Изобразительно-выразительные средства языка.




Выразительность языка обеспечивается разнообразными средствами, к которым относятся:

1) фонетические средства выразительности:

звукопись – повторение похожих звуковых сочетаний (гласных или согласных).

Разновидности звукописи:

аллитерация – повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием: Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (П.).

ассонанс – повторение однородных гласных звуков как стилистический прием: Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою (Н.).

2) словообразовательные средства выразительности (окказионализмы, использование слов с приставками и суффиксами, в том числе суффиксами субъективной оценки);

 

3) лексико-фразеологические средства выразительности:

 

антонимы синонимы эвфемизмы омонимы паронимы многозначные слова заимствованные слова в том числе варваризмы экзотизмы фразеологизмы пословицы и поговорки крылатые слова афоризмы цитаты *плеоназм *тавтология стилистически окрашенная лексика: оценочная, разговорная, традиционно-поэтическая, книжная ↔ термины лексика ограниченного употребления: диалектизмы, просторечие, профессионализмы, жаргонизмы устаревшая лексика: историзмы, архаизмы, неологизмы

4) тропы – это обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-то отношении.Основой любого тропа является сравнение:

 

простые сложные
сравнение эпитет гипербола ↔ литота метафора ↔ метонимия ↔ синекдоха олицетворение перифраза оксюморон каламбур аллегория ирония ↔ гротеск ↔ сарказм

1) гипербола – преувеличение (море радости);

2) гротеск – художественное преувеличение до невероятного, фантастического;

3) ирония – употребление слов в отрицательном смысле, прямо противоположном буквальному (Откуда, умная, бредешь ты, голова?);

4) каламбур, аллегория иносказательное изображение предмета или явления (правосудие как Фемида, женщина с весами);

5) литота – преуменьшение (кот наплакал; Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более напёрстка (Гр.);

6) метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака (солнечная улыбка; водопад звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любви);

7) метонимия – перенос значения с одного предмета на другой на основании их смежности (Скоро ли обед? – спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке. // Весь пансион признавал его превосходство. // Читая Белинского... Любуясь Репиным // ...Не то на серебре – на золоте едал. (Гр.) // Я три тарелки съел (Кр.); Трещит затопленная печь (П.) // Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам... (П.) // А Петербург неугомонный уж барабаном пробужден. (П.) Театр рукоплескал.)

8) оксюморон – соединение противоположных по смыслу слов, то есть сочетание несочетаемого (живой труп; Оптимистическая трагедия);

9) олицетворение перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые(Луна смотрит с неба. Солнце смеётся. Берёзка плачет);

10) перифраза замена однословного наименования предмета или явления описательным оборотом, указывающим на один или несколько существенных признаков предмета или явления. (Лев – царь зверей; Петербург – Северная Венеция, врачи – люди в белых халатах);

11) сарказм –едкая, злая ирония (В стих.Н.Некрасова «Размышления у парадного подъезда» звучит сарказм).

12) синекдоха – перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними, то есть вместо единств.числа используется множ. и наоборот (Всё спит – и человек, и зверь, и птица; И слышно было до рассвета. Как ликовал француз; Мы все глядим в Наполеоны; Пуще всего береги копейку);

13) сравнение – троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку (разные виды сравнения: Озеро блестело, как чёрное зеркало. // Небо как колокол, месяц – язык… (Ес.) // Тревога змеею вползла в наши сердца. // Эгоизм бывает холоднее родника. // …бабочки похожи на цветы. // Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи – Мороз-воевода дозором обходит владенья свои (Н.) //устойчивые сравнения: бежал как на пожар, красный как рак);

14) эпитет – образное определение (Москва златоглавая; роковые часы;жадно всматривается); * постоянный эпитет –красочное определение, образующее с определяемым словом устойчивое образно-поэтические словосочетание, встречающееся преимущественно в фольклоре (например, синее море, красная девица и т.д.);

 

Тропы бывают общеязыковые (увлекаюсь Пушкиным) и оригинальные (мармеладное настроение – А.П. Чехов).


 

5) фигура речи – оборот речи или синтаксическое построение, основанные на особых сочетаниях слов, то есть речевой оборот, необычный по синтаксису:

антитеза бессоюзие ↔ многосоюзие градация инверсия синтаксический параллелизм парцелляция умолчание ↔ эллипсис *именительный темы риторические фигуры: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение повтор, в том числе
анафора эпифора подхват рефрен кольцо эпистрофа

 

1) антитеза – противопоставление (Мягко стелет, да жестко спать);

2) бессоюзие (Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари…(П.);

3) градация – усиление действия или признака (Он волновался, тревожился, сходил с ума);

4) инверсия – изменение обычного для данного языка порядка слов в предложении, обратный порядок слов (Куда сегодня идёшь ты? // Сижу за решеткой в темнице сырой. (П.) // Часов однообразный бой);

5) многосоюзие (И волны теснятся, и мчатся назад, И снова приходят и о берег бьют…(Л.);

6) парцелляция – намеренное расчленение связанного интонационно и на письме текста на несколько пунктуационно самостоятельных отрезков (Ни дымных кухонь. Ни бездомных улиц. Двенадцать бьёт. Четыре бьёт. И шесть. И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь. Плечом. На тучу. Тяжко. Опершись. П. Антокольский);

7) повторы:

7.1) анафора – повторение сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов (Наше оружие – наши песни, Наше золото – звенящие голоса);

7.2) эпифора – повторение сходных элементов в конце строк (Вот на берег вышли гости, / Царь Салтан зовёт их в гости. (П.);

7.3) амплификация – ряд повторяющихся речевых конструкций или слов (За всё, за всё тебя благодарю я: За тайные мучения страстей, За горечь слёз, отраву поцелуя, За месть врагов и клевету друзей; За жар души, растраченный в пустыне…);

7.4) повтор (подхват, рефрен): А мы с тобой, брат, из пехоты. А летом лучше, чем зимой. С войной покончили мы счеты... Бери шинель – пошли домой (Окуджава);

7.5) кольцо – повторение в конце стихотворной строки (строфы или всего произведения) начальных слов или отдельных звуков (Подарю я шаль из Хорасана, Я ковер ширазский подарю (Ес.);

7.6) эпистрофа – словесные повторы в начале и в конце строфы или только в конце строф (Всё глуше музыка души, всё звонче музыка атаки. Но ты об этом не спеши: не обмануться бы во мраке, что звонче музыка атаки, что глуше музыка души).

8) риторические фигуры:

8.1) риторический вопрос (И какой же русский не любит быстрой езды? (Г.);

8.2) риторическое восклицание (Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство. Тютчев);

8.3) риторическое обращение (Пой, гармоника, вьюге назло…);

9) синтаксический параллелизм – сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый образ (В синем море волны плещут./В синем небе звезды блещут (П.);

10) умолчание – намеренный обрыв высказывания (Хотя страшился он сказать, Нетрудно было б отгадать, Когда б… но сердце, чем моложе, Тем боязливее, тем строже… (Л.);

11) эллипсис – значимое отсутствие языковых единиц (Я – за ним, а он – в кусты. // Зверю – берлога, Страннику – дорога, Мертвому – дроги, Каждому – свое. (Цв.);

 

6) Синтаксические средства выразительности:

авторская пунктуация вводные слова вопросительные предложения восклицательные предложения восклицательные частицы многопредложность обособленные члены предложения обращения присоединительные конструкции ряды однородных членов предложения сочетание коротких простых и длинных сложных или осложненных разнообразными оборотами предложений экспрессивное использование предложений разно­го типа (односоставные, неполные, бессоюзные и т. п.)

7) Морфологическиесредства выразительности:

1) экспрессивное использование грамматических категорий (падежа, рода, одушевлённости-неодушевлённости и др.),

2) прямое и переносное употребление форм времени глагола

3) экспрессивное использование слов разных частей речи,

4) насыщение текста междометиями и звукоподражательными словами

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: