ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ




ЗВУКОВ [Ч], [Щ]

«НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК»

Цель. Учить расслаблять мышцы языка.

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая

его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». «ПРИКЛЕЙ КОНФЕТКУ»

Цель. Учить удерживать язык вверху.

Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка

поместить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к

нёбу за верхними резцами.

Далее можно использовать упражнения «Бублик», «Рупор», «Вкусное варенье», «Грибок», «Гармошка», описание которых да­ны раньше.

Чок-чок, чок-чок, Наш Веселый Язычок

Я Веселый Язычок. Повернулся на бочок.

Побегу сейчас гулять, На часы взглянул — идут:

На крылечке загорать. Тик-так, тик-тук!

{Упражнение «Лопаточка») {Упражнение «Часики»)

Хватит спать, дружок, вставай, В руки кисточку возьми,

Не ленись и не зевай, Потолочек побели.

Поскорее просыпайся, {Упражнение «Маляр»)

За работу принимайся. {Упражнение «Стрелочка»)

Чок-чок, чок-чок, С горки покатался

Я Веселый Язычок. И проголодался.

Сделал я уборку, {Упражнение «Вкусное варенье»)

А теперь — на горку!

{Упражнение «Горка»)


Чок-чок, чок-чок,

Я Веселый Язычок.

День прошел — и на бочок!

В ходе отработки основных движений и укладов органов речи правильное произношение звуков [ч] и [щ] может быть вызвано по подражанию. Советуем взрослым проверить свое произношение зву­ков [ч] и [щ].

ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ РЕЧИ ПРИ ПРОИЗНОШЕНИИ ЗВУКА [Ч]

В момент произношений [ч] губы слегка выдвинуты вперед и ок­руглены. Зубы сближены, широкий кончик языка поднят к перед­ней части твердого нёба. Средняя часть спинки языка опущена, об­разует углубление. Боковые края языка прижаты к верхним корен­ным зубам. Воздушная струя прорывается сквозь узкую щель меж­ду передней частью языка и альвеолами. Произнесите несколько раз звук [ч]. Когда вы добьетесь правильного произношения, можно приступать к закреплению звука в речи.

ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ РЕЧИ ПРИ ПРОИЗНОШЕНИИ ЗВУКА [Щ]

В момент произношения [щ] губы слегка выдвинуты вперед и ок­руглены. Зубы сближены до 1 мм. Широкий кончик языка поднят к альвеолам и образует с ними щель. Средняя часть стенки языка опу­щена, образует углубление. Боковые края языка более плотно, чем при произнесении звука [ш], прижаты к внутренней стороне верхних коренных зубов. Выдыхаемый воздух выходит посередине языка в образующуюся узкую щель. На ладони, поднесенной ко рту, ощуща­ется теплая струя воздуха, выходящая с некоторым напряжением. В момент выдыхания распластанный язык всей массой и кончиком да­вит на альвеолы верхних резцов. Мышцы языка напряжены.


Если вы добились правильного произношения звуков [ч], [щ], можно приступать к их закреплению в речи.

Неоднократно повторяйте слоги и слова, находите место изучае­мого звука в слове, сами подбирайте слова с заданным звуком, со­ставляйте с ними предложения, разучивайте стихи и загадки, совер­шенствуйте произношение в чистоговорках и скороговорках, зани­майтесь звуковым анализом.

Автор желает успехов в речевой работе вам, ребята и взрослые!

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ


РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ

ЗАКРЕПЛЯЕМ ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКА [Ч]

Произнесите несколько раз слоги со звуком [ч]

АЧ—УЧ—АЧ—ЫЧ ЯЧ—ЁЧ—ИЧ—ЕЧ

УЧ—04—АЧ—ЫЧ ЮЧ—ЕЧ—ИЧ—ЁЧ

ЫЧ—04—УЧ—АЧ ЯЧ—ЮЧ—ИЧ—ЕЧ

Произнесите столько раз слог -ач-, сколько услышите хлопков.

Произнесите столько раз слог -уч-, сколько фишек (палочек, пуговиц) на столе.

Произнесите ряд слогов вслед за взрослым, со­блюдая ударение.

ЧУ—ЧУ—ЧУ—ЧУ ЧУ—ЧУ—ЧУ—ЧУ ЧУ—ЧУ—ЧУ—ЧУ ЧУ—ЧУ—ЧУ—ЧУ


Выделите ударением слог -ча-.

Произнесите в указанном ритме слог -чу-.

Проверьте себя:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: