Природные (естественные), в состав которых входят пахотные и другие земли, лес, вода, минеральное сырье, воздушный бассейн и т.д. Среди них различают «неисчерпаемые» и «исчерпаемые», а также «возобновляемые» и «невозобновляемые».
Материальные (инвестиционные) − созданные человеком средства производства.
Человеческие ресурсы, в том числе трудовые и предпринимательский слой.
Финансовые − денежные средства, которыми располагает общество для решения стоящих перед ним задач.
В экономической науке выделяют четыре основных фактора производства.
Земля как включенные в производственный процесс естественные ресурсы.
Капитал − как используемые материальные и финансовые ресурсы.
Труд или рабочая сила, занятая в процессе производства.
Предпринимательская способность.
Совокупность ресурсов при их полном и эффективном использовании на основе данной технологии определяет производственные возможности страны и их границы. Возможный и желательный выпуск продукции характеризует кривая производственных возможностей.
Таким образом, рост потребностей при ограниченности ресурсов, возможность их альтернативного использования ставят проблему экономического выбора, поиска наилучшего сочетания факторов производства, определения приоритетов, т.е. очередности удовлетворения имеющихся потребностей.
Вопрос №4
Понятие спроса. Закон спроса. Кривая спроса.
Спрос - рыночное выражение потребности, представляющее собой желание и способность людей приобретать экономические блага.
Закон спроса отражает обратную зависимость м.ценой и количеством спрашиваемого блага, т.е. при увеличении рыночной цены товара происходит сокращение количества покупателей, желающих и способных приобретать данный товар по новой цене.
|
Кривая спроса - кривая, показывающая зависимость спроса на товар от его цены.
показана кривая спроса, в которой по горизонтальной оси отложены величины спроса на яблоки, а по вертикальной - цена на них. Из рис. видно: чем выше цена яблок, тем на меньшее их количество предъявляется спрос. Эта зависимость называется законом отрицательного наклона кривой спроса.
Вопрос №5
Предложение. Кривая предложения. Неценовые факторы, влияющие на предложение. Понятия “изменение предложения” и “изменение объема предложения”.
Товаропроизводители исходят из потребностей людей и производят товары и услуги, продаваемые на рынке. Следовательно, совокупность товаропроизводителей обеспечивает людям удовлетворение их платежеспособного спроса, т. е. формирует предложение. Предложение — желание и способность производителей (продавцов) предоставлять товары для продажи на рынке по каждой возможной цене в каждый данный момент времени. Способность предоставлять товары связана с использованием ограниченных ресурсов, поэтому эта способность не столь велика, чтобы удовлетворить все потребности всех людей, ведь совокупные потребности, как известно, безграничны. Факторы влияющие на предложение:1. Наличие товаров заменителей.2. Наличие товаров-комплементов(дополняющих).3. Уровень технологий.4. Объём и доступность ресурсов.5. Налоги и дотации.6. Природные условия7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)8. Размеры рынка.
|
Объем предложения зависит от объема производства, но две эти величины не всегда совпадают. Величина предложения не тождественна объему произведенной продукции, поскольку обычно часть произведенной продукции потребляется в рамках предприятия (внутреннее потребление) и на рынок не предоставляется. С другой стороны, существуют различные потери при транспортировке и хранении товаров (например, естественная убыль).
На количество товара, которое фирма желает произвести, оказывают воздействие многие факторы, основные из которых следующие: цена самого
товара; цена ресурсов, используемых в производстве данного блага; уровень технологий; цели фирмы; величины налогов и субсидий; ожидания производителей. Таким образом, предложение — функция многих переменных, но нас, прежде всего, интересует характер зависимости между величиной предложения и ценой товара при неизменности остальных факторов, способных оказать воздействие на предложение.
Между ценой и количеством предлагаемого товара существует положительная (прямая) зависимость: при прочих равных условиях с повышением цены возрастает и величина предложения, и наоборот, снижение цены сопровождается при прочих равных условиях сокращением объема предложения. Эта специфическая связь называется законом предложения.
Действие закона предложения можно проиллюстрировать при помощи графика предложения.
Кривая предложения — графическое выражение зависимости между ценой товара и количеством этого товара, которое производители хотят предложить на рынке. Кривая предложения имеет восходящий характер, что обусловлено действием закона предложения.
|
Так же, как и в случае со спросом, различают индивидуальное и рыночное предложение.Индивидуальное предложение — предложение отдельного производителя. Рыночное предложение— совокупность индивидуальных предложений данного товара. Рыночное предложение находится чисто арифметически, как сумма предложений данного товара разными производителями по каждой возможной цене. График рыночного предложения определяется путем горизонтального суммирования графиков индивидуального предложения.
Неценовые факторы предложения.
Кривая предложения строится исходя из предположения, что все факторы, кроме рыночной цены, остаются неизменными. Выше уже было указанно, что кроме цены на объем предложения влияют многие другие факторы. Они получили название неценовых. Под воздействием изменения какого-то из них величины предложения меняются при каждой цене. В этом случае говорят, что происходит изменение предложения. Это проявляется в смешении кривой предложения вправо или влево.
Когда предложение расширяется, то кривая S0 смещается вправо и занимает положение S1, в случае сужения предложения кривая предложения сместится влево до положения S2.
Среди основных факторов, способных изменить предложение и сместить кривую S вправо или влево, можно выделить следующие (эти факторы называются неценовыми детерминантами предложения):
1. Цены ресурсов, используемых в производстве товара. Чем больше должен платить предприниматель за труд, землю, сырье, энергоносители и т. п., тем ниже его прибыль и тем меньше его желание предлагать на продажу данный товар. Значит, при увеличении цен на применяемые факторы производства предложение товара снижается, а уменьшение цен на ресурсы, наоборот, стимулирует повышение количества предлагаемого товара при каждой цене, и предложение возрастает.
2. Уровень технологии. Любое технологическое усовершенствование, как правило, приводит к сокращению затрат на ресурсы (снижению издержек производства) и поэтому сопровождается расширением предложения товара.
3. Цели фирмы. Основная цель любой фирмы — максимизация прибыли. Однако зачастую фирмы могут преследовать иные цели, что сказывается на предложении. Например, стремление фирмы производить товар без загрязнения окружающей среды может привести к снижению количества предлагаемого товара при каждой возможной цене.
4. Налоги и субсидии. Налоги влияют на расходы предпринимателей. Рост налогов означает для фирмы рост затрат на производство продукции, а это, как правило, вызывает сокращение предложения; снижение налогового бремени имеет обычно обратный эффект.
Субсидии ведут к снижению издержек производства, поэтому увеличение субсидий бизнесу, безусловно, стимулирует расширение производства, и кривая предложения смещается вправо. 5. Цены на иные товары также могут влиять на предложение данного блага. Например, резкое повышение цен на нефть может привести к увеличению предложения угля.
6. Ожидания производителей. Так, ожидания производителями возможного повышения цен (инфляционные ожидания) оказывают неоднозначное
воздействие на предложение товаров. Предложение тесно связанно с инвестициями, а последние чутко и, главное, труднопредсказуемо реагируют на конъюнктуру рынка. Однако в зрелой рыночной экономике ожидаемый рост цен на многие товары вызывает оживление предложения. Инфляция в условиях кризиса обычно вызывает снижение производства и сокращение предложения.
7. Количество производителей (степень монополизации рынка). Чем больше фирм выпускает данный товар, тем выше предложение этого товара на рынке. И наоборот.
Так же, как и в случае воздействия на спрос ценовых и неценовых факторов, разделяют изменение предложения и изменение величины предложения:
• изменение неценовых факторов приводит к смещению самого графика предложения вправо или влево, поскольку в этом случае производители при каждой цене предлагают рынку иное (большее или меньшее) количество данного товара. Подобные перемены в предложении могут произойти только в случае изменений неценовых детерминант предложения. Здесь мы говорим об изменении предложения;
• всякий раз, когда в результате каких-то перемен в рыночной ситуации меняется величина предложения, а все факторы, влияющие на него, кроме цены товара X, остаются неизменными, кривая предложения на товар остается на прежнем месте, происходит перемещение вдоль кривой предложения. В подобных случаях при прочих равных условиях изменяется количество товара X, предлагаемое производителями к продаже. Здесь мы говорим об изменении величины предложения.
Понятия “изменение предложения” и “изменение объема предложения”. Здесь очень важно снова обратить внимание на различие между "изменением в предложении" и "изменением объема предложения". Изменение объема предложения означает передвижение по кривой предложения с одной точки на другую вследствие изменения цен на данный товар. Изменение в предложении выражается смещением всей кривой предложения вправо или влево при изменении одного или нескольких неценовых факторов. К неценовым факторам, воздействующим на изменение предложения, относят следующие факторы. 1. Плата за производственные ресурсы. Изменение платы за производственные ресурсы оказывает влияние на издержки производства, а следовательно, и на объем выпускаемой продукции.
Вопрос №6
Рыночное равновесие — это такая ситуация на рынке, когда спрос и предложение равны между собой.
Но всегда возникает ситуация, когда при изменении различных факторов, между спросом и предложением возникает дисбаланс и рыночное равновесие теряется. Ранние экономисты, представители классической школы, рассматривали рыночное равновесие как ситуацию, способную самостоятельно придти к точке равенства. Они считали, что рынок имеет способность к саморегуляции и приходит к равновесию самостоятельно без каких-либо внешних вмешательств.
В экономической теории существуют два подхода к рассмотрению рыночного равновесия.
1 подход. По Вальрасу. Швейцарский экономист Леон Вальрас рассматривал рыночное равновесие исходя из их количественной оценки. Рассмотрим данный подход на графике.
В точке E показано первоначально сложившееся на рынке равновесие, которому соответствуют QE количество товара по цене PE. Именно в
точке E кривые спроса и предложения пересекаются, что говорит о том, что при таком объеме и цене товара спрос и предложение равны. Но при увеличении цены товара до уровня P1 количество спроса сократиться до уровня Q1D, а объем предложения товара наоборот увеличится до уровня Q1S. Возникнет излишек производителя, в результате которого продавцы пытаясь избавиться от лишнего товара начнут снижать цены на него. В итоге спрос на дешевый товар начнет расти. Данный цикл будет продолжаться до того, пока на рынке не восстановится равновесие.
При снижении цены товара до уровня P2 спрос на него возрастет до уровня Q2D и будет превышать предложение, которое сократится до уровня Q2S. Возникнет излишек потребителя в результате чего на рынке сложится дефицит на товар. Но излишний ажиотаж на дешевый товар будет оказывать давление на цену, которая рано или поздо станет повышаться. А при повышении цены производители в свою очередь начнут увеличивать предложение товара до тех пор, пока рынок не будет насыщен.
Условие установления рыночного равновесия по Вальрасу можно представить в виде равенства:
QD(P)=QS(P).
Данное равенство показывает, что по Вальрасу величины спроса и предложения являются функцией цены.
2 подход. По Маршаллу.
Английский экономист и один главных представителей неоклассической школы Альфред Маршалл считал, что цена является единственным фактором, устанавливающим рыночное равновесие.
Установление рыночного равновесия по
Маршаллу
На данном графике также показана равновесная точка E при которой спроса и предложения равны. Но в случае, если цена спроса P1D будет превышать цену предложения P1S, производители тут же отреагируют на это увеличением предложения с уровня Q1 до уровня QE и цена установится на уровне PE. В случае же, если цена спроса P2D будет ниже цены предложения P2S, то продавцы будут уменьшать количество предложения, а покупатели сократят свой спрос, в результате чего востановится равновесная цена.
Условие установления рыночного равновесия по Маршаллу можно представить в виде равенства:
PD(Q)=PS(Q).
Таким образом, данное равенство показывает, что по Маршаллу цена является функцией объемов спроса и предложения.
Вопрос №7
Вопрос №8
Макроэкономика – это часть экономической теории, изучающей национальное хозяйство, экономику страны в целом и взаимодействие образующих её крупных агрегатов.
Основные проблемы макроэкономики:
1) Измерение национального объема производства;
2) Достижение макроэкономического равновесия;
3) Экономический рост, его механизм и факторы;
4) Макроэкономическая нестабильность (цикличность развития экономики, безработица и инфляция);
5) Роль государства в экономике и методы его воздействия на экономическое развитие.
Национальная экономика – совокупность экономических субъектов и связей между ними, характеризующаяся хозяйственной целостностью, общностью в определенных временных и пространственных рамках.
Вопрос №9
Вопрос №10
Определение ВВП:
Валовой внутренний продукт (англ. Gross Domestic Product), общепринятое сокращение — ВВП (англ. GDP) — рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства.
Методы:
1. Метод конечного использования или расчёт внутреннего валового продукта по расходам:
Получаем ВВП формулу расчёта по расходам, которая определяет ВВП методом конечного использования:
ВВП = C + I + G + XnВ формуле по расходам: С –траты потребителей, I – инвестиции, G – гос. затраты и X – показатель чистого экспорта (от общей стоимости вывозимых отнимаем сумму ввозимых).
2. Производственный метод или нахождение суммы всех добавленных стоимостей
Получаем следующую формулу расчёта ВВП:
ВВП = ДС +НПИ – С, где: ДС –добавленная стоимость, НПИ – налог на производство и импорт, а С – субсидии на импорт и изготовление.
3. Метод учёта ВВП по доходам или распределительный метод
Получаем следующую формулу для расчета ВВП:
ВВП = ЗП +Р + Пр +ВД +КС+А – ЧФД (из-за рубежа), в которой: ЗП – это средства, затраченные на выплаты сотрудникам, Р – это стоимость аренды, Пр – выручка от процентов по банковским вкладам, КС – косвенные налоги, А – амортизация и ЧФД – зарубежный чистый факторный доход.
Определение ВНП:
В экономической теории принято говорить о Валовом национальном продукте (ВНП), как об общей рыночной стоимости всех произведенных товаров и услуг резидентами и просто жителями за определенный промежуток времени (за год).
Методы:
ВНП можно рассматривать с трех позиций. Самое простое - это собрать все произведенные товары и услуги в денежном эквиваленте и подсчитать, сколько каждый житель государства потратил на них. Конечно же, данные будут браться из деклараций, которые подадут зарегистрированные предприятия. Формула расчета ВНП называется распределительная. Второй способ - считать не доходы, а затраты на добавленную стоимость продукции. В процессе изготовления товаров и услуг, каждая фирма несет затраты: на зарплату, амортизацию, оборудование. Если складывать эти суммы, то оценим уровень экономики. Но сырье в учет не берется, поскольку оно является
конечным продуктом для других фирм, специализирующихся на их выпуске. И третий метод - это считать исключительно издержки на сырье. Формула расчета ВНП называется распределительной.
Формула расчёт ВНП по расходам:
Она выглядит так: ВНП = ЛС + ВИ + ГЗ + Эч Здесь: ЛС = личные расходы потребителей. ВИ - суммарные инвестиции внутри страны. ГЗ - расходы государства на приобретенные товары и услуги. Эч - чистый экспорт.
Формула расчёт ВНП по доходам:
Она выглядит так: ВНП = ЗП + Р + % + Пр + АО + НБ Здесь: ЗП - заработная плата. Р - рента. % - процент. Пр - прибыль. АО - амортизация. НБ - косвенные налоги на бизнес.
Вопрос №11
Макроэкономические показатели, схема взаимосвязи макроэкономических понятий.
Макроэкономические показатели – это сводные показатели объёмов потребления, производства, расходов, доходов, благосостояния населения, экспорта, импорта, экономического роста и т.д.
Основные макроэкономические показатели:
1. Валовый национальный продукт (ВНП)
2. Чистый национальный продукт (ЧНП).
3. Валовый внутренний продукт (ВВП). 4. Уровень безработицы и инфляции.
5. Состояние государственного бюджета.
6. Темпы экономического роста.
Самыми «показательными» из них являются первые три.
1.Валовый национальный продукт (ВНП).
ВНП – макроэкономический показатель системы национальных счётов, который отражает совокупную стоимость всех товаров и услуг, созданных резидентами страны, независимо от их географического местоположения.
Валовый национальный продукт является главным показателем экономической активности и хозяйственной деятельности в государстве. Расчёт ВНП всегда идёт в деньгах. Учёт ВНП в статистической деятельности сейчас встречается не так часто, как раньше, кроме того некоторые экономисты считают этот показатель устаревшим. Основные недостатки ВНП:
* не учитывает нерыночное производство;
* не учитывает продукцию нелегальной экономики;
* не отражает распределение национального дохода между различными слоями населения;
* не отражает внеэкономические факторы (например, экологический фактор).
2.Чистый национальный продукт (ЧНП).
ЧНП – это общий объём всей продукции страны, произведенной и потребленной во всех секторах национального хозяйства. Формула расчёта чистого национального продукта математически проста:
ЧНП = ВНП – А
А – это амортизация, то есть издержки на замену или коррекцию физически, или морально износившихся основных средств и нематериальных активов.
Так же легко из ЧНП можно вычислить значение национального дохода:
НД = ЧНП – КН КН – это косвенные налоги (акцизы, НДС и т.д.).
3.Валовый внутренний продукт (ВВП).
ВВП – это общая стоимость конечной продукции, произведенной на территории страны, независимо от того, является ли производитель резидентом или иностранцем. То есть, если ВНП России учитывает то, что произвели граждане России внутри страны и зарубежом, то ВВП учитывает
то, что было произведено в России и ее гражданами, и иностранцами. Расчёт ВВП как сумма стоимости конечной продукции может происходить тремя методами расчёта ВВП:
* по доходам (от всех проданных товаров и услуг);
* по расходам (на приобретение ресурсов и реализацию товаров и услуг);
* по добавленной стоимости (производственный метод).
Схема взаимосвязи макроэкономических показателей.
ВНП - А = ЧНП - КН = НД - ПН - ВВ + ТП = ЛД - ПодН = РД
ВНП—валовой национальный продукт; А — амортизация;
ЧНП—чистый национальный продукт;
КН—косвенный налог;
НД—национальный доход;
ПН—прямые налоги;
ВВ — внебюджетные взносы;
ТП — трансфертные платежи;
ЛД — личный доход;
ПодН — подоходный налог;
РД —располагаемый доход {потребности + сбережения).
Вопрос №12
Взаимосвязь важнейших макроэкономических показателей.
Валовой национальный продукт – амортизация = чистый национальный продукт – косвенные налоги = национальный доход – взносы на социальное страхование – налоги на доходы корпорации – нераспределенная прибыль корпорации + трансфертные платежи = личный доход – подоходный налог = располагаемый доход – потребление = сбережение.