Дополнения к предлагаемой реконструкции славянского годового Коло Святодней.




 

1. О Дне Марены.

Нам неизвестны сведения, на основании которых можно с уверенностью предполагать существование у наших Предков языческого праздника во время вхождения зимы в полную силу. Процитируем здесь текст «21 груденя / ноября - Марин день» с сайта «Велесова Круга»: «В пору двоеверия на Руси 9 груденя/ноября отмечали Матрёну (Матрону) Зимнюю. Примечали: «На Матрёну иней на деревьях — к морозам», «Коли на Матрёну туман — к оттепели», «Если в этот день гусь выйдет на лёд, то будет ещё плавать на воде».

По поверьям, приходит Морена-Зима не позднее 21 груденя/ноября. «Православные» христиане отмечали в этот день Введение Марии Богородицы во храм1. В народе говорили: «На Введение зима вводится», «Введение — ворота зимы», «Введение пришло — зиму привело», ибо верили, что в этот день зима окончательно вступает в свои права.

За день до Введения отмечали Прокла (20 груденя/ноября) — день, когда творили обереги от всякой нечисти: «На Прокла всякую нечисть проклинают». Сразу после Введения отмечали Прокопьев день (22 груденя/ноября) — день, начиная с которого устанавливался первый санный путь: «Введение идёт — за собой Прокопа ведёт», «Прокоп по снегу ступает — дорогу копает», «Прокопий дороги прокапывает», «Где Прокоп прокопал, там и зимний путь стал»» [114].

В этом описании нет никаких языческих обрядов, только погодные приметы и упоминание о проклинании нечисти, явно связанное с именем христианского святого Прокла.

На сайте Российского Этнографического Музея есть следующие сведения об обрядности Введения: «(...) на Введенье начинались зимние гуляния - совершались катанья на санях. (…) Первые санные выезды взрослых сопровождались особой торжественностью. К их началу приурочивался обряд "казать молодую". Родные и знакомые собирались в доме, где были молодожены, чтобы "смотреть как поедет молодой князь со своею княгинюшкой", т.е. на выезд молодых. Перед выездом новобрачных происходило небольшое "столованье" - угощение пришедших гостей, которое прерывалось "на полустоле", чтобы завершиться при возвращении молодоженов. Отправляясь на гулянье, молодые переступали порог своего дома по вывороченной шерстью вверх шубе. Таким образом они защищались от неожиданных бед и напастей, которые могли повстречаться им во время санного катания. Свекор со свекровью, провожая невестку с молодым мужем на гулянье, просили "остальных поезжан-провожатых уберечь ее от беды встречной и поперечной", "от глаза лихого" (…) Для подобного выезда подбирались легкие сани, украшенные резьбой и росписью (их называли "княжеские" или "с выводами"). Если молодые были из богатой семьи, то они сидели на медвежьей шубе, одетые в самую нарядную одежду. За санями молодых ехали гости в празднично украшенных санях, составляющих "санный поезд". Молодожены кланялись по сторонам, "показывая себя". При этом пелись песни, пился мед и выкрикивались здравицы в честь молодых. Возвратившихся с гулянья встречали свекор со свекровью, принимали невестку из рук молодого и кланялись поезжанам за то, что уберегли ее "ото всякого глаза, ото всякой притки, ото всякой напасти". Заходили молодые в дом также наступая на шубу, положенную на пороге дома, где продолжалось праздничное угощение» [115].

Тем не менее, учитывая значимость Дня Марены в современном Родноверии (и уместность в языческом календаре празднования времени вхождения зимы в полную силу), мы внесли его в предлагаемое нами Коло Святодней и предложили способ определения времени его проведения.

 

2. О двенадцати днях Зимних Святок.

 

В зафиксированной этнографами славянской народной Традиции Зимние Святки длятся двенадцать дней (начинаясь в канун Рождества и заканчиваясь на Крещение). Возможно, этот срок — христианское заимствование. Двенадцать дней Святок известны в Европе повсеместно, при этом есть сведения, согласно которым продолжительность соответствующих Зимним Святкам праздников у родственных славянам народов в языческое время была иной. Так, римляне отмечали Сатурналии в течение семи дней (с 17 по 23 декабря), а древние скандинавы (согласно саге о Хаконе Добром) праздновали Йоль три дня: «Он сделал законом, что йоль должен был начинаться в то же время, что и христианское рождество. Каждый должен был тогда варить пиво из меры зерна под страхом

денежного взыскания и праздновать, пока хватает пива. А раньше йоль начинался в ночь

на середину зимы и продолжался три дня» [116].

С другой стороны, выше мы писали о том, что при смещении даты празднования Рождества всё дальше и дальше от Зимнего Солнцеворота (вызванном погрешностью Ю.К.), святочные обряды и поверья стали привязывать к другим датам, более близким к астрономическому Солнцестоянию. Среди этих поверий есть и такое (относящееся к дню Евстрата, 26 декабря): «Начиная с 26 декабря по 6 января, определяли погоду на весь предстоящий год. Погода каждого дня этого периода предсказывала погоду в соответствующем месяце будущего года »[117]. Двенадцать дней — и двенадцать месяцев. Возможно, факт привязки этого верования к Солнцевороту указывает на его языческое происхождение и исконность двенадцатидневного срока празднования Святок у славян. Впрочем, представление о том, что двенадцать дней Святок соответствуют двенадцати месяцам года, могло появиться и после христианизации Руси — и, тем не менее, впоследствии могло быть привязано к Солнцестоянию вместе с другими святочными обрядами и верованиями.

 

3. О Громницах.

 

Следует отметить, что народные названия Сретения, связанные с громом, светом и свечами (а также — обряды со свечами) характерны для славянских народов, исповедующих католичество (либо подвергнувшихся его влиянию). Приведём здесь список из Википедии: «рус. Стретенье, Сустретьев день, Стретенские морозы, Стретенские оттепели, Зимобор, Пресвятая Мария Громница, Сретенье Богородицы; белор. Устрэціньне, Грамніцы, Грамніца, Грамнічнік; полес. Вшестье; болг. Зимна Богородица, Миши празник; серб. Сретен и Обретен, Средозимци; хорв. Svitlomarinje, Svecna Marije, Svijećnica; словен. Svečnica; польск. Gromnice, święto Matki Bożej Gromnicznej, święto Ofiarowania Pańskiego, Matka Boska Niedźwiedzia; словацк. Obetovanie Pána; чеш. Hromnice» [118]. Упомянутое здесь русское название «Пресвятая Мария Громница», вероятно, относится к Виленской губернии (территория современных Литвы и Белоруссии) — Д.О. Шеппинг пишет: «В Виленской губернии празднуется 2 февраля Пресвятая Мария Громница и в церкви стоят во время богослужения с зажжёнными свечами, которые зовут громницами и сохраняют целый год для предохранения дома от громовых ударов, зажигая их во время грозы перед образами — поверие, перешедшее у нас на Руси на свечи, сохранённые от заутрени Страстной пятницы» [119].

В церковной практике освящение свечей на Сретение присутствует в католической церкви, и отсутствует у православных (а там где присутствует — заимствовано у католиков): «Как указывает священник Михаил Желтов, чин освящения свечей на праздник Сретения отсутствует в Греческой Церкви; неизвестен он и старообрядцам. Впервые он был введен в практику Православной Церкви после того, как в 1646 г. митрополит Киевский святитель Петр (Могила) издал составленный им "Евхологион, альбо Молитвослов, или Требник". Этот Требник содержал 37 чинов, никогда до этого в богослужебных книгах Православной Церкви не встречавшихся. Некоторые из них (чинопоследования освящения богослужебных облачений, колоколов и пр.) являются переработанными переводами чинов из латинского "Римского Ритуала" (Rituale Romanum). К числу латинских заимствований в Требнике святителя Петра (Могилы) относится и чин освящения свечей на праздник Сретения» [120].

При этом появление у католиков обрядов со свечами, приуроченных к этому дню, вероятно связано с языческими праздниками: «То, что с течением времени торжественное шествие со свечами стало в католических странах характерной принадлежностью празднования именно Сретения, могло быть связано с противодействием Церкви языческим суевериям.

Период с начала до середины февраля, когда зима начинает постепенно уступать место весне, не мог не иметь важного значения в жизни людей, и с незапамятных времен с ним было связано множество ритуалов и примет. В эти дни язычники-кельты праздновали Имболк, римляне - Луперкалии, славяне - Громницы (после принятия христианства у ряда славянских народов так стал называться праздник Сретения)… Эти языческие празднества сопровождались очистительными ритуалами, зажжением огней и совершением других магических действий, которые должны были способствовать плодовитости людей и животных, их защите от враждебных сил» [121].

Устойчивая связь обрядности Громниц с ареалом распространения католичества может вызвать сомнения в том, что древние славяне почитали Бога и / или Богиню Грома во время языческого праздника на исходе зимы. Приведём здесь некоторые аргументы в пользу дохристианского происхождения этих обрядов и праздника Громницы:

1. У русских, как указывает Д.О. Шеппинг, тоже известен обряд зажжения свечей для защиты от грозы — хотя в нём используются свечи, оставшиеся от заутрени Страстной Пятницы. Возможно, этот ритуал имеет языческие корни, а привязка поверья к Страстной Пятнице обусловлена отсутствием в православии чина освящения свечей на Сретение.

2. Названия Сретения, производные от корня «гром» — специфически славянская черта, отсутствующая у других народов.

 


Литература.

 

1. Агапкина Т.А. Ильин День. Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 2004. — Т. 2. — С. 403-404.

2. Агапкина Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. Источник: https://www.dissercat.com/content/mifopoeticheskie-osnovy-slavyanskogo-narodnogo-kalendarya-vesenne-letnii-tsikl#ixzz3ZCVjrg9s

3. Агапкина Т.А. Этнографические связи календарных песен. Встреча весны в обрядах и фольклоре восточных славян. М.: Индрик, 2000.

4. Амфитеатров А.В. Сказочные были. Старое в новом. — СПб.: Товарищество «Общественная польза», 1904.

5. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. В трёх томах. Том 1. – М.: Современный писатель, 1995.

6. Баранова О.Г. Введение. Источник: https://www.ethnomuseum.ru/vvedenie

7. Баранова О.Г. Воздвижение. Источник: https://www.ethnomuseum.ru/vozdvizhenie

8. Баранова О.Г. Дожинки. Источник: https://www.ethnomuseum.ru/dozhinki

9. Баранова О.Г. Ильин День. Источник: https://www.ethnomuseum.ru/ilin-den

10. Баранова О.Г. Рождество Богородицы. Источник: https://www.ethnomuseum.ru/rozhdestvo-bogorodicy

11. Баранова О.Г. Семёнов День. Источник: https://www.ethnomuseum.ru/semenov-den

12. Белов Н.В., Тверитинова Н.В., Третьякова О.В. Русский народный календарь. Обычаи, поверья, приметы на каждый день. Источник: https://www.litmir.info/br/?b=194546&p=89

13. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. — М.: Художественная литература, 1975.

14. Булгаков С.В. Неперемещаемые праздники. Настольная книга для священнослужителей. Источник: https://gatchina3000.ru/eggs/20/fixed-holidays-09.htm

15. Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн., 1992.

16. Велла-менес, или Велла-лайкс. Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона. Источник: https://broukgauzefron.slovaronline.com/%D0%92/%D0%92%D0%95/19703-VELLA-MENES_ILI_VELLA-LAYKS

17. Виноградова Л.Н. Деды. Источник: https://pagan.ru/slowar/d/dedy8.php

18. Виноградова Л.Н., Усачёва В.В. Жатва // Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 2004. — Т. 2. — С. 192.

19. Витень. Месяц (Луна). Источник: https://paganstva.org/viewtopic.php?p=1123

20. Власов В. Русский календарный стиль. Вокруг света, 1986, №8.

