Закон убывающей предельной полезности




Домашнеехозяйство (ДХ) выступает как отдельноелицо, семья, малая группа людей.

Врыночных отношения ДХ участвует как продавец, покупатель, производитель,потребитель экономических благ, поставщикрабочей силы, собственник, вкладчикденежных средств, получательпотребительского кредита.

Действиядомашнего хозяйства на рынке товарови услуг складывается под воздействиемпотребительского поведения.

Потребительское поведение – это процесс формированияспроса покупателей, осуществляющихвыбор товаров следующим образом:

 

разумноеповедение предполагает, что потребительраспоряжается так своим доходом, чтобыполучить как можно больше выгоды

 

вкусыи предпочтения

 

бюджетное ограничение – денежный доход ограничени поэтому быть распределен междупокупкой различных товаров и услугпри их соответствующих ценах.

Потребительскоеповедение и предпочтенияпоказывают,как вкусы и доходы потребителей, нарядус ценами, определяют их спрос на всетовары и услуги. Согласно моделипотребительского поведения, каждыйиндивид так выбирает объемы спросатоваров и услуг, чтобы максимизироватьсвою полезность при заданных ограничениях,обусловленных имеющимся в его распоряжениидоходом. Для этого потребители постоянносравнивают полезность тех благ, которыеим необходимы и доступны.

Полезность— это удовлетворение, которое благо(товар) приносит потребителю. Определяядля себя степень полезности того илииного блага, потребитель оцениваетразмер той пользы, которую принесет емупотребление этого блага. Для этогокаждый потребитель интуитивно илисознательно выстраивает для себя шкалу,по которой он оценивает размер пользыдля себя от различных благ.

Оценкаполезностизависит от субъективныхи объективных обстоятельств. На уровнеиндивидуума она — всегда субъективна.Во-первых, оценка полезности одного итого же блага у разных индивидуумовбудет отличаться. Во-вторых. даже уодного индивидуума оценка полезностиодного и того же блага зависит отобстоятельств его потребления. Так,если очень хочется пить, то стакан водыимеет больше полезности, чем в обычномслучае. По мере увеличения потребленияблага его полезность уменьшается.

Различаютдва вида полезности:

 

общаяполезность(TU–totalutility) – это совокупное(общее) удовлетворение, полученное врезультате потребления некоторогоколичества товара за определенноевремя.

 

предельнаяполезность(МU–marginalutility)– полезность, которую извлекаетпотребитель из каждой дополнительнойединицы блага.

Предельнуюполезность можно определить по следующейформуле:

(8)

Припотреблении каждой дополнительнойединицы блага предельная полезностьее сокращается. Это закономерностьносит названия закона убывающейпредельной полезности. Закон убывающейпредельной полезности, гласит, чтокаждая последующая (предельная) порцияблага будет менее полезна с точки зренияиндивидуума.Общая полезностьобычно увеличивается по мере потреблениявсе большего количества благ, но, какправило, со все меньшей скоростью(рисунок 17). Если дальнейшее потреблениеблага приносит вред (предельная полезностьотрицательна), го общая полезностьснижается.

Законубывающей предельной полезности лежитв основе определения спроса и объясняет,почему кривая спроса является нисходящей.Чем большим запасом блага обладаетпотребитель, тем меньшую ценность длянего имеет каждая следующая дополнительнаяего единица. Если каждая последующаяединица блага обладает все меньшей именьшей предельной полезностью, топотребитель станет покупать дополнительныеединицы блага лишь при условии паденияих цены.

 

Рисунок 17 – Графики общей (совокупной) ипредельной полезности

Втеории полезности существуют дванаправления: кардиналистическое иординалистическое.

 

Кардиналистскаятеория потребительского поведениязности трудно реализовать на практике.

Вопрос 12

Ординалистская,или порядковая, теория потребительского поведения исходит из того, чтопотребитель не может численно измеритьколичество получаемой от потребленияблага полезности, но может сравниватьи ранжировать наборы благ с позиции ихпредпочтительности. Принимая этоттезис, необходимо принять ряд положений,характеризующих отношения предпочтенияи безразличия потребителя. Современнаяэкономическая модель потребительскоговыбора базируется на несколькихпринципах:

 

Ненасыщенность.Потребности в благах не имеют насыщения.Люди всегда предпочитают большееколичество данного блага меньшему.Более высокую оценку потребителя иего предпочтения получит тот набор, вкоторый входит большее количествоблаг. Под это положение не подходятнекоторые продукты, которые люди менеевсего предпочитают или даже избегают— антиблага (загрязнение окружающейсреды, шум, сигаретный дым и пр.).Потребление антиблаг снижаетблагосостояние индивида.

 

Сравнимостьпредпочтений. Принимая решение оприобретении блага или отказываясьот его покупки, потребитель в обоихслучаях должен предварительносформировать свое отношение крассматриваемому благу. Теорияпотребительского поведения предполагает,что потребитель может ранжироватьальтернативные блага и может указать,какое из сравниваемых благ лучше, илиотметить их равноценность. Инымисловами, потребитель может указать,что благо X лучше блага Y, или благо Yлучше X, или оба блага равноценны.

 

Транзитивностьпредпочтений. Принимая решение опокупке, потребитель должен последовательнопереносить свои предпочтения с однихблаг на другие. Если человек предпочитаетблаго X благу Y, а последнее благу Z, тоон должен предпочитать благо X благуZ Действительно, если благо X приноситпотребителю большее удовлетворение,чем благо Y, а благо Y приносит большееудовлетворение, чем благо Z, то благоX приносит больше пользы, чем благо Z.Если же индивид полагает, что полезностьблага равна полезности блага Y, аполезность Y равна полезности благаZ, то он не должен видеть разницы междупотреблением X и Z.

Каждыйпотребитель желает приобрести различныеблага, и в реально потребляемых наборахчисло видов благ достаточно велико.Однако для изучения закономерностейпроцессов потребления можно ограничитьсявсего двумя благами.

Ординалистическаятеория потребительского поведенияопирается на построение кривыхбезразличия, характеризующих системупредпочтения потребителя и кривыхбюджетного ограничения, характеризующихвозможности потребителя.

Кривыебезразличия и их свойства

Предположим,что потребитель имеет набор благ,состоящий из X и Y. Все соотношенияколичеств этих благ для него равноценны,потребителю безразлично, какой наборвыбрать. Следовательно, эти товарыпринадлежат к набору безразличия. Наборбезразличия–набор вариантов потребительскоговыбора, каждый из которых обладаетодинаковой полезностью и поэтому неимеет предпочтения перед другими.

Криваябезразличия является графическимотображением набора безразличия.Кривая безразличия–совокупностьнаборов благ, обеспечивающих потребителюравный объем удовлетворения потребностей,т. е. приносящих ему одинаковую полезность.Взяв другие возможные сочетания благ,соответствующие различным величинамсовокупной полезности, можно составитькарту безразличия. Картабезразличия –совокупность кривых безразличия,соответствующих различным уровнямполезности для одного потребителя иодной пары благ (рисунок). Вкусы ипредпочтения потребителя представляютсякартой кривых безразличия. Каждаяследующая кривая безразличия, проходящаядальше от начала координат, предполагаетотносительно большую величину полезности.

 

 

Рисунок 18 – Графики кривых безразличия

 

Рассмотримнекоторые свойства кривых безразличия:

 

кривыебезразличия имеют отрицательный наклон.Между количествами благ X и Y существуетобратная связь. При уменьшении потребленияодного блага, для компенсации потерьи сохранения прежнего уровня полезности,потребитель должен увеличить потреблениедругого блага. Любая кривая, выражающаяобратную связь переменных, имеетотрицательный наклон;

 

кривыебезразличия выпуклы по отношению кначалу координат.Выше отмечалось, что при увеличениипотребления одного блага потребительдолжен уменьшить потребление другогоблага. Выпуклость кривой безразличияпо отношению к началу координат являетсяследствием падения предельной нормызамещения. Пологий спуск кривойбезразличия вниз или подъем наверхсвидетельствует об убывании темповзамещения одного блага другим по мереуменьшения доли данного блага впотребительской корзине;

 

кривыебезразличия не пересекаются.Один и тот же потребитель не можетхарактеризовать один и тот же наборблаг различными уровнями полезности.Следовательно, две кривые безразличия,представляющие различные уровниполезности, не могут пересечься;

 

возможностьпостроить кривую безразличия, проходящуючерез любой набор благ.Кривую безразличия можно построитьдля любой пары благ, приносящихопределенный уровень полезности. Именнопо этому принципу строится картабезразличия, дающая полную информациюо системе предпочтений у потребителя.

 

Любаякривая безразличия представляетодинаковую совокупную полезностьразличных благ для потребителя. Криваябезразличия (U) состоит из точек,символизирующих наборы товаров Х и Y.Совокупные полезности всех наборов,представленные точками на этой кривойодинаковы, т. е. потребителю безразлично,какую именно комбинацию товаров Х и Yон приобретет. Переходя от точки А кточке В, потребитель сокращает потреблениеблага Y на ΔY и наращивает потреблениетовара X на ΔХ,но общий уровень удовлетворенияпотребителя (совокупная полезность)остается неизменным (рисунок 19).

Зоназамещения (субституции) – участок кривойбезразличия, на котором возможнаэффективная замена одного блага другим.

 

 

Рисунок 19 – Замещение товара YтоваромX

Предельнаянорма замещения— количество одногоблага, от которого потребитель готовотказаться, чтобы получить дополнительнуюединицу другого блага. Предельная нормазамещения рассчитывается следующимобразом:

(10)

 

гдеMRS — предельная норма замещения;

Qx– количество товара X;

QY– количество товараY.

 

Предельнаянорма замещения всегда отрицательнаявеличина, так как прирост потребленияодного блага происходит за счет сокращенияпотребления другого. Предельная нормазамещения уменьшается при движениивдоль кривой безразличия — получая всвое распоряжение все большее количестводанного блага и наращивая его потребление,покупатель в обмен готов отказаться отвсе меньшего количества другого блага,которое становится все более дефицитным.У потребителя, желающего остаться натой же кривой безразличия, приростполезности от наращивания потребленияблага X должен быть равен потере полезностиот сокращения потребления товара Y.Таким образом, предельная норма замещенияблага X благом Y может рассматриватьсякак отношение предельной полезностиблага Xк предельной полезности блага Y: (11)

 

Бюджетнаялиния и ее свойства

Вто время как кривые безразличия описываютсистему предпочтений потребителя,бюджетная линия характеризует множестводоступных потребителю вариантов.

Бюджетноеограничение показывает,какие потребительские наборы доступныпотребителю при данных ценах и доходе.Бюджетное ограничение обычно описываетсяуравнением:

(12)

 

гдеРх иРY– цена товара Х и Y;

Qx иQY –количества товаров X и Y;

I–располагаемый доход потребителя.

 

Этоусловие означает, что сумма затрат навсе блага не превышает дохода потребителя.Бюджетное пространствопредставляет собой всюдоступную потребителю область выбора.На рисунке 20 это заштрихованныйтреугольник, ограниченный бюджетнойлинией и осями координат. Линия бюджетногоограничения в самом простом случаеописывается уравнением:

(13)

 

Рисунок 20 – Линия бюджетного ограничения

Бюджетнаялиния показываетразличные комбинации двух продуктов,которые могут быть приобретены прификсированной величине денежного доходаи ценах. Бюджетная линия пересекает осикоординат в точках X1 =I/PXи Y1 = I/PYпоказывающихмаксимально возможные количества благX и Y, которые может приобрести потребительна данный доход при данных ценах.

Рассмотримнекоторые свойства бюджетной линии:

 

Бюджетнаялиния имеет отрицательный наклон.Поскольку наборы благ, находящиеся набюджетной линии, имеют равную стоимость,то увеличение покупок одного благавозможно только при сокращении покупокдругого блага. Любая кривая, выражающаяобратную связь переменных, имеетотрицательный наклон.

 

Расположениебюджетной линии зависит от величиныденежного дохода.Увеличение денежногодохода потребителя при неизменныхценах приводит к параллельномуперемещению бюджетной линии вправо(рисунок 21а). Уменьшение денежногодохода потребителя при неизменныхценах приводит к параллельномуперемещению бюджетной линии влево(рисунок 21б). Изменение дохода потребителяне меняет угла наклона бюджетной линии,но меняет координаты точек пересечениябюджетной линии с осями координат.

Рисунок 21 – Сдвиг бюджетной линии при изменениидохода потребителя и неизменных ценахна товары

 

 

Коэффициентнаклона бюджетной линии равен соотношениюцен благ, взятому с противоположнымзнаком.Коэффициентнаклона бюджетной линии представляетсобой отношение цены блага, отсчитываемогопо горизонтали, к цене блага, отсчитываемогопо вертикали, т. е. крутизна наклонаравна (- PX/ PY).Знак "-" указывает на отрицательныйнаклон бюджетной линии, поскольку ценына товар Х и Y являются положительнымивели­чинами. Иными словами, потребительдолжен воздержаться от приобретениякакого-то количества товара X, чтобыиметь для покупки единицы товара Y.

 

Изменениецен продуктов приводит к изменениюугла наклона бюджетной линии.Изменение цены одного блага приводитк изменению угла наклона бюджетнойлинии и изменению одной из точекпересечения бюджетной линии с осямикоординат. Изменение цены товара X ивоздействие этого изменения на положениебюджетной линии показано на рисунке22а. Изменение цены товара Y и воздействиеэтого изменения на положение бюджетнойлинии показано на рисунке 22б. Изменениецен обоих продуктов эквивалентноизменению реального дохода потребителяи перемешает бюджетную линию вправоили влево.

Рисунок 22 – Сдвиг бюджетной линии при изменениицен на рынке и неизмененном доходепотребителя

 

Графическаяинтерпретация потребительскогоравновесия

Бюджетнаялиния несет объективную информацию овели­чине дохода потребителя и ценахна товары. Она показывает все доступныепотребителю комбинации благ Х и Y Кривыебезраз­личия несут субъективнуюинформацию о предпочтениях потре­бителяи строятся на основе наборов безразличия.Совмещая бюджетную линию и картубезразличия, можно найти оптимумпотребителя.

Точкаоптимума потребителя не может лежатьниже бюджет­ной линии, так как этоозначало бы, что часть дохода потребите­ляосталась неизрасходованной. Этопротиворечит допущениям ординалистскойтеории потребительского поведения, вчастно­сти первому постулату оненасыщаемости, который утверждает,что люди всегда предпочитают большееколичество данного блага меньшему.Следовательно, точка Е, лежащая на кривойбезразличия U1 неможет быть точкой оптимума потребителя(рисунок 23).

Рисунок 23 – Графическая интерпретацияпотребительского равновесия

 

Рассмотримварианты, указанные точками А, В и С,лежащи­ми на бюджетной линии. Приобретаянаборы, соответ­ствующие этим точкам,потребитель расходует весь свой бюджет.Однако точки А и С, лежащие на кривойбезразличия U2,не яв­ляются точками оптимальногопотребительского выбора, так как,перемещаясь по бюджетной линии вниз отточки А и вверх от точки С, можно перейтина кривую безразличия U3,которая обеспечивает более высокийуровень полезности. Точки А и С показываютдоступные данному потребителю комбинацииблаг X и Y, соответствующие меньшимсовокупным полезностям, о чемсвидетельствует факт их расположенияна более низких кри­вых безразличия.Комбинация благ, максимизирующаяполез­ность, будет соответствоватьточке, лежащей на наивысшей из доступныхпотребителю кривых безразличия. Точкойпотреби­тельского оптимума являетсяточка B, так как она расположена нанаиболее высоко лежащей из доступныхпотребителю кривых безразличия — U3.Иными словам и, набор благ, соответствующийэтой точке, приносит потребителю наиболеевысокую полезность.

Равновесноеположение потребителя достигается вточке В, в которой бюджетная линиякасается кривой безразличия. В точкепотребительского оптимума совпадаютуглы наклона бюджетной линии (PX / PY)и кривой безразличия (MRS). Предельнаянорма замещения MRS показывает, в какомсоотношении потребитель желает обмениватьблага X и У. Соотношение PX / PYдемонстрирует, в какой пропорциипотребитель действительно можетобменивать эти блага, т. е. от приобретениякакого-то количества товара X следуетему воздержаться, чтобы получитьсредства, необходимые для покупкиединицы товара Y. Интерпретация предельнойнормы замещения как соотношенияпредельных полезностей позволяетвыразить условие равновесия потребителяв следующего уравнения: (14)

Изуравнения видно, что потребительмаксимизирует свою по­лезность, еслипокупает товары Х и Y таким образом, чтоих предельные полезности в расчете наденежную единицу равны. Таким образом,в точке В достигается наилучшая, илиоптимальная, из доступных потребителюкомбинация продуктов Х и Y.

ТочкаD, расположенная на наиболее высокойкривой безразличия U4 исоответствующая большей сумме полезности,чем точка В, не будет являться точкойоптимума, так как находится выше бюджетнойлинии и недоступна для данного потребителя.

Вопрос 13



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: