3.1 ЗАДАЧИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОБЪЕКТОВ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций [13, с. 15].
Бухгалтерский учет основных средств ведется в целях:
а) формирования фактических затрат, связанных с принятием активов в качестве основных средств к бухгалтерскому учету;
б) правильного оформления документов и своевременного отражения поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия;
в) достоверного определения результатов от продажи и прочего выбытия основных средств;
г) определения фактических затрат, связанных с содержанием основных средств (технический осмотр, поддержание в рабочем состоянии, др.);
д) обеспечения контроля за сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету;
е) проведения анализа использования основных средств;
ж) получения информации об основных средствах, необходимой для раскрытия в бухгалтерской отчетности [8, п. 6].
Нормативной базой бухгалтерского учета основных средств являются следующие законодательные акты:
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996.
2. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом МФ РФ №60н от 09.12.98).
3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом МФ РФ N 34н от 29.07.1998).
4. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98 (утв. Приказом МФ РФ№ 60н от 9.12.1998).
5. Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (утв. Приказом МФ РФ № 26н от 30.03.2001).
|
6. Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утв. Министерством финансов СССР № 105 от 29.07.1983).
7. Приказ МФ РФ N 94н от 31.10.2000 «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению» и др [29, с. 454].
3.2 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ПОСТУПЛЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Каждая запись на счетах бухгалтерского учета производится на основании первичных учетных документов, которые фиксируют факт совершения той или иной финансовой или хозяйственной операции.
При учете основных средств и их движения в организации должна быть разработана рациональная система документооборота.
В соответствии с п. 2 статьи 9 Федерального закона «о бухгалтерском учете» № 129-ФЗ первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы), код формы; дату составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки [3].
Государственным комитетом РФ по статистике разработаны унифицированные формы первичной учетной документации (утв. Постановлением Правительства РФ № 835 «О первичных учетных документах» от 08.07.1997), некоторые из них указаны в таблице 4[15,с.172].
|
Таблица 4
Первичные документы учета поступления и наличия основных средств
Хозяйственная операция | Документ | |
наименование | код | |
1. Поступление | 1. Акт (накладная) о приемке-передаче объекта основных средств 2. Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств 3. Акт о приемке-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств 4. Акт о приемке (поступлении) оборудования 5. Акт о приемке-передаче оборудования в монтаж 6. Акт о выявленных дефектах оборудования | ОС-1 ОС-2 ОС-3 ОС-14 ОС-15 ОС-16 |
Данные первичные документы учета операций по поступлению объектов основных средств используются на исследуемом в данной курсовой работе предприятии - ГУП УР «Ижевский полиграфический комбинат».
«Акт (накладная) приемки-передачи основных средств» применяется для зачисления в состав основных средств отдельных объектов, поступивших за плату от других организаций, полученных в безвозмездное пользование, внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал организации, полученных в хозяйственное ведение или оперативное управление, внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал, принятых в аренду с последующим выкупом, полученных для совместной деятельности и в доверительное управление или полученных в обмен на другое имущество.
Учет поступления основных средств ведется в разрезе классификационных групп и инвентарных объектов. При поступлении объекта в эксплуатацию комиссией, назначаемой руководителем организации, оформляется «Акт приемки-передачи основных средств» (ф. № ОС-1), где указываются характеристика объекта, его местонахождение, источник финансирования приобретения, год выпуска или постройки, дата ввода в эксплуатацию, его соответствие техническим условиям и др. Такой акт составляют на каждый объект в отдельности. К нему прилагается необходимая техническая документация.
|
Акт оформляется комиссией, назначенной руководством организации, которая осуществляет приемку поступающих объектов основных средств. После положительного заключения комиссии, основанного на сопоставлении и проверке сопроводительных и расчетных документов, акт утверждается руководителем предприятия. Далее «Акт о приемке-передаче объектов основных средств» с сопроводительными документами передается в бухгалтерию.
В случае если объекты однотипны и имеют одинаковую стоимость возможно оформление одного (общего) акта по группе основных средств (инструменты, станки, хозяйственный инвентарь).
После того как основные средства надлежащим образом оприходованы, необходимо обеспечить контроль за их сохранностью, внутрихозяйственным перемещением и использованием. Такой контроль обеспечивается путем закрепления инвентарных объектов основных средств за структурными подразделениями и материально ответственными лицами, а также осуществлением комплекса мероприятий, называемых инвентарным учетом.
В целях его реализации каждому объекту основных средств присваивается инвентарный номер. Эти номера различными способами наносятся на объекты основных средств и в дальнейшем приводятся во всех учетных регистрах и документах, где фигурируют обозначенные ими объекты. Присваивать вновь поступившим объектам основных средств инвентарные объекты выбывших нельзя в течение 5 лет после списания.
Перемещение основных средств из одного структурного подразделения организации в другие оформляют «Накладной на внутреннее перемещение» (ф. № ОС-2). По данным накладных, подписанных получателем и сдатчиком, составляют группировочную ведомость (машинограмму) учета движения основных средств внутри организации. Номера накладных записывают в инвентарных карточках, которые помещают в картотеку по новому местонахождению.
«Акт о приемке-передаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств» (ф. № ОС-3)применяется для оформления приемки законченных работ по достройке, дооборудованию, реконструкции основных средств.Акт, подписанный работником структурного подразделения организации, уполномоченным на приемку основных средств, и представителем организации, производившего ремонт, реконструкцию и модернизацию, сдают в бухгалтерию организации.
Акт подписывается главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным. В технический паспорт соответствующего объекта основных средств должны быть внесены необходимые изменения в характеристику объекта, связанные с капитальным ремонтом, реконструкцией и модернизацией.
Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, акт составляют в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй экземпляр передают организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.
Форма № ОС-14 применяется для оформления поступившего на склад оборудования для установки. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается приемочной комиссией.
При осуществлении монтажных работ подрядным способом в состав приемной комиссии входит также представитель подрядной монтажной организации. В этом случае отдельный акт на передачу оборудования в монтаж не составляется. В получении оборудования на ответственное хранение уполномоченный представитель монтажной организации расписывается непосредственно в акте, и ему передается копия акта.
В случае невозможности произвести качественную приемку оборудования при его поступлении на склад акт о приемке оборудования является предварительным и составляется по результатам наружного осмотра.
Передача оборудования монтажным организациям оформляется «Актом приемки-передачи оборудования в монтаж» (ф. № ОС-15).
Создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота. Он должен способствовать улучшению всей учетной работы на предприятии, усилению контрольных функций бухгалтерского учета, повышению уровня механизации и автоматизации учетных работ [4, п.14 п.15].
В учетной политике ГУП «Ижевского полиграфического комбината» отсутствуют правила документооборота, а также о на многих первичных документах по учету объектов основных средств не стоят подписи главного бухгалтера, из этого следует, что контроль за деятельностью бухгалтерского подразделения может быть неполным.
3.3 СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Синтетический учет основных средств на «Ижевском полиграфическом комбинате» ведут на активном счете 01 «Основные средства». В соответствии с планом счетов бухгалтерского учета счет 01 «Основные средства» предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств предприятия, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении [11, с. 20].
Дебетовое сальдо отражает сумму первоначальной стоимости основных средств. По дебету записывается информация о первоначальной стоимости поступивших основных средств и их дооценке, а по кредиту - о выбытии основных средств и их уценке.
На данном предприятии к счету 01 «Основные средства» были открыты следующие субсчета: 01-1 «Основные средства организации»; 01-2 «Выбытие основных средств».
Также необходимо отметить, что в рабочем плане счетов предприятия для данных объектов предусмотрены забалансовые счета: 001 – Арендованные основные средства; 010 – Износ основных средств; 011 – Основные средства, сданные в аренду.
На забалансовом счете 001 учитывают объекты основных средств, арендованные организацией. Арендованные основные средства учитываются на счете 001 в оценке, указанной в договорах на аренду. Аналитический учет по данному счету ведется по каждому контрагенту (арендодателю), по каждому объекту арендованных основных средств.
На счете 010 собирается информация о движении сумм износа по объектам жилищного фонда, объектам внешнего благоустройства и т.п. Аналитический учет по счету 010 ведется по каждому объекту основных средств.
С данными двумя счетами никаких операций обнаружить на предприятии не удалось.
Счет 011 предназначен для обобщения информации о наличии и движении объектов основных средств, сданных в аренду. Данные объекты учитываются в оценке, указанной в договорах аренды. Аналитический учет по счету 011 ведется по контрагентам (арендаторам), по каждому объекту основных средств, сданных в аренду.
Необходимо отметить, что в пояснительной записке к годовому бухгалтерскому отчету за 2004 год было сказано, что «Государственным комитетом Удмуртской Республики по имуществу излишки производственных и административных площадей комбината сдаются в аренду заинтересованным предприятиям».
Аналитический учет представляет собой пообъектный учет основных средств и ведется в инвентарных карточках (ф. № ОС-6), где указывают инвентарный номер объекта и основные данные о нем: первоначальную или восстановительную стоимость, срок полезного использования, норму амортизационных отчислений, сумму износа на момент оприходования и др. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект, заполнение происходит на основе первичной документации.
Для обеспечения сохранности инвентарные карточки каждого объекта регистрируются в специальных описях (ф. № ОС-7) и хранятся в картотеке бухгалтерии сгруппированными по отраслевым классификационным и амортизационным группам, а внутри этих групп – по местам эксплуатации и видам объектов. При выбытии основных средств инвентарная карточка изымается.
Регистром учета объектов основных средств по месту их эксплуатации и материально ответственным лицам является инвентарный список (ф. № ОС-9).
Известно, что на предприятии используется журнально-ордерная форма бухгалтерского учета. Регистром синтетического учета основных средств является журнал-ордер № 13.
При использовании автоматизированной системы учета все необходимые данные о наличии и движении основных средств получают на основе информационной базы банка данных в виде распечатки регистров (машинограмм), используемых для управления основными средствами.
Основные средства могут поступать в организацию различными способами. Типовые бухгалтерские операции по приобретению основных средств отражены в приложении 5. Далее рассмотрим те из них, которые имели место на данном предприятии.
Приобретение основных средств. Основные средства могут приобретаться за деньги на основании хозяйственных договоров. У покупателя основанием для осуществления записей в бухгалтерских регистрах являются акт приемки основных средств, счет-фактура, платежно-расчетные документы. Приобретение основных средств отражается с использованием счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Предприятие собирает фактические затраты, связанные с приобретением основных средств и доведением его до состояния, пригодного к использованию по дебету счета 08-4. Первоначальная стоимость складывается в момент принятия объекта в эксплуатацию на данном предприятии. ОС приходуются по дебету счета 01-1 по первоначальной стоимости, что отражается записью Д 01-1 К 08-4.
Приобретение основных средств подотчетным лицом. Подотчетное лицо правомочно приобрести основные средства за наличные деньги у юридических лиц в границах установленной предельной нормы расчетов наличными деньгами 10 тыс. руб., а у физических лиц - по любой цене. Приобретенный у юридического лица объект отражается обычным порядком (дебет счетов 08-4 «Приобретение отдельных объектов основных средств», 19-1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств», кредит счета 60-1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в рублях)») с оплатой платежного требования-поручения поставщика через подотчетных лиц (дебет счета 60-1, кредит счета 71-1 «Расчеты с подотчетными лицами (в рублях)»).
Приобретение основных средств, не требующих монтажа. В соответствии с п.24 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, как новых, так и бывших в употреблении, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.
В первоначальную стоимость объектов ОС на основании п.12 ПБУ 6/01 включаются также фактические затраты на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования.
Затраты по приобретению объектов отражаются по Д 08-4 «Приобретение отдельных объектов основных средств», а потом сформированная первоначальная стоимость списывается в К 01-1 «Основные средства в организации».
Суммы НДС, предъявленные организации и уплаченные и уплаченные ей при приобретении объектов основных средств для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, в соответствии с п.2 ст.171 и п.1 ст.172 НК РФ принимаются к вычету из общей суммы начисленного налога на добавленную стоимость. Вычеты производятся после принятия на учет данных основных средств на основании счета-фактуры, выставленного продавцом.
Следует отметить, что организация вправе принять к вычету сумму НДС, уплаченную поставщику основных средств, только после полной оплаты приобретенного объекта и только в полной сумме (п.1 ст.172 НК РФ). Но судебная практика подтверждает право налогоплательщика предъявлять НДС к вычету не полностью, а частями пропорционально той части стоимости объекта, которая оплачена продавцу.В приложении 6 приведен пример приобретения ГУП «Ижевским полиграфкомбинатом» оборудования, не требующего монтажа.
Приобретение оборудования, требующего монтажа. Монтаж приобретенного основного средства может быть произведен как организациями-подрядчиками, так и силами самой организации.
Информация о наличии и движении производственного оборудования, требующего монтажа учитывается на счете 07 «Оборудование к установке». Поступление оборудования к установке отражается по Д 07 в корреспонденции с К 60-1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в рублях)» на сумму стоимости оборудования без НДС. Стоимость сданного в монтаж оборудования списывается с К 07 в Д 08-3 «Строительство объектов основных средств».
Затраты вспомогательного производства по монтажу списываются в Д 08-3 в корреспонденции с К 23 «Вспомогательные производства», если монтаж осуществляется вспомогательными производствами предприятия, и с К 60-1, если монтаж осуществляет сторонняя организация.
Сумма НДС, предъявленная поставщиком оборудования, отражается по Д 19 и К 60. Указанную сумму НДС предприятие имеет право принять к вычету на основании ст.171 и ст.172 НК РФ при наличии счета-фактуры и документов, подтверждающих оплату поставщику, после принятия оборудования к учету в составе основных средств.
Выполнение строительно-монтажных работ (например, монтаж оборудования) для собственного потребления на основании подп.3 п.1 ст. 146 НК РФ признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления в соответствии с п.2 ст.159 НК РФ налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение. Налоговой базой будет сумма расходов вспомогательного производства по монтажу оборудования. Стоимость оборудования, требующего монтажа, в затраты по выполнению монтажных работ не входит, не включается в налоговую базу при начислении НДС.
НДС, начисленная на объем выполненных вспомогательным производством монтажных работ и суммы НДС по материалам, которые были использованы при их выполнении подлежат вычету, но только после принятия на учет соответствующих объектов основных средств.
НДС, уплаченный по основным средствам, требующим монтажа, можно зачесть только после начала амортизации по объекту, т.е. в следующем месяце после его постановки на учет (п.44.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, утвержденных МНС РФ от 20.12.2000 г. № БГ-3-03/447). Однако п.1 ст.172 НК РФ позволяет это сделать уже после принятия объекта на счете 07. Поэтому организации нужно самой определиться с моментом принятия вычета. В приложении 7 приведен пример приобретения «Ижевским полиграфическим комбинатом» оборудования, требующего монтажа по договору поставки.
При создании организации, в счет вклада в уставный капитал были внесены основные средства, поступившие на предприятие. Это отражаются в бухгалтерском учете записью: Д 08-4 К 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал». Основание для отражения в бухгалтерском учете данной операции является учредительный договор и документы, подтверждающие собственность и факт ее отчуждения. Бухгалтерские проводки, отражающие поступление основных средств производственного назначения в качестве вклада в уставный капитал ГУП «Ижевского полиграфкомбината» будут иметь вид:
№ п/п | Содержание операций | Сумма, руб. | Корреспондирующие счета | |
Дебет | Кредит | |||
1. | Отражена задолженность учредителей по вкладам в уставный капитал предприятия | 75-1 | ||
2. | В соответствии с учредительными документами получен от учредителей (в соответствии с актом оценки его стоимости) объект основных средств | 08-4 | 75-1 | |
3. | Принят в эксплуатацию (на основании акта приемки-передачи) объект основных средств | 01-1 | 08-4 |
Таким образом, в данном разделе третьей главы рассмотрены основные операции по поступлению объектов основных средств, также приведены корреспонденции в соответствии с рабочим планом счетов ГУП УР «Ижевского полиграфического комбината».
3.4 АВТОМАТИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОБЪЕКТОВ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Автоматизированная форма бухгалтерского учета появилась на основе использования электронно-вычислительных машин. Она позволяет осуществлять комплексную обработку учетной информации на основе прикладных программ.
Использование ЭВМ приводит к резкому ускорению учетных работ за счет замены многочисленных рутинных операций, связанных с накоплением и группировкой данных, их переносом из регистров в регистр, расчетами, мгновенно выполняемыми машиной. ЭВМ позволяет обрабатывать разнообразные учетные данные по любым направлениям и обобщать их по любым признакам. Каждый руководитель получает именно ту информацию и в том объеме, которые необходимы ему для практической работы.
Изучение внедренной автоматизированной системы бухгалтерского учета в ГУП «Ижевском полиграфическом комбинате» показало, что с помощью системы «1С: Бухгалтерия 7.7 SQL» решатся большой перечень задач, связанный с учетом поступления основных средств: ведение списка основных средств; документы для отражения операций по движению основных средств (оформляются по мере необходимости, при поступлении, выбытии и перемещении основных средств); учет поступления отдельных объектов основных средств; учет поступления и передачи в монтаж оборудования; учет ввода основных средств в эксплуатацию (решается тогда, когда основные средства поступают в организацию в счет вклада в уставный капитал, приобретаются за плату, поступают безвозмездно или путем обмена); учет перемещения основных средств (решается тогда, когда происходит перемещение основных средств из одного структурного подразделения или когда происходит смена назначения ОС); начисление амортизации; формирование отчетов (задача решается при формировании квартальной, полугодовой, годовой отчетности).
Система значительно облегчает работу бухгалтерии. Внедрение автоматизации учета экономически эффективно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях перехода предприятия к рынку значительно возрастает роль бухгалтерского учета как важнейшего средства получения полной и достоверной информации об имуществе предприятия и его обязательствах и своевременного доведения этих сведений до пользователей.
Во втором разделе, на практическом материале ГУП «Ижевского полиграфического комбината» был проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также анализ эффективности использования основных фондов. К 2008 году произошел рост эффективности использования производственных фондов, а также произошел рост рентабельности предприятия в целом в 2008г. по сравнению с 2006г. на 2,8%. Финансовое состояние предприятия соответствует уровню абсолютной финансовой устойчивости. Анализ ликвидности показал, что предприятие имеет платежные возможности в достаточном объеме.
В третьем разделе было изучено состояние и пути улучшения бухгалтерского учета объектов основных средств. Необходимо отметить, что аналитический учет, организованный с применением вычислительной техники, позволяет сократить трудоемкость, затраты времени, повысить качество контроля, обеспечивает быстрый доступ к информации. Нужно отметить, что учетная политика предприятия является неполной, многие моменты, предусмотренные ПБУ 6/01, в ней не отражены. Некоторые первичные документы не содержат обязательных реквизитов, предусмотренных ФЗ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ (личные подписи и их расшифровки должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления), это означает ведение бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка и может стать причиной применения к предприятию финансовых санкций.
Необходимо введение дополнительного контроля за учетом основных средств со стороны руководства предприятия. Это означает просмотр руководителем бухгалтерских документов, изучение им нормативных актов, действующих в этой области. Внутренний контроль нужно постоянно совершенствовать, осуществлять регулярно.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 1. Принят Государственной думой 21.10.1994 г.
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации, часть 2. Принята Государственной думой РФ от 19.07.2000 г.
3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. № 129-ФЗ.
4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации». Утверждено приказом Министерства Финансов РФ от 29.07.1998г. № 34н.
5. Положение «О документах и документообороте в бухгалтерском учете». Утверждено Министерством Финансов СССР от 29.07.1993г. № 105.
6. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98). Утверждено приказом Министерства Финансов РФ от 09.12.1998г. № 60н.
7. Положение по ведению бухгалтерского учета «Учет основных средств» (ПБУ 6/01). Утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н.
8. Методические указания «По бухгалтерскому учету основных средств». Утверждено приказом Министерства Финансов РФ от 13.10.2003г. № 91н.
9. «Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ)». Утверждено постановлением Комитета РФ по стандартам, методологии и сертификации от 26.12.1994г. № 359.
10. «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Утверждено постановлением Правительства РФ от 01.01.2002г. №1.
11. «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению». Утверждено приказом Министерства Финансов РФ от 07.05.2003г. № 38н. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 157с. – (Российское федеральное законодательство).
12. Алборов, Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК: Учебное пособие/ Р.А. Алборов.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Дело и Сервис», 2003. – 464 с.
13. Алборов, Р.А. Основы бухгалтерского учета: Учебное пособие/ Р.А. Алборов. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. – 288 с.
14. Астахов, В.П. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие. изд. 8-е, перераб. и доп. – М.: ИКЦ: «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 608 с. (Серия «Экономика и управление»).
15. Бухгалтерский учет: учеб. / Ю.А. Бабаев [и др.]; под ред. Ю.А. Бабаева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 392 с.
16. Бухгалтерский учет: Учебник/ А.С. Бакаев, П.С. Безруких, Н.Д. Врублевский [и др.]; под ред. П.С. Безруких. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Бухгалтерский учет, 2004. – 736 с.
17. Богатая, И.Н.Бухгалтерский учет. Серия «Высшее образование» 2-е изд., доп. и перераб./ И.Н. Богатая, Н.И. Хаханова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 608 с.
18. Богаченко В.М. Корреспонденция счетов. 5000 бухгалтерских проводок: Учебно-практическое пособие – 2-е изд., дополн. и перераб./ В.М. Богаченко, Н.А. Кириллова. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2005. – 448 с. (Серия «Библиотека бухгалтера и аудитора»).
19. Бухгалтерский учет и налогообложение в сельском хозяйстве: Учеб. пособие/ С.М. Бычкова, А.В. Золотарев [и др.]; под ред. С.М. Бычковой. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004 - 424 с.
20. Васькин, Ф.И. Теория бухгалтерского учета: Учебник и учеб. пособие для вузов/ Ф.И. Васькин, М.В. Свободина. – М.: Колос, 2000. – 208 с.
21. Финансовый учет: Учебник/ под ред. проф. В.Г. Гетьмана. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 640 с.: ил.
22. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – 3-е издание/ под редакцией проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.- 718 с.
23. Каспина, Р.Г. Международная система бухгалтерского учета и отчетности. / Р.Г. Каспина. – Казань: Издательство КГУ, 2002. – 200 с.
24. Мельник, М.В. Ревизия и контроль: Учебное пособие./ М.В. Мельник, А.С. Пантелеев,А.Л. Звездин. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004.- 520 с.
25. Экономика сельского хозяйства: Учебник для вузов/ под редакцией И.А. Минакова – М.: КолосС, 2003. – 328 с.
26. Никитин, В.М. Теория бухгалтерского учета: Учебник 2-е изд., перераб. и доп./ В.М. Никитин, Д.А. Никитина – М.: Издателство «Дело и Сервис», 2002. – 352 с.
27. Экономика предприятия (фирмы): Учебник/ под общей редакцией проф.А.С. Пелиха. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д, 2004. – 512 с.
28. Пизенгольц, М.З. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве: Ч. 1. – 3-е изд., перераб. и доп./ М.З. Пизенгольц, А.П. Варава. – М.: Колос, 1993. – 335 с.: ил. 5 – (Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений).
29. Подольский, В.И. Аудит: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп./ В.И. Подольский, Г.Б. Поляк, А.А. Савин [и др.]. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 655 с.
30. Соменихин, В.В. Бухгалтерский учет и отчетность: Практическое руководство. – М.:Изд-во Эксмо, 2005. – 192 с. – (Портфель бухгалтера).
31. Дружиловская, Т.Ю. Корректировка основных средств при трансформации финансовой отчетности/ Т.Ю. Дружиловская// Бухгалтерский учет. – 2005. - №10. – С. 57 – 63.
32. Шеремет, А.Д. Анализ активов организации/ А.Д. Шеремет// Бухгалтерский учет. – 2004. - №8. – С. 56 – 57.