21. Герасим-Грачевник. Источник: https://www.ethnomuseum.ru/gerasim-grachevnik

22. Громницы. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%F0%EE%EC%ED%E8%F6%FB

23. Дозоры, день Акилы. Источник: https://seminarzkr.narod.ru/kalendar/pages/01_mir/pr_07_14.html

24. Дубровский Н. Масляница. М.: Типография С. Селивановского, 1870.

25. Ермаков С. Э., Гаврилов Д. А. Время богов и время людей. Основы славянского языческого календаря. — М.: Ганга, 2009.

26. Желтов М. «Сретенские» свечи и чин их освящения. Источник: https://ilynka.prihod.ru/zhurnal/view/id/33894

27. Зеленин Д. К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки / Вступ. ст. Н. И. Толстого; подготовка текста, коммент., указат. Е. Е. Левкиевской. — М.: Издательство «Индрик», 1995.

28. Зимина Т.А. Русальная неделя. Источник: https://ethnomuseum.ru/rusalnaya-nedelya

29. Ильинская неделя. Источник: https://ievle.ru/ilinskaya-nedelya/

30. Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник.

Материалы и исследования. – Вып. III. - / Сост. Пухова Т.Ф., Христова Г.П. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005.

31. Кликание (Закликание) Весны. Источник: https://www.ethnomuseum.ru/klikanie-vesny

32. Коло Года: Родноверческие Святодни в сравнении с «православными» праздниками эпохи двоеверия. Источник: https://www.velesovkrug.ru/novosti/novost-2.html

33. Коляда. Этимологический словарь Фасмера. Источник: https://fasmer-dictionary.info

34. Коринфский А.А. Народная Русь. — Смоленск: «Русич», 1995.

35. Кошарная С.А. От концепта к семантическому архетипу / С.А. Кошарная; НИУ БелГУ // 36. Когнитивно-прагматические векторы современного языкознания: юбил. сб. науч. тр. к 65-летию д-ра филол. наук, проф., засл. деят. науки РФ Николая Федоровича Алефиренко / сост.: И.Г. Паршина, Е.Г. Озерова. - М., 2011.

37. Логинов К.К. Русский народный календарь Заонежья. // Кижский вестник №9 / Ред. И.В.Мельников, Р.Б.Калашникова; Музей-заповедник «Кижи». — Петрозаводск, 2004.

38. Мадлевская Е.Л. Святки. Источник: https://www.ethnomuseum.ru/svyatki

39. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб.: Полисет, 1994.

40. Мансикка В. Й. Религия восточных славян. М.: ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, 2005.

41. Медынцева А.А. Древнерусские надписи Новгородского Софийского собора, М.:Наука, 1978. Стр 79.

42. Мундал Э. Фюльгья – дух-хранитель и материнский первопредок. Источник: https://асатру.рф/index.php?id=80

43. Платонов О.А. Святая Русь (энциклопедический словарь русской цивилизации). Источник: https://modernlib.ru/books/platonov_o/svyataya_rus_enciklopedicheskiy_slovar_russkoy_civilizacii/

44. Рис А. Рис Д. Наследие кельтов. Древняя Традиции в Ирландии и Уэльсе. — М.: Энигма, 1999.

45. Русалии. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/89278/%D0%A0%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B8

46. Русские. Ответственные редакторы: В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. Серия «Народы и культуры». — Москва: Наука. 1999.

47. Рыбаков Б.А. Русалии и Бог Симаргл-Переплут. Советская археология - 1967 г., № 2.

48. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. — М.: Наука, 1987.

49. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. — М.: Наука, 1981.

50. Сага о людях из Лососьей Долины. Источник: https://norse.ulver.com/src/isl/laxdaela/ru.html

51. Сиюхова А.М. Проблематика концепта ночи в дискурсе научного анализа // NB: Культуры и искусства. — 2013. - № 1. - С.13-60.

52. Слеповронский Ю. Размышления над календарём. Северный ветер, №5, 2014. Источник: https://vk.com/nordanvindr

53. Снегирёв И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Выпуск III. М., 1838.

54. Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М.: Наука, 1979.

