Учет и отчетность по пассажирским перевозкам.




Технические нормы пассажирского движения.

При планировании и анализе пассажирского движения пользуются системой показателей, установленных на железнодорожном транспорте.

К количественным показателям относятся:

- объем работы;

- выполненный пассажирооборот;

- пробег поездов и вагонов.

Объем работы характеризуется числом отправленных пассажиров

Пассажирооборот на отделении, дороге и сети определяется в пассажиро-километрах:

(5.1)

где - пассажиропотоки на участках в обоих направлениях;

- длины участков.

Пробеги поездов, поездо-км, характеризуют работу локомотивов и вагонов и вычисляются по формуле:

(5.2)

где - размеры движения на участках в обоих направлениях.

Пробеги вагонов, вагоно-км, составляют:

(5.3)

где - число вагонов в составе поездов.

Среднюю дальность поездки пассажира можно определить делением пассажирооборота на число отправленных пассажиров.

Густота пассажирского движения определяется делением пассажирооборота на длину участка. Она показывает среднее число пассажиров, проезжающих участок за сутки, месяц или год. Густоту движения можно определить и числом пассажирских поездов, обращающихся на участке.

К качественным показателям относятся:

- оборот состава,

- среднесуточный пробег,

- средняя населенность вагона,

- средний вес и состав поезда,

- ходовая, техническая и маршрутная скорости движения,

- среднесуточный пробег локомотивов.

Оборотом вагонов или состава называется время, затрачиваемое на выполнение цикла операций с момента отправления состава в рейс со станции формирования до отправления его с той же станции в следующий рейс.

Рис. 5.1. Схема оборота пассажирского состава

 

 

Оборот пассажирского состава определяется по формуле

, час (5.4)

где — время в пути при следовании от станции формирования (приписки) до станции оборота и обратно;

— время нахождения состава на станции оборота и формирования (приписки).

Оборот состава, выраженный в сутках, представляет собой потребное число составов для организации ежедневного обращения поезда.

(5.5)

где - маршрутная скорость движения, км/ч.

Для примера, приведенного на рис.1 – для ежедневного обращения поезда требуется 5 составов.

С реднесуточный пробег вагона пассажирского парка в целом км/сут,, представляет собой среднее расстояние, проходимое вагоном за сутки:

(5.6)

где - пробег всех пассажирских вагонов, ваг.-км;

nпар- рабочий парк пассажирских вагонов, ваг.-сут.

Среднесуточный пробег вагонов в составах можно определить по формуле

-. (5.7)

 

Средняя населенность вагона определяется делением пассажиро-километров на вагоно-километры:

(5.8)

Ходовая, техническая и маршрутная скорости определяются так же, как в грузовом движении.

 

Лекция №6

Учет и отчетность по пассажирским перевозкам. Оперативное руководство пассажирскими перевозками.

Учет и отчетность по пассажирским перевозкам.

В настоящее время функционирующие на сети российских же­лезных дорог девять региональных систем управления пассажирскими перевозками «Экспресс» осуществляют сбор и обработку всех показателей статистики по перевозкам пассажиров и доходных по­ступлений для дальнейшего расчёта общесетевых и дорожных форм отчётности. Составление сводных отчётов состоит из двух этапов.

На первом в Информационно-вычислительном центре дороги (от­дел АСУ «Экспресс») определяют показатели работы дороги в при­городном и местном сообщениях и в вывозе, а также участие других дорог в процессе перевозки пассажиров на основании отчётов о проданных проездных документах. Второй этап — передача этих сведений в Главный вычислительный центр (ГВЦ) ОАО «РЖД», который определяет итоговые показатели перевозок пассажиров по каждой дороге в целом и по видам сообщений внутри дороги и составляет сводную отчётность по сети.

Отраслевая статистическая и финансовая отчётности унифициро­ваны, составляются по строго установленной форме и в утвержденные приказом сроки. В отчётности по пассажирским перевозкам показатели представлены по линейным подразделениям (станции, локомотивные и вагонные депо), отделениям, дорогам. В соответствии с программой реформирования железнодорожного транспорта и структурными изменениями в системе управления пассажирским комплексом отраслевая статистика предусматривает разработку новых отчётных форм по регионам и субъектам РФ; пассажирским дирекциям; собственникам и арендаторам пассажирского подвижного состава.

Пассажирская статистическая отчётность поступает в распоря­жение руководящих органов железнодорожного транспорта и его отраслей в виде отчётности, формируемой в статистическом (месяц) и оперативном (сутки) режимах.

Обработку статистических данных обеспечивают подсистемы АСУ «Экспресс» приведенные в таблице,65.1.

Таблица 6.1 Подсистемы АСУ «Экспресс»

Раздел отчётности Информационное обеспечение (подсистема АСУ «Экспресс»)
Статистика перевозок пассажиров   Финансовая пассажирская стати­стика (перевозки пассажиров, ба­гажа и грузобагажа) Автоматизированная подсистема финан­сового, статистического учета и взаимо­расчётов за пассажирские перевозки ЭФИС
Эксплуатационная статистика (частично) Автоматизированная подсистема плани­рования и регулирования пассажирских перевозок АСУ-Л
Статистика основных средств и тех­нической оснащенности Автоматизированная подсистема управ­ления эксплуатацией и ремонтом парка пассажирских вагонов АСУ ПВ

 

Пассажирская железнодорожная статистика создает базу для: раз­работки мероприятий по развитию пассажирского хозяйства в условиях реформирования железнодорожной отрасли; определения эффективных направлений вложений инвестиций; выявления внутренних резервов повышения качества обслуживания пассажиров и производительности труда, снижения эксплуатационных затрат на пассажирские перевозки.

Исходными данными для получения на базе системы «Экспресс» статистической и финансовой отчётности служит информация общего архива. Общий архив системы формируется в реальном масштабе времени при оформлении кассирами проездных документов через терминальное оборудование системы «Экспресс». На базе общего архива в дальнейшем создается архив исходных показателей статистической и финансовой отчётности. Первичная информация в указанном архиве группируется по видам сообщений: прямое, местное, пригородное (таблица 5.2). По каждому единичному билету учитывается одна поездка, по групповому — столько поездок, сколь­ко человек указано в документе. Принципы формирования статис­тической информации в АСУ «Экспресс» — непрерывная регистра­ция и сплошной охват всех единиц совокупности.

Таблица 6.2 Первичная информация о проездном документе, регистрируемая в банке данных АСУ «Экспресс»

Учетные признаки Учетные характеристики
    Даты Дата продажи проездного документа
Дата отправления поезда
Дата отправления пассажира
Дата прибытия пассажира в пункт назначения
  Пункт продажи (билетная касса) Дорога продажи проездного документа
Номер пункта продажи проездного документа
Номер билетной кассы (терминала)
  Маршрут поезда Станция, от которой оплачен проезд
Станция, до которой оплачен проезд
Станция пересадки
Дорога отправления
Дорога назначения
Дорога формирования состава поезда
Дороги — участницы перевозок на маршруте
Станции — границы дорог
Станции — границы государств
  Стоимость проезда Категория поезда
Признаки фирменности поезда
Тип вагона
Количество пассажиро-поездок в проездном документе
Тарифная стоимость проезда, в том числе плацкарта, билет
Признак льготности
Сумма дополнительных сборов и доплат

 

Моментом учета перевозок пассажиров и получения доходных поступлений является дата продажи билета, т.е. в отраслевой отчётности пассажир учитывается как совершивший поездку в том месяце, в котором он приобрел билет. Реализация проездных документов на поезда дальнего следования начинается за 45 суток до отправления поезда, следовательно, количество пассажиров, зарегистрированных отраслевойстатистикой за отчётный месяц, не будет равным фактическому объёму отправленных пассажиров за этот же период. Суммарное количество пассажиров, подлежащих учету в отчётном месяце (п), включает в себя число пассажиров, приобретших билеты на поезда дальнего следования, отправляющиеся в течение отчётного месяца (п), следующего за отчётным (п+1) и через два месяца (п+2),

Станцией отправления пассажира считается станция или оста­новочный пункт, от которого оплачен проезд.

Дорога отправления — это дорога, на которой расположена стан­ция отправления пассажира.

Станция назначения — станция или остановочный пункт, до ко­торого пассажиром оплачен проезд.

Дорога назначения — дорога, на которой расположена станция назначения.

Единицей наблюдения пассажирских перевозок является пассажиро-поездка одного пассажира в одном направлении от станции от­правления до станции назначения по разовому билету. По каждому единичному билету учитывается одна поездка, по групповому билету — столько поездок, сколько пассажиров указано в билете.

Данные о перевозках группируются по видам сообщений, тер­риториальным признакам, категориям поездов и типам вагонов.

Группировка по видам сообщений. В пассажирской железнодо­рожной статистике выделяют местное, прямое и пригородное сообщения. Местное и прямое сообщения объединяют термином «дальнее следование».

К местному сообщению относят перевозки, совершаемые в пределах одной дороги, к прямому – в пределах двух и более.

В прямом сообщении выделяют вывоз, ввоз и транзит. Перевозки, в которых станция отправления находится на одной железной дороге, а станция назначения – на другой (или на своей, но перевозка осуществляется через участки смежных дорог), относят к вывозу.

Перевозки, для которых станция отправления пассажиров находится за пределами рассматриваемой дороги (или на своей, но перевозка проходит через участки смежных дорог), а станция назначения на рассматриваемой дороге, относят к вывозу.

Перевозки, осуществляемые рассматриваемой дорогой, но станции отправления и назначения пассажиров находятся за ее пределами, относят к транзиту.

Между общими показателями объёма перевозок пассажиров и показателями объёма перевозок по видам сообщения для дороги существует следующая связь:

 

отправлено пассажиров = пригородное + местное + вывоз  
перевезено пассажиров = пригородное + местное + вывоз + ввоз + + транзит = отправлено пассажиров + + принято пассажиров
принято пассажиров = ввоз + транзит
прибыло пассажиров = пригородное + местное + вывоз

Группировка по территориальной принадлежности. Для опреде­ления объёмных показателей перевозок пассажиров по отделениям дорог и дорогам статистика группирует пассажиров по станциям отправления с детализацией по видам сообщения.

Группировка по географическим позициям осуществляется для построения межрайонных и междорожных связей в перевозках пас­сажиров и распределения объёмов перевозок по поясам дальности. На основе данной информации по каждому поясу определяются пассажирооборот, доход и доходная ставка.

В новой форме отраслевой статистической отчётности «ЦО-22 Экспресс» показатели перевозки пассажиров и использования пас­сажирского подвижного состава группируются по двум признакам: дорога формирования поезда и тип пассажирского вагона.

5.2 Оперативное руководство пассажирскими перевозками.

Оперативное управление включает комплекс мероприятий, обеспечивающих рациональное использование пассажирского подвижного состава и пропускной способности железнодорожных направлений при наиболее полном и качественном удовлетворении потребностей населения в перевозках. К числу таких мероприятий относят оперативное регулирование: размеров движения пассажирских поездов; вместимости составов пассажирских поездов; нормы мест на прямую плацкарту и обратный выезд пассажиров; числа вагонов с переменным трафаретом и нормой мест для посадки пассажиров на линейных станциях, а также оперативную корректировку протяженности маршрутов следования пассажирских поездов.

В зависимости от ожидаемого характера изменения пассажиропотока, мероприятия по его освоению могут быть подразделены на две группы:

1) с изменением суммарной вместимости находящихся в обращении поездов;

2) с изменением размеров движения пассажирских поездов.

На практике чаще планируются мероприятия первой группы, так как обычно стараются максимально использовать вместимость уже находящихся в обращении поездов, а только затем ввести дополнительный поезд. Увеличение вместимости отдельных поездов, как правило, достигается за счет частичного изменения схемы формирования составов (путем замены вагонов одного типа другими, имеющими большую вместимость), прицепки факультативных вагонов, перехода на «летнюю» схему формирования составов.

Все перечисленные мероприятия вызывают изменение массы поезда и его провозной способности. Однако систематическое проведение некоторых мероприятий связано с переустройством существующих станций и сооружений.

Так, например, прицепка к составу факультативного вагона на некоторых станциях из-за недостатка длины приемо-отправочных путей вызывает приостановку маневровой работы в горловинах, задерживает прием и отправление других поездов.

Это ведет к необходимости удлинения путей и пассажирских платформ, переносу стрелок и реконструкции горловин, но одновременно позволяет освоить растущий пассажиропоток без увеличения размеров движения пассажирских поездов, т.е. на участках с ограниченной пропускной способностью отдалить во времени затраты на ее усиление.

Ввод в обращение пассажирского поезда дополнительного расписания вызывает съем грузовых поездов пассажирскими, увеличивает время их простоя под обгоном и скрещением, создает дополнительные затруднения на станциях, имеющих достаточное число путей для стоянок грузовых поездов под обгоном, увеличивает объем маневровой работы на пассажирских технических станциях, вызывает необходимость подбора дополнительных вагонов и штата проводников для их обслуживания.

Одна из основных задач оперативного управления - своевременное назначение и отмена дополнительных пассажирских поездов и прицепных вагонов. Планирование сроков назначения и отмены проходит в три этапа с разработкой планов:

- на предстоящий год – для составления нового расписания движения дальних пассажирских поездов;

- краткосрочных - для уточнения годового плана на периоды массовых перевозок пассажиров;

- оперативных – для корректировки краткосрочных планов по оперативным данным о ходе предварительной продажи билетов и населенности пассажирских поездов.

Планы назначения и отмены дополнительных пассажирских поездов и прицепных вагонов на предстоящий год разрабатывают в период подготовки нового расписания движения дальних пассажирских поездов, вводимого ежегодно в конце мая. В настоящее время этим занимается ОАО «Пассажирские перевозки».

Краткосрочные планы разрабатывают в период подготовки к массовым перевозкам пассажиров и заканчивают, как правило, за 2 месяца до наступления таких перевозок. Максимальная продолжительность планируемого периода соответствует летним перевозкам – 120 дней. Продолжительность остальных периодов варьируется в зависимости от расположения общевыходных дней по отношению к праздничным. Краткосрочные планы разрабатывают с учетом информации о состоянии пассажиропотоков и тенденциях их изменений в период, непосредственно предшествующий планируемому. Поэтому точность этих планов существенно выше годовых.

Оперативные планы разрабатывают при необходимости внесения оперативных изменений в схемы формирования пассажирских поездов, периодичность их курсирования, сроки назначения и отмены, определенные краткосрочным планом.

Решение задачи оперативного управления пассажирскими перевозками предполагает:

- анализ технической оснащенности расчетного направления с расчетом технико-экономических оценок всех возможных вариантов освоения пассажиропотока;

- анализ пассажиропотока на расчетном направлении и выявления закономерностей его изменения во времени;

- разработку, на основе проведенного анализа, вероятностной динамической модели прогноза поступления пассажиров на транспорт в различные периоды перевозок;

- выбор оптимального варианта освоения пассажиропотока по минимуму приведенных затрат и времени ожидания отправления пассажирами;

- оперативную корректировку плана освоения пассажиропотока в зависимости от конкретно сложившейся в предплановый период ситуации.

Анализ технической оснащенности расчетного направления производится с целью выявления максимальных возможностей по обеспечению перевозок пассажиров. При этом рассматриваются длины отдельных участков и их эквивалентные уклоны, количество путей на перегонах, а также на станциях для приема и отправления пассажирских поездов и стоянки под обгоном грузовых поездов; мощность и перерабатывающая способность пассажирских технических станций в пунктах формирования и оборота; средства связи при движении поездов по участкам направления; вид тяги, серия поездного локомотива и длина тяговых плеч по участкам направления, количество постоянных, летних и дополнительных поездов, заложенных в действующий график движения на направлении; общее время хода пассажирских поездов различных категорий по направлению, в том числе, чистое время в движении и в стоянках; количество остановок и их продолжительность; простой составов в пунктах формирования и оборота; схемы формирования пассажирских поездов различных категорий; их вместимость общая и по типам вагонов; количество составов в обороте; размеры грузового движения на направлении и его характеристики.

Технико-экономическая оценка мероприятий по освоению пассажиропотока сводится к определению расходов эксплуатации на их осуществление, доходов, поступающих от реализации проездных документов, прибыли от перевозок и сопоставление с пассажиро-часами ожидания, возникающих при освоении пассажиропотока по выбранному варианту.

Анализ пассажиропотока на расчетном направлении имеет своей целью выявление общих закономерностей его изменения во времени и пространстве с учетом вероятностных факторов.

Динамическая вероятность модели пассажиропотока должна позволять рассчитать прогноз пассажиропотока со станций направления как на небольшой, так и на длительный период. При этом модель должна оперативно реагировать как на микроизменения пассажиропотока, вызванные случайным характером, так и на значительные перепады, связанные с непредвиденными обстоятельствами (резкое ухудшение погодных условий в местах отдыха, введение санитарного режима и т.д.).

Выбор оптимального варианта освоения пассажиропотока предполагает минимизацию одновременно двух показателей пассажирских перевозок:

- приведенных затрат на перевозку пассажиров;

- пассажиро-часов ожидания, возникающих в процессе перевозки.

Такой подход к решению проблемы вытекает из необходимости одновременного учета как интересов транспорта, так и пассажиров.

Оперативная корректировка плана освоения пассажиропотока вызвана тем, что на величину пассажиропотока оказывает влияние значительное количество факторов, носящих вероятностный характер. Производится оперативная корректировка по мере поступления данных о ходе предварительной продажи билетов на поезда, которая в данном случае рассматривается как «упреждающий индикатор» уровня пассажиропотока.

Процесс принятия решения по оперативному планированию включает следующие основные элементы:

контроль за состоянием перевозочного процесса в пассажирском движении на основе собранной и соответствующим образом обработанной информации;

выявление имеющихся и ожидаемых отклонений от нормального течения перевозочного процесса;

разработка возможных вариантов (стратегий) ликвидации имеющихся и предупреждения ожидаемых отклонений от нормального течения перевозочного процесса;

оценка сравнительной эффективности стратегий на основе формальных и неформальных критериев;

выбор оптимального решения и его документальное оформление в виде приказа, указания и т.п.;

контроль за исполнением принятых решений.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: