Выразительность языка обеспечивается разнообразными средствами, к которым относятся:
1) фонетические средства выразительности:
звукопись – повторение похожих звуковых сочетаний (гласных или согласных).
Разновидности звукописи:
аллитерация – повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием: Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (П.).
ассонанс – повторение однородных гласных звуков как стилистический прием: Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою (Н.).
2) словообразовательные средства выразительности (окказионализмы, использование слов с приставками и суффиксами, в том числе суффиксами субъективной оценки);
3) лексико-фразеологические средства выразительности:
антонимы синонимы эвфемизмы омонимы паронимы многозначные слова заимствованные слова в том числе варваризмы экзотизмы | фразеологизмы пословицы и поговорки крылатые слова афоризмы цитаты *плеоназм *тавтология | стилистически окрашенная лексика: оценочная, разговорная, традиционно-поэтическая, книжная ↔ термины лексика ограниченного употребления: диалектизмы, просторечие, профессионализмы, жаргонизмы устаревшая лексика: историзмы, архаизмы, неологизмы |
4) тропы – это обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-то отношении.Основой любого тропа является сравнение:
простые | сложные | ||
сравнение эпитет | гипербола ↔ литота метафора ↔ метонимия ↔ синекдоха | олицетворение перифраза оксюморон | каламбур аллегория ирония ↔ гротеск ↔ сарказм |
1) гипербола – преувеличение (море радости);
|
2) гротеск – художественное преувеличение до невероятного, фантастического;
3) ирония – употребление слов в отрицательном смысле, прямо противоположном буквальному (Откуда, умная, бредешь ты, голова?);
4) каламбур, аллегория – иносказательное изображение предмета или явления (правосудие как Фемида, женщина с весами);
5) литота – преуменьшение (кот наплакал; Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более напёрстка (Гр.);
6) метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака (солнечная улыбка; водопад звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любви);
7) метонимия – перенос значения с одного предмета на другой на основании их смежности (Скоро ли обед? – спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке. // Весь пансион признавал его превосходство. // Читая Белинского... Любуясь Репиным … // ...Не то на серебре – на золоте едал. (Гр.) // Я три тарелки съел (Кр.); Трещит затопленная печь (П.) // Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам... (П.) // А Петербург неугомонный уж барабаном пробужден. (П.) Театр рукоплескал.)
8) оксюморон – соединение противоположных по смыслу слов, то есть сочетание несочетаемого (живой труп; Оптимистическая трагедия);
9) олицетворение – перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые(Луна смотрит с неба. Солнце смеётся. Берёзка плачет);
10) перифраза – замена однословного наименования предмета или явления описательным оборотом, указывающим на один или несколько существенных признаков предмета или явления. (Лев – царь зверей; Петербург – Северная Венеция, врачи – люди в белых халатах);
|
11) сарказм –едкая, злая ирония (В стих.Н.Некрасова «Размышления у парадного подъезда» звучит сарказм).
12) синекдоха – перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними, то есть вместо единств.числа используется множ. и наоборот (Всё спит – и человек, и зверь, и птица; И слышно было до рассвета. Как ликовал француз; Мы все глядим в Наполеоны; Пуще всего береги копейку);
13) сравнение – троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку (разные виды сравнения: Озеро блестело, как чёрное зеркало. // Небо как колокол, месяц – язык… (Ес.) // Тревога змеею вползла в наши сердца. // Эгоизм бывает холоднее родника. // …бабочки похожи на цветы. // Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи – Мороз-воевода дозором обходит владенья свои (Н.) //устойчивые сравнения: бежал как на пожар, красный как рак);
14) эпитет – образное определение (Москва златоглавая; роковые часы;жадно всматривается); * постоянный эпитет –красочное определение, образующее с определяемым словом устойчивое образно-поэтические словосочетание, встречающееся преимущественно в фольклоре (например, синее море, красная девица и т.д.);
Тропы бывают общеязыковые (увлекаюсь Пушкиным) и оригинальные (мармеладное настроение – А.П. Чехов).
|
5) фигура речи – оборот речи или синтаксическое построение, основанные на особых сочетаниях слов, то есть речевой оборот, необычный по синтаксису:
антитеза бессоюзие ↔ многосоюзие градация инверсия | синтаксический параллелизм парцелляция умолчание ↔ эллипсис *именительный темы | риторические фигуры: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение | повтор, в том числе |
анафора эпифора подхват | рефрен кольцо эпистрофа |
1) антитеза – противопоставление (Мягко стелет, да жестко спать);
2) бессоюзие (Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари…(П.);
3) градация – усиление действия или признака (Он волновался, тревожился, сходил с ума);
4) инверсия – изменение обычного для данного языка порядка слов в предложении, обратный порядок слов (Куда сегодня идёшь ты? // Сижу за решеткой в темнице сырой. (П.) // Часов однообразный бой);
5) многосоюзие (И волны теснятся, и мчатся назад, И снова приходят и о берег бьют…(Л.);
6) парцелляция – намеренное расчленение связанного интонационно и на письме текста на несколько пунктуационно самостоятельных отрезков (Ни дымных кухонь. Ни бездомных улиц. Двенадцать бьёт. Четыре бьёт. И шесть. И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь. Плечом. На тучу. Тяжко. Опершись. П. Антокольский);
7) повторы:
7.1) анафора – повторение сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов (Наше оружие – наши песни, Наше золото – звенящие голоса);
7.2) эпифора – повторение сходных элементов в конце строк (Вот на берег вышли гости, / Царь Салтан зовёт их в гости. (П.);
7.3) амплификация – ряд повторяющихся речевых конструкций или слов (За всё, за всё тебя благодарю я: За тайные мучения страстей, За горечь слёз, отраву поцелуя, За месть врагов и клевету друзей; За жар души, растраченный в пустыне…);
7.4) повтор (подхват, рефрен): А мы с тобой, брат, из пехоты. А летом лучше, чем зимой. С войной покончили мы счеты... Бери шинель – пошли домой (Окуджава);
7.5) кольцо – повторение в конце стихотворной строки (строфы или всего произведения) начальных слов или отдельных звуков (Подарю я шаль из Хорасана, Я ковер ширазский подарю (Ес.);
7.6) эпистрофа – словесные повторы в начале и в конце строфы или только в конце строф (Всё глуше музыка души, всё звонче музыка атаки. Но ты об этом не спеши: не обмануться бы во мраке, что звонче музыка атаки, что глуше музыка души).
8) риторические фигуры:
8.1) риторический вопрос (И какой же русский не любит быстрой езды? (Г.);
8.2) риторическое восклицание (Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство. Тютчев);
8.3) риторическое обращение (Пой, гармоника, вьюге назло…);
9) синтаксический параллелизм – сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый образ (В синем море волны плещут./В синем небе звезды блещут (П.);
10) умолчание – намеренный обрыв высказывания (Хотя страшился он сказать, Нетрудно было б отгадать, Когда б… но сердце, чем моложе, Тем боязливее, тем строже… (Л.);
11) эллипсис – значимое отсутствие языковых единиц (Я – за ним, а он – в кусты. // Зверю – берлога, Страннику – дорога, Мертвому – дроги, Каждому – свое. (Цв.);
6) Синтаксические средства выразительности:
авторская пунктуация вводные слова вопросительные предложения восклицательные предложения восклицательные частицы многопредложность обособленные члены предложения обращения | присоединительные конструкции ряды однородных членов предложения сочетание коротких простых и длинных сложных или осложненных разнообразными оборотами предложений экспрессивное использование предложений разного типа (односоставные, неполные, бессоюзные и т. п.) |
7) Морфологическиесредства выразительности:
1) экспрессивное использование грамматических категорий (падежа, рода, одушевлённости-неодушевлённости и др.),
2) прямое и переносное употребление форм времени глагола
3) экспрессивное использование слов разных частей речи,
4) насыщение текста междометиями и звукоподражательными словами