Формирования законодательства об охране археологических памятников в XX веке




Введение

Глава 1. История формирования законодательства об охране археологических памятников

Формирования законодательства об охране археологических памятников в XX веке

Современное законодательство об охране археологических памятников

Глава 2. Проблема полноценного правового регулирования отношений, связанных с сохранением археологического наследия страны

Характеристика объектов археологического наследия

Борьба с незаконным оборотом археологических находок

Заключение

Список использованных источников и литературы


Введение

 

Тема контрольной работы «Охрана памятников в археологии» актуальна, так как предметы, обнаруживаемые в результате археологических раскопок, являются особо ценным видом культурных ценностей. Общеизвестно, что наша страна обладает величайшим археологическим наследием. Однако правовое регулирование вопросов, связанных с археологической проблематикой, к сожалению, не отличается системностью: нормы специального законодательства носят весьма скупой характер, отраслевое же законодательство практически не содержит упоминаний об археологической тематике.

Цель контрольной работы - изучить охрану памятников в археологии.

Задачи работы: рассмотреть историю формирования и современное законодательство об охране археологических памятников; дать характеристику объектов археологического наследия; проанализировать борьбу с незаконным оборотом археологических находок.

При написании работы были использованы: Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [1], Положение о производстве археологических раскопок и разведок и об открытых листах, утвержденное Ученым советом Института археологии РАН 23 февраля 2001 г. Также использовались статьи из периодических изданий, авторы которых дали анализ истории формирования и современного законодательства об охране археологических памятников: Александрова М.А. «Актуальные правовые аспекты археологической деятельности» [3], Стародубцев Г.Ю. «О проблеме сохранения археологического наследия» [6] и др. Авторы следующих книг проанализировали борьбу с незаконным оборотом археологических находок: Чубур А.А. «Проблема незаконных раскопок и подпольной торговли древностями и возможные пути ее решения» [7], Макаров Н.А. «Грабительские раскопки: продолжение разговора» [5].

Глава 1. История формирования законодательства об охране археологических памятников

Формирования законодательства об охране археологических памятников в XX веке

 

История формирования законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры отражает развитие общественного правосознания, начиная с первых указов Петра I о сборе коллекции «диковинных вещей» и создания Кунсткамеры до принятия в 1976 г. Закона СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (далее - Закон СССР) [8, с.12].

Закон СССР включал всю систему правовых норм, устанавливающих функции и полномочия государственных органов власти, общественных организаций и граждан по охране и использованию памятников истории и культуры, а также по государственному контролю над охраной памятников, в чьей бы собственности они ни находились. Так же как в Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.), в нем были перечислены виды памятников, которые представляли культурную ценность с точки зрения истории, науки, литературы, искусства, архитектуры, градостроительства, археологии. Относительно классификации Законом СССР были выделены правовые отношения, связанные с охраной недвижимых памятников, что дало возможность остальные памятники условно подразделить на «движимые».

Законом СССР была установлена система градации недвижимых памятников истории и культуры по уровням их культурной значимости. Для осуществления охраны недвижимых памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства были установлены три зоны охраны: охранные зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта.

Законом СССР был определен порядок ведения раскопок, разведок памятников археологии, собирания памятников истории и культуры, в случае порчи недвижимых памятников или их охранной зоны - ремонт, восстановление, реставрация и консервация. Был установлен порядок ведения государственного учета памятников истории и культуры, находящихся в музеях, библиотеках, архивах и личной собственности граждан и определен режим их использования, а также порядок вывоза и ввоза.

Резюмируя, следует подчеркнуть, что Закон СССР дал представление о том, что под государственной охраной памятников истории и культуры следует понимать комплекс мероприятий, направленных на их выявление, учет, сохранение, восстановление и рациональное использование.

Закон РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (далее - Закон РСФСР), принятый в 1978 г., полностью отразил всю систему правового регулирования, установленную Законом СССР. В то же время он внес коррективы, касающиеся деятельности специального уполномоченного государственного органа по охране памятников истории и культуры - Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, комиссий содействия охране памятников истории и культуры, создаваемых при Совете министров автономных республик, исполкомов областей, округов, районов.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 января 1985 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» была расширена статья, касающаяся участия общественных организаций, трудовых коллективов и граждан в осуществлении мероприятий по охране и использованию памятников истории и культуры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: