В краткосрочном периоде все издержкиделятся на постоянные и переменные.
Постоянныеиздержки(FC)– это денежные затраты, которые независят от объема выпускаемой продукции(затраты на эксплуатацию оборудования,зданий, сооружений, процент по кредиту,рентные платежи, страховые взносы,заработная плата управленцев, охранаи т. д.)
Постоянныеиздержкиявляются обязательнымии сохраняются, даже еслифирма ничегоне производит, поэтому на графикепостоянные издержкивыражаютсяпрямой, параллельнойоси абсцисс(рис. 5.1).
Переменные издержки(VC)– это денежные затраты, изменяющиесявместе с объемом выпуска продукта. Онивключают в себя расходы на сырье,вспомогательные материалы, энергию,труд рабочих и т. д. Переменные издержкиизменяются пропорционально выпускупродукции, поэтому на графике криваяпеременных издержек – восходящая линия(рис. 5.1).
Сумма постоянных и переменных издержекобразует общие, валовые или суммарныеиздержки производства.
Общие издержки(TС)– это совокупность всех затрат предприятияна производство и реализацию продукции:
TC=FC+VC.
Кривая общих издержек полностью повторяетлинию переменных издержек, но сдвинутаот нее вверх на величину постоянныхзатрат (рис. 5.1).
Для принятия управленческих решенийпроизводители должны знать не толькообщую сумму затрат, но и их величину врасчете на единицу продукции – средниеиздержки.
Различают три вида средних издержек:средние постоянные; средние переменныеи средние общие издержки.
Средние постоянные издержки (AFC)– это отношение постоянных издержекк объему выпуска:
.
Средние переменныеиздержки (AVC)–этоотношение переменныхиздержек кобъему выпуска продукции:
.
Средние общиеиздержки (AC)можно вычислятьпо формулам:
|
.
Дополнительные издержки, связанные сувеличением производства продукции наединицу, называютсяпредельными(MC):
.
Поскольку FC = const, то взаимосвязи междупостоянными и предельными издержкаминет. Поэтому предельные издержкивыражаются формулой:
.
Издержки фирмы в долгосрочном периоде
В любой момент времени различные фирмыимеют определенную величину. В пределахэтих размеров издержки изменяются всоответствии с моделью, описанной длякраткосрочного периода времени.
В условиях долгосрочного периода фирмаможет изменить все свои ресурсы, поэтомувсе факторы производства становятсяпеременными. Поскольку в LR фирма можетизменить все свои параметры, она стремитсяувеличить выпуск, снижая долгосрочныесредние издержки (LAC).
Долгосрочные предельные издержки(LMC)– это приращение издержекпроизводства в условиях, когдапроизводитель имеет возможность изменятьразмеры предприятия.
Если LMC < LAC, то долгосрочные средниеиздержки уменьшаются. Если же LMC > LAC,то средние издержки растут. Когда LAC =LMC, то долгосрочные средние издержкидостигают своего минимума.
7. Изокоста. Равновесие производителя.
Издержки производства зависят отколичества использованных ресурсов ицен на факторы производства. Предположим,что используется только два перемененныхфактора производства – труд и капиталв количестве, соответственно, L и K. Ценыэтих факторов производства – PLи PK. Следовательно, издержкипроизводства будут складываться иззатрат на труд и капитал:
В рамках этого уровня издержек можнокомбинировать факторы производства,учитывая изменение их цен. Графическаяинтерпретация данной ситуации можетбыть представлена линией, котораяназывается изокостой.
|
Изокоста включает все возможные сочетаниятруда и капитала, которые имеют одну иту же суммарную стоимость, т. е. изокоста– это линия постоянного уровняиздержек при различных сочетанияхфакторов производства.
К аждыйуровень затрат имеет свою изокосту,значит, мы можем изобразить семей-ствоизокостдля различных ресурсныхкомбинаций: С1; С2; С3и т. д. (см. рис. 5.4).
Чем дальше изокоста от начала координат,тем больший объем ресурсов используетсяи тем выше издержки производства. Наклонлюбой прямой из семейства изокост равенотношению цен факторов производства: .
Изменение цены на труд или капитал можетизменить наклон всего семейства изокост.Например, рост цены труда при прочихравных условиях сделает каждую изокостуболее крутой. И наоборот, снижение ценытруда при прежней цене капитала сделаетизокосту более пологой.
Изокосту используют, чтобы определить,какой набор факторов производстваобеспечивает заданный выпуск с наименьшимисовокупными издержками.
П редположим,что фирма хотела достичь объема выпускаQ*. Как сделать это с минимальнымииздержками? Решение данной проблемы –в точке касания изокосты с изоквантой(E), которая и определяет оптимальныйнабор факторов производства (KE,LE) нарис. 5.5.
Хотя данный выпуск может быть обеспеченпри уровне затрат C3и C2,фирма остановит свой выбор именно наточке E, где совокупные издержки минимальны(C2 < C3).
В данной точке углы наклона изоквантыи изокосты одинаковы, здесь выполняетсяравенство: .
|
Это означает, что в точке оптимумапроизводителя (E) предельные продуктыфакторов производства на единицу затратдолжны быть равны, а каждый дополнительныйрубль, вложенный в производство, добавляетодинаковое количество выпускаемойпродукции.
Фирма может минимизировать свои издержкитолько тогда, когда затраты на производстводополнительной единицы продукции однии те же, независимо от того, какой факторпроизводства используется.
Вопрос 15
эффект масштаба –экономический эффект, связанный соснижением средних издержек производствапри укрупнении размеров предприятия.При укрупнении производства выходпродукции на единицу ресурсов возрастает,достигает максимума, а затем снованачинает снижатьсяЭффектом масштаба называютрассматривающийся в долгосрочномпериоде эффект, связанный с изменениемстоимости единицы продукции от размеровпредприятия его масштаба. В долгосрочном периоде можноизменить использование всех производственныхресурсов. В этом случае изменяетсямасштаб производства. В долгосрочномпериоде, когда все ресурсы являютсяпеременными кривая долгосрочных издержекопределяется эффектом масштабапроизводства. Анализ долгосрочныхиздержек позволяет выявить оптимальныйразмер предприятия, то есть размерпроизводства, обеспечивающий минимальныеиздержки на единицу выпуска в даннойсфере производства. Как правило, для большинствапроизводственных процессов средниеиздержки быстро сокращаются при небольшихобъемах производства. Такс ростом выпуска средние издержкипродолжают сокращаться, но уже относительноболее медленными темпами. Принезначительных масштабах производствакривая долгосрочных издержек становитсяпрактически горизонтальной. Во многих производствах характеротдачи от масштаба изменяется придостижении определенных объемов выпуска.До определенных пределов рост производствасопровождается возрастающей отдачей,которая затем сменяется убывающей. Эффект масштаба проявляется вотдельных отраслях по-разному. Существуютотрасли, где средние издержки достигаютминимума при очень большом объемевыпуска продукции, достаточном дляудовлетворения рыночного спроса. Сточки зрения экономии издержек в нихцелесообразно существование однойкрупной фирмы. Это отрасли так называемойестественной монополии. К естественныммонополиям относятся, например,предприятия электро-, газо- и водоснабжениякрупного города. Деятельность естественныхмонополий регулируется государством. В некоторых отраслях кривые среднихдолгосрочных издержек вначале быстроснижаются, а затем достаточно долгоостаются на одном уровне —горизонтальные участки. На таких участкахотдача от роста масштабов производстваявляется постоянной, и могут существоватьи эффективно работать как мелкие, таки крупные фирмы. Примером могут служитьпредприятия по производству одежды,обуви, магазины.
2.2. Положительный эффект масштаба
Положительныйэффект от масштаба происходит, когдапри увеличении количества выпускаемойпродукции и уровня влияния на рынке,затраты на единицу продукции уменьшаются.Обычно связан с углублением разделениятрудаи может рассматриваться какпоследствиесинергии.Благодаря этому эффекту, очень выгоднымоказался переход от ручного труда кмануфактуреизатем кконвейерусодновременным увеличением производства.Также появляется возможность применениядорогостоящих технологий и производствапобочных продуктов изотходов.
Вмодели, когда издержки делятся напостоянные и переменные положительныйэффект от масштаба описывается уменьшениемвеличины постоянныхиздержекв единице продукции ссохранением того же количествапеременныхиздержекпри увеличении количествапроизводимой продукции:
(10)
гдес — себестоимость единицы продукции;TFC — общая величина постоянныхиздержек; Q — количество выпускаемойпродукции; VC — переменные издержкина единицу продукции.
Снижениесредних общих издержек при помощиувеличения производства до определённогоколичества Q2,называется положительной отдачей(эффктом) от масштаба (рис.9).
Рис.9.Положительная отдача (эффект) от масштаба
Положительныйэффект масштаба производства наблюдаетсяв том случае, когда средние издержкифирмы сокращаются по мере увеличенияобъема выпуска.
Положительныйэффект масштаба (какеще говорят, эффект массового производства,или экономия, обусловленная ростоммасштабов производства) объясняетнисходящую часть кривой долгосрочныхиздержек. Экономия, обусловленнаярасширением масштабов производства,вызвана тем, что:
• помере роста размеров предприятияувеличиваются возможности использованияпреимуществ специализации в производствеи управлении;
• наболее крупных предприятиях можетприменяться высокопроизводительное идорогостоящее оборудование;
• большевозможностей для диверсификациидеятельности, развития побочныхпроизводств, выпуска продукции на базеотходов основного производства.
Приположительном эффекте масштаба изоквантыприближаются все ближе друг к другу,если используемые факторы возрастаютпропорционально.
Подобнаядинамика издержек может быть объясненаотносительно большими возможностями,которые несет в себе крупныйбизнес.· Крупноемассовое производство позволяетиспользовать большую специализациюресурсов и разделение труда, что в своюочередь повышает производительностьвсех применяемых ресурсов.· Крупныепредприятия могут применять болеепередовую технологию и осуществлятьдорогостоящую автоматизацию производства,недопустимую мелким фирмам.· Атакже осуществлять специализациюуправления и максимально полноиспользовать труд высококвалифицированныхспециалистов, так что расходы науправленческие персонал растут болеемедленными темпами, чемпроизводства.· Эффектможет быть связан с технологическойспецификой отдельных видов производства(в том числе как следствие геометрическогозакона соответствия площади поверхностейи объемов или сочетаний).Устранениепроизводительности сборочного конвейераможет приобретать лишь одного, а не двухдополнительных контролеров. Увеличениедиаметра трубы нефтепровода увеличитобъем перекачиваемой нефти более чемв 2 раза и т.д.
Вслучае возрастающей экономии от масштаба,то есть положительный эффект масштаба,фирме необходимо наращивать объемпроизводства, так как это приводит котносительной экономии имеющихсяресурсов.
Еслидействует положительный эффект масштаба,то экономически выгоднее иметь однукрупную фирму, производящую (приотносительно низких издержках) продукцию,чем множество мелких фирм (с относительновысокими издержками). Такая крупнаяфирма может контролироватьустанавливаемую ей цену, и в связи сэтим может потребоваться вмешательствогосударства в вопросы регулированиятаких цен и деятельности компаний.Например, положительный эффект масштабав производстве электроэнергиипослужил причиной государственногорегулирования деятельности крупныхэнергетических компаний.
Объемвыпуска продукции может удвоиться приудвоении производственных факторов. Вданном случае производство осуществляетсяв условиях неизменного эффекта масштаба.При неизменном эффекте масштаба размердеятельности фирмы не влияет напродуктивность используемых факторов.Средняя и предельная производительностьфакторов производства фирмы остаетсянеизменной как для крупных, так и длямелких предприятий. При неизменномэффекте масштаба вместо одного завода,использующего определенную производственнуютехнологию, можно построить два завода,выпускающих вдвое больше продукции.
Эффектмасштаба играет важную роль для фирм вразличных отраслях производства вСША и во всем мире. При прочих равныхусловиях чем больше эффект масштаба,тем более крупные фирмы действуют в тойили иной отрасли промышленности. Обычнопроизводственные отрасли промышленностиимеют больший эффект масштаба, чемотрасли сферы услуг, так как производствутребуются существенные капиталовложенияв оборудование, чтобы фирмы моглидействовать самым эффективным образом.Отрасли сферы обслуживания являютсятрудоемкими и обычно обеспечиваютэффективную отдачу затрат как в крупных,так и в малых масштабах.
Такимобразом, положительный эффект масштабаозначает, что при этом выпуск продукцииболее чем удваивается, тогда каксокращающийся эффект масштаба означает,что выпуск продукции увеличиваетсяменее чем в 2 раза.
Отрицательный эффект масштаба
Со временем расширениефирмы может привестик отрицательным экономическимпоследствиям и, следовательно, кросту издержек производства единицыпродукции.
Отрицательныйэффект масштаба - снижениеэкономической эффективности приувеличении масштаба, объема деятельности,возникающее в условиях, когда долговременныесредние издержки возрастают приувеличении объема выпускаемой продукциисверх некоторого.Отрицательныйэффект масштаба предполагаетвозрастание средних издержек по мереувеличения объема выпуска.
Приотрицательном эффекте масштаба изоквантывсе больше удаляются друг от друга, таккак требуется все большее и большееколичество производственных факторов.
Отрицательныйэффект масштаба возникает в связи снарушением управляемости в чрезмернокрупной фирме:
· снижаетсяэффективность взаимодействия между ееотдельными подразделениями, фирмастановится «неповоротливой», теряетсягибкость;
· затрудняетсяконтроль за реализацией решений,принимаемых руководством фирмы;
· вотдельных подразделениях возникаютлокальные интересы, противоречащиеинтересам фирмы в целом;
· сростом размеров фирмы увеличиваютсяиздержки на передачу и обработкуинформации, необходимой для принятиярешений, и т. п.
Основнаяпричина возникновения отрицательного эффекта масштаба связанас определенными управленческимитрудностями, возникающими при попыткеэффективно контролировать икоординировать деятельность фирмы,превратившейся в крупномасштабногопроизводителя. На небольшом предприятииодин-единственный старший администраторможет лично принимать все важнейшиерешения, касающиеся функционированияпредприятия. Благодаря небольшимразмерам фирмы этот администраторхорошо представляет себе весьпроизводственный процесс и может поэтомубыстро войти в курс любого направлениядеятельности фирмы, легко "переварить"информацию, полученную от своихподчиненных, и выработать четкое иэффективное решение.
Однакоэта благополучная картина меняется помере роста размеров фирмы. Этажиуправления, разделяющие административныйаппарат и собственно процесспроизводства, становятся все болеемногочисленными; высшее руководствооказывается существенно отдаленоот действительного производственногопроцесса на предприятии. Для одногочеловека оказывается невозможнымсобрать, понять и переработать всюинформацию, необходимую для принятиярациональных решений в масштабахкрупного предприятия. Ответственностьприходится делегировать бесконечномуколичеству вице-президентов, вторыхвице-президентов и т. д. Это разрастаниеиерархического аппарата управлениявглубь и вширь создает проблемы обменаинформацией, координации решений ибюрократической волокиты, увеличиваетвероятность того, что решения, принимаемыеразличными звеньями управления, окажутсяпротиворечащими друг другу. Врезультате страдает эффективность ирастут средние издержки производства.Иначе говоря, увеличениеколичества всех ресурсов,скажем, на 10% приведет к менее чемпропорциональному росту объемапроизводства — скажем, на 5%.
Отрицательныйэффект масштаба может быть обусловлен:
Ограниченнымивозможностями эффективного управлениякрупномасштабным производством. Помере расширения предприятия процесспринятия решений все более и болееусложняется, усиливается бюрократизацияуправленческого персонала и, какрезультат, постепенно снижаетсяэффективность производства.
Нехваткойвысокопрофессиональных кадров как вобласти управления, так и непосредственнона производстве.
Расширениемгеографии производства и, как следствие,изменением внешней среды бизнеса.
Наличиемтехнологических барьеров на путичрезмерного увеличения размеровпредприятия.
Какправило, отрицательны эффект масштабасвязан с ограниченными возможностямиуправления крупным сельскохозяйственнымпроизводством. Рост масштаба производствасопровождается развитием внутри крупныхпредприятий бюрократических структури снижением в связи с этим эффективностиуправления.
2.4. Постоянный эффект масштаба производства
Постоянныйэффект масштаба производства – ситуация,когда рост объема производствапропорционален росту объемов использованнойпродукции (рис.10).
Постоянныйэффект предполагает неизменность отдачииспользуемых ресурсов. Это означает,что объем выпуска (Q)растет такими же темпами, как и совокупныезатраты (ТС)на ресурсы. В этих условиях средниеиздержки долгосрочного периода остаютсянеизменными, илиLATC0= LATC1.
Рис.10. Постоянный эффект масштаба производства
Нахождениеоптимального размера предприятия дляпроизводства той или иной продукциипозволяет фирме поддерживать этотоптимум достаточно долго, уже послетого, как иссякнут источники положительногоэффекта. Это происходит путем созданияв рамках единого технологическогопроцесса не одного, а несколькихпроизводственных единиц оптимальногоразмера. Так, если Q*=5тыс. ед.,то крупная компания может производить15 тыс. ед., построив три завода, и повышаяэффективность за счет централизациизакупок, сбыта, управления и т.д.
Припостоянном эффекте масштаба увеличениеобъема всех используемых ресурсов,скажем, на 10%, вызывает пропорциональныйприрост производства на те же 10%, т.е.средние общие издержки не меняются.
Необходимоуделять большое внимание различию междуувеличением производительности,являющейся следствием увеличенияиспользования только переменных факторовпроизводства и увеличением производительностиза счет увеличения масштаба производства.Увеличение доходности и снижениедоходности относятся к краткосрочнымизменениям вводимых ресурсов, т.е. кситуации, когда фирма имеет хотя бы одиннеизменный фактор производства. Эффекти отрицательный эффект масштаба относятсяк долгосрочным изменениям выпускапродукции, т.е. к изменениям выпускапродукции при отсутствии постоянныхфакторов производства.
Дляпростоты эффект масштаба иногдаопределяют как увеличение масштабапроизводства, приводящее к снижениюсредних затрат на производство однойединицы продукции.
Заключение
Производственнаяфункция – это технологическая зависимостьмежду количеством затрачиваемых ресурсов(факторов производства) и максимальнымиз всех возможных выпуском продукциина производстве. Через производственнуюфункцию математически выражаетсяуровень существующих технологий напроизводстве.
Изокванта– графическое изображение производственнойфункции. Она показывает все сочетанияфакторов производства, применениекоторых обеспечивает одинаковый объемвыпуска продукции и отражает конкретныематериальные процессы в ходе реальногоиспользования факторов производства.
Наборизоквант образует карту изоквант,которая показывает альтернативыпроизводственной функции. Используякарту изоквант, можно показать вариантыорганизации производства.
Эффектмасштаба производства – соотношениемежду относительным изменением объемавыпуска и относительным изменениемзатрат факторов производства.
Изменениефакторов в одной и той же пропорцииможет привести к различным результатам.Различают положительный, отрицательныйи постоянный эффект от роста масштабовпроизводства.
Положительныйэффект масштаба, или экономия за счетмасштабов производства – более быстроеувеличение выпуска продукции по сравнениюс темпами роста затрат. Основные факторы,которыми обусловлена данная закономерность,– экономия на специализации труда иуправленческого персонала, на маркетингеи на налаживании побочного производства.Экономией на масштабе могут воспользоватьсякомпании любого размера, увеличив объемсвоей операционной деятельности.
Отрицательныйэффект масштаба производства – этоболее быстрый рост затрат по сравнениюс вызванным этими затратами расширениемпроизводства. На практике для преодоленияили смягчения трудностей принятияуправленческих решений, составляющихсуть отрицательного эффекта масштаба,зачастую разрабатываются и применяютсякомпьютерные информационные икоммуникационные системы, т.е.организационная структура крупных фирмзачастую проектируется с преднамереннымрасчетом избежать негативного эффектамасштаба.
Постоянныйэффект масштаба производства – ситуация,когда рост объема производствапропорционален росту объемов использованнойпродукции.
Планируяразвитие, предприятие ориентируетсяна достижение минимальных среднихзатрат при каждом данном объёме выпуска.Оптимальная для короткого периодатехнико-экономическая политика невсегда является таковой с позициидлительного периода.
Формакривой долгосрочных средних издержек,зависящая от положительного иотрицательного эффектов масштаба, можетиметь определяющее значение для структурыи уровня конкурентности данной отрасли.Является ли отрасль "конкурентной"(состоящей из относительно большогоколичества мелких фирм) или"концентрированной" (подчиненнойгосподству нескольких крупныхпроизводителей), - в некоторых случаяхзависит от применяемой в отраслитехнологии и вытекающей отсюда формыкривой средних долгосрочных издержек.Однако, утверждая это, следует проявлятьопределенную осторожность, так какизвестно, что структура отрасли зависитне только от характерных для нее условийформирования уровня издержек. Пытаясьобъяснить структуру той или иной отрасли,необходимо также принимать во вниманиепоследствия государственной политики,географические границы рынка, компетенциюуправленческого персонала и множестводругих факторов