мышцы языка.
Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая
его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». «ПРИКЛЕЙ КОНФЕТКУ»
Цель. Учить удерживать язык вверху.
Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка
поместить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к
нёбу за верхними резцами.
Далее можно использовать упражнения «Бублик», «Рупор», «Вкусное варенье», «Грибок», «Гармошка», описание которых даны раньше.
Чок-чок, чок-чок, Наш Веселый Язычок
Я Веселый Язычок. Повернулся на бочок.
Побегу сейчас гулять, На часы взглянул — идут:
На крылечке загорать. Тик-так, тик-тук!
{Упражнение «Лопаточка») {Упражнение «Часики»)
Хватит спать, дружок, вставай, В руки кисточку возьми,
Не ленись и не зевай, Потолочек побели.
Поскорее просыпайся, {Упражнение «Маляр»)
За работу принимайся. {Упражнение «Стрелочка»)
Чок-чок, чок-чок, С горки покатался
Я Веселый Язычок. И проголодался.
Сделал я уборку, {Упражнение «Вкусное варенье»)
А теперь — на горку!
{Упражнение «Горка»)
Чок-чок, чок-чок,
Я Веселый Язычок.
День прошел — и на бочок!
В ходе отработки основных движений и укладов органов речи правильное произношение звуков [ч] и [щ] может быть вызвано по подражанию. Советуем взрослым проверить свое произношение звуков [ч] и [щ].
ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ РЕЧИ ПРИ ПРОИЗНОШЕНИИ ЗВУКА [Ч]
В момент произношений [ч] губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Зубы сближены, широкий кончик языка поднят к передней части твердого нёба. Средняя часть спинки языка опущена, образует углубление. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Воздушная струя прорывается сквозь узкую щель между передней частью языка и альвеолами. Произнесите несколько раз звук [ч]. Когда вы добьетесь правильного произношения, можно приступать к закреплению звука в речи.
ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ РЕЧИ ПРИ ПРОИЗНОШЕНИИ ЗВУКА [Щ]
В момент произношения [щ] губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Зубы сближены до 1 мм. Широкий кончик языка поднят к альвеолам и образует с ними щель. Средняя часть стенки языка опущена, образует углубление. Боковые края языка более плотно, чем при произнесении звука [ш], прижаты к внутренней стороне верхних коренных зубов. Выдыхаемый воздух выходит посередине языка в образующуюся узкую щель. На ладони, поднесенной ко рту, ощущается теплая струя воздуха, выходящая с некоторым напряжением. В момент выдыхания распластанный язык всей массой и кончиком давит на альвеолы верхних резцов. Мышцы языка напряжены.
Если вы добились правильного произношения звуков [ч], [щ], можно приступать к их закреплению в речи.
Неоднократно повторяйте слоги и слова, находите место изучаемого звука в слове, сами подбирайте слова с заданным звуком, составляйте с ними предложения, разучивайте стихи и загадки, совершенствуйте произношение в чистоговорках и скороговорках, занимайтесь звуковым анализом.
Автор желает успехов в речевой работе вам, ребята и взрослые!
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ
ЗАКРЕПЛЯЕМ ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКА [Ч]
Произнесите несколько раз слоги со звуком [ч]
АЧ—УЧ—АЧ—ЫЧ ЯЧ—ЁЧ—ИЧ—ЕЧ
УЧ—04—АЧ—ЫЧ ЮЧ—ЕЧ—ИЧ—ЁЧ
ЫЧ—04—УЧ—АЧ ЯЧ—ЮЧ—ИЧ—ЕЧ
Произнесите столько раз слог -ач-, сколько услышите хлопков.
Произнесите столько раз слог -уч-, сколько фишек (палочек, пуговиц) на столе.
Произнесите ряд слогов вслед за взрослым, соблюдая ударение.
ЧУ—ЧУ—ЧУ—ЧУ ЧУ—ЧУ—ЧУ—ЧУ ЧУ—ЧУ—ЧУ—ЧУ ЧУ—ЧУ—ЧУ—ЧУ
Выделите ударением слог -ча-.
Произнесите в указанном ритме слог -чу-.
Проверьте себя: