1.2 Современное законодательство об охране археологических памятников
Установление нового государственного строя в 1993 г. обусловило необходимость принятия нового закона об охране памятников истории и культуры. Внесенный в Государственную Думу РФ Правительством РФ проект Федерального закона «Об охране и использовании памятников истории и культуры» в новой редакции был отозван в 1996 г. И только через шесть лет, в 2002 г., после двух заседаний согласительной комиссии между Государственной Думой и Советом Федерации был принят Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), который установил регулирование отношений по сохранению и использованию только недвижимых объектов культурного наследия.
Классификация по мобильности, подразделявшая их на движимые и недвижимые, исчезла с появлением нового понятия «объекты культурного наследия». Само словосочетание «объекты культурного наследия» появилось именно в этом Федеральном законе. Новелла не могла быть безоговорочно принята законодателем, поскольку в ч. 3 ст. 44 Конституции РФ отсутствует термин «объекты». В названии Федерального закона «памятники истории и культуры» заключены в скобки, как расшифровка [1].
В наименовании Федерального закона не отражено, какие отношения он призван регулировать. Государственная охрана объектов культурного наследия не представлена как главная составляющая Федерального закона. Она является лишь одной из многих функций государства, среди которых определены функции по финансированию мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране, формированию и ведению государственного реестра, проведению историко-культурной экспертизы, сохранению объектов культурного наследия, установлению особого порядка владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия.
|
Принципы осуществления государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия не определены.
Структура и содержание текста Федерального закона носят инструктивный характер, что, безусловно, облегчает его правоприменительную функцию, однако не дают целостного, системного представления о том, ради чего он создан.
Законом РСФСР был определен весь комплекс мероприятий, который, по существу, отражал охранные функции государства: выявление, учет, хранение, реставрация, консервация, ремонт, восстановление памятников истории и культуры, особый порядок доступа к ним, а также их вывоз и ввоз. Аналогов в федеральном законодательстве нет. Отмена большей части его положений в связи с принятием Федерального закона представляется неоправданной.
Несмотря на то, что в связи с принятием Федерального закона большинство положений Закона РСФСР были признаны утратившими силу, не Федеральный закон в полной мере, а Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», являющийся базовым законом (1992 г.), следует рассматривать как альтернативу. В ст. 4 Основ обозначены сферы его применения, к которым относятся выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры, музейное дело и коллекционирование, библиотечное дело, архивное дело, художественные народные промыслы и ремесла, народная культура, международные культурные обмены. Основы включают вопросы по охране и использованию памятников истории и культуры, но в данной системе правовых норм последние являются лишь небольшой частью.
|
Между базовым и системообразующим законами существует различие. Базовый закон - Основы законодательства Российской Федерации о культуре устанавливает порядок регулирования всех видов правовых отношений в сфере культуры и является по своей правовой природе общим законом, а системообразующий - Закон РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» - устанавливает систему правовых норм по отдельно взятым видам правовых отношений и является специальным законом. Специальный закон содержит четко выраженные цель и задачи, полномочия государственных органов власти, которые в условиях развития демократии должны быть прозрачными, а также функции организаций, права и обязанности отдельных категорий лиц.
Таким образом, характерной чертой современного развития общественного сознания является глобализация взаимозависимых процессов и отношений. Ценность изучения процессов, происходящих в той или иной сфере человеческой жизни, заключается в наиболее точной постановке конечной цели, определяющей идеальную рациональность, и достижении этой цели ускоренными темпами. Отсутствие системного подхода в деле охраны и использования памятников истории и культуры не позволяет полноценно раскрыть общественности правомерность поведения и формировать правосознание, которые, в сущности, являются конечным результатом механизма правового регулирования.