Методические рекомендации по реализации образовательных программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
1. Настоящие рекомендации разработаны областными методическими объединениями преподавателей общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин в соответствии с методическими рекомендациями министерства просвещения РФ от 20.03.2020 по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Целью разработки методических рекомендаций является методическая поддержка развития профессиональных компетенций педагогических работников профессиональных образовательных организаций Новосибирской области (далее - ПОО), необходимых для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
2. В настоящих Методических рекомендациях приведены:
- рекомендации областного методического объединения преподавателей ПОО по реализации программы среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий по дисциплине «Информатика», руководитель О.Ю. Ануфриева, часть 1. Информатика и информационные технологии;
- рекомендации областного методического объединения преподавателей ПОО по реализации программы среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий по дисциплинам «Инженерная графика», «Компьютерная графика», руководитель А.А. Егошина, часть 2. Инженерная и компьютерная графика;
- рекомендации областного методического объединения преподавателей ПОО по реализации программы среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий по дисциплинам «Физика», «Электротехника и электроника», руководитель С.А. Юсупова, часть 4. Физика. Электротехника и электроника;
- рекомендации областного методического объединения преподавателей ПОО по реализации программы среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий по дисциплинам «История», «Обществознание», руководитель Н.П. Головина, часть 3. История. Обществознание.
Общими рекомендациями при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для всех преподавателей, вне зависимости от преподаваемых предметов и дисциплин, является:
- при планировании своей педагогической деятельности
с учетом системы дистанционного обучения, предусмотреть создание наиболее важных для обучающихся, профессионально значимых ресурсов и заданий;
- выражать свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн консультаций.
- своевременно отвечать на вопросы обучающихся и регулярно оценивать их работу;
- обеспечить возможность доступа к ресурсам электронно-библиотечной системы (электронной библиотеке) для каждого обучающегося.
Часть 1. Информатика и информационные технологии
3. При реализации программы по общеобразовательному предмету «Информатика» с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий рекомендуется работа обучающихся в «виртуальных группах» с помощью использования систем видео-конференц-связи, использование социальных сетей, через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
4. При дистанционном обучении можно рекомендовать следующие виды ресурсов:
4.1 курс дистанционного обучения, разработанный на обучающей платформе Moodle. Данный ресурс содержит материалы общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» предназначенной для изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, https://sdo.nppk54.ru/course/view.php?id=94.
Рекомендации по работе с данным ресурсом есть на сайте Новосибирского профессионально-педагогического колледжа nppk54.ru в разделе «Дистанционное обучение».
4.2 Проект «Российская электронная школа» (сайт https://resh.edu.ru/). Раздел Информатика https://resh.edu.ru/subject/19. Содержит материалы по предмету «Информатика» 10-11 классы.
4.3 Группа компаний «Просвещение», поддерживая рекомендации Минпросвещения РФ о переводе образовательного процесса в дистанционную форму, открыла свободный доступ к электронным формам учебников и образовательным сервисам на платформе «Медиатека «Просвещения». https://digital.prosv.ru/. Электронные учебники можно пользоваться только через приложение «Учебники Просвещение». Для успешной работы с электронными учебниками его необходимо установить на компьютер или смартфон.
4.4 Материалы для организации дистанционного обучения. «Информатика» городского методического центра г. Москвы https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/informatika-ikt/metodicheskie-materialy/inf-disr-ob-10-11.html.
Часть 2. Инженерная и компьютерная графика
6. При реализации программы среднего профессионального образования по дисциплинам «Инженерная графика» и «Компьютерная графика» с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий рекомендуется использовать систему дистанционного обученияMoodle и платформу Zoom для проведения онлайн-занятий.
6.1 Система дистанционного образования Moodle позволяет формировать лекции с возможностью промежуточного тестирования, при переходе от лекции к практической работе.
Лекция может быть представлена, как в виде текстового
и графического материала, так и презентации и видео материала.
Отдельной возможностью представлено формирование задания. Обучающиеся имеют возможность, выполнив задания вручную или в CAD системах прикрепить файл для проверки в системе Moodle или прислать на почту преподавателю.
При работе обучающихся с тестами, оценка результатов производится автоматически, при соответствующих настройках.
Используя возможность видеоконференций на таких платформах, как Zoom или Skype преподаватель имеет возможность проведения лекций студентам дистанционно с последующим предоставлением видеоматериала
в системе Moodle, в соответствующем разделе лекции.
Система Moodle позволяет формировать журнал оценок, как автоматически (за пройденные материалы и тесты), так и вручную за представленный материал на электронную почту преподавателя.
Zoom — платформа для проведения онлайн - занятий, видеоконференций позволяет проводить одновременное включение до 100 человек.
В режиме видеоконференции существует возможность демонстрации презентаций, скриншотов экрана, видеоматериалов. При этом существует возможность переключения роли ведущего с преподавателя на студентов, что позволяет демонстрировать выполнение поставленной задачи в онлайн или выполнение презентаций проектов и готовых работ.
Всё это может сопровождаться обсуждениями, комментариями всеми участниками, как в устной, так и в письменной форме при помощи чата. Возможность записи, позволяет в дальнейшем использовать эту лекцию повторно, разместив её в системе Moodle.
Часть 3. Физика. Электротехника и электроника
7. При реализации программы среднего профессионального образования по дисциплинам «Физика» и «Электротехника и электроника»
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий рекомендуется использовать официальный сайт колледжа, платформу Moodle, личные сайты преподавателей, социальные сети ВКонтакте, мессенджер WhatsApp.
Групповые и личные консультации проводить с помощью приложения Skype и Zoom.
8. Рекомендуются к использованию следующие вспомогательные интернет-ресурсы по дисциплинам:
8.1 Физика
Единое окно доступа к ресурсам. Физика. https://window.edu.ru/app.php/catalog/?p_rubr=2.2.74.6
Библиотека видеоуроков по школьной программе https://interneturok.ru
Видеоуроки https://videouroki.net
Курсы, тесты, видеолекции, материалы для учителей https://infourok.ru
Сайт Ю.М. Коцелап https://kum.kvreslab.ru
8.2 Астрономия
Единое окно доступа к ресурсам. Астрономия. https://window.edu.ru/app.php/catalog/?p_rubr=2.2.74.1
МКС онлайн https://mks-onlain.ru
Российская астрономическая сеть https://astronet.ru
Информационный сайт. Вся вселенная https://vsya-vselennaya.ru
Журнал «Все о космосе» https://aboutspacejornal.net
Гугл-карта Луны https://gotourl.ru//1808
8.3 Электротехника и электроника
Единое окно к ресурсам. Электротехника. https://window.edu.ru/catalog/?p_rubr=2.2.75.30
Лекции по электронике.
https://studentik.net/lekcii/lekcii-texnicheskie/296-jelektronika.html
Электрик. https://www.electrik.org/elbook
Электронная электротехническая библиотека https://www.electrolibrary.info
8.4 В процессе обучения также используются ресурсы платформы электронных библиотечных систем «Юрайт», «Академия», Межвузовской электронной библиотеки НГПУ.
Часть 4. История. Обществознание
9. При реализации программы по общеобразовательным предметам «История», «Обществознание» с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий рекомендуется:
9.1 проведение следующих форм виртуальных уроков:
- урок – лекция в режиме реального времени, с элементами контроля, элементами видео, аудио;
- урок – конференция в чате, форуме;
- уроки проектов - коллективная и индивидуальная организация работы обучающихся в проектах;
- самостоятельная работа - поисковая, исследовательская, творческая, др.;
- урок контроля знаний - в форме тестирования, ответов на контрольные вопросы, решения ситуационных задач и др.;
- урок – консультация в чате, форуме, социальных сетях, через мессенджеры: WhatsApp и Viber. и др..
9.2 организация следующих видов работы с обучающимися:
- самостоятельная работа обучающихся с текстом лекции, вопросами и заданиями к ней. Предполагает расширение знаний по предмету – внимательное прочтение лекционного материала, закрепление приобретённых знаний по вопросам к нему, выполнение заданий и оформление результатов своей деятельности по предложенному образцу.
- самостоятельная работа обучающихся с документами и заданиями к ним. Предполагает углубление знаний по предмету – внимательное прочтение документального материала, выполнение заданий и оформление результатов своей деятельности по предложенному образцу.
- самостоятельное знакомство обучающихся с персоналиями, словарём к уроку. Предполагает углубление знаний по предмету, расширение понятийного аппарата – использование этих знаний для выполнения творческой работы обучающихся и во время контрольной проверки знаний в других ситуациях.
- выполнение творческой работы. Предполагает проявление творчества обучающихся в выборе формы представления конечного результата своей деятельности, а также способность применения приобретённых знаний на практике.
- самостоятельная работа с мультимедийной презентацией. Предполагает закрепление приобретённых знаний по изучаемой теме, а также возможность самопроверки.
- самостоятельная работа с историческими картами (в том числе контурными), визуальной информацией на поиск противоречий, на аргументацию теоретических суждений.
- контроль знаний. Предполагает возможность обучающихся получить независимую экспертную оценку результатов своей самостоятельной деятельности в рамках изучения темы, показывает качество приобретённых знаний, а также уровень готовности к самообразованию. Эта оценка складывается из всех конечных результатов деятельности обучающихся с лекционным материалом, документами, персоналиями, словарём, выполнением творческой работы, прохождения контрольного теста в режиме онлайн.
10. Обмен результатами работы возможен посредством использования облачных технологий (Яндекс.Диск, Облако на mail.ru).
11. Обсуждение результатов работы возможно в соцсетях и через мессенджеры: WhatsApp и Viber.
12. Для организации занятий в дистанционном режиме преподаватель может пользоваться сайтами:
12.1 Официальный сайт ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» https://www.fipi.ru
12.2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам https://window.edu.ru
12.3 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов https://schoolcollection.edu.ru
12.4. Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников» https://www.researcher.ru
12.5 Сеть творческих учителей https://www.it-n.ru/
12.6 Сайт издательства «Макмиллан» https://www.macmillan.ru/
12.7 Федеральный портал «Российское образование» https://www.edu.ru
12.8 Официальные сайты (порталы) издательств учебной и методической литературы:
Издательство «Просвещение» https://www.prosv.ru/,
Издательство «Вентана-Граф» https://www.vgf.ru/,
Издательство «Дрофа» https://www.drofa.ru/,
Издательство «Мнемозина» https://www.mnemozina.ru/,
Электронная версия учебников по предметам общественного цикла Издательство «Академия» https://www.academia-moscow.ru/
Издательство «Владос» https://www.vlados.ru
Издательство «Вита-Пресс» https://www.vita-press.ru
Издательство «Русское Слово» https://www.russkoe-slovo.ru/
Издательство «Первое сентября» https://1september.ru
Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории https://rushistory.org/?page_id=1800
Концепция преподавания обществознания в Российской Федерации. Утверждена на коллегии Министерства Просвещения России 24.12.2018
https://docs.edu.gov.ru/document/9906056a57059c4266eaa78bff1f0bbe
Всероссийская общественная организация. Ассоциация учителей истории и обществознания https://school.historians.ru/
13. В связи с рекомендациями Министерства просвещения РФ о переводе образовательного процесса в дистанционную форму группа компаний «Просвещение» предоставляет образовательным организациям свободный доступ к электронным формам учебников ЭФУ, а также онлайн-ресурсам и сервисам на период действия мер по пресечению коронавирусной инфекции в РФ.
13.1. Для всех участников образовательного процесса действует «Горячая линия» vopros@prosv.ru/. Квалифицированные специалисты Группы компаний «Просвещение» окажут методическую поддержку и проконсультируют по вопросам использования и интеграции ЭФУ в образовательный процесс, а также дополнительных пособий для самоподготовки при организации удаленного обучения школьников.
13.2. На портале https:// media.prosv.ru в открытом доступе находятся ЭФН и образовательные ресурсы. Информация о том, как получить доступ ко всем материалам, имеется в разделе «Новости» на официальном сайте Группы компаний «Просвещение» www.prosv.ru.
13.3. Для педагогов обеспечен свободный доступ к методической литературе и информационным материалам для подготовки к дистанционным урокам https://catalog.prosv.ru/category/14 и на https://media.prosv.ru/
14. Подробная информация и инструкции по вопросам получения свободного доступа к онлайн-ресурсам и сервисам компании «Академия» размещены на портале https://digital.prosv.ru.
15. Образовательные порталы, рекомендованные НИПКРО:
Новосибирский информационно-образовательный сайт - https://nios.ru
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» - https://window.edu.ru
Федеральный портал «Российское образование» - https://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал - https://www.school.edu.ru/default.asp
Всероссийский интернет-педсовет - https://pedsovet.org
Издательский дом «Первое сентября» - https://1september.ru
«Учительская газета» электронная версия - https://www.ug.ru
Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования - https://www.alleng.ru/edu/hist4.htm
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - https://school-collection.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов -https://fcior.edu.ru
ПостНаука – интернет-журнал о современной фундаментальной науке -https://postnauka.ru/.