55. Сороки. Источник: https://www.ethnomuseum.ru/soroki

56. Супинский А.К. Обряды, связанные с земледелием, животноводством и птицеводством, верования. Источник: https://www.booksite.ru/fulltext/3ch/ere/pov/ets/14.htm

57. Толстая С.М. Лунное время. Источник: https://pagan.ru/slowar/l/lunnoewremya0.php

58. Толстая. С.М. Луна. Источник: https://pagan.ru/slowar/l/luna0.php

59. Усачёва В. В. Обжинки // Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 2004. — Т. 3. — С. 448.

60. Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982.

61. Холодная В.Г. Красная Горка. Источник: https://www.ethnomuseum.ru/prazdniki/krasnaya-gorka

62. Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества. — Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ МОСКВА, 2008.

63. Шервуд Е. А. Календарь у древних кельтов и германцев // Календарь в культуре народов мира: Сборник статей. — М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993.

64. Morag. Самайн — дни Безвременья. Источник: https://www.celtica.ru/content/view/504/

65. 21 груденя/ноября - Марин день. Источник: https://velesovkrug.org/marin-den.html


[1] Агапкина Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. Источник: https://www.dissercat.com/content/mifopoeticheskie-osnovy-slavyanskogo-narodnogo-kalendarya-vesenne-letnii-tsikl#ixzz3ZCVjrg9s

[2] Снегирёв И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Выпуск III. М., 1838.

[3] Даты здесь и далее приведены по новому стилю (григорианскому календарю), если не указано иное.

[4] Между 4 апреля и 7 мая.

[5] Красная Горка — первое воскресенье после Пасхи (Фомино воскресенье, между 11 апреля и 14 мая), иногда так называли всю Фомину неделю (начинающуюся в Фомино воскресенье и заканчивающуюся в субботу).

[6] В различных регионах Радуница отмечается в разное время в пределах трех дней: чаще всего во вторник, в девятый день после Пасхи; реже в Фомино воскресенье (см. Красная горка) или понедельник (в некоторых местах южной России и Сибири).

[7] Пятидесятый день после Пасхи, конец мая — конец июня.

[8] Последняя неделя перед Великим Постом. Вторая половина февраля — начало марта по григорианскому календарю (новому стилю).

[9] Воскресенье на шестой неделе Великого Поста перед праздником Пасхи. По григорианскому календарю: приблизительно от самого конца марта до начала мая.

[10] Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М.: Наука, 1979.

[11] Агапкина Т.А. Этнографические связи календарных песен. Встреча весны в обрядах и фольклоре восточных славян. М.: Индрик, 2000.

[12] Кликание (Закликание) Весны. Источник: https://www.ethnomuseum.ru/klikanie-vesny

[13] Кликание (Закликание) Весны. Источник: https://www.ethnomuseum.ru/klikanie-vesny

[14] Кликание (Закликание) Весны. Источник: https://www.ethnomuseum.ru/klikanie-vesny

[15] Герасим-Грачевник. Источник: https://www.ethnomuseum.ru/gerasim-grachevnik

[16] Сороки. Источник: https://www.ethnomuseum.ru/soroki

[17] Холодная В.Г. Красная Горка. Источник: https://www.ethnomuseum.ru/prazdniki/krasnaya-gorka

[18] Толстая. С.М. Луна. Источник: https://pagan.ru/slowar/l/luna0.php

[19] Дополнительные сведения о взгляде авторов этой работы на привязку времени проведения праздников к лунному циклу размещены в пояснении к Приложению 1.

[20] Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды у русских, украинцев и белорусов. М.: Наука, 1979.

[21] Зимина Т.А. Русальная неделя. Источник: https://ethnomuseum.ru/rusalnaya-nedelya

[22] Рыбаков Б.А. Русалии и Бог Симаргл-Переплут. Советская археология - 1967 г., № 2.

[23] Русалии. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/89278/%D0%A0%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B8

[24] Амфитеатров А.В. Сказочные были. Старое в новом. — СПб.: Товарищество «Общественная польза», 1904.

[25] Медынцева А.А. Древнерусские надписи Новгородского Софийского собора, М.:Наука, 1978. Стр 79.

[26] Кошарная С.А. От концепта к семантическому архетипу / С.А. Кошарная; НИУ БелГУ // Когнитивно-прагматические векторы современного языкознания: юбил. сб. науч. тр. к 65-летию д-ра филол. наук, проф., засл. деят. науки РФ Николая Федоровича Алефиренко / сост.: И.Г. Паршина, Е.Г. Озерова. - М., 2011.

[27] Кошарная С.А. От концепта к семантическому архетипу / С.А. Кошарная; НИУ БелГУ // Когнитивно-прагматические векторы современного языкознания: юбил. сб. науч. тр. к 65-летию д-ра филол. наук, проф., засл. деят. науки РФ Николая Федоровича Алефиренко / сост.: И.Г. Паршина, Е.Г. Озерова. - М., 2011.

[28] Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды у русских, украинцев и белорусов. М.: Наука, 1979.

[29] Баранова О.Г. Дожинки. Источник: https://www.ethnomuseum.ru/dozhinki

[30] Усачёва В. В. Обжинки // Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 2004. — Т. 3. — С. 448.

[31] Супинский А.К. Обряды, связанные с земледелием, животноводством и птицеводством, верования. Источник: https://www.booksite.ru/fulltext/3ch/ere/pov/ets/14.htm

[32] Логинов К.К. Русский народный календарь Заонежья. // Кижский вестник №9

/ Ред. И.В.Мельников, Р.Б.Калашникова; Музей-заповедник «Кижи». — Петрозаводск, 2004.

[33] Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб.: Полисет, 1994.

[34] Витень. Месяц (Луна). Источник: https://paganstva.org/viewtopic.php?p=1123

[35] Виноградова Л.Н., Усачёва В.В. Жатва // Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 2004. — Т. 2. — С. 192.

[36] Дозоры, день Акилы. Источник: https://seminarzkr.narod.ru/kalendar/pages/01_mir/pr_07_14.html

[37] Коло Года: Родноверческие Святодни в сравнении с «православными» праздниками эпохи двоеверия. Источник: https://www.velesovkrug.ru/novosti/novost-2.html

[38] Коринфский А.А. Народная Русь. — Смоленск: «Русич», 1995.

[39] Агапкина Т.А. Ильин День. Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 2004. — Т. 2. — С. 403.

[40] Агапкина Т.А. Ильин День. Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 2004. — Т. 2. — С. 404.

[41] Агапкина Т.А. Ильин День. Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 2004. — Т. 2. — С. 403-404.

[42] Агапкина Т.А. Ильин День. Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 2004. — Т. 2. — С. 403.

[43] Баранова О.Г. Ильин День. Источник: https://www.ethnomuseum.ru/ilin-den

[44] Баранова О.Г. Ильин День. Источник: https://www.ethnomuseum.ru/ilin-den

[45] Примечание авторов.

[46] Ильинская неделя. Источник: https://ievle.ru/ilinskaya-nedelya/

[47] Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. — М.: Наука, 1981.

[48] Баранова О.Г. Ильин День. Источник: https://www.ethnomuseum.ru/ilin-den

[49] Агапкина Т.А. Ильин День. Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 2004. — Т. 2. — С. 403.

[50] Баранова О.Г. Ильин День. Источник: https://www.ethnomuseum.ru/ilin-den

[51] Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. — М.: Наука, 1987.

[52] Баранова О.Г. Семёнов День. Источник: https://www.ethnomuseum.ru/semenov-den

[53] Баранова О.Г. Рождество Богородицы. Источник: https://www.ethnomuseum.ru/rozhdestvo-bogorodicy

[54] Баранова О.Г. Воздвижение. Источник: https://www.ethnomuseum.ru/vozdvizhenie

[55] Баранова О.Г. Семёнов День. Источник: https://www.ethnomuseum.ru/semenov-den

[56] Баранова О.Г. Рождество Богородицы. Источник: https://www.ethnomuseum.ru/rozhdestvo-bogorodicy

[57] «Именины овина» отмечали также в день Фёклы-Заревницы (7 октября).

[58] В «Слове некоего христолюбца и ревнителя по правой вере» сказано: «Огневи ся молять, зовуще его Сварожицем» и «моляться под овиномъ огневи». Цит. по: Мансикка В. Й. Религия восточных славян. М.: ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, 2005.

[59] Баранова О.Г. Воздвижение. Источник: https://www.ethnomuseum.ru/vozdvizhenie

[60] Баранова О.Г. Рождество Богородицы. Источник: https://www.ethnomuseum.ru/rozhdestvo-bogorodicy

[61] Баранова О.Г. Семёнов День. Источник: https://www.ethnomuseum.ru/semenov-den

[62] Баранова О.Г. Воздвижение. Источник: https://www.ethnomuseum.ru/vozdvizhenie

[63] Виноградова Л.Н. Деды. Источник: https://pagan.ru/slowar/d/dedy8.php

[64] Виноградова. Л.Н. Деды. Источник: https://pagan.ru/slowar/d/dedy8.php

[65] Шервуд Е. А. Календарь у древних кельтов и германцев // Календарь в культуре народов мира: Сборник статей. — М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993.

[66] Рис А. Рис Д. Наследие кельтов. Древняя Традиции в Ирландии и Уэльсе. — М.: Энигма, 1999.

[67] Morag. Самайн — дни Безвременья. Источник: https://www.celtica.ru/content/view/504/

[68] Мундал Э. Фюльгья – дух-хранитель и материнский первопредок. Источник: https://асатру.рф/index.php?id=80

[69] К примеру, М.И. Стеблин-Каменский в примечании к «Гренландским речам Атли» пишет: «Умершие жёны — праматери, дисы». Цит. по: Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. — М.: Художественная литература, 1975.

[70] Слеповронский Ю. Размышления над календарём. Северный ветер, №5, 2014. Источник: https://vk.com/nordanvindr

[71] Сага о людях из Лососьей Долины. Источник: https://norse.ulver.com/src/isl/laxdaela/ru.html

[72] Велла-менес, или Велла-лайкс. Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона. Источник: https://broukgauzefron.slovaronline.com/%D0%92/%D0%92%D0%95/19703-VELLA-MENES_ILI_VELLA-LAYKS

[73] Виноградова Л.Н. Деды. Источник: https://pagan.ru/slowar/d/dedy8.php

[74] Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. — М.: Наука, 1981.

[75] Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. — М.: Наука, 1981.

[76] Русские. Ответственные редакторы: В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. Серия «Народы и культуры». — Москва: Наука. 1999.

[77] Русские. Ответственные редакторы: В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. Серия «Народы и культуры». — Москва: Наука. 1999.

[78] Коринфский А.А. Народная Русь. — Смоленск: «Русич», 1995.

[79] 21 груденя/ноября - Марин день. Источник: https://velesovkrug.org/marin-den.html

[80] К слову сказать, важность этого признака понимает родноверческое объединение «Велесов Круг» - в статье о славянском месяцеслове к Дню Марены относится примечание: «Обычно отмечается после того, как снег покроет землю». (Коло Года: Родноверческие Святодни в сравнении с «православными» праздниками эпохи двоеверия. Источник: https://www.velesovkrug.ru/novosti/novost-2.html)

[81] Толстая С.М. Луна. Источник: https://pagan.ru/slowar/l/luna0.php

[82] Мадлевская Е.Л. Святки. Источник: https://www.ethnomuseum.ru/svyatki

[83] Власов В. Русский календарный стиль. Вокруг света, 1986, №8.

[84] Белов Н.В., Тверитинова Н.В., Третьякова О.В. Русский народный календарь. Обычаи, поверья, приметы на каждый день. Источник: https://www.litmir.info/br/?b=194546&p=89

[85] Белов Н.В., Тверитинова Н.В., Третьякова О.В. Русский народный календарь. Обычаи, поверья, приметы на каждый день. Источник: https://www.litmir.info/br/?b=194546&p=89

[86] Белов Н.В., Тверитинова Н.В., Третьякова О.В. Русский народный календарь. Обычаи, поверья, приметы на каждый день. Источник: https://www.litmir.info/br/?b=194546&p=89

[87] Коляда. Этимологический словарь Фасмера. Источник: https://fasmer-dictionary.info

[88] Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982.

[89] Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. — М.:Изд-во Моск. Ун-та, 1982.

[90] Дубровский Н. Масляница. М.: Типография С. Селивановского, 1870.

[91] Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб.: Полисет, 1994.

[92] Коринфский А.А. Народная Русь. — Смоленск: «Русич», 1995.

[93] Ермаков С. Э., Гаврилов Д. А. Время богов и время людей. Основы славянского языческого календаря. — М.: Ганга, 2009.

[94] Коринфский А.А. Народная Русь. — Смоленск: «Русич», 1995.

[95] Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб.: Полисет, 1994.

[96] Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник.

Материалы и исследования. – Вып. III. - / Сост. Пухова Т.Ф., Христова Г.П. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005.

[97] Платонов О.А. Святая Русь (энциклопедический словарь русской цивилизации). Источник: https://modernlib.ru/books/platonov_o/svyataya_rus_enciklopedicheskiy_slovar_russkoy_civilizacii/

[98] Коринфский А.А. Народная Русь. — Смоленск: «Русич», 1995.

[99] Булгаков С.В. Неперемещаемые праздники. Настольная книга для священнослужителей. Источник: https://gatchina3000.ru/eggs/20/fixed-holidays-09.htm

[100] Коринфский А.А. Народная Русь. — Смоленск: «Русич», 1995.

[101] Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн., 1992.

[102] Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. В трёх томах. Том 1. – М.: Современный писатель, 1995.

[103] Ермаков С.Э., Гаврилов Д.А. Время богов и время людей. Основы славянского языческого календаря. М.: Ганга, 2009.

[104] Витень. Месяц (Луна). Источник: https://paganstva.org/viewtopic.php?p=1123

[105] Толстая С.М. Луна. Источник: https://pagan.ru/slowar/l/luna0.php

[106] Толстая С.М. Луна. Источник: https://pagan.ru/slowar/l/luna0.php

[107] Толстая С.М. Луна. Источник: https://pagan.ru/slowar/l/luna0.php

[108] Толстая С.М. Лунное время. Источник: https://pagan.ru/slowar/l/lunnoewremya0.php

[109] Сиюхова А.М. Проблематика концепта ночи в дискурсе научного анализа // NB: Культуры и искусства. — 2013. - № 1. - С.13-60.

[110] Толстая С.М. Луна. Источник: https://pagan.ru/slowar/l/luna0.php

[111] Здесь у Е.Е. Левкиевской ошибка — далее в тексте речь идёт о полнолунии.

[112] Зеленин Д. К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки / Вступ. ст. Н. И. Толстого; подготовка текста, коммент., указат. Е. Е. Левкиевской. — М.: Издательство «Индрик», 1995.

[113] Толстая С.М. Луна. Источник: https://pagan.ru/slowar/l/luna0.php

[114] 21 груденя/ноября - Марин день. Источник: https://velesovkrug.org/marin-den.html

[115] Баранова О.Г. Введение. Источник: https://www.ethnomuseum.ru/vvedenie

[116] Слеповронский Ю. Размышления над календарём. Северный ветер, №5, 2014. Источник: https://vk.com/nordanvindr

[117] Белов Н.В., Тверитинова Н.В., Третьякова О.В. Русский народный календарь. Обычаи, поверья, приметы на каждый день. Источник: https://www.litmir.info/br/?b=194546&p=89

[118] Громницы. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%F0%EE%EC%ED%E8%F6%FB

[119] Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества. — Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ МОСКВА, 2008.

[120] Желтов М. «Сретенские» свечи и чин их освящения. Источник: https://ilynka.prihod.ru/zhurnal/view/id/33894

[121] Желтов М. «Сретенские» свечи и чин их освящения. Источник: https://ilynka.prihod.ru/zhurnal/view/id/33894



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: