Борьба с незаконным оборотом археологических находок




 

Очевидно, что описанные тенденции в настоящий момент принимают угрожающие масштабы, следовательно, необходимо предпринимать экстренные меры для недопущения утраты археологического наследия страны. В последние годы активно обсуждаются вопросы усовершенствования мер административной и уголовной ответственности за проведение несанкционированных раскопок и присвоение обнаруженных предметов.

К сожалению, становится вполне очевидным, что борьба с незаконным оборотом подобных объектов исключительно карательными методами обречена на неудачу. Прибыли от занятия указанной деятельностью весьма велики, следовательно, данный бизнес будет существовать как теневой. Представляется, что необходимо создать такую систему правового регулирования рассматриваемых нами отношений, при которой нелегальное приобретение права собственности на подобные объекты, станет обременительным и невыгодным. В этой связи остро встает вопрос о регулировании оборота археологических объектов гражданско-правовыми механизмами.

В развитых странах «черная археология» не имеет такого значительного распространения, как в России. Объясняется такое положение дел тем, что в этих странах сформирован легальный рынок культурных ценностей. В случае несанкционированного обнаружения лицом движимого археологического объекта, практически нет возможности сбыть указанный предмет. Ни аукционные дома, ни независимые арт-дилеры не приобретут нелегально полученную вещь по выгодной для продавца цене, так как продажа ее будет сопряжена с большими трудностями.

В нашей стране легальный рынок культурных ценностей, к сожалению, пока не развит. В специальной литературе выдвигаются разнообразные предложения по совершенствованию существующей системы. Однако первоочередной задачей на пути формирования нормальной системы правового регулирования отношений, складывающихся по поводу объектов археологического наследия, является, на наш взгляд, не введение многочисленных запретов и ограничений, а стимулирование граждан к приобретению права собственности на указанные предметы на законных основаниях.

В данном случае интересен путь, избранный американским законодателем. Для археологического «освоения» государственных земель требуется получение специального разрешения. Указанные действия, совершаемые без получения соответствующего разрешения, являются уголовно наказуемым деянием. (Следует отметить, что в США, в отличие от нашей страны, наказание за совершение данного деяния является действительно неотвратимым.) Для проведения археологических раскопок на частной земле не нужно испрашивать разрешения государства: требуется лишь согласие собственника. Государство само позволяет своим гражданам свободно приобретать право собственности на археологические находки, если они были обнаружены на частной земле, и самостоятельно распоряжаться ими [5].

Российская же система законодательства в данном вопросе, наоборот, носит весьма жесткий характер. Все археологические находки принадлежат государству, ничто не должно попадать в частные руки. Тем не менее, на деле в нашей стране в частные руки попадает львиная доля всех обнаруживаемых археологических объектов. В одном из последних американских исследований в данной сфере предлагается ужесточить американское законодательство по указанному вопросу и установить новую модель приобретения права собственности на археологические находки в США. Лицо, обнаружившее археологический объект или собственник земельного участка, на котором данный объект был найден, должен подтвердить безупречность правового титула путем предъявления указанного объекта в уполномоченный государством орган (например, региональный краеведческий музей). В противном случае указанное лицо должно быть подвергнуто уголовному преследованию. Уполномоченный орган определяет судьбу предмета. Если предмет является особо ценным, он может быть изъят государством «в публичных интересах» с выплатой полноценной денежной компенсации. Если государство не заинтересовано в приобретении данного объекта, обратившемуся лицу должен быть выдан сертификат безупречности правового титула, который позволит беспрепятственно распорядиться находкой. Подобный жесткий и дорогостоящий подход разделяется далеко не всеми американскими исследователями, однако многие из них признают, что лучше установить подобную систему, чем постоянно ставить под сомнение законность приобретения археологических коллекций.

Предложенный подход противоречит современному российскому законодательству об археологическом наследии. Проанализируем современную ситуацию в России. Наша система приобретения государством права собственности на объекты археологического наследия «на бумаге» имеет множество положительных аспектов. Во-первых, поиск указанных объектов производится исключительно с санкции государства. Во-вторых, археологические работы ведутся высококвалифицированными специалистами, что исключает возможность причинения ущерба памятникам. Наконец, в-третьих, указанные объекты обращаются в государственную собственность бесплатно. Однако нельзя далее закрывать глаза на то, что в современных условиях большинство археологических раскопок производится неквалифицированными людьми, без санкции государства. «Черные археологи» варварскими способами разрушают ценнейшие памятники археологии, присваивают себе археологические находки. Несовершенство законодательства позволяет указанным людям уходить как от административной, так и от уголовной ответственности. Кроме того, не стоит забывать, что приобретение государством права собственности на археологические находки, полученные в установленном законом порядке, можно назвать бесплатным лишь условно. Государство снаряжает специалистов, и все поиски ведутся за государственный счет. В подобных условиях, на наш взгляд, действительно стоит задуматься об изменении существующей системы. В первую очередь, представляется целесообразным выдавать разрешения на проведение археологических раскопок не только государственным, но и иным, частным организациям, располагающим квалифицированными кадрами. При этом лица, осуществляющие соответствующие работы без разрешения, должны реально подвергаться уголовному преследованию. Во-вторых, полагаем возможным отказаться от презумпции государственной собственности на объекты археологического наследия. Лиц, по специальному разрешению производящих раскопки, следует обязать сдавать все обнаруженные предметы в специально уполномоченный государственный орган. В компетенцию данного органа должно входить проведение экспертизы найденных предметов, постановка их на учет в качестве объектов культурного наследия народов РФ и решение их дальнейшей судьбы. Если предметы обнаружены «государственными» археологами, они во всех случаях поступают в собственность государства. Если же предметы обнаружены «частными» археологами, государственный орган особо ценные предметы обращает в собственность государства с выплатой компенсации нашедшим в размере реальной рыночной стоимости объектов. Иные представленные предметы государственный орган передает организации / лицу, обнаружившему их с выдачей соответствующего документа, подтверждающего законность приобретения объектов. В случае возникновения разногласий относительно выкупной цены объектов, указанные споры передаются на разрешение суда. В законе может быть установлена отсрочка, предоставляемая государственным органам для изыскания необходимых средств, сроком, например, в шесть месяцев. Каковы преимущества предлагаемой системы? Во-первых, выдавая разрешения не только государственным, но и частным организациям, государство будет иметь информацию обо всех производимых на своей территории археологических работах и сможет контролировать их ход. Во-вторых, возможность на легальном основании приобрести право собственности на часть обнаруженных объектов будет стимулировать лиц, производивших раскопки предъявлять их соответствующим государственным органам. В-третьих, подобная система позволит начать формирование легального рынка археологических объектов, в рамках которого оборот археологических находок, не имеющих государственного сертификата, будет невозможен. Безусловно, внедрение предлагаемой системы возможно лишь в условиях усовершенствования норм уголовного законодательства в указанной сфере и наличия реального контроля над его исполнением. Не будем отрицать, что это весьма дорогостоящая для государства система. Однако, потери, наносимые археологическому наследию России «черными археологами» невосполнимы [5].

Говоря о современных правовых проблемах археологии, нельзя, хотя бы вкратце, не затронуть и блок весьма актуальных вопросов, связанных с «археологическим сопровождением» строительной деятельности. Указанные проблемы особенно актуальны в условиях увеличения темпов жилищного и коммерческого строительства в городах и поселках с тысячелетней историей (например, Новгороде, Пскове, Старой Ладоге и др.). В соответствии с нормами Закона об объектах культурного наследия земельные участки, подлежащие хозяйственному освоению, являются объектом историко-культурной экспертизы. На практике это означает, что застройщики, девелоперы, готовящие под застройку территории в охранных зонах, должны предварительно финансировать проведение археологических раскопок. В данном случае, обычно, происходит столкновение интересов: естественное желание застройщиков минимизировать издержки (сократить сроки раскопок и уменьшить их стоимость) сталкивается со стремлением археологов проводить раскопки качественно, максимально детально, а значит, долго. На практике это противоречие в разных случаях разрешается по-разному (например, просто нарушается закон: здания возводятся на фундаменте из бетонной плиты, якобы на месте старого фундамента и т.д.), но чаще всего одна из сторон остается недовольной, из-за чего нередко возникают конфликты.

Существует и еще одна немаловажная проблема: даже если заказчики готовы оплачивать проведение раскопок, профессиональное сообщество не всегда способно предложить свои услуги в должном объеме. Археологов не хватает, в небольших городах они работают сезонно, но строительная индустрия так работать не может. В этой связи возникает насущная необходимость разработать систему регулирования указанных отношений. Предложения, как построить такую систему, уже появляются. Весьма разумным представляется недавно высказанное в прессе предложение о том, что органы государственной власти могли бы заранее, до предоставления земли под застройку, заказывать археологам проведение соответствующих раскопок, а потом выставлять участок на конкурс инвесторам. Известно, что территории, на которых уже проведены так называемые «охранные раскопки» пользуются большой популярностью у инвесторов, таким образом, государство сможет быстро и выгодно продавать указанные участки, компенсируя при этом расходы на произведенные археологические раскопки. Подобный «археологический девелопмент» можно вести планомерно, а значит, планировать соответствующие расходы городского бюджета. Если средства на реализацию таких заведомо окупаемых проектов привлекать с помощью кредитных механизмов, то не придется обременять городскую казну.

Таким образом, предлагаемый механизм фактически создает новый рынок коммерческих археологических услуг с заранее просчитанным объемом работ, потребностью в кадрах и готовым финансированием.

 


Заключение

 

Суммируя сказанное, необходимо отметить, что нам не удалось обнаружить в российском законодательстве иных существенных положений, регулирующих правовой режим археологических объектов, помимо норм Закона об объектах культурного наследия. Проблема полноценного правового регулирования отношений, связанных с сохранением археологического наследия страны, нуждается в незамедлительном решении. Следует систематизировать нормы законодательства, регулирующие данную проблематику, и тщательно проработать механизмы их реализации, в противном случае существенная часть археологического достояния России может быть утрачена безвозвратно.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: