В 11-ЫХ КЛАССАХ И СПЕЦИФИКА ЭКСПЕРТНОЙ ПРОВЕРКИ ЗАДАНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ




СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КИМ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Структура экзаменационной работы в 2021 году (см. ПРОЕКТ Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2021 года по обществознанию) не изменилась по отношению к 2020 году. Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий. Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Максимальный первичный балл за выполнение всей работы составляет 65.

Часть 1 состоит из 20 заданий с кратким ответом (10 заданий имеют базовый, столько же повышенный уровень сложности). Представленные задания (1-20) как и ранее, сведены в пять блоков-модулей, по тематике соответствующие основным разделам школьного курса обществознания: человек и общество, в том числе познание и духовная культура, экономика, социальные отношения, политика, а также право. Задания с кратким ответом первой части экзаменационной работы направлены на распознавание и сравнение признаков, черт, элементов описания социальных объектов, соотнесение теоретического материала с жизненными реалиями, оценивание истинности суждений о социальных явлениях. Задания первой части также проверяют умения выявлять структурные элементы обществоведческого знания с помощью схем и таблиц, соотносить видовые понятия с родовыми, классифицировать социальные объекты и их признаки, осуществлять выбор нескольких верных позиций (характеристик, проявлений) из предложенного списка, дифференцировать в социальной информации факты, оценочные суждения и теоретические утверждения, использовать термины и понятия в предлагаемом контексте, конкретизировать теоретические знания.

Часть 2, как и в предыдущие годы, состоит из 9 заданий: из них два задания базового (21 и 22) и семь высокого уровней сложности (23-29). Они соотносятся с базовыми общественными науками – социологией, социальной психологией, социальной философией, политологией, правоведением и экономикой.


Номер задания Содержание Пример выполнения (задания 21-28 на примере проекта демоверсии 2021 г.) Комментарии
21[1] Умение находить и воспроизводить информацию, представленную в тексте в явном виде Как в тексте раскрыта сущность рационального поведения хозяйствующих субъектов? Каковы, по мнению автора, главные экономические цели современного общества? (Назовите любые три цели.) Как автор понимает свободу предпринимательства? Важно понять, - сколько элементов должно быть в полном правильном ответе. В данном конкретном случае – 5 (Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания любых трёх целей из упомянутых в тексте); - выписывание иных отрывков текста, не предусмотренных критериями ответа, НЕ засчитывается; - излишнее цитирование ведёт к обнулению элемента ответа.
  Умение применять информацию, представленную в тексте в явном виде, в заданном контексте Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «экономическая ответственность». Как автор описывает экономическую цель фирмы? Какие средства достижения этой цели названы в тексте? (Назовите любые три средства.) Важно понять, - сколько элементов должно быть в полном правильном ответе. В данном конкретном случае – 5 (Ответ на третий вопрос засчитывается только в случае указания любых трёх средств из упомянутых в тексте); - выписывание иных отрывков текста, не предусмотренных критериями ответа, НЕ засчитывается; - излишнее цитирование ведёт к обнулению элемента ответа.
  Привлечение знаний обществоведческого курса и направлено на конкретизацию отдельных положений текста в связи с изученным курсом, на интерпретацию ключевых идей, проблем с опорой на собственные знания Какие два возможных источника (пути) экономического роста названы в тексте? Приведите по два примера, иллюстрирующих каждый из этих источников (путей). Сначала указывайте источник (путь), затем приводите примеры, которые его иллюстрируют. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто). Важно понять, - сколько элементов должно быть в полном правильном ответе. В данном конкретном случае – 6 (2 источника + 4 примера); - засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров)
  Применение представленной в тексте информации в другой познавательной ситуации; собственная аргументация и формулировка оценочных и прогностических суждений Автор пишет, что классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три функции государства в рыночной экономике. ! Чаще всего только перечисление требуемых теоретических компонентов без пояснений или примеров оценивается по критериям как 0 баллов. Пояснения должны быть сформулированы полно. В данном конкретном случае: мера государственного воздействия и объяснение, для чего это делается (на что влияет)
25.1 25.2 Умение самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте. Выполнение данного задания открывает три источника информации, позволяющих судить об уровне подготовки выпускников: 1) раскрытие смысла указанного базового понятия (его сущности, основных признаков);   2) раскрытие определённых аспектов данного понятия (его видов, типов, форм, взаимосвязь с другими понятиями, формулирование суждений и др.); 3) характер приводимых суждений (наличие информации о рассматриваемом явлении, опора на знания обществоведческого курса, содержательная корректность с точки зрения научного обществознания).     Юридическая ответственность – применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершённое правонарушение.     Предложение с информацией о трёх видах дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ, опирающейся на знание курса, например: Трудовой кодекс РФ устанавливает следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.     Одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность принципа гуманизма юридической ответственности, например: Согласно принципу гуманизма наказание не может иметь своей целью причинение физических страданий, унижение человеческого достоинства виновного; оно должно учитывать смягчающие обстоятельства и мотивы правонарушения, возможность условного осуждения, отсрочки приговора.     Для того чтобы объяснение смысла понятия считалось полным, необходимо указать не менее двух существенных его признаков. В данном конкретном случае эти признаки выделены разными цветами. Указания любых двух достаточно для того, чтобы получить максимальные 2 балла.   Поскольку условие задания требует три соответствующих элемента, то обнуление предложения возможно, если: - хотя бы один из элементов не удовлетворяет требованию задания (например, упоминается мера административного воздействия наряду с дисциплинарными мерами); - элементов меньше, чем требует задание.   Принимается только правильно объяснение принципа гуманизма.
             

 

  Проиллюстрировать, подтвердить или раскрыть какую-либо сторону (или их взаимосвязь) указанного социального объекта или процесса с помощью примеров из социальной жизни Назовите любые три социальных института (кроме семьи), осуществляющих функцию социализации индивидов, и проиллюстрируйте примерами социализирующее воздействие каждого из них. (Сначала назовите социальный институт, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто) Обратите внимание!!! на примере ТРЁХ социальных институтов показано РАЗНОЕ воздействие на человека. Аналогии в воздействии не засчитываются.
  Задание-задача, содержащая условие в виде проблемной ситуации или высказывания и вопросы (предписания) к ней. Оно требует применения усвоенных знаний в конкретной ситуации, в контексте определённой проблемы ……………… К какому типу относится общество Z? Какую тенденцию развития образования иллюстрируют приведённые данные? Что характеризует семью демократического типа? (Приведите любые две характеристики.) Какой факт из условия задачи позволяет сделать вывод, что Z – унитарное государство? Важно понять, - сколько элементов должно быть в полном правильном ответе. В данном конкретном случае – 5 (Ответ на третий вопрос засчитывается только в случае указания любых двух характеристик); - в формулировке ответа должно быть чёткое указание на то, к какому вопросу относится элемент ответа.  
28.1 28.2 Составление сложного плана по конкретной теме/проблеме обществоведческого курса. С помощью данного задания проверяется целый комплекс компетенций выпускников: обзорное знание определенной темы курса в единстве её различных аспектов (компонентов); умение представить эти компоненты в структурно-логическом виде, выстроить последовательность рассмотрения отдельных вопросов в целостном сюжете; осуществлять иерархическое структурирование материала, выделяя не только пункты, но и подпункты плана. Выпускник, как и раньше должен выполнить следующие действия: 1) выявить вопросы (пункты плана), обязательные для раскрытия предложенной темы (не менее трех); 2) продумать формулировки пунктов плана, чтобы они соответствовали заданной теме; 3) составить сложный план, детализировав в подпунктах не менее двух пунктов плана, непосредственно раскрывающих тему по существу; 4) проверить, «работают» ли его пункты (подпункты) на раскрытие заданной темы, не являются ли формулировками абстрактно-формального характера, не отражающего специфики темы; 5) проверить корректность формулировок Слайды 1 – 9 В презентации представлен вариант выполнения плана. Полужирным шрифтом выделены обязательные, с точки зрения авторов критериев, пункты плана. Цветным шрифтом – обязательный пункт.
  Мини-сочинение по одной из пяти предложенных тем. Каждая тема-высказывание соотносилась с одной из базовых наук (философией, экономикой, политологией, правоведением, социологией и социальной психологией, последние две были объединены в единый блок). Экзаменуемому предоставлялась возможность продемонстрировать свои знания и умения на том содержании, которое для него было наиболее привлекательным. При аргументации учащемуся необходимо было использовать знания обществоведческого курса, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный социальный опыт.
29.1 29.3 Раскрытие смысла высказывания   Теоретическое содержание мини-сочинения:связность и логичность рассуждений, выводов Слайды 11-14 Раскрытие смысла высказывания может быть обозначено кратко (через поднимаемую автором проблему, высказываемую идею) ИЛИ более развёрнуто (формулировка не должна быть перефразом). НЕ ОЦЕНИВАЕТСЯ ОШИБОЧНОЕ ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА. Подразумевается словесная формулировка, завершающая рассуждения по критерию 2 и не повторяющая критерий 1.
29.2 Теоретическое содержание мини-сочинения: объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие и корректность теоретических положений В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) ОБЪЯСНЕНИЯ ключевого(-ых) понятия(-ий) и ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Приложение 1.   К4. (1 балл) Приведены из источников одного типа корректные, развёрнуто сформулированные факты/примеры, подтверждающие иллюстрируемую идею/тезис/положение/ рассуждение/вывод.
29.4 Качество приводимых социальных фактов и примеров Приведено из РАЗЛИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/выводом
                   

 


Задания первой части проверялись при помощи компьютерной техники, а второй – оценивались экспертами по специально разработанным для этого критериям.

Задания КИМ 2020 г., подвергшиеся переработке и изменениям:

– формулировка задания 28 была детализирована. В дополнение сделан акцент на количестве подпунктов каждого пункта (не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта). Конкретизирована формулировка системы оценивания задания по критерию 1 (для каждого из трёх возможных баллов);

– была изменена формулировка критерия 3 задания 29 «Теоретическое содержание мини-сочинения»:

2019 г. 2020 г.
«наличие и корректность рассуждений, выводов» «связность и логичность рассуждений, выводов»

 

Важно помнить!

Учитель, который сам не выполняет задания, не может научить делать это своих учеников. Прекрасно разбираться в теоретическом материале мало для успешной сдачи экзамена.

Попробуйте выполнить несколько заданий 2 части! Желаю Вам успеха.

Практикум в приложении 2.

Приложение 1.

Никогда люди не сталкивались со столь огромными рисками техногенных катастроф, никогда не были столь серьёзными угрозы природой среде. Но и возможности человечества никогда не были столь велики.

(В.В. Путин)

К1 Действующий президент РФ поднимает проблему противоречивости прогресса.
К2 С одой стороны, достижения человечества в различных областях науки и техники позволяют современному обществу совершенствовать способы воздействия на среду обитания с целью улучшения условий существования общества. С другой, вторжение в окружающую среду может привести (и приводит) к непредсказуемым последствиям. Техногенная катастрофа — крупная авария на промышленном объекте, влекущая за собой массовую гибель людей и даже экологическую катастрофу.
К3 Глава государства говорит о том, при условии объединения усилий различных государственных ведомств и общества можно избежать масштабных последствий катастроф, если они случаются, или вообще их избежать при правильной и ответственной эксплуатации промышленных объектов.
К4 «Петробрайс» — бразильская государственная нефтяная компания. В июле 2000 года в результате катастрофы на нефтеперерабатывающей платформе в реку Игуасу вытекло больше миллиона галлонов нефти (около 3180 тонн). Образовавшееся пятно продвигалось по течению, грозя отравить питьевую воду сразу для нескольких городов. Ликвидаторы аварии построили несколько заградительных барьеров, но остановить нефть удалось лишь на пятом. Одну часть нефти собрали с поверхности воды, другая ушла по специально построенным отводным протокам. 4 октября 2010 на западе Венгрии произошла крупная экологическая катастрофа. На заводе по производству алюминия взрыв разрушил плотину резервуара с ядовитыми отходами — так называемым красным шламом. Ядовитые отходы попали в ручьи и речки и, как полагали эксперты, скоро могли оказаться в Дунае. Для того чтобы этого не произошло, были привлечены специальные подразделения химической защиты. В борьбе с последствиями аварии задействовались полиция и армия, включая войска химической защиты. Значительная часть усилий направлена на то, чтобы не дать ядовитым веществам распространиться. Для этого в воды Маркала лили кислоту, которая должна была нейтрализовать содержащуюся в шламе щелочь. Кроме того, в воду сбрасывались сотни тонн гипса — с его помощью надеялись не пропустить отходы вниз по течению.

 


 

еон Бонапарт)


[1] Первые четыре задания второй части связаны с фрагментом научного текста, предлагаемого экзаменуемому для внимательного прочтения и последующего анализа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: